10. Я тут стою и не могу иначе!

Мне показалось важным разобраться, что двигало Сашей. Какие чувства бушевали в нём. Что побудило его совершить то, что он со своими друзьями сделал в ту январскую ночь. И я задал ему вопрос, исходя из собственного понимания, но оказалось, что у нас с Сашей это по-разному. Я спросил:

– Только в Академгородке ко мне пришло понимание порочности и преступности системы. Впрочем, я считал, что новое поколение, которое придёт на смену старому, всё может исправить. А когда Вы поняли, что это невозможно?

Его ответ прозвучал для меня несколько неожиданно:

– Как бы это сформулировать... Никогда.

Есть горизонт фантазий, есть горизонт прогноза, а есть горизонт собственных действий.

Возможности новых поколений можно обсуждать либо в фантазии (тогда всё возможно или ничего невозможно – в зависимости от настроя) либо в прогнозе – и тут я до сих пор не всё могу определённо прогнозировать.

А в собственных действиях я не всегда исходил из желания «изменить» или «исправить». Просто был императив –

– Я тут стою и не могу иначе.

И Саша приводит цитату Мартина Лютера из его выступления перед императорским собранием в Вормсе (1521 г.):

– Я не могу и не хочу отрекаться ни от чего из этого, ибо поступать против своей совести грешно и небезопасно.

Оказывается, главной движущей силой Сашиного поступка была СОВЕСТЬ. Она диктовала Саше, а он только поступал по совести. Он это понимал, искал и нашёл подтверждение того, что это не аномалия, что это чувство свойственно человеку.
Впервые Саша сформулировал этот имсператив, видимо, Лейферу:

«И надписи на стенах в Академгородке в январе 68-го я писал потому, мне это было нужно. Я так делал, считая, что это правильно и хорошо. Это была моя жизнь.

Есть такой принцип: действие здесь и теперь. Так я действовал, когда выступал в защиту Гинзбурга и Галанскова, – здесь и теперь. Так действовал и когда учил одарённых детей , – здесь и теперь. И само это действие несёт в себе высший смысл, и не нуждается в дополнительном оправдании».

Приведу ещё одно его объяснение, которое он дал Надежде Новиковой в 2005 г.:

– Если говорить высокопарно, власть над духом не властна, и всегда должен быть кто-то, кто встанет и скажет, что у власти есть свои пределы.

Так получилось, что в этом месте в этот момент оказался я, правда, не один. За что и получил, хотя и не по полной программе. Исключили из комсомола, университета. По полной - было бы посадить на шесть лет. Поскольку мне в этот момент было пятнадцать лет (всем остальным от 19 до 21), прокуратура отказалась возбуждать дело.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/06/420


Рецензии