1. Вадим Делоне покидает Академгородок

Теперь вернёмся к тому, с чего начинал, к Академгородку в 1968 году – и к жизни в нём поэта Вадима Делоне. Летом 1968 года он покинул Академгородок. Сам Вадим Делоне об этом пишет так:

«Газета «Вечерний Новосибирск» удостоила меня целым разворотом под названием «В кривом зеркале». Имелось в виду, что стихи мои – кривое зеркало, искажающее славную советскую действительность.

Один из моих друзей, актёр, с большим пафосом читал этот опус. Особое удовольствие всем доставила фраза:

«Он не видит ни звёзд, ни солнца, ни глаз любимой».

Но была в этой статейке одна неприятная угроза:

«Странно, что этому зарвавшемуся антисоветчику оказывают поддержку некоторые крупные академики».

И вот, мне пришлось явиться в ректорат университета и просить меня исключить – я решил проявить лояльность, чтобы не заставлять людей страдать из-за меня, чтобы они могли избежать неминуемых репрессий.

Я попрощался с многочисленными новосибирскими друзьями и в июне вылетел в Москву».

Пишет об этом и Раиса Львовна Берг в своих воспоминаниях (1) :
«Делоне уехал из Академгородка в Москву за месяц до чехословацких событий, вышел на Красную площадь с шестью другими смельчаками, чтобы протестовать против ввода войск в Чехословакию, и был арестован.

Протестовали 25 августа, кроме Делоне, Павел Литвинов, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Константин Бабицкий и Владимир Дремлюга. Восьмой участник демонстрации, если и протестовал, то разве что против мокрых пелёнок. Горбаневская пришла на демонстрацию со своим грудным сыном. В его коляске привезли на Красную площадь к Лобному месту плакаты.

Я видела Осю Горбаневского в Париже восемь лет спустя.

– Приветствую участника демонстрации протеста против ввода войск в Чехословакию, – сказала я ему. Мы подружились».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/06/441

1.  Р.Л. Берг «Суховей. Воспоминания генетика». 2-е изд.. доп. М., памятник историчекой мысли, 2003. –527 с., илл.


Рецензии