Мистер Игрек Рок. Часть вторая. Глава 12

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГДЕ МЭР НЕ ТОЛЬКО ПОЯВЛЯЕТСЯ, НО И ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ

1.
- Позволь представиться, мэр этого города, господин Сельме Тиффо.
Человек шутовски поклонился и из этого полупоклона хитро взглянул на мистера Рока.
- Вспоминаешь?
Что-то в воздухе дрогнуло и закачалось... Или это закачался пол под ногами?
- Н-неет, – пробормотал мистер Рок.
- Тогда, я лучше напомню.
Человек порылся в карманах и вытащил под тусклый свет светильника алый ошейник, на жетоне которого красовались буквы: «Сельме Тиффо».
- Восстановитесь, – приказал им мэр.
Буквы послушно перетекли с места на место, образовав одно-единственное слово: «Мефистофель»
- А теперь? – спросил мэр. – Теперь вспоминаешь?
И тут лопнуло! Словно прокололи, наконец, тот чёртов мешок, который так долго прокисал в забвении, тая в себе прошлое мистера Ро... Хотя, какого мистера Рока?! Само собой, в памяти всплыло и другое имя! Сначала тоже буквами на старой, обтрёпанной книге, потом оно провалилось куда-то вглубь, сквозь каменные улицы и дома, сквозь людей, времена, страны... Сквозь все его бесчисленные жизни, по которым он прятался и прятался...
- Нет! Нет! Я мистер Игрек Рок!!!
Мефистофель загоготал.
- Вспомнил! Вижу, вспомнил! Ну, здравствуй, дорогой доктор!
Он щёлкнул пальцами, и комната мгновенно осветилась. Одновременно с этим, за стенами снаружи раздался дикий вой, улюлюканье, а сам Мефистофель вдруг начал вытягиваться, утоньшаясь в человека худого, сутулого и жилистого.
- Дурацкий костюм, правда? – сказал он, стряхивая невидимые пылинки с камзола, ставшего теперь коротким и широким. – Наш Прокруст, или, для тебя, Струкроп, сказал, что мэр должен сегодня выглядеть именно так. Но мне не нравится. Согласился только ради того, чтобы с первой же минуты тебя не напугать. Теперь, пожалуй, переоденусь, не возражаешь?
Одним движением рук и плеч Мефистофель смахнул с себя камзол, раскрутил его перед собой, как тореадор мулету, и надел снова, только теперь это был строгий чёрный сюртук, вроде того, какой совсем недавно носил и мистер Рок. В чёрные же брюки превратились и розовые панталоны, а вместо цветочного жилета под сюртуком оказалась алого цвета рубашка.
- А ты не желаешь переодеться? Я прихватил твой костюмчик.
Мефистофель с картинным поклоном отступил, и оказалось, что за его спиной стоит манекен с тем самым нарядом, который пытался навязать мистеру Року Струкроп... Или нет, не Струкроп, а Прокруст! Тот самый мифический Прокруст-убийца с его ложем-измерителем, размеры которого ограничивали два лезвия...
- Нет, не хочу, – замотал головой мистер Рок.
- И правильно, – с притворной таинственностью прошептал Мефистофель, не обращая внимания на то, что его гость близок к истерике. – Скажу тебе по секрету, пиджачок там хитрый... Хочешь, покажу?
Не дожидаясь ответа, он повернулся к манекену, ткнул в него пальцем, и одежда тут же пришла в движение. Борта пиджака сдвинулись, сами собой застегнулись, и сразу стало слышно, как скрипит под ним манекен, раздавливаемый тканью. Он корёжился и кренился из стороны в сторону, становясь всё уже и стройнее, пока, наконец, не лопнул и не осыпался на пол горой опилок. Одежда упала сверху, до крайности похожая на удовлетворённого человека. Не хватало только головы и тела.
Мефистофель захохотал.
- Хорошая штука, правда?! Это Прокруст придумал, а я помог изготовить. На всякий случай, если вдруг что... Но ты не бойся, я ни за что не позволил бы никому так шутить с гостем, которого здесь ждали несколько столетий. Ты мой приз! Мой эталон! Причём такой, что никакому Прокрусту не додуматься!
Он тихонько свистнул, и несколько невнятных теней в мгновение ока убрали и костюм, и груду опилок. За всё это время мистера Рока не отпускала противная дрожь во всём теле, а уши заложило от противного воя снаружи.
- Шумно, да? – участливо заглянул ему в лицо Мефистофель. – Что поделать, гости съезжаются, я не могу запретить им радоваться.
Мистер Рок сглотнул.
- Мне сказали, в этом году гостей не будет, – почти машинально выдавил он из себя.
- Да, что ты! Да как же! – замахал руками Мефистофель. – Кто такое мог сказать?!
- Господин Валеами, - после долгой паузы еле выдохнул мистер Рок.
- О-ооо, хо-хо! Наш Макиавелли, если и не соврёт, то так сместит акценты, что выйдет лучше вранья!.. Я, видишь ли, всем им тут имена малость изменил, чтобы ты раньше времени не догадался. Понаблюдать хотел, тот же ты доктор, которого, якобы, хлебом не корми, дай покопаться в тайнах мироздания, и понял: всё тот же! Всё тот же, дорогой ты мой! В деталях, возможно, что-то потерял, но тщеславие осталось! Милое, неизменное, совершенное, как окружность, тщеславие! Обожаю! И, чтобы потешить его в тебе, скажу, что готовил этот город специально для твоего прихода. Земное воплощение великого Мегидо! Последняя, так сказать, схватка... Чушь, конечно, последней никогда не будет, но место сакральное, а ты в нём.., как это нынче говорят? Вишенка на торте!
Мистера Рока вырвало.
Он никогда не испытывал такого ужаса. Даже в тот момент, когда увидел картинку в Библии. Там был лишь слабый отголосок того, что охватило его теперь, и вряд ли он до донца понимал всё то, что говорил Мефистофель. В памяти мистера Рока, словно гигантская башня, восстанавливалась вся его прошлая жизнь, оплетаемая всем тем, что произошло уже здесь. И последней яркой вспышкой стало лицо девушки... Той самой! Маргариты!
Потом мозг помутился, и мистер Рок упал в обморок.


2.
Очнулся он в полной тишине, лёжа на каких-то шкурах, прямо на полу. Мефистофель сидел рядом, опершись спиной на колонну, а неподалёку суетился человек с вывернутыми ногами, виденный когда-то возле самолётов. Он топтался у стола с тёмными бутылями и явно готовил какое-то снадобье, ни на кого не обращая внимания.
Мистер Рок опустил глаза на его ноги. Штаны на них заменяла густая шерсть, из-под которой торчали копыта, а колени были вывернуты на манер козлиных.
- Кто это? – спросил он, с огромным усилием выталкивая их себя голос.
- О! Очнулся! – радостно воскликнул Мефистофель. – Что ж ты нас так пугаешь!? Не смог вынести себя вишенкой на торте? Или чувствуешь, всё же, что виноват передо мной? Не стоит, не стоит. Ты здесь, и это многое прощает, только, смотри, больше не теряй сознание, а то весь триумф мне испортишь.
Смуглый мизинец с длинным, как коготь ногтем, вытянулся в сторону козлоногого.
- А это фавн. Помогал мне с устройством города, да так и прижился. Давай-ка, выпей, что он приготовил, и поднимайся. Нам за эту ночь надо о многом переговорить, полюбоваться праздником и кое-что сделать... То есть, сделать надо тебе, но это уже потом, потом...
Постукивая копытами, козлоногий подошёл к мистеру Року и протянул ему кубок.
- Я не стану! – замотал головой мистер Рок.
- Да не бойся, не отравим!
Мефистофель хлопнул его по плечу, потом подхватил под локоть и заставил встать на ноги.
- Снадобье целебное, исключительно для поднятия жизненных сил, а то ты что-то на себя не похож.
Он принял у фавна кубок и вдруг мечтательно закатил глаза.
- А помнишь, как мы тогда, у мартышек зелье варили..? Ты и не сопротивлялся совсем. А когда барышню свою увидел, так и вовсе требовать стал! Ты вообще был очень требователен, дорогой доктор. Но я не в претензии, так что, пей. Ты мне нужен сегодня бодрый и весёлый!
Мефистофель поднёс кубок к губам мистера Рока и, почти насильно, влил в него содержимое. Мистер Рок не почувствовал ни вкуса, ни жара, только кисловатый оттенок привкуса от металлического края кубка. А потом по телу разлились уверенность и сила, почти такие же, как и те, что давал ему ключ... Кстати, где он? С того момента, как Луисс протянул его в холле своей гостиницы, мистер Рок ключа больше не видел...
- Ну вот, взгляд прояснился, и в нём даже появился кое-какой интерес!
Радостный Мефистофель сделал козлоногому знак, чтобы тот убирался, а сам, приобняв мистера Рока за плечи, повёл его к колонне.
- Давай продолжим с того, с чего начали. Ты стоял вот тут, смотрел на план города, а я спросил, что он тебе напоминает. Так? Кивни, не бойся... Ну, вот. Так, что тебе эта схема напоминает?
- Отпечаток пальца, – нехотя ответил мистер Рок.
- Молодец! – обрадовался Мефистофель. – Именно отпечаток, и именно пальца! ЕГО пальца, понимаешь? Когда землю создавал, оставил! А мы на нём город пристроили. Запечатали так... И в других местах тоже. Города-лабиринты. Название каждого составлено из букв общего понятия «Мегиддо». У нас Мидегод, у других иначе, к примеру, Дегимод, или Оддегим, но это уже не так важно, как то, что в центре каждого такого города осталось вот это!
Уже не улыбаясь во весь рот, он воткнул палец в самый центр.
- Колодцы! Не то, чтобы они нам сильно мешали, но само их существование раздражает... Впрочем, ты должен это понимать. Вылезает оттуда, иной раз то, что можно было бы назвать совестью для тех наших жителей, кто.., как бы это сказать? Кто оказался не так силён духом, как обещался. А мне, да и никому из нас, второго тебя не надо, согласись!
Мефистофель почти ласково провёл рукой по плечу мистера Рока.
- Как же долго я тебя искал! Несколько поколений сменилось... Бесился сначала, разборку затеял, кричал, что света ты ну никак не достоин! А в ТОМ ведомстве, оказывается, тебя и не ждали. Просто кое-кто решил во что бы то ни стало выиграть наш спор о человеке, и тут очень кстати твоя барышня подвернулась, слёзно за твою душу попросила, после чего меня, крайне ловко, оставили с носом!.. Одним словом, нет нигде чистых и ясных принципов, всюду компромиссы, условности и двойные стандарты! Она, вроде, и убийца, но ведь за наших же, за возвеличенных до неба! Искушению окончательно погубить душу не поддалась, а то, что была в тот момент безумна, значения не имеет, так что, давай её к нам, в свет, в спасение! Что она там теперь говорит? За другого убийцу просит? Ладно, и его давайте! Только, всё же, не к нам, а обратно, в земную жизнь, чтобы и спор оказался выигранным, и, вроде как приличия соблюдены, и.., и вообще! А дальше, – Мефистофель похлопал ладонями друг о друга – … умываю, как говорится, руки!
Он засмеялся и окинул благостным взглядом фигуру мистера Рока.
- Но я тоже не глуп! Как только понял, что ты снова в земной жизни, что воссоздан иным Создателем - пусть поэтом и человеком, но всё же, Творцом; что ты, представляя собой, по большому счёту, обычное ничтожество, обрёл бессмертие, благодаря истории, весьма для меня позорной, тут совсем уж разозлился и сразу заключил пари новое! На то, что разыщу тебя и докажу, – корявый когтистый палец почти воткнулся теперь в щёку мистера Рока, – докажу, что ты остался так же ничтожен, как и тогда, в нашу первую встречу! Что все твои изыскания чего-то, якобы, гармоничного, осмысленного и прекрасного, ничего не стоят, ибо, подвернись случай, и стандартное человеческое существо возьмёт верх! А что для этого существа главное? Гармония? Смысл его мелкой жизни? Да никогда! Эти благостные цели, как блохи на шкуре треглавого пса, и зовутся те головы Похоть, Алчность и Тщеславие! Каждая сожрёт своих блох, не поморщится, на что я и поспорил. И единственным условием с моей стороны было лишение тебя памяти, ибо, кто знает, на ошибках иногда всё же учатся.
Мефистофель отступил на шаг, ещё раз осмотрел своего гостя с крайне довольным видом, и раскинул руки, как человек, с триумфом завершивший нечто важное.
- И вот ты здесь! Ничего не помнящий, но по-прежнему, тщеславный, амбициозный и очень, очень, мой друг, капризный! По сути ты всегда был идеальным эгоистом, как со своими учениками, так и с женщинами, и с другими, окружавшими тебя людьми, и это мне нравится в тебе! Нравится ужасно!
Он приложил палец к губам, заметив, что мистер Рок желает что-то возразить, и, укоризненно подняв брови тихо шикнул, призывая не перебивать.
- Я ведь ничего не приврал, и обидеть ничуть не хотел. Можно забыть, что угодно, но только не то, что сидит вот здесь, в самом сердце! А у тебя там даже самое стойкое не задержалось, то бишь, любовь! (Если таковая, к слову, вообще была). Про дурочку Маргариту говорить не хочу, я и не ожидал, что ты всё вспомнишь при встрече с ней. Подлинная любовь оставалась только в её девичьем сердце, у тебя же прижилось одно вожделение. Но Елена Троянская... Тут опасения были. Этот дивный облик, это пресловутое яблоко, наконец, про которое каждый дурак знает! Ты ведь так желал её когда-то! Лелеял мечту об обладании этой квинтэссенцией всего истинно женского опыта, соблазна, красоты! И получил! Разве можно вырвать такое из памяти, не оставив даже мелкого корешка, который заново прорастёт при малейшем напоминании!? Но нет, не вспомнил... Зато картинки в Библии испугался, хе-хе! Выходит, страх в тебе самое сильное, что, к слову, извинительно вполне... Но, опять же, никаких конкретных воспоминаний! И, когда я велел устроить пирушку с пойлом прямо из стола, тоже...
- Там я вспомнил кое-что, – возразил мистер Рок.
- Вот то смутное видение ты называешь воспоминанием?! Брось! Это всего лишь фантомные боли тех моментов твоей первой жизни, когда что-то именно тебя сильно задевало! Гуляки в трактире угрожали твоей жизни и потому запомнились, как привязка к выпивке из стола, а вот сам стол и льющиеся из него напитки, ничтожный антураж, который сам по себе воспоминаний бы не вызвал. То же самое и с остальным. То там, то сям мерещилось что-то знакомое, но лишь в тех областях, где у тебя бывал свой собственный, шкурный интерес!
- А банковский счёт? – хмуро спросил мистер Рок. – Я никогда прежде не вожделел к деньгам настолько, чтобы помнить цифры, которые мало кто из людей вообще в состоянии запомнить!
Мефистофель с притворным испугом охнул и покаянно прижал руки к груди.
- Тут, каюсь, это я! Я, я! Надо же было обеспечить тебя для жизни здесь. А заодно проверить, не оброс ли ты, кроме всего прочего, ещё и алчностью, чтобы, уж совсем, до кучи... Здесь для неё, видишь ли, самая плодородная почва. Но это я тебе ещё покажу, во всей красе, как говорится!
Он азартно потёр руками.
- Ну, что, двинемся, пожалуй? В себя ты пришёл, а праздник в разгаре, несмотря на то, что мы его не слышим. Видишь, я по-прежнему заботлив, увидел, что тебе неприятен шум, и убрал, хе-хе, звук. Но сейчас, приготовься, я его снова включу, и придётся тебе.., хотя, что это я? Ты же должен помнить Вальпургиеву ночь, а сегодня, если ещё не понял, она самая и есть!
Мефистофель поднял руку, но мистер Рок его удержал.
- Постой! У меня есть вопрос...
- Давай, только быстро.
- Какова моя памятная вещь?
Поднятая рука опустилась.
- Зачем тебе, ты ведь уже всё вспомнил?
- Я хочу знать, где осталась моя душа.
- В тебе, где же ещё, – презрительно скривился Мефистофель. – Тело другое, но душа всё та же. Ты ошибочно полагаешь, будто памятная вещь какое-то хранилище. Это, скорее, напоминание, причём, далеко не всегда о самом дорогом, или приятном, что было в жизни, но всегда о том, что сделало человека таким, каков он стал. К примеру, наша чудесная, обворожительная мадам Мичиде, которая до сих пор травит всех в «Садах забвения» не самым лучшим пойлом, так и осталась бы в истории обычной королевской женой и матерью целого выводка наследников, не проживи она лучшие годы молодости с обидой на изменяющего мужа и эту его любовницу, которая и старше, и потасканней... Я, кстати, хотел подселить сюда и мадам Диану, но, увы, она не была ни убийцей, ни королевой, а у меня тут все, как на подбор, за редким, очень редким исключением... Или твой сосед, Чайки Дрорр третий... Тут совсем смешно, ибо изначально своей памятной вещью он пожелал оставить корону, как и все его предшественники, но когда я ознакомил его величество с некоей пьесой... О, хо-хо, что началось! Ругался, негодовал, а потом обменял-таки корону на лошадиную сбрую. И правильно сделал. Что такое корона? Вечное напоминание об утерянном благополучии, и только! Говоря иначе, одно расстройство. Зато новая вещь позволяет ему ни о чём не жалеть, укрепляя себя вечной обидой на человечество. И, согласись, разве это не то самое благо, которое я вечно совершаю, хотя, хе-хе, как было, якобы мною сказано, являюсь той силой, что желает зла!
Мефистофель захохотал и снова поднял руку, но мистер Рок перехватил её и с силой сжал горячее, как угли запястье.
- Я желаю знать, какова моя памятная вещь! – произнёс он раздельно.
- Мало ли, что...
Горячая рука легко провернулась в ладони мистера Рока и выскользнула.
- Узнаешь, когда сделаешь то, что должен, – произнёс Мефистофель, демонстративно потирая запястье..
- А что я должен сделать?
На смуглом лице расползлась улыбка.
- Сначала праздник, а все дела потом...





_________________________________________
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/06/559


Рецензии
Марина, потрясена...
Доктор Фауст
??.
Молчу.
Всё потом.
Обнимаю.

Дина Иванова 2   24.09.2017 14:09     Заявить о нарушении