Сердце друга 81

Сулимана обследовали, и он начал амбулаторное лечение.
Наконец, он мог поехать домой. Весь его отряд попал под амнистию. И уже имея на руках соответствующие документы, находились дома.
Очень тяжелым был этот путь домой. Морально и душевно. В республике еще шли зачистки, боестолкновения в разных районах. Продолжались задержания, гибли и пропадали без вести люди, а он, возвращался к "мирной жизни". Чувство вины не покидало его всю дорогу. И он ехал, со стыдливо опущенной головой. Но в чем его вина перед людьми и чем он мог ее искупить? Сулиман не находил ответов на эти вопросы. Не по собственной воле он взял в руки оружие. И не меньше других он пострадал в этих войнах. Потерял отца, дядю, многочисленное количество друзей и родственников. Потерял дом, здоровье, молодость. Возможность получить образование, о чем мечтал он сам, и его родители.
С этими удручающими мыслями, он наконец, добрался в село. Микроавтобус, в котором ехал Сулиман, остановился на автостанции в центре Ведено. Сулиман терпеливо подождал пока выйдут все, и не спеша направился к выходу. Хоть на него никто и не обращал внимания, Сулиману казалось, что все вокруг указывают на него пальцем, и называют трусом и предателем.
Первым делом, Сулиман решил посетить семью Хизира. По пути, ему встречались родственники и знакомые, которые выражали свое сочувствие и радость в связи с его возвращением домой. Это придавало ему сил. Встретилась ему по пути и тетя, которая со своим восьмилетним сыном направлялась к центру села. Вытирая слезы, она крепко обняла Сулимана и долго не могла выпустить его из объятий.
- Бедный мой мальчик - причитала тетя. - Сколько же тебе пришлось пережить? Какая радость для матери.
Тетя, уже пятый год искала и ждала без вести пропавшего старшего сына. Она отправила своего сына предупредить, порадовать мать Сулимана сообщением о его возвращении.
- Скажи, что я буду у Хизира - попросил Сулиман убегающего мальчика. - Вернее, у него дома - уже тихо добавил он.
Попрощавшись с тетей, Сулиман продолжил путь.
По пути ему встретился еще и троюродный брат, который любезно согласился сопроводить Сулимана к семье Хизира.
Встретившись с семьей Хизира, прочитав за него молитву, Сулиман по очереди обнимал вдову и детей Хизира. Никто не мог сдержать слез.
Хасана, дома не оказалось. Он поехал по делам в Шали.
- Твоему возвращению, их отец - имея в виду детей, сказала вдова Хизира. - был бы рад не меньше чем возвращению Хасана. Он очень любил тебя.
В чеченских семьях, мужу с женой, не принято называть при посторонних друг друга по именам.
Они прошли на кухню. Говорить, было тяжело. Все понимали друг друга без слов. Вспоминали Хизира.
Резко открылась дверь в кухню, и в дверном проеме, как вкопанная, остановилась мать Сулимана. Глаза ее были заплаканы, ей было тяжело дышать. Было заметно, что она бежала к дому Хизира. Они с Сулиманом встретились взглядами. В последний раз, они виделись более полугода назад. Мать не бросилась в объятия сына, хоть и желала этого больше жизни. В чеченских семьях, не принято выставлять свои чувства на показ. Тем более, они сейчас встретились в доме, где семья переживала большое горе. Мать с сыном, взглядами, в мгновение сказали друг другу самые теплые и нежные слова. Мадина подошла к вдове Хизира, и обнявшись, женщины снова заплакали.
Посидев еще некоторое время, Сулиман с матерью, попрощавшись с семьей Хизира, направились домой. Часть пути, они прошли молча. Боковым зрением Сулиман заметил, что мать не сводит с него глаз.
- Мама. Я понимаю, что ты соскучилась по мне - сказал он. - И я соскучился по тебе не меньше. Но, позволь мне сначала, посетить могилу Хизира.
- Конечно - вытирая слезы сказала Мадина. - Я тебя понимаю. А можно и мне с тобой пойти?
- Разреши мне одному. Пожалуйста. - попросил Сулиман.
Он знал, что не сможет над могилой сдержать слез. И он не хотел, чтобы их видела мать. Не потому что стеснялся. А просто, хотел дать волю боли в груди.
Мадина согласилась, и Сулиман свернул на улицу, ведущую к местному кладбищу. Мать, еще некоторое время постояв, провожая взглядом сына, направилась домой.
Прочитав перед калиткой кладбища молитву за покойных, Сулиман прошел на территорию кладбища. Он не знал где похоронен Хизир, и взглядом искал свежую могилу. Свежих могил здесь было не мало. И Сулиман начал искать по именам на надгробных плитах. Его внимание привлек маленький надгробный камень в ряду с большими. Их, по обычаю, ставили детям. Сулиман прочитал надпись на плите. Имя отца ребенка, имя покойного и дату рождения и смерти. "Дочь Исмаила, Седа", и дата, по которым Сулиман не насчитал и трех месяцев.
- О Аллах! - вырвалось у него из груди. - Прими ее в рай ангелом.
Сулиман продолжил поиски. Наконец, он добрался до могилы Хизира. Сулиман поднял руки ладоньями в верх, и начал читать молитву. Слезы из глаз потекли ручьем. Не выдержало больше, сердце Сулимана. Одной рукой вытирая слезы, второй, гладя могилу, Сулиман сидел над могилой Хизира.
- Ну, вот, Хизир! - сквозь боль и слезы выдавил Сулиман. - Я здесь. Вытащил ты меня из грязи, а сам слег в могилу. Ты и жил благородно, и покинул этот мир благородно. Своим последним поступком в моей жизни, подарив мне шанс.
Лавиной обрушились на Сулимана, воспоминания о жизни Хизира. Очень многое он потерял вместе с ним. Душу терзали неописуемая боль и пустота.
- О Аллах! Прости ему, и нам прегрешения.
Посидев еще некоторое время у могилы. Приведя свои чувства в порядок, Сулиман направился домой.
Из дали, Сулиман заметил мать у ворот своего дома. Она ждала сына.
Наконец, войдя в свой двор, мать с сыном крепко обняли друг друга.
- Сколько раз себе говорила, - наконец выдавила Мадина. - Что никогда тебя не отпущу. Но проклятая война, снова отобрала тебя у меня. Слава Аллаху. Он снова вернул тебя мне. Надеюсь, теперь мы навсегда останемся вместе. Дай то Аллах.
Сулиман постепенно возвращался к семейным хлопотам. Было очень тяжело в первые дни. Мадина, чтобы сберечь семейный бюджет, купила с десяток кур и дойную корову.
- Что ты дальше планируешь делать, Сулиман? - спросила его за ужином Мадина. - Я очень пожалела что не согласилась уехать с тобой в Волгоград, в прошлый раз. Слава Аллаху, ты снова дома. Война еще не закончилась, и я боюсь, что ты не сможешь сидеть дома, или тебе не дадут. Может, продадим все и уедем? Как ты думаешь?
Сулиман ответил не сразу. Ему было очень тяжело принять реальность и строить планы на будущее.
- Днем и ночью, все мои мысли заняты этим вопросом - наконец ответил он. - Не знаю. Будет ли мне спокойно на чужбине когда дома война? А что я могу сделать чтобы ее остановить? Я не нахожу ответов на эти вопросы.
- Это меня и пугает. Я знаю, что ты не сможешь сидеть дома. Что не будет покоя в твоей душе пока не наступит мир. Будь проклята эта война. Что не дает людям жить в мире со всеми?
- Не знаю - тяжело вздохнул Сулиман. - Я скоро с ума от этих мыслей сойду. Ладно. Оставим эту тему. Жизнь покажет и подскажет как нам дальше быть.
Так, с этими удручающими мыслями, Сулиман продолжил жить "мирной" жизнью. И ничего хорошего он не ждал от ближайшего будущего.


Рецензии