Краеугольный утес цивилизации

               
                документальная юмореска

В Англии, в местечке Стоук, недавно открылся музей туалета. Нет, нет! Вы не ослышались. В декорированных витринах Глэдстоун Поттери Мьюзеум в режиме постоянной экспозиции заняли свои места две тысячи пятьсот экспонатов. Посетители пишут, что в залах поутру ощущался запах неотличимый от натурального, лишь облагороженный, без грубого натурализма. Это, во всяком случае мне, недоступно пониманию. Я говорю о запахе! Как можно облагородить запах говна. И втройне недоступно, теперь уже речь о самом музее, когда узнал взносы спонсоров, создавших прекрасное заведение. Это лейбористкое правительство, отслюнявившее миллион фунтов и Европейская ассоциация, отвалившая ещё 0,5 млн. фунтов. И тут припомнилось, что названная сумма составляет чуть ли не месячный бюджет Министерства культуры РФ.
Но речь не об этом.

В музее не нашлось места для экспонатов из… России. А зря!!!
В бытность свою А.П.Чехов глубокомысленно заметил - “...это удобство у громадного большинства русских людей находится в полном призрении…” Писано Антон Павловичем в конце XIX века. Прошло с той чеховской эры примерно полвека интенсивного европейского прогресса и вот что представляли собой в середине 30-ых годов XX века сортиры в общежитии для семейных пролетариев (Измайлово) крупного Московского электромашиностроительного завода. Кажется имени...какого-то неизвестного И.И.Лепсе.
Длинный одноэтажный дощатый барак, вросший в землю и обнесённый почти до окон земляным валом, именуемым завалинкой. Вам наверное непонятно слово “завалинка”! Объясняю. Это от слов завал, навал, когда временно, повторяю ...временно…, вместо бетона, цемента или деревянной обшивки, жилое здание на 1,0-1,5 метра от земли обсыпают грунтом и уплотняют. Со времён Петра Великого, сгонявшего тысячи людей на постройку С.Петербурга и на ночь загонявших людей в огромные сараи, дабы не разбежались (именно отсюда только русское слово – общежитие), завалинки служили как-бы одеялом от ледяной стужи зимой, а летом являлись местом массового размножения разного рода мышей, крыс, блох, вшей, червей и насекомых, с радостными воплями (ибо человек - пища) проникающими в жилые помещения.
В каждом бараке два входа-выхода, соединённых длиннющим коридором. Налево-направо комнатёнки. На каждый барак две кухни и четыре туалета. По странной мысли “архитектора”  кухня-два туалета (мужской-женский) строились единым блоком и разделялись, прямо скажем, хилой перегородкой. Благоухание тоже было единым и стойким, ибо кухня размещалась между мужским и женским туалетами и запахи мощной густой волной перекрывали кухонную атмосферу, особенно по вечерам и утрам, когда пролетариат тесно барахтался в пространстве сортирных помещений.

В кухнях вдоль стен стояли крепко сбитые столы и на каждом из них пыхтели и жужжали керосинки и керогазы (апогей кухонного приборостроения до газовой эры). На стенах висели полки и полочки с расставленными кастрюлями, сковородками и кружками. Под потолком весело трепыхалось разноцветье сохнущих трусов, рубах и прочих альковных принадлежностей. Особи женского пола совершали здесь вечерне-утренний променад.
В засаленных, заштопанных халатах или просто в нижнем белье, с непременными бегуди из передовиц центральных газет и нередко с беломориной во рту, они что-то помешивали в кастрюлях и что-то переворачивали в сковородках. Параллельно  оживлённо обсуждали интимные подробности из жизни знакомых и киногероев, международные события, производственные проблемы. Нередко обсуждение было настолько острым и пронзительно громким, что прибегали особи мужского пола и разводили по комнатам дерущихся дам. В экстренных случаях вызывалась милиция.

А какие чудесные конструкции сортиров, разнообразящие тематику утренне-вечерних  разговоров пролетариев, создала советская власть. Напомню основной лозунг советского правительства - “Всё для человека, всё во имя человека!!!”
Мой отец, токарь и фрезеровщик высшей категории на упомянутом заводе, жил в таком бараке некоторое время и рассказал о трёх модификациях уникальных конструкций.
Конструкция №1.
Цементный пол идеально ровный. Вдоль дальней от входа стены ряд дырок в полу. Выгребные ямы, как правило, редко очищаются и фекалии иной раз просто переливаются. Никаких тебе излишеств в виде перегородок между дырами (“жопа к жопе”) или чуть возвышающихся над полом форм для ступней. Мощная струя воды из сливного бачка под потолком смывает, точнее сметает фекалии, разбрызгивая частицы в разные стороны. Пол ровный. Сток слабый. В отводящих трубах, особенно в весенний период высокого стояния грунтовых вод, застой и засоры. И фекальные растворы густо и надолго покрывают, словно хлеб маслом, цементные полы. Это заставляло рабочий класс искать укромные места вне помещения, засоряя пространство и понуждая граждан ходить исключительно по дорожкам или прыгать с дощечки на кирпичик во избежании вляпаться в склизкие отходы пролетарской жизни. Кстати замечу, что в Версальском парке  (невдалеке от Парижу) в середине-конце XVII века боковые части аллей были также густо засраны отходами светских дам и кавалеров. C,est La Vie, господа!

Конструкция №2
Тот-же цементный и столь-же ровный пол, но вдоль дальней стены сбит помост из досок с несколькими (от одной до четырёх) высокими ступеньками над полом. На помосте также нет перегородок, лишь темнеют зияющие глубокие отверстия. Диаметр каждого рассчитан так, чтобы жопы соседствующих сидящих пролетариев отстояли  на расстоянии, не позволяющим обосрать соседа. Теоретически. Под потолком висят сливные бачки с боковыми цепочками для слива. Мелкие неудобства конструкции. Цепочки часто пропадают (нужны в хозяйстве…) и товарищи, особенно пожилые или больные пролетарии, с трудом, кряхтя, вскарабкиваются на постоянно склизкий, вымазанный говном пьедестал и жутко, остервенело повизгивают от боязни распластаться. Тем более если приходится вставать (цепочки ведь нет…) и одной рукой держать штаны, а другой отчаянно искать в полутьме  маленький крючок слива воды на бачке под потолком. В говенной атмосфере звучит пятиэтажный мат от злобы на что-то или, не дай бог услышат, на кого-то. Как ведут себя женщины в подобной ситуации - не ведаю! Не присутствовал.

Конструкция №3
Это слегка европеизированная модификация первой конструкции, но на советский манер. Вдоль стены ряд фаянсовых унитазов, опять же без перегородок. Последнее, видимо, характернейшая черта коммунистической власти - не прятать морду лица друг от друга...
И другой характерный признак - отсутствие деревянных сидений. Всё равно завтра сопрут. Не напасёшься. При использовании данной конструкции выявляются крупные неудобства, помимо мелких, указанных выше.
Тяжёлые, часто повторяемые травмы тазобедренной системы. Пролетарий понимает, что садиться голой жопой на загаженный унитаз крайне неприятно. Таскать с собой портфель или сумку с личным сидением неудобно. Выход один - встать ногами на унитаз и глубоко присесть. Для молодых трезвых пролетариев с хорошей перистальтикой это плёвое дело. Для пожилых граждан, борющихся с запорами или молодых, но после сильной вечерней алкогольной поддачи, глубокое и долгое приседание на крайне скользкой и узкой поверхности, вызывает значительное физическое напряжение и одинаковые мысли - как-бы не ёбнутся. Мысль материальна, как утверждает моя жена. Поэтому процесс нередко заканчивался падением и переломом.

В туалетные комнаты конструктивно входят умывальники, расположенные, чаще всего, на противоположной стене от дырок или унитазов. Расстояние примерно 4-5 метров. Здесь трудящиеся, в атмосфере страшных звуков, издающихся сзади, трут студёной водой встрёпанные ото сна морды лица и приходят в рабочее состояние. Представьте картину маслом, открывающуюся при входе в туалет. Сначала шеренга сверху голых людей, заливающих лицо и пол водой и мыльной пеной, а за ними ряд снизу голых срущих людей, сидящих на корточках. Всё это в обстановке специфических шуток  и глубокомысленных сентенций. И неописуемого восторга, когда какой-нибудь неудачник, подскользнувшись, плашмя падает на пол, залитый благородной жижой и долго барахтается в говне...

Вот было бы здоровско воссоздать в английском музее диораму этих маленьких кусочков чудного российского сортирного пространства. Уверен в наплыве огромного количества туристов, а следовательно и в быстрой окупаемости затрат на создание музея. И вообще, в процветании тихого английского городка.
Шутка шуткой, но ежели этнографически и философически подойти к истории возникновения сортиров, то обязательно возникнет странная, даже казалось бы дикая мысль. Эти истории могут служить и служат краеугольным камнем в здании культуры любой цивилизации, а следовательно  источником формирования национальной идеи каждого этноса. К этой мысли приходят все - от старого сантехника до профессора университета.
Первый, которого срочно вызвали, по вполне понятной причине, в здание международного конгресса по культуре (Мюнхен, 2012 год), прислушавшись к острым дебатам о том, что такое культура, национальная идея, саркастически заметил.
Меня не спросили. Культура - это исправный туалет и цивилизация начинается с канализации. Вот и всё!
Второй, профессор и доктор географических наук МГУ, был ещё более точен и лаконичен.
Вы спрашиваете о национальной идее этноса, его культуре - ответил профессор - если коротко, то относительно России звучит так. “...Не ссы в подъезде и поправь забор”.


Когда же начался отсчёт культурного развития цивилизации? Тогда, когда возникла настоятельная  потребность Homo в постоянном очищении от духовных и материальных отходов жизнедеятельности, то бишь в создании систем канализации. О! Это вполне себе таинственная история, уходящая вглубь веков. Расскажу кратенько, ибо подробно описано в замечательной книге А.Липкова, недавно и внезапно почившего в бозе.
Конец 6-го тысячелетия до н.э. Климат на планете Земля, особенно на пространствах окружающих Средиземное море и далее на восток, благоухающий. На землях Сахары, Аравийского полуострова, Месопотамии, Анатолии и Сирии, на пространствах полыхающего Деканского плоскогорья, на просторах огромных плоских долин рек Хуанхэ, Сицзян и Янцзы, грохочут ливни, растут леса, разлиты реки и озёра, а зелёные равнины полны травой и бесчисленных стад травоядных, милостиво предоставляющих себя Homo и младшим братьям, хищникам.
Люди вышли из пещер, создали домашних животных, сеяли хлеб и строили дома. Возникли языки, затем нации. Возникло духовное общение. По вполне понятным причинам (экономическим и военным), говорящие на одном языке, работающие в одной “отрасли”, старались держаться друг друга, образуя тесные сообщества. Наконец, возникли большие совместные поселения, затем масштабные города. Не мифические, а вполне реальные, оставившие современникам массу артефактов. Возникли цивилизации.
И вот оно чудо. Не надуманное богословами, а появившееся естественно. Практически одновременно, повторяю исторически одновременно, вне зависимости от языковых и географических барьеров, от Сахары и до Янцзы, на определенном этапе  формирования культуры городских жителей, вдруг возникла насущная потребность в создании канализации, то есть систем удаления постоянно накопляемых, мешающих работе и отдыху, жидких отходов жизнедеятельности. Своих и домашнего скота. Без сомнения - эта потребность воистину стало вершиной культурного развития Homo на тысячелетия вперёд.
Не буду голословным.
На маленьком островке, что силой мощного взрыва возник в восточном средиземноморье миллионы лет назад, вдруг в 4-ом тысячелетии до н.э. расцвела цивилизация. Великий Гомер писал в Одиссеи - “...остров есть посреди винноцветного моря, прекрасный, тучный людьми, изобильный …” Крит и сейчас прекрасен. Смею вас заверить. Сопоставляя даты известных артефактов и анализ легенд, расцвет цивилизации на острове опосредованно связан с одним оригинальным фактом.
Ясным жарким днём царица Кносса присела облегчиться на берегу холодного прозрачного ручья и узрела как поток воды уносит куда-то всё извергнутое ею.
Почему - удивленно воскликнула взбалмошная царица - нельзя устроить смывной туалет во дворце, подведя туда ручей “среброводный”.
Вот она гениальная идея, возникшая примерно в 1900-1800 год до н.э. И главный архитектор дворца, раб из Киклад, претворил приказ царицы. Построил отдельную комнату во дворце капризной царицы со смывной конструкцией. Так возник прообраз системы канализации в Кноссе. Возник туалет или сортир. Как вам угодно. Её подданные и слыхом не слыхали о таком интимном обслуживании. Но узнав, предались мечтам, что неплохо бы и бедные жилища обустроить новым удобством. Долго просили богов, долго ждал и Зевс, что и простой народ, создавший цивилизацию, воспользуется столь необходимым сервисом. Не дождался. Разгневался и стал грозно предупреждать правителей Крита. Первым не сильным землетрясением (1580 г до н.э.), затем вторым, более мощным (1520 г.до н.э.) и когда окончательно убедился в непослушании правителей, уничтожил цивилизацию “дворцов” самым мощным землетрясением в 1460 г.до н.э.

Но животворная идея не умерла.
За тысячи вёрст на восток от Крита, тоже на большом острове, но расположенном между протоками великой и могучей реки Инд примерно в те же годы (2300 - 1800 гг до н.э.) существовала поразительная цивилизация не менее, если не более развитая в культурологическом отношении, нежели на Крите. Были начаты раскопки двух главных центров - Хараппы и Мохенджо Даро. Назвали цивилизацию протоиндийской. Сейчас, по оценкам археологов, оконтуренная площадь цивилизованного пространства чуть ли не вдвое больше шумерской и египетской вместе взятых.
Необычайно высокая и оригинальная культура цивилизации. Складывается впечатление, что первоначальным создателем (архитектором в широком смысле слова) был прапрапредок грека Эвклида из Александрии, отца современной элементарной геометрии. Уж больно геометризирован город Мохенджо Даро. На площади в 259 гектаров спланирована сеть кварталов красно-кирпичных домов и общественных зданий
( одно-трёхэтажных) до педантичности геометрически просто - по линейке. Прямоугольники. С юга на север, с востока на запад. Брусчатые улицы и площади. На одной из центральных площадей нашли здание, названное “Великие ванны”. Естественно прямоугольное, с высокими колоннами и внутренними пологими ступеньками в бассейн, длиной в 12м, шириной в 7м. и глубиной в 2 метра. А вблизи откопаны круглые скважины-колодцы, подающие подземные воды в бассейн. Такие же скважины находили на пересечении многих улиц. Вода подавалась в магистральные каналы. Была система отстойников и стоков для дождевых вод. 
И о чудо! Одним из краеугольных утёсов культуры служила... совершенная система канализации. Параллельно с водоснабжением. Повсеместная, не только для правителей. Совершенство системы - сказано не для красного словца. Посудите сами, не забывая время создания города. Каждый дом, повторяю-каждый, был обустроен помещением для омовения и толчком. Проложенные под землёй трубы из обожженного кирпича выводили нечистоты за город.
По мнению археологов системы водоснабжения и канализации создавались одновременно со строительством жилых кварталов. Видимо существовал генеральный план застройки...

Ну и совершенно естественно, что этакое достижение культуры не могло обойтись без китайского вмешательства. Здесь, правда, возникают странности. Мы ведь привыкли, что они везде первые - шелк, порох, компас, косой парус и громадные морские корабли (XIII век) и т.д. Но вот в сортирную область культуры китайцы ворвались несколько позже европейских и индийских народов. Правда, активно продолжающиеся раскопки могут изменить представление.
На сегодняшний день известно, что в провинции Хеньянь при раскопке гробницы императора Вэнь Ди ( династия Хань, III век до н.э.) обнаружено разноцветное каменное сиденье (стульчак) с подлокотником и устройством для спускания воды. Рядом - погребение его жены из 38 комнат. Что примечательно, самая богато украшенная, орнаментированная комната - туалет и ванная. И то и другое сделано из розового фарфора. Видимо в загробной жизни императрица  не хотела отказывать себе в плотских, так называемых низменных, удовольствиях. В этом китайские правители испокон века были великие мудрецы.
Естественно такая роскошь предназначалась лишь императорской семье. Для простого обывателя (городского) существовала простая общегородская система водоснабжения и канализации. И вот ведь мудрецы! Были построены общественные туалеты. И в этом они пионеры!
Простенькие, но со вкусом. Каменные помещения с дырками в полу (помните советские конструкции…), разукрашенными перегородками и кожаными сиденьями. Видимо никто не безобразничал в туалетах и тем более не тырил сиденья. Товарищи уважали друг друга и прекрасно понимали, что нужно разделять “места задумчивости” на отдельные кабины, не портить настроение друг другу, не отрывать от спокойного и плавного течения мысли.
Но мудрость правителей шла дальше. И это поразительно! За чертой города строились магистральные канала полу открытого типа, искусственные отстойники, с чьей помощью “вторичный продукт” выводился на рисовые поля. С крестьян брали так называемый “срущий” налог. Причём дифференцированно. За продукт с кварталов, заселенных богатенькими, жрущих много и вкусно и потому выдающих крайне питательные фекалии, платили значительно больше.

Но вернёмся в Европу.
Революционная эпоха древнего Египта. Правление Нефертити, Эхнатона и Ра-Моса (Моисея). Середина XIV века до нашей эры. Жестокосердные фиванские жрецы разрушили ненавистную революционную столицу Тель-эл-Амарна после смерти фараона и исхода Моисея. Но истории было не угодно забвение и назойливые археологи раскопали город и нашли таки среди миллиона черепков ... стульчак из известняка. Ранее таких находок не было. Конечно, фараоны знали о культурных достижениях Крито-Миноя. Ведь Крит совсем рядом и древние города вдоль восточного берега Средиземноморья (Тир, Сидон, Акко, Библ, Арвад и др) вели интенсивную торговлю с дворцами Крито-Миноя и египетскими Фивами. Процветал технический обмен всеми достижениями культуры. Но вот пока больше сортирных артефактов не нашли. Стульчак из Эл Амарны первая весточка. Думается, что лишь дворцы фараона и его семьи были оснащены этим удивительно удобным устройством. Ведь и на Крите и в Египте “паразитировала” одинаковая система деспотии.

Совсем другое дело при развитой древнегреческой и позже римской демократии (с VI века до н.э.) , когда бытовые нужды богатых и бедных граждан официально были уравнены, в том числе и сортирные. Мы узнали об этом из  книг известных историков и анализа археологических находок.
Великий город Эфес (близ современного Измира) с его храмом Артемиды. Одно из семи чудес древнего мира. Священный Акрополь, Форум и обширная торговая Агора. И конечно, общественные бани. Среди развалин были обнаружены … платные общественные туалеты. Красивое украшенное колоннадой здание на 15-20 человек, судя по числу круглых отверстий в каменном полу и небольшим водоёмом для омовения посредине комнаты. И конечно, мягкие кожаные сиденья. Вот перегородок не было. Греки и римляне любили общаться, даже при столь деликатных процессах. Бурная жизнь.  Сортирная задумчивость была не в моде. 
Система общественных туалетов была обнаружена и при раскопках в огромной Александрии. С эпохи поздних Птолемеев и особенно во времена римского владычества центральные проспекты второй столицы мира украсились мраморными изящными зданиями общественных туалетов и огромными дворцами-термами. Большие кварталы (целые районы) города, где жили состоятельные люди, были оснащены индивидуальными термами, индивидуальной системой канализации и водоснабжения.

Ну и конечно Рим, столица мира. Что тут говорить. Столица есть столица!  В VII веке до    н.э. пятый этрусский царь Луций Тарквиний Приск возвёл громадное сооружение Cloaca Maxima между Палатинским и Капитолийским холмами. 800 м. длины, 3м. ширины и более 4м. глубины - самое громадное по тем временам очистительное сооружение. Прошли века. В столице уже проживало до миллиона людей и параллельно росту числа жителей расширялась и система канализации. Во времена императора Агриппы клоаку пришлось расширить до 7 м., а работники системы плавали по ней в лодке. Император Август лично контролировал очистку системы. При нем число акведуков было доведено до 11, а их общая длина до 350 км. Это уже современное гигантское сооружение. Все каналы были облицованы камнем и перекрыты сводами.
История античности хранит сведения о роскошных уборных (фриках). Они служили местом встреч коммерсантов и любовников. Да, да и последних тоже. Не удивляйтесь. Под журчание сливных ручьёв вершились мировые проблемы - будущее престола, торговые договора. И вообще всё животрепещущее.
Среди жителей столицы ходила кличка богини Венеры, покровительницы систем канализации и водоснабжения столицы - клоакиня. Венера клоакиня.

Да что там столица мира. За многие тысячи вёрст на запад от Рима, на берегах Мексиканского залива жила и процветала империя майя. Столица майя, Лакуш-Ха
( ныне Паленке), во времена достославного царя Пакаля Великого (615-683 гг) обладала проточной системой канализации для общественных и частных бань и туалетов.
Керамические трубы выводили из города жидкие отходы…
А жители славного города пили крепкий кофе, неизвестный странам остального мира, веселились, восхваляя бога Солнце и его посланника на земле мудрого Пакаля.

И вдруг, совершенно неожиданно, непонятно, непостижимо, исчез краеугольный утес цивилизации, утонула в говне высочайшая сортирная культура. Люди с середины первого тысячелетия всё забыли. Так длилось почти...тысячу лет с момента исчезновения великолепной Римской цивилизации. Немыслимо! В средневековых городах и замках ни сортиров, ни канализации, ни водоснабжения. Возникло какое-то параноидальное мышление у владельцев замков и дворцов в столицах и больших городах.
Строят помещения на стенах богатых замков или в башнях среди городских стен с наклонным желобом и выступом, дабы извергнутое падало вертикально вниз, не касаясь стен. Во рвы, окружающие город или замок. К примеру в Париже куча дерьма за городской стеной разрослась до такой высоты, что пришлось надстраивать стены и башни. Не то врагу легко было карабкаться по окаменевшему (свежему) говну и приобретя новое платье, издающее сногсшибательные запахи, сеять смерть в стане жителей и защитников города (замка).
Или попросту роют ямы для нечистот под домами. Описан “забавный” случай, когда в 1183 году в Эрфуртском замке под императором Фридрихом, его рыцарями и дамами, во время всеобщего и одновременного танца (видимо с притоптыванием и подпрыгиванием) двух сотен пар жаждущих веселья, проломился пол большого зала и очень многие попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму. Вот было хохоту...

С чем связан упадок цивилизации вообще и сортирной в частности. Есть масса очень серьёзной философии на эту тему. С фактами и глубокомысленными выводами.
Добавлю ещё одну сентенцию.
Просто предлагаю поразмышлять над историческим фактом. Как только пришла эра всеобщей христианизации, а затем и мусульманизации, как только то и другое стало у руля государственности в странах Европы и Ближнего-Дальнего Востока, так и растворились в клоаке все утёсы цивилизации. Словно великие братья миссионеры сговорились отнять у людей Разум, похоронить все накопленные тысячелетиями достижения культуры.
И люди покорно согласились. И вновь начали с нуля.
Ну а как иначе объяснить, что именно с момента падения Рима, точнее с момента провозглашения императором Константином христианства государственной религией и внезапного, словно пожар в степи, распространения по странам римской империи, пропадают почти все достижения цивилизации. 

Потребовались многие века, чтобы придать христианским народам прежнее цивилизованное обличье. Вспомнить и развить многие культурные достижения древности, в том числе идеи Критской царицы. В разных странах Европы это происходило в разное время. Последней среди них была Россия.
В 2010 году исполнилось всего 112 лет, как в Москве заработала цивилизованная система городской канализации. Через полторы тысячи лет после создания Cloaca Maxima.
А мой отец помнил и рассказал те три совершенные конструкции советских сортиров, радующих глаз советского обывателя, строящего коммунизм в отдельно взятой стране.
К сожалению в России.
 







 


Рецензии