Нижегородская ярмарка-1896 г. -часть-7

                Нижегородская ярмарка
   Очерки о Всероссийской промышленной и художественной
              выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

...продолжение-часть - 7


   Первые дни по открытии, выставка посещалась довольно слабо, но зато её осматривали высокие гости. Китайский вице-король Ли-Хунг-Чанг несколько дней знакомился с нашей промышленностью, медленно продвигаясь в кресле, окружённый своею свитою и представителями выставочной администрации, от витрины к витрине.
   Его сын совершил полёт на привязном шаре. Затем внимательно осматривали выставку бухарский эмир, сам приславший сюда несколько экспонатов, и хан хивинский.
   Выставка ежедневно пополняется новыми предметами и в настоящее время совершенно готова. Но, устроив выставку, организаторы её не успокоились на лаврах: почти ежедневно телеграф оповещает о новых проектах, направленных к предоставлению публике наибольших удобств и увеличению интереса к выставке.
   Отметим здесь крайне симпатичную меру, принятую по инициативе директора департамента торговли и мануфактур В.И. Ковалевского, - предоставлен бесплатный проезд всем учащимся и фабричным рабочим.
   Выставка, бесспорно, имеет большое воспитательное и учебное значение, и посещение её большим числом воспитанников и трудящимся людом - дело громадной важности.

   Рядом с отделом горного дела и металлургии, о котором мы говорили прошлый раз, в центральном здании расположен обширный отдел изделий из волокнистых веществ.
   Войдя в отдел, прежде всего, поражаешься внешним блеском и богатством. Кругом громадные, дорогие витрины.
   Прямо у входа оригинальная витрина в виде корабля. Гигантская мачта с фонарём и вымпелом почти соприкасается со сводами высокого потолка. На носу флорентийский гений торговли, ногою опирающийся на глобус.
   Витрина эта, возбуждающая общее внимание, обошлась Тверской мануфактуре в 75000 руб., но не менее ценные витрины соорудили и другие фирмы.
   Вот витрина в стиле рококо, другая в стиле ренессанса, вся белая, витрина красного дерева, витрина - кораблик, совершенно оснащённый и везущий груз льна и полотен.
   Общая стоимость витрин в этом отделе, по приблизительной оценке, достигает почтенной суммы 2 миллионов рублей. Нельзя не пожалеть этих затрат и главным образом потому, что желание представить свой отдел с особым эффектом заслонило более общую и истинную цель - сделать его наглядным.
   Вновь забыта публика. Грандиозные витрины, красиво разложенный в них товар и лишь в виде исключения ярлычки на товаре, объясняющие его качество, его цену, указывающие на значение выставленных экспонатов. Публике предоставляется ходить по отделу, любоваться красиво разложенными умелою рукою декоратора товарами за стеклом дорогих витрин, чувствовать возрастающее богатство мануфактурных фирм и, ничему не научившись, ничего толком не поняв, удалиться. Точно публика гоголевские крысы: - пришли, понюхали и ушли.
   Оттого-то, быть может, в этом отделе так мало публики. А между тем здесь столько поучительного, столько интересного - это из наиболее полных отделов выставки.

   В первой большой зале изделия из хлопка. В неё вы входите через витрину-корабль Тверской мануфактуры, о которой мы только что сказали. Здесь среди образцов, в изобилии разложенных на окнах, в раковинах, развешанных обмотанных на якорь и пр., разных бумажных товаров отметим набивной бархат, печатание ситцев и других тканей - их названиям нет числа, они меняются ежегодно, также следуя моде - многими красками, гофрированные ткани и пр. Эти витрины служат наглядным показателем первенствующего значения личности в предприятии.
   Года три тому назад в это дело вошли новые энергичные силы, и, посмотрите, фабрика, производившая последние годы заурядный товар, быстро пошла в гору и стала работать в уровень с первоклассными силами. Уже на прошлогодней нижегородской ярмарке некоторые из товаров тверской мануфактуры заставили конкурентов призадуматься.
   Мануфактура, кроме того, выставила прекрасные образцы пряжи. Вазаское акционерное общество в скромной витрине экспонирует характерные финские товары: замечательные по своей дешевизне занавески, много новых рисунков, появились и многоцветные.
   Шуйская мануфактура и рядом с нею товарищество Ясюненских, кроме тканей, выставили образцы хлопка, ровинцы и пряжи.
   Прекрасную пряжу экспонирует и Невская бумагопрядильня. Здесь есть образцы № 250, а из русского хлопка № 80 основы и № 60 уток. Альберт Гюбнер с большой витрины даёт образцы набивного бархата и дивные мебельные материи. Несколько рисунков Ватто, напечатанных в 14 красок, - верх совершенства.
   Мануфактура Гейнцеля и Куницера в Лодзи выставила бумажные салфетки, платки, бельё, всё отбеленное новым электрическим способом, изобретённым русским инженером Степановым. Тут же - приятное исключение - панорама фабрики.
   Вообще, если в отделе встретишь виды фабрики, фотографические снимки с работ, то лишь в витринах Лодзинских или вообще западных фабрикантов, москвичи постарались показать лишь товар лицом.
   Интересна небольшая витрина первой московской початочной-красильной фабрики, которая экспонирует крашение бумажной пряжи или, что редко прямо в початках, т. е. намотанными на катушках. Как известно, обыкновенно окрашивают или нитку или, что редко, хлопок, из которого затем уже выпрядается пряжа. Экспертиза нам скажет, насколько удачен способ окраски в початках.
   Прекрасные образцы окраски даёт фабрика Франца Рабенек.
   Осмотрев витрины товарищества Коншина, - вся в русском стиле - и Даниловской мануфактуры, в которой выставлены ткани, подходим к небольшой витрине г. Бурнакина. В ней собраны образцы ивановских ситцев за время с 1691 по 1850 годы.
   Эта коллекция очень поучительна, по ней виден ход постепенного роста нашего производства. Наивные, но вместе с тем и характерные рисунки конца XVII столетия постепенно видоизменяются, становятся сложнее, технически более трудными и, наконец, достигают настоящего совершенства - сказали бы мы, если бы наш век не показал, что развитие промышленности беспредельно.
   Но здесь необходимо оговориться, - все те прекрасные рисунки, напечатанные или набитые с 12 и 14 красок, о которых не могли и мечтать фабриканты несколько десятков лет тому назад, - столь технически трудно выполнимы они, - не плод знаний и творчества наших художников. Почти все они за большие деньги привезены из-за границы. Бедность творческой фантазии в среде наших фабрикантов, отсутствие стремления насаждать художественно-промышленное образование - явление характерное, объясняемое отсутствием вековой культуры. Но оно исчезает: у нас уже не мало теперь фабрикантов с высшим техническим образованием, они и заводят рисовальные школы.

   Продолжаем осмотр.
   Большая Ярославская мануфактура - один из первых пионеров насаждения плантаций хлопка в Средней Азии - выставила большую коллекцию пряжи и притом прекрасно размещённую. Здесь посетитель ясно видит положение дела: на каждом экспонате ярлык, его объясняющий.
   В совершенно противоположном духе выставляет Кениг-младший. Его витрина с большими претензиями, из пряжи сделан египетский храм, фонтаны и прочие затейливые украшения, но объяснений нет.
   В красивой витрине экспонирует Карл Шейблер, имя которого тесно связано с размещением хлопчатобумажной мануфактуры в Лодзи. Фабрика основана в 1854 году в незначительном расположенном вблизи прусской границы, городе с несколькими тысячами жителей. В городе уже было несколько бумагопрядилен, и имелся контингент рабочих ткачей - германских выходцев, но все они далеко не находились в цветущем положении. Но благодаря энергии и знаниям Карла Шейблера и могущественной поддержке хорошо организованное дело пошло настолько ходко, что по стопам Карла Шейблера пошли и другие предприниматели, и в настоящее время в Лодзи насчитывается до 400 фабрик с производством ежегодно на 69 миллионов рублей. Лодзинцы притом постоянно совершенствуются, стараются внести новые технические усовершенствования, новые приёмы торговли.
   Так за время после 1882 года ими введена набивная бумазея, ныне всем известная и перенятая москвичами, а также буксин - бумажное трико, конкурирующее с шерстяным трико. Лодзинцы же вводят и продажи через коммивояжёров, т. е. давно уже принятый за границей и представляющий более совершенный приём торговли. За лодзинцами теперь тянутся и москвичи, заводя своих коммивояжёров.
   Быстро переезжая с места на место, с одним лишь чемоданчиком в руке, в котором сгруппированы образцы нового товара, коммивояжёры появляются везде, отбирают заказы даже от средних торговцев, - так как всегда на месте могут узнать об их кредитоспособности, узнать о вкусах, привычках жителей, об экономическом положении населения и оказываются одинаково полезными, как для фабриканта-продавца, так и для торговца-покупателя.
   Фирма Карла Шейблера, кроме образцов своего производства - пряжи и ткани - выставила большие фотографии видов фабрики. Рядом - витрина короля набивного и печатного дела - Цинделя. Около этой витрины, вероятно, подолгу будут останавливаться наши барыни, столь красив в ней бархат, кретон, крепон, зефир и другие материи, но ситцев - т. е. наиболее ходкого своего товара, он не выставил.
   В витрине его конкурента - Товарищества Прохоровской трёхгорной мануфактуры, устроенной в виде беседки, также не мало нового и прекрасного. Здесь также бархат - удивительно мягкий, так сказать, благородных рисунков. Мануфактура вообще щеголяет рисунками и притом - что самое важное - во многих случаях скомпонованными в мастерских фабрики. Интересна бумажная материя, точная копия старинного гобелена, красиво гофрированная шелковистая материя, названная фабрикой "амбре" и пр.
   Фабриканты пунцовых материй также отличились рисунками. Здесь, между прочим, обратите внимание на ткани, удивительно подражающие парче - они идут на Восток на халаты. Красивы и интересны затем витрины Богородско-Глуховской мануфактуры, Ярцевской, выставившей прекрасные и хорошо пояснённые образцы пряжи.
   Собинской с её миткалями высокой отделки, Викулы Морозова, экспонирующего пряжу из русского хлопка, бархат (в набитом виде он выставляется многими мануфактурами и пр.)
   Изящна и оригинальна витрина Познанского с массою товара, и рядом с нею Никольской мануфактуры, столь славящейся своим бельевым товаром, который вполне успешно конкурирует с льняными изделиями.
   Чтобы не утомлять читателя, мы не будем перечислять менее выдающиеся фирмы, укажем только на две фирмы: Невскую ниточную фабрику и Лодзинскую ниточную мануфактуру, выставившие нитки. Одна из них экспонирует гигантскую катушку, на которой намотана нитка в 607 вёрст - расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы.
   Как и рельс Дружковского завода в горном отделе, эта катушка не имеет никакого экономического значения и лишь указывает, что на заводе имеются очень хорошие машины.

...продолжение следует.


Рецензии