Инженерные байки. Не ленись!

История эта произошла в 1961 году. Я тогда занимался  изготовлением и испытанием экспериментальных глубинных гидротехнических затворов из железобетона. Таких железобетонных затворов не было нигде в мире (впоследствии это стало темой моей кандидатской диссертации). А испытывали их в донных водосбросах гидроэлектростанции, которая когда-то называлась Сталинградской, затем Волгоградской, а с 1961 года стала Волжской ГЭС им. 22-го съезда КПСС. В то время эта была самая крупная электростанция в мире.

Один из затворов был нами запроектирован со стержневой арматурой диаметром 32 мм. Эти стержни вводят в каналы диаметром 48 мм, устроенные в массивном бетонном теле затвора, и натягивают гидродомкратами с упором на затвердевший бетон. Получается предварительно напряженная конструкция, в которой бетон сжат, а стальная арматура растянута. Затем в каналы нагнетают под давлением цементный раствор. Для образования каналов в бетон закладывают водогазовые трубы, которые после затвердевания бетона удаляют.

Затвор этот мы изготавливали на волгоградской базе нашего треста «Гидромонтаж», а бетон возили самосвалами с бетонного завода. При объеме затвора около 10 м3 потребовалось 10 замесов бетона. Перед началом бетонирования установили трубы-каналообразователи только нижнего ряда, чтобы не затруднять проработку бетона. По мере укладки бетона устанавливали трубы второго, а затем третьего (верхнего) ряда. Чтобы избежать склеивания (адгезии) с бетоном, мы каждые 15-20 минут проворачивали трубы вокруг оси. Через 1,5-2 часа, когда соответствующий слой бетона уже схватился, можно было вручную вытащить трубы. И так это все происходило без проблем с трубами первого и второго рядов. Но бетон доставляли с перебоями, работы затянулись до самого вечера. Когда уложили и проработали вибраторами самый верхний слой бетона, был уже поздний вечер. Мы все были усталые и голодные. Покрутив трубы верхнего ряда и убедившись, что прилипания нет, мы не стали ждать еще полтора часа, чтобы удалить трубы. «Вытащим завтра!» - решили мы и отправились в гостиницу.

На следующее утро трубы нельзя было не то, что вытащить, их даже пошевелить было невозможно. Как я, идиот, мог забыть про усадку бетона?! Теперь наши трубы были со страшной силой сдавлены окружающей массой. Чтобы их удалить, пришлось  применить тяжелую технику. В качестве тягача сперва решили использовать пятитонный самосвал ЯАЗ 210Е. К концу каждой трубы приварили специальные хвостовики, чтобы можно было за них зацепить трос. Другой конец троса водитель закрепил на крюках переднего бампера и дал задний ход. Труба  не поддавалась, мы с ужасом глядели, как тяжелая машина буксует, подпрыгивая, на сухом асфальте. В какой-то момент хвостовик оторвался и, словно выпущенный из катапульты, просвистел мимо кабины. Тогда водитель развернул машину и закрепил трос сзади. Но и это не принесло успеха. Только когда на помощь пришел тяжелый гусеничный тягач С80, нам удалось вытащить злосчастные трубы. К ним нельзя было прикоснуться, они от трения так раскалились, что даже дымились.

Да, дорого обошлись нам наши лень и легкомыслие. И мы получили наглядный урок, хорошо почувствовали, что такое усадка бетона.

       Фото автора         


Рецензии