Начальная военная подготовка

-Мама, не бойся, это просто ядерная война началась! – сказал десятилетний я.

Мы на пятом этаже общежития педучилища в нашей комнате, за окном всполохи огня, фейерверком сыплются искры, трещат деревья, грохочет гром, сверкают молнии.

В доме нет света. Посреди комнаты испуганные мама и, тётя, на постели ревёт мой двоюродный брат Пашка. Я одет в спортивный костюм, за спиною ранец, там всё необходимое: тетрадь, вода, хлеб, фонарик, складной нож, и, конечно, зачитанный до дыр ещё в первый месяц каникул, учебник по начальной военной подготовке.

Все книги, которые нам выдавали в начале июня, я проглатывал в первый месяц каникул. А тут на глаза мне попался старый списанный учебник по НВП. Его кто-то выбросил, а я подобрал. Потому что книги – они же наши друзья, и они могут научить только доброте и мужеству. Книги нельзя бросать и сжигать. Так делали только нацисты в Германии в тридцатые годы.

Учебник меня потряс. Во-первых, в нём было много классных картинок: танки, самолеты, боевое оружие, во-вторых, он учил тому, чему не учат больше никакие другие учебники: как убивать врагов и что делать во время ядерной войны.

Смеётесь? А вот вы, например, знаете, что никогда не надо атаковать противника в лоб, это приведет к большим потерям, атаковать надо в обход, вклиниваясь между подразделениями обороняющихся частей, тут у них всегда слабое место – на границе ответственности. А обороняясь, надо всегда создавать вторую линию обороны, чтобы было куда отступать в случае чего. Военная наука – не хухры-мухры.

А что делать во время ядерного взрыва? Ну, не непосредственно рядом с вами (тут все просто), а где-то вдали? Падайте лицом вниз, головой от вспышки и закрывайте затылок руками. А потом нужно посмотреть на облака, куда они плывут, если на вас – немедленно уходите в сторону, спасайтесь от радиоактивных осадков.

Итак, я стоял посреди комнаты, разбуженные родственники близки к панике (о панике тоже написано в учебнике), я сохранял хладнокровие, я знал, где находится ближайшее бомбоубежище, как делать марлевые повязки, чем смазать ожоги, и даже как утилизировать радиоактивный труп. Я ребенок-алармист, тревожный, неуверенный в обычной жизни, но быстро соображающий в экстремальных ситуациях, знающий, что всё рано или поздно должно закончиться катастрофой. Я смотрел программу «Время» и «Служу Советскому Союзу» (она шла сразу после детской передачи «Будильник»), меня мало могли смутить женские истерики и детские крики.

Я сказал:
-Надо спускаться в бомбоубежище, возьмите документы, лекарства, еду и теплые вещи.

-Подождите, - сказала мама, - Какая ещё ядерная война?

-Какая? Да самая обыкновенная ядерная война!

-Нет, - сказала мама, отменяя всякую войну, - я посмотрю, что там происходит, - и мама направилась к окну.

-Мама, стой! – К окну подходить нельзя, взрывная волна может выбить стёкла, и они тебя поранят! Кроме того…

Мама не слушала меня, она подошла к окну. Плюнув на все инструкции из учебника, я тоже всмотрелся в темноту и сполохи. Ливень хлестал в стекло.

Мама сказал:
-Это просто авария, ветер уронил клен на провода.

Все, кроме меня, успокоились. Я же страшно разочарован: сорвалось приключение всей жизни! Слезы выступили у меня на глазах. Хорошо, что было темно. Ничего, ничего, - успокаивал я себя, - на этот раз я ошибся, но мой час обязательно настанет. Учебники не могут врать, если в них пишут, что надо быть готовым к ядерной войне, значит, она, рано или поздно, случится. И я буду готов, я уже готов. А когда начнётся война, мы посмотрим, кто будет смеяться последним.

Гроза утихла. Ливень превратился в убаюкивающий дождь. Мама с тётей смеялись чему-то, попивая чай при свече. А мне снился яркий, волшебный, самый красивый на свете ядерный гриб.

Сергей Решетнев ©


Рецензии