Снова в школу

                Снова в школу.
  Вот и закончилась первая короткая учебная неделя. Закончились летние каникулы. Наши школьники, отдохнувшие и повзрослевшие, снова сели за парты. Зрелых выпускников сменили непосредственные первоклашки. Впереди новый учебный год. Снова наши дорогие ученики будут учить новый материал, готовить домашнее задание, писать контрольные и сдавать экзамены. И помощниками в этой учебной круговерти будут родители, потому, что, только они, исходя из своего жизненного опыта, знают – добиться чего-то в жизни можно, если у тебя хорошие знания, интересная и любимая профессия и, конечно же, стабильная работа. Грамотные, образованные люди всегда были и будут нужны государству, ведь от уровня подготовленных кадров, их количества, зависит развитие страны. Это ведет к процветанию и стабильности самого государства. И поэтому круговорот получения знаний будет вечен.
 Это прекрасно понимали наши правители. Петр I, поставивший целью превратить Россию в мощную державу, стал создавать армию и флот, заводы и мануфактуры. Петр I в своей политике часто ориентировался на европейские государства. Поэтому им было принято решение открывать государственные школы для подготовки образованных людей из дворянской и купеческой среды и верхушки посадского люда. При Петре стали открываться «цифровые», духовные, епархиальные, государственные школы. В своих циркулярах Петр I требовал, чтобы подданные его «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Благодаря Петру I в России возникла система профессионального образования. В 1701г. были основаны Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Навигацкая и др. школы. Петру I мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся поныне.
  «Золотой век» Екатерины II коснулся всех сфер государственной жизни. В своей политике царица уделяла большое внимание области образования и воспитания. В ее правление в стране растет сеть образовательных учреждений. У школ появляется новая формулировка задачи: не только учить, но и воспитывать. Воспитание происходило по методу известного педагога XVIII в. И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создавать «новую породу людей – образованных и трудолюбивых». Но спустя несколько десятилетий акцент вновь был перенесен с воспитания на обучение. Согласно учебной реформы 1782г. средние учебные заведения делились на четыре категории: «для ученых людей», военные, гражданские и купеческие училища. В первых заведениях программа обучения включала изучение иностранных языков: латинского, древнегреческого, немецкого, французского, английского, итальянского, также русского языка, математики, физики, риторики, истории, логики, географии, нравоучительной философии.  В военных училищах учащиеся изучали русский, французский, немецкий языки, фортификацию, архитектуры, право и нравоучительную философию. Гражданские училища предназначались для подготовки государственных служащих в коллегиях и канцеляриях. Ученики этих заведений должны были в совершенстве знать грамматику русского языка, риторику, историю, логику, географию, математику, российские законы, натуральной, народное и гражданское право, французский и немецкий языки. Программа обучения купеческих училищ была представлена следующими предметами: математика, арифметика, счет, знакомство с денежными знаками мерами других государств, география, история и теория коммерции, судоходство, кораблеплавание и по выбору один из иностранных языков – немецкий, английский, французский, голландский.
  При Екатерине II была принята государственная программа просвещения. В 1786г. был издан Устав о народных училищах, согласно которому, в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней: «Малые училища» с 2-х годичным сроком обучения и «Главные училища» с 4-мя классами. Такие учебные заведения были отправной точкой для поступления в гимназии, а многие «Главные училища» в начале XIX в. были преобразованы в гимназии.
 Начало XIX века коренным образом изменило систему образования. При Александре I впервые создается школьная система, распределенная по округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения, образованному в 1802г. Территория России подразделялась на 6 учебных округов. Все учебные заведения делились на 4 разряда: приходские одноклассные училища, уездные 2-х классные училища, губернские 4-х классные училища или гимназии и университеты. Новая образовательная система сохраняла принципы бессословности и бесплатности обучения и устанавливала преемственность школ разных уровней. Учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего, с изучением новых предметов.
  Став внутренней территорией Российской империи с конца XVIII в., Область Войска Донского, стала жить и развиваться согласно общероссийским законам, положениям, уставам. Казакам было характерно новое, полезное, лучшее чужое претворять и вносить в жизнь родного края. Просвещение и культурное развитие ни коем образом не противоречило основам казачьих традиций и шло на том же уровне, что и в России. Дети казачьих старшин и атаманов получали домашнее образование. Понимая значение образованных людей в жизни края, казачьи дворяне часто отправляли своих сыновей на обучение в Москву.
  Первое государственное учебное заведение на Дону было открыто в столице, в городе Черкасске в 1790г. – Малое народное училище с 2-х годичным сроком обучения. Ученики изучали такие предметы как Закон Божий,  чтение, письмо, грамматику, арифметику, рисование. Через 3 года, в 1793г. это учебное заведение было преобразовано в Главное народное училище с 4-мя классами. Добавляются новые учебные дисциплины: русская и всеобщая история, геометрия, физика, архитектура, иностранные языки – латинский, немецкий и французский. В 1805г. в Черкасске была торжественно открыта первая гимназия на Дону. В честь этого события в Войсковом Воскресенском соборе был отслужен молебен, в доме войскового атамана М.И.Платова был подан праздничный обед и дан бал. Учителя произносили торжественные речи о пользе просвещения на немецком, французском и латинском языках. А вечером центр города озарил фейерверк.
  Обучение в гимназии было бесплатным. Деньги на содержание и нужды учреждения и оплату учителей выделялись из казны Войсковой канцелярии. Первым директором донской гимназии был назначен А.Г.Попов, окончивший Московский университет. А.Г.Попов был первым исследователем казачьего происхождения. В 1814-1816 гг. им была издана «История о Войске Донском»
  Дисциплина в учебных заведениях была приближена к уровню дисциплины кадетских корпусов: выправка, почтение к старшим, безусловное повиновение приказам начальства соблюдались неукоснительно. Учебный год продолжался 11 месяцев и только один месяц июль был отдыхом для учеников. Были также недельные рождественские и пасхальные каникулы. Учебная неделя продолжалась 6 дней – с понедельника по субботу. В стенах и за пределами учебного заведения воспитанники носили форму. Форма была предметом гордости. В 1834г. была введена в обиход форма для мальчиков. Для девочек форма появилась только в 1896г. Учащимся донских гимназий запрещалось посещать маскарады и другие увеселительные заведения.
Прообразом современного школьного дневника можно назвать «особую тетрадь», введенную в 1873г. для записей в них домашних заданий. В такой тетради имелась специальная графа, в которой расписывались родители.  В это же время необходимой школьной мебелью становится парта. В России парта была изобретена в 1870г. московским офтальмологом – Федором Федоровичем Эрисманом. Парта бала одноместной и изготавливалась из массива дуба. По нормам, полагалось каждой школе иметь 7 модификаций парт, рассчитанных на разный рост и возраст учеников.  Парта Эрисмана была усовершенствована петербургским студентом Петром Коротковым, сосланным в уральскую деревню Брусняцкую, за участие в организации «Земля и воля». Парта стала двухместной, с откидной нижней доской, чтобы детям было удобнее вставать. Для хранения портфелей появились внутренние полки и прикрученные крючки на наружной боковой стенке парты, а также углубление для чернильниц и два продольных желобка для карандаша и пера. За усовершенствование школьной парты, Коротков был награжден дипломом и серебряной медалью на Урало-Сибирской промышленной выставки 1878г.  Кстати, за такой партой учились все советские дети, т.к. такие парты были в городах и деревнях Советского Союза до конца 80-х годов ХХ в.
Что касается высшего образования, то до 1907г. в Области Войска Донского не было ни одного института. Для получения высшего образования молодежь ехала на учебу в Московский, Харьковский, Воронежский, Петербургский университеты. Эти студенты получали льготу от воинской службы. А талантливые студенты из бедных семей получали войсковые стипендии.
Первый Донской Политехнический институт был открыт в 1907г. в городе Новочеркасске. Спустя 4 года, в 1911г. в Новочеркасске открывается учительский институт, готовивший кадры для преподавателей гимназий, училищ, школ Донской области. С началом военных действий во время первой мировой войны на территории Польши, из Варшавы в Новочеркасск был эвакуирован Ветеринарный институт и Варшавский университет, обосновавшийся в городе Ростове-на-Дону.
  Таким образом, Войско Донское самостоятельно готовило для себя кадры чиновников, учителей, врачей. Существовали на Дону и профессиональные ремесленные школы: военно – ремесленные, технические, железнодорожные, сельскохозяйственные, лесные. К 1917г. на Дону действовало 1550 учебных заведений разного уровня, в которых обучалось 89 тыс. мальчиков и 38 тыс. девочек. В частных школах Дона получали образование еще более 2 тыс. детей. С полным правом можно сказать, что по уровню грамотных людей Область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи. 


Рецензии