Кинотеатральный скандалешник

                Кинотеатральный скандалешник

                Будущие воспоминания о реальных и
                вымышленных событиях и людях      
                сегодняшнего дня
                Август 2017


                Талант под арестом
     В августе еще до начала театрального сезона  даже у далеких от искусства граждан неожиданно проснулся огромный интерес к театру. За мошенничество в особо крупном размере был посажен под домашний арест театральный и кинорежиссер  Кирилл Серебренников.

     Сами по себе такие аресты тогда никого не удивляли. Оборотистых руководителей разного ранга и разных организаций стали брать не только часто, но, я бы сказал, регулярно. Не щадили ни губернаторов, ни министров. Как раз в те дни два московских суда  взялись за дела бывшего губернатора Белых и бывшего министра Улюкаева. Граждане недоумевали. Поди разберись: то ли это  государство борьбу за поголовную честность развернуло, то ли междоусобная война среди коррупционеров началась и они сами  друг друга сдают и сажают. Если второе, так хорошо хоть не стреляют, а как оружие закон в руки взяли.

     До арестованных чиновников никому дела не было, а вот за Серебренникова творческая интеллигенция вступилась резко и решительно. Один   народный артист  заявлял, что дело сфабриковано, другой (другая), что человек с такими дарованиями не может быть нечестным, третий говорил о начале репрессий в культуре и запугивании интеллигенции. Большинство, будто забыв о предполагаемом  мошенничестве, говорили о  талантах арестованного. Засуженные деятели искусств, отбросив творческую ревность и зависть,  самоотверженно признавали, что хотя они и сами «ого-го», Серебренников лучше. Он самый заметный, интересный, успешный, всемирно известный  российский режиссер, утверждали некоторые в креативном жертвенном  экстазе.

     Агентства по изучению общественного мнения, которое провело бы всемирный опрос   по Серебренникову, не нашлось. Статистика его безграничную международную славу  не подтвердила. Но наш неутомимый ВЦИОМ подсуетился и опросил россиян. Оказалось, что его спектакли и фильмы видели 4% респондентов. 59% никогда не  слышали про режиссера с такой фамилией.

      Значит 41% всё-таки что-то о нем слышали. Вроде бы  очень даже неплохо, но и не совсем хорошо. Опрос был проведен после ареста, когда СМИ стали каждый день произносить и писать  слово «Серебренников». Понятно, почему  людям  оно запомнилось. Однако, по опросу не понять, принесло  ли режиссеру такую популярность  многолетнее творчество или  недавний скандал из-за  подозрения в растрате  государственных денег.

                Две правды
          Триста деятелей театра и кино с именами разной громкости, но без юридического образования, показали следователям, прокурорам и судьям как надо работать. Они без волокиты за несколько дней рассмотрели между собой дело и быстренько сочинили открытое обращение. Состав преступления отсутствует, вынесен вердикт, а расследование ведется с грубыми нарушениями.

      Заграница тоже откликнулась. Европейский культурный парламент призвал нашего генпрокурора не разбираться в деле, как велят закон и справедливость, а  взять и отказаться от обвинений. Призыв подписали сто семьдесят человек. Всемирно известного режиссера арестовали, чтобы заставить его замолчать, коллективно заявили   подписанты.

      Еще семьдесят человек поручились или были готовы поручиться за то, что Серебренников не будет скрываться от следствия и суда, если его отпустить из-под домашнего ареста. Я бы и сам со спокойной душой за него поручился. По - моему, суд  совершенно напрасно запер его в квартире и запретил разговаривать по телефону. Если у него и вправду всемирная известность, то бежать  ему всё  равно некуда. Его везде опознают. В отличие от суда я поверил, что он  честно  приходил бы на допросы, а в перерывах между следственными мероприятиями работал в театре.

     Но суд не такой доверчивый, как я. Он завернул апелляцию  и оставил режиссера сидеть дома. Я с судьями снова не  согласился. На мой взгляд, хватило бы подписки о невыезде с электронным браслетом на ноге. Режиссерской работе такой браслет не мешает.

     Дело дошло до президента. Хотя Серебреников под домашним арестом, прозвучало с вершины вертикали власти, это не значит, что он в чем-то виноват. Его виноватость  может определить только суд.

     Оставалось подождать, пока суд докопается до правды и решит, какую выбрать. Хотя о правде говорят, что она одна, было несколько возможных вариантов. Главными для творческой интеллигенции, любителей театральных  скандалов и просто любопытных стали два: воровал режиссер или нет. Сторонники обеих версий сражались за ту, которой поверили, как за единственную правду.
               
                На лавочке
     Разговоры и споры шли не только в культурных учреждениях и театрах, а почти везде. У нас во дворе вокруг пенсионерской лавочки у детской площадки на второй  день  скандала  человек пятнадцать собрались. На этот раз они говорили не «об выпить» и не о том,  хорошо или плохо  жилось до Ельцина, а о театре и кино.И те, кто сидел, и те, кто стоял вокруг, удивлялись сами на себя. Как же так получилось, что мы про такую знаменитость до сих пор ничего не слышали? «Правильно мои  говорят, что отстали мы от жизни».

     Как пенсионеры, мы в жизни не участвовали, а только присутствовали при ней, но внимательно  наблюдали за тем, что происходит. Лавочка смотрела примерно двадцать телеканалов и скупала почти все газеты  в киоске у «Перекрестка», чтобы читать прессу по старинке. Недовольные жизнью, правительством  и президентом  слушали «Эхо Москвы». Те, кто не  ездил в метро и автобусах по пенсионным удостоверениям, а выезжали со двора в своих машинах, включали «Авторадио». Кто хотел, научился у детей пользоваться компьютером. И надо же! Знаменитого фигуранта нового дела  и его успехи на сцене раньше никто не замечал.

     Разговор о нем завел самый старший из нас Семен Семеныч. Он давно интересовался кино. Его любимым фильмом с детства остался «Чапаев».
    - Вот слушаю я, как защищают, этого…как его… Серебренникова. У них получается, что таланту воровать можно. Не трогайте его. Такого режиссера беречь надо.
   - Точно, Семеныч. А если ты бездарь или обычный человек, то живи  честно. Сам виноват.
   - Ты хоть один его спектакль или фильм видел?...Тогда помалкивай. Может он такой классный  режиссер,  что ему все прощать нужно.
   - Да что они к нему привязались? У нас везде воруют… и гораздо больше. За рюмкой в компашке коррупционеров ему и похвалиться нечем.
   - Это – не его компания. Он сам про себя говорит, что он, не как они, а честный человек. Всегда занимался искусством, а не личным обогащением. Я ему верю.
-  Понятное дело, что чистосердечного  признания следствие не дождется. Не на того напали.

     Когда я услышал этот разговор, Серебреникову оставалась слоняться по квартире еще полтора месяца.               
                ______________
    


Рецензии