39 глава. Школьный юмор
О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек
так, как смеха.
Н.В.Гоголь
Пять- десять минут отдыха на перемене в учительской – это как глоток воздуха после глубоководного погружения на дно страстей, бушующих на уроке. Обмен информацией. Но главное – сочувствие коллег.
- И откуда эти прозвища берутся? – возмущается Валентина Ивановна, - Люду в моём классе «Курицей» прозвали. Нет, вы слыхали такое?
- Хорошую девчонку не назовут никак, - резонно замечает Василий Фёдорович.
- Мы на английском новые слова изучаем: «муж», «жена», - сетует Лина Сергеевна, – а Серёжка заявляет: «Нам такие слова ещё рано знать, мы ещё дети». Лишь бы не учить!
- Ну а вечерами, - усмехается Антонина Степановна, – он у клуба вовсю обнимается с девчонками.
- Где линейка?! Вернусь в класс, - это резкий голос Тамары, - найду. Там всё можно найти, кроме атомной бомбы. И ту, если б смогли, – под нас бы подложили.
- Ох, уж эти «пятаки»! – удивляется Татьяна Павловна, новая математичка. Такая же полная, как и Катя, и с таким же славным характером. - Буйное желание отвечать. Не успеешь задать вопрос, уже тянут руки, подпрыгивают: «Меня, меня спросите!» Обижаются: «И что вы его всё время спрашиваете?»
- Нет-нет, не те пошли ныне ученики, - со вздохом жалуется Нина Ивановна. - Раньше, помню, мы всё успевали на уроке…
- Безграмотные! – это подключается сухопарый историк. - Изучаем Тиберия Гракха. Даю задание – письменно ответить. Представляете, пишут: выбрали его «сенаты» то «требуном», то «трибуналом», то «трибуной», то «в народный трибун».
Фёдор Данилович трясёт смятыми листочками:
- Вы только послушайте: «Рабы жили в очень плохих состояниях, спали на железных подковах, кормили их всего маленько, а еслив раб перестанет петь за работой, его высикали…»
- Ну, что вы хотите? – смягчает критику Нина Ивановна. – Деревенские дети...
- Н-да, есть над чем поработать учителям русского языка.
- Тут всем учителям есть над чем работать, - строго поправила завуч.
- Ох, как звонок быстро дали, и отдохнуть не успела, - вздыхает кто-то.
- На уроке отдохнёте, - успокаивает Тамара.
- Или упаду без сил.
- Ну, уж этого не дождутся! – зло бросает последние слова Тамара и хлопает дверью.
У Лины и Тани «окна», то есть нет урока, поэтому они остались одни в учительской. Да ещё Римма.
- Ты слышала? - спрашивает Лина. – Откуда в Тамаре столько злости? Она обзывает детей, ударить может. Кеша недавно попал ей под горячую руку, так она такой подзатыльник мальчишке отвесила – ого-го. Откуда она такая?
- Из соседнего села, - поясняет Римма. - Училась здесь же, потом с грехом пополам поступила на заочный геофак.
- С грехом пополам? – переспрашивает подруга, улыбаясь. – Очень образно.
- И грустно. Тут уж действительно и смех, и грех. Вышла замуж за Кольку из её же села. Об их семейной жизни буквально анекдоты ходят. Живут всего ничего – три года, а уже раз двадцать сходились и расходились.
- Из-за чего?
- Пьёт Колька. Да его многие оправдывают. При такой жене можно и спиться. Когда трезв, он тихий, добродушный, а напьётся… Баба Дуся рассказывает, бьёт он Томку и всё грозит ей нос отрезать…
- Ничего себе!
- Ну да. Она с утра сама начинает его пилить. А в учительской жалуется: «Вот что значит выходить не за ровню. Позарилась на рожу. Все они, необразованные, не ценят нас. Вначале в любви клялся, а теперь бьёт». Слушаешь её – и тошно становится.
"Выходить не за ровню... - Лина вдруг вспомнила Мишку...- Что значит "ровня"? Возраст? Воспитание? Образование?.."
- Как можно так жить? – искренне возмущается Татьяна. – Они же ненавидят друг друга, но не расходятся, живут. Что их держит, как ты думаешь?
- Вот уж точно не знаю, - вздыхает Лина Сергеевна, и снова мысли возвращаются к любимому классу.
- Ведь я же добра им хочу, чтобы грамотными, умными стали! Ну как они этого не понимают?!! Так и норовят урок сорвать.
Татьяна сидит рядом, гладит по плечу, в добрых глазах её – понимание и сочувствие.
- Не переживай ты так, это же подростки, переходный возраст. Вот смотри, у тебя в библиотеке книжку взяла «Побасёнки», послушай-ка, это о нас и некоторых учениках:
«Ну и упрям же Человек, - думает Осёл, - видит, что я не пойду, а домогается». Некоторые детишки на таких осликов похожи. А ты, если он не хочет учиться – не настаивай, насильно мил не будешь, неуч только озлобится. Пройдёт время – поймёт, а ты пока потихоньку капай на мозги, убеждай.
- Как же «не переживай» - ведь они не дают и другим учиться, из-за них ничего не успеваю объяснить.
- Ну, как же тебе не стыдно, - Таня осуждающе сдвигает брови. - Постарайся их понять. Вот послушай ещё побасёнку: «Ну, допустим, Соловей поёт неплохо, - рассуждала Лягушка, - но ведь квакать-то он не научился». Вот и мы, то есть учителя, говорим иногда с детьми на разных языках.
«А ведь она права, - думает Лина, - но всё равно обидно. Оставлю сегодня Толю, попробую поговорить». Она уже отвлеклась и почти успокоилась.
- Тань, а что за книжка?
- Да «Побасёнки» ж!.. И для Риммы есть: «Так вот он каков, мир прекрасного!» - воскликнул Клоп, влезая в щель между холстом и подрамником».
- Что, что вы про меня тут сплетничаете? – Римма усаживается рядом. – И вовсе это не про меня. Знаешь, какие мои дети умные? На Музыкальный лекторий все ходят. Я уже несколько бесед и по культуре провела. Вначале мальчишки хихикали, что надо девочкам открыть двери при выходе и пропустить вперёд, относиться к ним по-джентльменски – они, наверное, и слышали это в первый раз. Да и не видели, и не верили в реальность таких отношений. Но вот позавчера в клубе был концерт, заезжие артисты из Новосибирска пели классику. И представьте себе, перед отъездом преподали они нашим детям настоящий урок вежливости: и пальто помогали дамам надевать, и вообще… Парни смотрели, разинув рты. Вот так-то. Терпение и терпение – вот что о-очень важно для учителя.
- Терпение… - проворчал Василий Фёдорович, вошедший в учительскую. – Очень много вы с ними сюсюкаете. Строже надо. Нашим ученичкам палочная дисциплина нужна. А вы всё уговариваете. – И он мастерски передразнил: «Петенька, сядь прямо, не надо плевать на соседа…» С таким обращением они скоро и ноги на стол ложить будут.
- Класть, - исправила Римма.
- Ну, класть, не всё ли равно? – Василий Фёдорович взял журнал и, презрительно взглянув на молодёжь, вышел.
Помолчали. Потом Римма, как старшая, да и завуч к тому же, обобщила:
- В одном он, конечно, прав: сюсюкать не надо. Нужна золотая середина.
- Да-а, - с надеждой протянула Лина, - как же её найти?
- Может, математика подскажет, - Римма улыбается, кивнув на Татьяну.
Та пожимает полными плечами.
А вечером Лина Сергеевна кое-что придумала.
На следующий день, когда до конца урока оставалось ещё несколько минут, закрыв журнал, она обратилась к классу:
- Что-то скучно у нас. Может, будем газету выпускать? Сатирическую, чтобы с недостатками бороться. Нужна газета?
- Нужна, нужна!
- Хорошо вам орать, а рисовать кто будет?- знакомый басок Толи Шкета вопрошает с последней парты.
- Самый лучший художник в школе, - польстила Лина Сергеевна, зная слабую струнку тщеславного любителя искусств.
Самый лучший художник, длинный, как жердь, ершистый и внешне, и по характеру, с лукавыми озёрами серо-голубых глаз, стоял, минуты две раздумывая.
- Испугался? – разочарованно спросила Лина Сергеевна.
- А вот и нет! Только чур – не пищать!
Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/08/1209
Свидетельство о публикации №217090801195
штиль- Лина договорилась со Шкетом об оформлении сатирической газеты.
Интересно читать, когда ничего подобного из свой
жизненной практики не помнишь, да и не было такого.
Всего хорошего,Эллочка!
Анна Куликова-Адонкина 22.01.2024 17:29 Заявить о нарушении
Извините, что отвечаю с опозданием.
С уважением и с теплом,
Элла Лякишева 28.01.2024 21:34 Заявить о нарушении