Загадка позолоченного дракона

         З А Г А Д К А     «П О З О Л О Ч Е Н Н О Г О      Д Р А К О Н А».

В  столице  Инсюлинде  (гол. Индонезия)  - Батавии  (Джакарта), городе  которым  владела  Ост – Индская  компания, начинался  обычный  день. В  узкую  гавань, окружённую  четырьмя  фортами, охранявшие  Батавский  порт, уже  шли  голландские  флейты  с  Запада  и  Востока. Одновременно, гружённые  яванскими  пряностями – имбирём, перцем, кофе, корицей, мускатным  орехом  регулярно  отправлялись  океанские  суда, чтобы  достичь  родных  берегов.
Из – за  зелёных  островных  гор  всходило  солнце, и  его  первые  лучи  коснулись  заболоченных  рисовых  полей, верхушек  непроходимых  тропических  лесов. Однако, начинавшееся  утро  не  приносило  прохлады, воздух  по – прежнему  был  душным, предстоял  нестерпимо  жаркий  день.
Моряк  голландского  торгового  флота  Авраам  Лиман  ван  Сандвик  шёл  по  улицам  городка, до  встречи  с  генерал – губернатором  Яном  Мацуйкером  ещё  было  достаточно  времени, поэтому  он  не  торопился. Если  бы  не  пальмы, во  множестве  встречаемые  на  пути, полуодетые  яванцы, спешащие  по  своим  делам  и  необычная  сырость, разлитая  в  воздухе, то  всё  окружающее  казалось  ему  почти  голландским, только  в  миниатюре. Дома  совсем  не  отличались  от  амстердамским, глубокие  тёмные  каналы, прорезавшие  улочки, взметнувшийся  в  небо  шпиль  кирхи, вывески  на  родном  языке, приглашавшие  в  разные  заведения  и  лавки, а  чего  стоили  роскошные  дворцы  купцов  и  местной  знати, окружённые  настоящими  голландскими  садами. Правда, часто  встречались  грязные  китайские  магазины, из  которых  в  течение  дня  неслись  призывные  крики  продавцов, а  из  заведений, где  китайцы  метали  кости, несло  чесноком  и  местной  кухней.
Генерал – губернатор  Ян  Мацуйкер  был  умелым  и  успешным  руководителем  компании. Благодаря  ему  островные  дела  шли, как  нельзя  лучше: огромные  дивиденды  от  акций, прибыль  от  торговли  пряностями  делали  из  директоров  факторий  настоящих  богачей. Однако, жизнь  в  Батавии  проходила  отнюдь  не  безмятежно, каждая  неделя  увеличивала  число  жертв  от  лихорадки  и  других  болезней, число  стычек  с  яванцами  внутри  страны  не  уменьшалось. Конечно, голландские  мушкеты  являлись  неплохим  средством  против  отравленных  стрел  островитян, результат  действия  которых  повышался  сразу  за  пределами  крепостных  стен.
Ян  Мацуйкер  принял  Лимана  в  обширной  губернаторской  зале  с  верандой, выходящей  в  огромный  голландский  сад  с  цветами  и  экзотическими  деревьями. Предложил  гостю  бамбуковое  кресло  и  велел  слуге  принести  голландского  пива, ставшего  в  этих  краях  прекрасным  средством  утоления  жажды  от  жары.
«Я  рад  твоему  визиту, достопочтенный  Авраам  Лиман  ван  Сандвик! Все  Высокомощные  Генеральные  Штаты  восхищены  твоими  смелыми  плаваниями  в  поисках  части  экипажа  корабля  «Vergulde  Draeck»  («Позолоченный  Дракон»), корабля  нашедшего  погибель  у  коварных  коралловых  рифов  Австралии. Наши  суда – «Waeckende  Boey»  и  «Emeloordt», отправленные  на  поиски  «Дракона»  вернулись  ни  с  чем, а  спустя  некоторое  время  на  спасательной  шлюпке, преодолев  Тиморское  море, и  также  никого  не  обнаружив, ты  совершил  свой  смелый  переход. Поэтому, компания, отдавая  должное  твоим  беспримерным  поступкам, решила  совсем  прекратить  поиски. Sit  bonum  faustumque  (Да  будет  благим  и  счастливым)  твоё  пребывание  на  этом  свете!»
«Мне  очень  жаль, Ваше  превосходительство, ведь  там  остались  мои  друзья, и  что  с  ними  произошло – неизвестно, - с  горечью  ответил  Лиман, - капитан  Петер  Альбертсон  был  славным  моряком  и  он  надеялся  на  спасение.»
«На  всё  воля  божья!» - сказал  губернатор, поднявшись  с  кресла, дав  этим  понять, что  разговор  закончен.
Сообщение  генерал – губернатора  очень  огорчило  Лимана, так  много  предпринимавшего  для  спасения  моряков  с  «Позолоченного  Дракона». Задумчивый  и  печальный  он  шёл  по  улицам  Батавии, ничего  не  замечая  вокруг. В  памяти  то  и  дело  всплывали  события  уже  минувших  дней.
Он  отчётливо  помнил  тот  октябрьский  день  1655  года – день  своего  отплытия  на  большом  торговом  корабле  «Позолоченный  Дракон»  из  Амстердама  в  Батавию. Волнующий  момент, когда  под  грохот  пушек  и  крики  команд  корабль  стал  отходить  от  каменного  причала. Провожающих  было  много, а  уходящие, сняв  шапки, молились. По  традиции, накануне  он  и  капитан  «Позолоченного  Дракона»  заглянули  в  портовый  кабачок, найдя  свободное  место  в  дальнем  углу  заведения.
«Ну, что, помощник, давай, за  удачный  поход, - сказал  тогда  Петер  Альбертсон – За  наш  праздник – дальнее  плавание! В  этот  раз  пойдём  с  важным  и  ценным  грузом – богатой  казной, которая  с  товаром  потянет  почти  на  200  тысяч  гульденов. Да  поможет  нам  Бог!»
До  мыса  Доброй  Надежды  добрались  благополучно, используя  попутные  ветры. Капитан  вёл  корабль  «маршрутом  Хенрика  Браувера» - известного  голландского  мореплавателя, первым  открывшим  кратчайший  путь  до  Зондского  пролива. Он  проходил  южнее  опасных  «ревущих  сороковых», широт, славящихся  своими  штормами, позволяя  их  избежать. До  этого  голландские  корабли  шли, минуя  острова  Маврикий  и  Цейлон, к  Бантаму, что  задерживало  их  в  пути  примерно  на  6  месяцев. Была  в  том  маршруте  одна  проблема: правильное  определение  точки  поворота  на  север, чтобы  точно  выйти  к  островам  Индонезии.
Им  не  повезло, они  слишком  поздно  пошли  на  север. «Позолоченный  Дракон»  на  всех  парусах  апрельским  утром  1656  года  влетел  на  коралловые  рифы  западного  побережья  Австралии. Это  была  катастрофа.
Спастись  удалось  только  75  членам  экипажа  во  главе  с  капитаном. На  двух  уцелевших  лодках  переправились  на  безжизненный  берег, захватив  с  собой  сохранившиеся  небольшие  запасы  пищи  и  навигационные  инструменты. После  десяти  дней  пребывания  на  суше  капитан  решил  отправить  в  Батавию  за  помощью  одну  лодку  с  семью  моряками  просить  прислать  корабль  для  спасения  остальных. Авраам  был  старшим  среди  других  шести, направившихся  к  яванским  берегам. Немного  еды  и  пресной  воды  быстро  таяли  в  этом, почти  40 – дневном  переходе, но  они  дошли, преодолев  более  1400  морских  миль.
Последовавшие  поиски  на  двух  других  кораблях, направившихся  к  месту  кораблекрушения, не  увенчались  успехом, кроме  того,  один  из  них  вернулся  без  11  человек, пропавших  без  вести  при  обследовании  австралийского  берега.
Когда  поутихли  бушевавшие  в  июне  и  июле  сильные  шторма  у  берегов  Австралии, из  Батавии  вновь  отправились  для  спасения  экипажа  «Позолоченного  Дракона»  два  корабля  «Waeckende  Boey»  и  «Emeloordt»  с  наказом  отыскать  пропавших  людей  и, возможно, ещё  сохранившиеся  серебряные  монеты.
Исполняя  обязанности  штурмана  на  «Waeckende  Boey», Авраам  участвовал  в  спасении  своего  капитана. Поисковая  группа  под  его  командой  на  лодке  высадилась  на  место  кораблекрушения  и  нашла  странное  сооружение  в  виде  круга  из  досок, поставленных  вертикально. Что  это  значило, так  и  не  удалось  установить.
Не  раз  и  не  два  высаживались  они  на  австралийский  берег, а, однажды, внезапно  налетевший  шторм  разбил  руль  лодки, и  спасатели  на  вёслах  нашли  укрытие  в  маленькой  бухте, зажатой  между  скал.  Из – за  бури  их  корабль  поднял  якоря  и  ушёл  в  открытое  море, а  по  прошествии  четырёх  дней  возвратился  на  то  место, где  последний  раз  была  замечена  их  лодка. Её  не  оказалось  на  месте, сигнальные  пушечные  залпы  остались  без  ответа. На  корабле  их  посчитали  погибшими  во  время  шторма  и  отправились  в  Батавию.
Не  дождавшись  своего  корабля и  не  теряя времени  с  трудом  починили  лодку, стали  готовиться  к  долгому  путешествию  обратно. Сделанными  вручную  силками  ловили  на  побережье  птиц, собирали  дождевую  воду. Измученные  и  истощённые  они  всё – таки  добрались  до  Батавии, но  что  случилось  с  теми  68  членами  экипажа  «Позолоченного  Дракона»  и  11- ю, пропавшими  позже, так  и  не  удалось  узнать.

С  тех  пор  прошли  столетия. Возможно, о  трагедии, случившейся  с  голландским  торговым  кораблём  «Позолоченный  Дракон»  и  забыли  бы  совсем, не  случись  событию, произошедшему  в  1931  году  на  австралийском  берегу. Игравший  мальчик  в  песке  обнаружил  40  голландских  монет, датированных  между  1619  и  1655  годами. По  единому  мнению  историков  они  могли  быть  теми, что  перевозил  погибший  корабль. Это  дало  толчок  новым  поискам, и  вот  настал  день  14  апреля  1963  года, когда, наконец,  в  местечке  Ladge  Point  были  найдены  останки  печально  известного  корабля, а  в  честь  смелого  голландского  моряка  Авраама  Лимана  ван  Сандвика  небольшой  городок, недалеко  от  места  крушения  «Позолоченного  Дракона»  назвали  в  1961  году  именем  Лиман. Только  загадка: куда  пропала  часть  оставшегося  экипажа  корабля  по – прежнему  так  и  осталась  неразрешённой. Хочется  верить, что и  она  будет  разгадана  когда – нибудь.

7  сентября  2017  г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии