На все руки не от скуки
Возле школьной доски, над которой висят портреты выдающихся ученых и путешественников, стоит учитель, худенькая женщина средних лет и рассказывает одиннадцатиклассникам об особенностях добывающей промышленности Японии, при этом водя указкой по карте.
- Таким образом, - делает она вывод, - Япония чрезвычайно бедна минеральными ресурсами и ориентируется на...
- Отдай сейчас же, япона мать, - кричит с третьей парты Затычкин Кирилл и начинает выхватывать у своего соседа по парте Глупцова Ивана помятую, замусоленную тетрадь.
- Прекратите немедленно! - быстро реагирует Алла Сергеевна. - А ты, Кирилл, повтори, какой вывод следует из моего рассказа о Японии.
- Так и говорю, япона мать, этому... - переходя на нецензурный шепот, кривляется Затычкин, - отдай тетрадь, а он, гад...
- Садись на место, и если еще одно замечание получишь...
- Подумаешь, напугали...А что мне будет-то, такие, как я, на вес золота: хотя ничего и не делаю, зато в школу хожу почти регулярно, отчетность Вам не порчу, и аттестат мне все равно выдадут, а вот Вас...
А этот момент дверь классной комнаты открылась, и за ней показалась голова учителя математики Ларисы Петровны. Натужно дыша и еле переступая тяжелым, шаркающим шагом, коллега Аллы Сергеевны вошла и остановилась в конце класса. В руках она держала пухлый пакет, а с плеча свешивалось махровое полотенце.
Некоторые из учеников, повернувшись назад, с интересом наблюдали странную картину, переводя насмешливые взгляды с одной наставницы на другую.
- А вот и я, - заявила о себе математик и при этом энергичным жестом пальцев, напоминающим движение ножниц, провела у себя по голове, на которой топорщились не в меру разросшиеся волосы.
Географ густо покраснела и, опустив глаза в пол, тихо произнесла:"Так перемена будет только через десять минут...Вы зайдите попозже".
Лариса Петровна, метнув на "географичку" понимающий взгляд, повернулась и, гулко шлепая, направилась к выходу. У самой двери она остановилась и негромко произнесла:"Так я подожду за стенкой, у Вероники Андреевны, до звонка".
- Конечно, конечно, - засуетилась Алла Сергеевна, - сразу после звонка и приходите. Итак, ребята, на чем мы с вами остановились? - с трудом переключаясь на японские проблемы, вздохнула она.
- Так сейчас звонок будет! Может, на этом и закруглимся? Тем более, Вас ждут, - послышался голос с задней парты, и кто-то громко зевнул.
В это время дверь со стуком отворилась, и географ на сей раз увидела в проеме голову учителя английского языка Галины Петровны.
- Вы еще не освободились? Сейчас звонок будет! - мотнув в сторону спускавшейся ниже носа челкой, громко выкрикнула "англичанка".
Алла Сергеевна попыталась что-то произнести, но резкая трель звонка заглушила ее голос.
Через пять минут "географичка" уже металась по классу, снимая со стендов развешанные карты и заодно проверяя на столах наличие неприличных надписей.
Не успела она как следует навести порядок, как в класс одна за другой вошли три женщины, из числа которых впервые зашедшей была учитель технологии, которую учащиеся попросту звали "трудовичкой".
Две из них отправились в примыкавшую к кабинету лабораторию, а энергичная Тамара Ивановна (она же и технолог) бросилась на помощь коллеге.
- Да хватит вам порядки наводить, ведь суббота же... - послышался из лаборатории голос Ларисы Петровны.
- Да мы уже закончили, - быстро забегая в лабораторию и поставив веник в угол, протараторила Алла Сергеевна. - Кого первой подстричь? - в руках у географа уже мелькннули ножницы с расческой.
- Да вообще-то, я первой очередь занимала! - тяжело дыша, опустилась на стул математик.
- Вас, как всегда, покороче? - на ходу поправляя пеньюар, спросила коллегу Алла Сергеевна.
- Стригите, как всегда, - усаживаясь удобней на стуле, проговорила Лариса Петровна.
Географ-парикмахер быстрым и точным движением обернула пеньюаром коллегу и принялась щелкать ножницами. Тем временем, Тамара Ивановна и Галина Петровна, дожидаясь своей очереди, неторопливо завели беседу.
- Галь, у меня для тебя есть работа, - повернулась к коллеге "трудовичка". - За перевод на пару листов возьмешься? Сын вчера из института принес, самому такой безделицей заниматься неохота.
- О чем речь, приноси,конечно!
Я быстро сделаю, послезавтра и заберешь.
- Спасибо заранее, - переходя на шепот, ответила Тамара Ивановна, - расчет, как всегда - сразу. У тебя ничего не изменилось?
- Обижаешь, свои люди - для меня всегда свои. Кстати, давно хотела у тебя спросить, не возьмешься ли ты мне одну вещицу перешить, лежит она у меня давно, а из меня, сама знаешь, какая швея. Ты как послезавтра работаешь?
- С утра приходи, у меня 8"а"будет, я их посажу, они тихие, а мы с тобой в подсобке и примеримся, - глаза технолога радостно заблестели, но тут же и потухли. - Эх, были времена, когда я в месяц только одних юбок до двадцати штук шила. А сейчас только старье и перешиваю, да мелкий ремонт делаю. Как жить-то, зарплата - курам на смех! - почти всхлипнула она.
- И не говори, - откликнулась со своего стула математик, - ко мне раньше в очередь на консультации стояли где ученики, где студенты, а теперь знания не в цене, молодежи сразу, без труда, жить красиво хочется.
- Ну, уж вам, Лариса Петровна, грех прибедняться. Слухи ходят, что вы как репетитор у нас на вес золота, вам хоть обезьяну на обучение приводи, считать враз научите, - бросила реплику "англичанка".
- Врут люди, а вы слушаете, - недовольно заерзала на своем месте местная знаменитость, - сейчас выгодного клиента днем с огнем не найти!
- Выходит, что я среди вас самая, что ни на есть бедная! - прервав работу в стадии обработки челки, подала голос географ.
- Да что ты, Аллочка, не бери наш разговор в голову, хотя, между нами, "бизнес" твой и вправду грошовый, - с сожалением протянула Тамара Ивановна. - Я вот на днях одну знакомую коллегу встретила, - понизила она голос, - так она мне такое рассказала про один вид подработки, я чуть с ног не свалилась. Хотите, расскажу?
Вместо ответа все трое, включая замотанную в пеньюар математика, разом повернулись к Тамаре Ивановне, местному профсоюзному боссу.
- Как я уже сказала, встретила я как-то на улице свою знакомую. Она в 29 школе немецкий язык ведет. Так вот, она рассказала одну такую историю про коллегу, которая к тому времени в их школе уже не работала. Женщина эта была не простым учителем, а завучем, которой, впрочем, как и всем, не чуждо было желание подработать. Освоила она, как и ты, Алла, искусство делать стрижки. Да "бизнес" у нее с самого начала захромал на обе ноги. Мастер она была начинающий, клиенту ведь еще угодить надо, да и рынок, понятное дело, давно поделен. Одним словом, одолела ее хандра и она уж почти решила это дело бросить, да явился к ней один клиент, по виду - свободная личность, да и предлагает... - тут рассказчица сильно понизила голос - хм...,извините за неприличное выражение - хм...навести порядок...хм...в штанах.
Здесь рассказчица опустила глаза в пол и громко закашлялась, а все три слушательницы разом повернулись к ней, причем у Аллы Сергеевны из рук вдруг выпала расческа, а у ее клиентки сам собой развязался пеньюар. У Галины Петровны сильно задергался глаз. Первой пришла в себя парикмахер, которой профессиональное чутье почти подсказало суть дела. На лицах же математика и учителя английского языка царила полная растерянность.
- Как Вы сказали..., где навести порядок? - подала голос Галина Петровна.
- А там, где слышали, - усмехнулась Тамара Ивановна.
Все трое, еле переварив услышанное и забыв о цели своего визита, заговорили враз.
- А чего вы, собственно, так удивляетесь, - послышался среди шума голос "трудовички". - Сейчас даже подобную литературу, то бишь практические пособия, по такого рода прическам, если так можно выразиться, свободно продают. Сама видела.
- А что же мастер? Что было дальше? - нетерпеливо подала голос со своего места математик.
- А у нее, по словам, моей знакомой, бизнес теперь вполне процветает. О других подработках она даже и не думает.
- А занятие это...в некотором роде...не опасное? - взяв в руки расческу и вполне опомнившись от потрясения, спросила коллегу Алла Сергеевна.
- А как вы думаете? Конечно, могут быть и неприятности. Ну, как там говорится насчет шампанского?
- Я бы никогда так не рискнула, пусть даже голодала бы, - заканчивая филировку челки, снова задумчиво подала голос Алла.
Завершиа работу с первым клиентом, географ с трудом выпрямила затекшую спину. На лице у нее отразилась настоящая мука.
- Хондроз замучил? - подала голос со своего места Галина Петровна. - И чего ты это дело терпишь? Сходи к Римме Сергеевне, нашей историчке, на первый этаж, она тебя так разомнет! Сама знаешь, она дорого не возмет, не то, что в больнице.
- Придется сходить, - согласилась Алла Сергеевна. - Скоро у меня открытый урок. Завтра схожу. Нет, завтра не выйдет. Завтра я еду в больницу зуб удалять.
- Зуб? - подняла глаза англичанка, - так ты целый день в в больнице потеряешь.
- А что делать? Болит он у меня, зараза, уже месяц, мочи нет, - внимательно разглядывая пробор на затылке Тамары Ивановны, откликнулась географ.
- Так ты пойди и найди нашу сторожиху Марию. Она быстро тебе все как нужно сделает. Даже пикнуть не успеешь, недаром она в свое время 20 лет стоматологом проработала. И возьмет по знакомству недорого.
Алла Сергеевна в задумчивости смотрит на стоящее напротив зеркало, и на лице у нее отражается сомнение.
Через час, проводив своих клиентов, она, еле согнувшись и придерживая одной рукой спину, с брезгливым выражением на лице, сметала веником валявшиеся на полу волосы и тихо рассуждала вслух:
- Как же я устала! Да если б у таких, как я, была нормальная зарплата, разве стали бы мы думать о каких-то подработках, да продавать свою совесть за возможность хоть как-то прожить.
Оставив вопрос без ответа, мастер взяла со стола несколько мелких купюр и задумалась, что бы ей сегодня купить из необходимых продуктов.
- Если до конца недели будут еще клиенты, то до зарплаты я, пожалуй, дотяну, - пронеслось у нее в голове. - И надо еще подумать, нет ли где-нибудь более выгодной подработки, чем моя. Что там говорила Тамара Ивановна насчет шампанского?
Свидетельство о публикации №217090801646
Спасибо!
И со всем описанным невозможно не согласиться.
До чего же больно и обидно за нашу действительность!
Куда мы "движемся", куда?!
Новых творческих удач, вдохновения и радости!!!
Евгения Гитальчук-Вирченко 24.01.2018 02:34 Заявить о нарушении
Ремих Елена 24.01.2018 14:32 Заявить о нарушении