C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

1. Саша вернулся в Омск

Обычно Саша пишет об этом времени коротко:

– После отчисления из университета учился на токаря в профессионально-техническом училище № 56 г. Омска и получил распределение в экспериментальный цех конструкторского бюро автоматизации нефтепереработки и нефтехимии.

Да, Саша вернулся в Омск и поступил в ПТУ (профессионально-техническое училище, где учился на токаря). Директором ПТУ в то время был В.К. Арзамасцев.

Дебора Яковлевна подробно пишет об этом трудном времени в жизни Саши:

«В первые же дни после его возвращения из Академгородка я поняла, что жизнь сына разрушена настолько, что я могу ждать каждый день чего угодно...

Он оставался в квартире, а я вела уроки в школе и думала – застану я его живым, когда приду домой, или нет. Бегом бежала с работы. Это было так страшно...»
Саша прокомментировал это следующим образом:

– Ни в какой мере. У меня не было даже намёка на депрессию. Много читал, размышлял.

А вот, более подробное изложение Деборой Яковлевной вопроса о том, как жить дальше:

«После того, как Саша вернулся из Новосибирска, он понял, что путь в математику для него закрыт. Во всяком случае – пока. И он говорил: а когда-нибудь «потом» я математикой заниматься не буду, потому что это наука молодых, все великие математические открытия делают молодые учёные.

Я же тогда твёрдо решила, что должна убедить его стать обыкновенным рабочим. Говорила: если ты хочешь заниматься математикой – занимайся, но стань вначале рабочим. Будешь иметь в руках профессию, которая в любом случае прокормит тебя, будешь свободен от всякой идеологии.

Уговаривала и убеждала его в этом абсолютно искренне. Мне прежде всего надо было спасти сына, и я твердила, что порядочный рабочий в тысячу раз лучше какого-нибудь подлеца с дипломом. «Ты – молодец, – твердила я ему, – ты сохранил в свои 15-17 лет порядочность в сложной ситуации, ты вёл себя достойно во всей этой передряге». Когда он вскоре оказался в ПТУ, я была счастлива».

А дальше Дебора Яковлевна пишет о замечательном человеке, который помог Саше в этот момент и помогал ему ещё не раз, в самые трудные моменты его жизни:

«Здесь совершенно необходимо рассказать об Арзамасцеве – пишет Дебора Яковлевна, – сделаю это с удовольствием. Память об этом человеке свята для меня.

Тогда, после исключения, я убеждала Сашу переступить некую черту и пойти в ПТУ. А это – после Новосибирского университета – психологически было не так-то для него легко.

Он ведь уже что-то сделал в математике, что-то из сделанного уже даже могло претендовать на публикации. А тут ПТУ...

Был ещё один психологический момент: я не могла переломить себя – не могла никого просить, ходить по инстанциям. Хотя мне говорили: надо попытаться, у Вас добрые отношения со многими людьми, – надо пойти, попросить. Я же решила: если я сыну внушаю, что надо быть достойным человеком, то самой пойти и умолять кого-то – да никогда в жизни! Когда меня саму выгоняли, увольняли, – никогда никого не просила...

Но на моё счастье в том ПТУ-56, о котором зашла речь, работала библиотекарем близкий мне человек – Маргарита Владимировна Бирман. Она согласилась вначале сама поговорить с директором училища – Владимиром Кузьмичом Арзамасцевым.

Уверяла, что это человек, внушающий доверие. Попросила у меня разрешения обрисовать директору всё как есть, т.е. рассказать о Сашиной «антисоветской деятельности» и об исключении из университета.

После первого разговора Арзамасцев сказал ей, что с таким делом он должен пойти посоветоваться в райком партии. Вскоре вызывает Маргариту Владимировну и сообщает – в райкоме ему сказали: «На твою ответственность».

Ответственность он на себя взял и тем самым решил судьбу моего сына: тот начал учиться на токаря. Никаких собеседований перед этим не было.

Арзамасцев оказался хорошим психологом – понял, что любое собеседование было бы для Саши в его положении, после всего пережитого, мучительным. А главное – Владимир Кузьмич оказался человеком достаточно добрым, я не знаю всех сторон его личности, но то, что в нём была доброта, – это безусловно.

Саша пришёл в училище в середине учебного года, ему надо было догонять остальных, а главное – научиться работать на токарном станке. И оказалось, что руки у него растут оттуда, откуда надо.

Я узнала, что их мастерская находится на первом этаже, ходила под окна и смотрела, как он за станком работает. Как он стоял за станком – я видела, но порог училища не переступила ни разу.

Саша обратил на себя внимание всех учителей. Арзамасцев не раз Маргарите Владимировне потом говорил: о нём, мол, все спрашивают – откуда он... И когда он получил свидетельство об окончании училища, там значился 4-й производственный разряд, а это весьма хорошо для выпускника ПТУ. Назначение на работу он получил в одно из омских конструкторских бюро. Я была счастлива, считала, что все страшные проблемы позади, что он втянется, станет рабочим, будет виртуозом в своём деле...

Продолжение слкдует: http://www.proza.ru/2017/09/08/1671


Рецензии