из истории российского политического сыска. часть

Вот, собрался было вторую часть своего рассказа сделать искромётной и лёгкой, сплошь пересыпанной реальными забавностями, но как это часто бывает, - уж обмакнул перо в чернила и замер над чистым листком в нерешительности.
Потому что не хочется допустить в своих байках о Тайной Канцелярии досадных недоразумений. Знаете, они часто бывают, когда рассказываешь нечто вне исторического контекста, слушатели автоматически в сознании твой рассказ видят не в понятиях той эпохи, а по-современному, от чего иногда замыливается ряд моментов "тонкого понимания деталей".
Поэтому прошу простить, но и во второй части грузни будет прилично.
Петр Алексеич, значит... Все знаем - славен был реформами и тем, что заложил фундамент "регулярного государства". Но это мы из учебников знаем, все эти Сенаты, Сеноды, коллегии, внешнюю политику России.
А какими глазами на царя-батюшку и его деяния глядели современники?.. Подавляющее большинство современников Петра ведь и знать не знали о большой политике, о государственных преобразованиях, а видели и ощущали что? Рост налогов, солдатщину (рекрутскую повинность), обязанности по предоставлению постоя для армии и прочие, достаточно обременительные вещи. И насколько современное общество готово было увидать в Петре положительного реформатора, судите сами.
Для притязательности наших рассуждений возьмём карту России времен Петра и прикинем, что об ту пору на Руси проживало (по тщательным и, вроде как бесспорным оценкам историков) порядка 15млн человек. Это меньше, чем живет сейчас в одной только Москве. Это так - чтоб иметь самое общее представление, о какой стране и с какой плотностью населения вообще речь. И чтобы впечатление было дополненным, добавлю, что чиновников на всю Россию было около 5 тысяч человек. Во времена Екатерины, в конце её царствования, на 36 млн населения - 16 тысяч чиновников. И это - уже после пугачёвского бунта и проведения реформ, целенаправленных на УПРАВЛЯЕМОСТЬ субъектами Империи!
Думаю, этой информации вполне достаточно, чтоб ощутить, что замахи Петра создать "регулярное государство", как он сам это называл и полагал под ним некий отлаженный и бесперебойно работающий механизм внутреннего управления, в котором всяк сверчок знает свой шесток... что-то типа швейцарских часов, но в масштабах государства. Так замахи эти начали приобретать какую-то конкретику и намёки на реальность где-то к концу XIX века ближе, а до того (уж в XVIII веке и ранее, так уж точно) - государства в нашем современном понимании на Руси не было вообще, либо было нечто, что очень отдалённо где-то в чем-то напоминает современное понятие государства.
И, главное, что очевидно, держалась эта вся махина совсем не благодаря управляющему и координирующему аппарату, а держалась Русская Государственность на ТРАДИЦИЯХ и УКЛАДЕ. В том смысле, что законы законами, однако люди, строго говоря, исполняли не их, они исполняли поведение, которое по их разумению было надлежащим. Соответственно, поскольку традиции и уклад составляли основу жизни, то они, ясное дело, крепко чтились и весьма береглись. Поэтому нужно понимать, какое потрясение вызывали в обществе некоторые петровские нововведения. Сейчас звучит смешно и по нашим меркам пращуры выглядели тёмными и забитыми, а их противление насчёт брить бороды и носить немецкие платья мы воспринимаем как детское и нелепое.
Нелепое?!
Вот простите, господа мои, но на Руси тех времён борода считалась ещё более неотъемлемым мужским атрибутом, чем сейчас брюки. Это нынче общество лояльное и толерантное в том смысле, что сейчас появился и твердо вошёл в нашу жизнь унисекс. Например, у нас не вызывает шока женщина в брюках. Но при всём при этом, даже в нашем обществе мужчина в юбке вызывает определённые подозрения. Мужик в юбке - значит стопудово нешуточные проблемы с психикой и сексуальной ориентацией. Так вот, для "тогда" брить морду для мужика означало примерно тоже самое, что и для "сейчас" напялить юбку. А в петровские времена с унисексом было ой как строго, вернее, никакого унисекса общество не признавало и близко. Ибо так заведено, мужик - это мужик, а баба - это баба. Строго и безо всяких промежуточных вариантов.
Вот представьте не миг, в наше время и в нашей стране Президентский Указ - всем мужикам поснимать штаны и одеться в килты! Возможно, если представите, то где-то хоть и очень отдалённо поймёте, какое потрясение испытывало общество времён Петра в связи с его нововведениями.
Даже такая (очень вредная по нашим временам, но вполне обычная) привычка к курению табака, тогда была странной и чуждой, поскольку согласно христианским традиционным понятиям, если из человека валил дым, то это было верным признаком того, что в него вселился дьявол.
Немецкое платье по отечественным понятиям тоже особой положительностью не обладало, ибо не было ни статусным, ни функциональным - одне ремешки-затяжки-утяжки-рюшечки - тьфу! Такое платье ни на пир, ни на бой, ни в поле не наденешь.
Одним словом, совершенно не случайно, что Петр был первым русским государем, на чью жизнь самым реальным образом стали пытаться покушаться.
А чтоб понять меру народного потрясения, то один случай, как мне кажется эту меру хорошо иллюстрирует.
Итак, на дворе год, эдак, 1735й, в Тайную Канцелярию является человек (мелкий питерский чиновник Иван Павлов) и говорит, - братцы, прошу меня казнить! Конечно, "братцы" аж опешили, поскольку не всякий день и даже не всякий год к ним посетители с такими просьбами. Их аж любопытство взяло - что такое? где случилось?
А он в ответ - я, говорит, в Летнем Саду был!!! Они ему - тьфу, эка невидаль, нашёл чем хвастаться!
Так там же, говорит, мраморные девки стоят! Голые!!!
И чё?!
А то, что срамота это!!! А ещё, говорит, я царя видел там!
Ну и..? - не понимают пока господа из Тайной Канцелярии сути проблемы
А он им - как "ну и", какое к чертям "ну и", когда государь, прости господи, с бритой рожей, в немецком кафтане, с трубкой, пьяный в компании девок похабных, ну тех, что в платьях с сиськами наружу... И это - наш православный государь?!
Ему говорят, ты бы, любезный, успокоился, а?.. Как-никак, государь уж не первый год царствует, пора бы пообвыкнуть, смириться, притерпеться... так что ты вот что, - водицы попей, успокойся, да и ступай домой.
А он им - так в том и дело, что не первый год! Ведь поначалу-то я как думал - государь наш, Петр Алексеич почудит на троне маленько, да и околеет с божьей помощью, придёт новый государь, жизнь наладится... А время идёт, жизнь не налаживается, наоборот... не могу я так больше жить, братцы, казните меня!
А ему говорят, - за что тебя, дурака казнить, если ты никакого преступления не совершил?!
Он им - не совершил, говорите? Ну сейчас совершу!
Набрал в лёгкие воздуху побольше и царя-батюшку нашим русским, рафинированным трёхэтажным... крыл аж пока дыхания хватило. Ну что, человека выслушали. Уважили - казнили. Такие дела...
Конечно, случай нетипичный, не доходил народ до такой крайности, но настроения в обществе были те ещё.
Что до типичных дел тех времён, то мне приходит на ум разделить их на несколько категорий.
Первая и самая основная по объёму - явная напраслина и мелкое клеветничество. Наветы. Бесхитростные и простые, как и времена. Особенно любили это дело младшие армейские и флотские чины. На своих командиров и начальников доносили. Особенно любили в отместку за наложенное на них телесное наказание.
Обычно как? Вот, сам матросик проворовался, напился, его боцман наказал, а он в отместку "слово и дело! разрешите доложить, боцман наш - сам есть пьянь первостепенная и ворюга! Ворует государственное в особо крупных размерах!" Конечно, его слушают. И интересуются - что именно такого "особо крупного" боцман может на корабле украсть (особенно, если сам корабль невелик и весь целиком вместе с командой и близко не стоит особо крупных денег) и вот тут матросик начинает нести бред (запомнилось одно дело, в котором матрос очень упорно долдонил про какую-то мифическую "кожу", которую боцман всю уворовал и пропил, однако толком пояснить, что то за кожа была такая и откуда она вообще взялась и кто ее кроме матросика ещё видел доносчик так и не сумел), откровенно что-то выдумывает, а помыкавшись, говорит, что сам-то он не видал, а люди говорят, люди зазря болтать не станут.
Или солдатик слово и дело объявит, да и нажалуется на своего капитана, дескать, бранное про их величество говорил. А как начинают уточнять - что именно говорил, в связи с чем, при каких обстоятельствах, когда и кто ещё тому свидетели, а солдатик-то глазами хлоп-хлоп и что ответить не знает. То есть фантазии хватило только на первую часть выдумки, а дальше не придумал ещё.
Но, не всё конечно, было выдумкой, так, например, уличили одного поручика из дворцовой охраны. Там так было - офицеры решили забухать и столкнулись с проблемой - выжиралово есть, стаканов нет. Поручик метнулся к буфету и несколько стопочек взял. А солдат увидел. "Слово и дело!". Потому как стопки в дворцовом буфете может и не бог весть какой цены, но всё же - государево имущество, стало быть - преступник! Короче, понятно что с такими доносчиками делали - наказывали. И не в пример строже чем гражданских. Поскольку с гражданского - какой спрос, тем более, с крестьянина, к примеру? Он же не законами живет, а собственными розумениями и если в чем заблуждается, то делает это искренне и добросовестно. А вот военный человек это в принципе другое дело. Ибо присягу принимал, да и положения Артикула Воинского знать-то был обязан. И, соответственно, ясно осознавать, что занимаясь лжедоносительством он сам совершает преступление. Поэтому служивых наказывали не в пример жёстче. Так что если ты служака и получил за лжедонос 1000 шпицрутенов, то считай тебя и не наказали почти, можешь даже считать что похвалили. Обычно за такие фокусы вырывали ноздри и ссылали в Сибирь или на каторжные работы.
Вторая категория, я бы назвал её "пьяная околесица" это когда во время возлияний (как правило в ходе праздников и общих застолий) кто-нибудь надирался до зелёных чертей и конкретно "гнал беса". И вот стоило ему в том состоянии оть каким боком к своему спитчу притянуть царственную особу, всё - "слово и дело!" Решались такие дела тоже вполне типично - опрашивались свидетели, уточнялось что говорил, как, в каком состоянии опьянения был при этом. Ну и самого виновника спрашивали - замышлял худое против государя или нет?
Дела такие тоже заканчивались обычно типично. Свидетели говорили, да ругался, дескать... в каком состоянии был? да под лавкой уж валялся или мордой в салате. Кстати, мы половину из его слов потому и не слышали, что он их глубоко в салат говорил... А буян и смутьян и во время допросов, и на дыбе говорил одно и то же, дескать, да, грех есть за мной, напился так, что стал другим человеком, а вот что делал и говорил "тот другой", убей бог не помню!
Финал тоже был типичный - пьянчужке прописывали плетей по жёпе и отправляли домой с попутным наказом не синячить больше так по-стахановски.
Третья категория достаточно типичных дел - самозванство.
Случалось это обычно так - собирается компания мужиков из трёх-четырёх для забухать и мирно пофилософствовать. Пьют, разговоры ведут, всё чин чином. И тут один из них говорит - золотой я, дескать, человек, ибо все ж из знатного рода, я пью среди вас, подлого сословия и черни, как равный и товарищества с вами не чураюсь! А второй ему - ой, ой, - видали, знатного рооооду... Да я вообще из дворян буду! А третьего так и совсем несёт и говорит что-то типа "а вы про царевича Алексея слыхали? вот того, который был а после запропал куда-то? Так вот, братцы, разрешите представиться, - царевич Алексей!"
Вот таких вот "нижних самозванцев", несостоявшихся, так и не взлетевших на политический Олимп в XVIII веке тоже было хоть пруд пруди. И разбирались с ними так же просто и беззлобно - плетей по жёпе и "пшёл вон, скоморох!" Но это в том случае, если самозванец не выпрыгивал за границы компании собутыльников.
А если человека начинало нести прилюдно и массово, бахвалился своим царским происхождением при значительном стечении народа или того хуже, начинал от имени особы императорской фамилии провозглашать декларации, издавать манифесты и указы, то дело совсем для самозванца было плохо - головёнки за такое рубили, только в путь!
Еще один момент необходимо иметь ввиду, когда пытаешься дать оценку деятельности чиновников Тайной Канцелярии, это ответственность в отношении информации, обстоятельств и лиц попавших в служебное поле зрения, что-то упустишь из внимания - ответственность на тебе, а начнёшь при всяких обстоятельствах перестраховываться, видеть угрозу там где ее объективно нет, когда "дабы чего не вышло" всех в расход - и виновных, и безвинных, то очень скоро Тайная Канцелярия из государственной службы превратится в пристанище параноиков.
Поэтому надо понимать, что наряду с тем, что Тайная Канцелярия достаточно хорошо "разбирала людей" и без труда, как правило, разглядывала в дураке дурака, в подлеце подлеца, а в несчастном несчастного, требования государственной службы и того времени были таковы, что мимо некоторых людей и фактов они просто не могли пройти со служебным равнодушием. Какими бы смешными и нелепыми не казались эти факты нам в современных наших представлениях.
И еще одно отступление общеисторического характера, надеюсь последнее (когда ж угомонюсь-то насчёт этих отступлений!). Поскольку героями нескольких зарисовок будут гвардейцы, то лишний раз остановился бы на том, что есть Русская Гвардия XVIII века. Понятно, что гвардия была создана Петром и поначалу даже наряду с армейскими подразделениями принимала участие в боевых действиях - в Северной войне, помните? Правда потом по оценкам некоторых историков гвардия в каком-то смысле прибурела и воевать наотрез отказывалась, дескать мы - гвардия и не наше дело в окопах вшей кормить и ходить в штыковую. Возможно, в каком-то смысле это так и было. Но гвардия, наряду с почётной, престижной и хорошо оплачиваемой службой при дворе была не только "ряженкой", а исполняла ещё одну практическую и очень важную функцию в Российском государстве. Гвардия была императорским неистощимым кадровым резервом. Для чего? А для всего! Вот когда возникали некие задачи государственные, а для их исполнения не было ещё специальных органов или органы были кадрово недоразвиты, туда, как в пекло бросалась гвардия. Гвардейские солдаты и офицеры чем только не занимались - и рекрутов набирали, и подати собирали, и с какими-то особыми миссиями за границу ездили, и следствия вели, и прочие деликатные поручения выполняли. То есть Гвардия решительно и достойно заполняла собою любую брешь в деле государственного управления и при любых обстоятельствах, которые требовали "специально обученных людей", а их не было, в прорыв бросалась Гвардия. И вот эта специфика гвардейской службы сформировала соответствующее гвардейское мироощущение - Гвардия, это как некое братство, имеющее прямое отношение к политике и часто эту политику делающее. То есть, наша добрая русская традиция "армия вне политики" на гвардию не распространялась, Гвардия всегда была политически активна. И как иначе, если государь или государыня - ихний гвардейский полковник?
И, как писал Ленин "от живого созерцания к абстрактному мышлению", Гвардия в своём мировоззрении прогрессировала от механического исполнения монаршей воли до теоретизирования насчет чем плоха или хороша та или иная особа на троне и почему эта особа трон занимает, а не, скажем, вон та? Одну императрицу привели к власти, другую вообще принесли во дворец к трону в буквальном смысле на руках, третью... Ну, словом, ясно, что такое Гвардия.Кстати, один автор популярных зарисовок исторической тематики так и окрестил XVIII век - "Гвардейское Столетие". Поэтому в те времена и гвардия - категория особая и совершенно особое отношение. И к гвардейцам, и к их службе.
Гвардейский поручик в 1754 году (время правления Елизаветы Петровны) объявил за собою государево слово и дело. Стали допрашивать, а он и говорит, дескать во дворце-то у нас блуд и непотребство! Матушка императрица наша живёт с Шуваловым, камердинером который, натурально бляжьим образом. А он, стервец и нехристь, надевает на естество бычий пузырь и государыню тем довольствует, вот!
А на него глядят чиновники тайной канцелярии и тихо сходят с ума от мысли, что ж нам, братец, теперь нам с тобою делать? Понятно, что тебя, такого наблюдательного и языкатого отпускать из этих стен просто нельзя, но и по-тихому тебя не придушишь тёмной ночью, ибо не безродная чернь, а гвардейский офицер! И что? И как? И куда его?.. Короче, подумали, прикинули, да и сослали в монастырь, где поручик и провёл остаток жизни.
А вот случай, 1756 год. Стоит солдатик на часах в крепости. Нет, не гвардеец, из армейских. Видит стоя на посту императрицу. И тут солдатик, осознавая, что Государыня - это нечто божественное, данное свыше и почти святое, а с другой стороны - он ее в двух шагах от себя видит и понимает - да это же просто живой, обычный человек! Хуже того, не человек, а сущности, - простая обычная баба! Вот такая же как торговка с рынка или кабацкая девка. В том смысле, что ткни ее сейчас штыком - помрёт натурально, как самый обычный человек. И вот эти две мысли - о том, что императрица - это святое и то, что она - простая смертная женщина в голове солдатика делают короткое замыкание и он сам не свой бежит доносить на себя в Тайную Канцелярию.
Говорит как умеет, дескать, господа хорошие, а императрица-то у нас - баба! Простая обычная баба, которая подобно всем прочим наверняка, как все мы, совершенно по-земному жрёт, спит и прочее... Его слушают и даже говорят что он в каком-то прав. Но что с того следует? А он не унимается, говорит - "как- что?! да ежели... ежели ея штыком, она ж помрёть". Ему говорят, что и в этом, он возможно прав тоже. Но дальше-то что? В чем суть слова и дела? "Как в чём?! - говорит солдат - я ж на посту стою! А у меня как раз и ружжо со штыком есть! Дык если я вдруг захочу, то, стало быть, смогу их величество заколоть насмерть!"
А они ему в ответ "Нет, братец, не сможешь. Поскольку после этих твоих слов на часах ты стоять уже не будешь. И ружжо со штыком больше не увидишь и вообще - тут пока останешься." Солдатика в камере заперли и давай решать, что с ним делать. Виновного действия вроде не совершил, а виновные намерения, даже если таковые и присутствовали, сам же, получается, и предотвратил! Если рассудить, то по закону вины в человеке нет никакой, но отпустить этого психа? -шалишь! ХЗ, где когда и на чём этого полудурка опять перемкнёт. Кроче, пока думали, что с ним делать и куда его такого девать, бедолага сам избавил их от хлопот - покончил жизнь самоубийством прямо в камере.
А как вам дело... О, там одно название чего стоит! Не название, а песня! "дело о подтирке зада указом с титулом её императорского величества". Реальное дело между прочим. И не среди светских людей случилось, а среди духовных лиц, в монастыре. Не поделили меж собою что-то два монаха, один решил другого со свету сжить, вот и выследил после посещения уборной одним, второй - шасть туда и отыскал использованную не просто бумагу, а какую-то писульку, в которой и в числе прочего написанного был и титул императрицы.
Так не поверите, - второй монах эту бумагу нашёл, на первого монаха донёс, дела завели и даже "вещественное доказательство" подшили! Чем закончилось? Не помню точно деталей, но суть в том, что первый монах, уличаемый в таком непочтении на допросах ушёл в глухую несознанку, типа "я не я и жёпа не моя", а свидетелей тому, как монах кощунствует не изыскалось, то по результатом исследований второго монаха (доносчика) выдрали кнутом и сослали. А это славное дело, говорят, хранится в архиве до сих пор. Вместе с "вещественным доказательством"!
А так, если почитать материалы дел в одну только бытность генерала Ушакова шефом заведения, каких только историй не начитаешься! И каких поводов только народ не находит дабы объявить "слово и дело" или попасть под следствие. То на собутыльника "слово и дело" объявят, за то что тот за здоровье их величества не до дна выпил, а только половину отпил... То ямщик при немце императрицу обругает, самонадеянно решив, что ежели немец, то русского матерного не знает и, стало быть, можно не боясь ответственности заявлять, типа - попутал ваш немец что-то от незнания русского языка... А то и от хвастовства под расправу попадут! Это как? а было однажды мужичок при каких-то разборках пальцы веером распустил, типа - ша! да я такой крутой, что вообще хрен кого боюсь, я в самой Тайной Канцелярии был шесть раз пытан, да мне пох всё! Ну его, козырного и блатного подтянули в Тайную Канцелярию, выяснили - действительно, ранее уж бывал тут по подозрению в раскольничестве. Был пытан трижды, не сознался. После пытали доносчика. Тоже трижды. И доносчик все три раза был тверд в своих показаниях. После чего подозреваемого пытали ещё трижды, а поскольку результат был прежним, его сочли условно невиновным и отпустили восвояси под расписку. А вот когда он второй раз уже в эти стены попал через похвальбу свою глупую, пересмотрели былое дело, приняли во внимание новые обстоятельства, признали виновным, отправили на каторгу.
Иногда под раздачу попадали от полного незнания и наивности. Например, два армейских дружка, солдаты. Вместе бухали и когда шли то ли за третьей, то ли за чётвёртой, один из приятелей взял (я уж не помню по какому поводу) и ввернул в разговор оборот "полковник Преображенского полка". А мы говорили уже, что армия это армия, а Гвардия - то Гвардия. И, учитывая что армейские к гвардейцам особым почитанием не пылали, то второй служивый и сказал другу, типа "а какого ты буя в наш армейский разговор вплетаешь какого-то гвардейского полковника, мать его ети?" А наутро уже в Тайной Канцелярии убеждал хмурых господ в том, что он просто не знал, НЕ ЗНАЛ, что полковник всех гвардейских полков - матушка императрица. Ему поверили, но ремня всё-таки дали, ибо рядовому матерно ругать полковника - это всяк нехорошо.
А один раз даже с нечистой силой боролись. Обратилась в Тайную Канцелярию женщина. Простого, помнится, сословия и пожалилась на мужа. Дескать пьёт запойно! Клерки аж умилились от такой простоты женской, народной. И от такой наивной веры в силу и могущество Тайной Канцелярии. И в благодарность, очевидно, за такое к ним трепетное отношение, подтянули на базар мужа. Ты чего это, говорят, бузишь? Пьёшь беспробудно, а? Ты это прекращай, братец, негоже так.
А он им в ответ - Как же мне не пить, господа хорошие, когда каждую ночь тридцать чертей ко мне во сне являются и кричат - отдавай нам свою бессмертную христианскую душу! Вот, говорит, от робости перед чертями да от страха за душу свою и пью! Они ему, тогда, говорят, братец, не робей, попал ты куда следует, спасём мы бессмертную душу и от чертей оградим. Назначили ему очистительный ритуал - плетей неплохое количество и наложили антидиавольский обет - обязательные работы по месту жительства. С тем домой и отправили, сказав напоследок, что если черти одолевать вновь станут, чтоб спешил сюда снова, на повторный ритуал очищения. И работа по строительству столицы пусть будет себе на пользу, чертям на горе, а людям на радость. Говорят, с тех пор мужик не пил. И спал спокойно. А Петербург - сами видите, какой красивый. В том числе, так думаю, и потому, что имеются в нём вкрапления той самой Бессмертной Христианской Души, которую когда-то спасли от чертей скромные чиновники Тайной Канцелярии...


Рецензии