9. Кого Андропов не назвал

Удивительно, что в письме Андропова была названа одна-единственная фамилия из числа людей, которые, как предполагает Андропов, оказали влияние на студентов, – преподавателя литературы Иосифа Сахаровича Гольденберга.

Не были названы студент Вадим Делоне и преподаватели физматшколы Борис Юрьевич [Бенцион Израилевич. –МК] Найдорф и Эсфирь Сергеевна Косицына. Они, как и И.С. Гольденберг, подписали «письмо 46». Оба были любимыми учителями Александра Горбаня в физматшколе.

Любочка, моя жена, дружила с Эсфирью Сергеевной Косицыной, довольно часто бывала в её доме и встречала там и Вадима Делоне, и Алика Петрика, и, возможно, и Александра Горбаня.

Очень может быть, что она встречала поэтов и в доме другой своей подруги Юлии Виллиевны Лихачёвой, тоже подписавшей письмо 46.

В этих домах читались стихи, шли разговоры о человеческих ценностях. О политике ни в одном из этих домов обычно не говорили…

Я в этих домах бывал редко.  встречал там А.И. Фета и подолгу разговаривал с ним, но не уверен, что видел там Делоне, Горбаня или Петрика. По крайней мере, я их не помню.

Абрам Ильич Фет, крупный математик, преподававший в НГУ и друживший с Эсфирью Сергеевной, тоже не был назван в письме Андропова. Он был подписантом и поплатился за это работой. В этот период (или чуть позже) я с ним и познакомился в доме Косицыной, и мне хорошо запомнились откровенные разговоры с ним на множество тем.

У Фета был совершенно нестандартный взгляд на нашу жизнь, который он в нескольких разговорах со мной подробно изложил. Смею вас заверить, что за такие мысли, высказанные вслух, стань они известны органам, в те времена, не задумываясь, сажали.

О Раисе Львовне Берг лучше, чем сказал М. Голубовский , не скажешь:
«Есть люди, о которых хочется сказать: «Явление Природы!»

И далее:

«Её квартира всегда становилась салоном интеллектуалов, художников, поэтов, артистов.

В Академгородке её научными и дружескими собеседниками были известные математики и кибернетики, люди яркой индивидуальности – А. А. Ляпунов, И. А. Полетаев, А. И. Фет, Ю. И. Кулаков.

В Москве и Ленинграде – академики А. А. Сахаров и Л. В. Канторович, генетики Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. В. Сахаров, В. П. Эфроимсон, А.А. Малиновский, поэт Александр Галич.

На её даче в Комарово жил в период гонений в СССР поэт Иосиф Бродский, будущий нобелевский лауреат».

И вот, что пишет мне А.Н. Горбань о Делоне, Берг, Фете и Александрове:

«С Вадимом много встречались, читали стихи (забавная деталь – любили петь «Четвертые сутки», были дружны.

Встречались в доме Раисы Львовны Берг, в коттедже Александра Даниловича Александрова, в общаге, да мало ли где ещё. Помню много эпизодов, запомнил на слух немало его стихов. <…>

В дом Раисы Львовны меня ввёл Вадик Делоне. Потом я там часто бывал и временами жил. Даже немного помогал Раисе Львовне вычитывать какие-то корректуры. С Фетом и Александровым мы общались позже».

Я спросил у Саши, знали ли они о том, что лозунги на стенах зданий Академгородка – дело его рук?

– От меня в этом кругу никто. – ответил Саша Горбань. – Ни А.Д. Александров, ни Р.Л. Берг, ни А.И. Фет не знали точно.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/08/509


Рецензии