Готические храмы Андалусии

Испания – страна большая и весьма разнообразная: юг страны совсем не похож на центральную Испанию или северные провинции, а западные испанские земли резко отличаются от Каталонии и Валенсии, которые находятся на северо-востоке страны.  Своеобразие южным провинциям Испании, которые входят в историческую область Андалусию, придает длительное господство мусульманских правителей. Сначала Андалусия входила в Кордовский эмират (халифат), а с 1238 года на ее землях существовал Гранадский эмират назаридов, который пал под натиском христианских королей только в 1492 году.

Сегодня в автономное сообщество Андалусия входят 8 испанских провинций. Главные города сообщества: Севилья, Гранада, Малага, Кордова, Альмерия, Кадис. 

Учитывая довольно поздний приход христианской цивилизации на эти земли, распространение готики в Андалусии началось гораздо позже, чем на севере Испании, где первые храмы в этом стиле стали возводиться в самом начале 13 столетия. На юг готика пришла лишь в первые десятилетия 15 века (единичные строения датируются 14-м), когда в Европе про нее стали забывать. Несмотря на столь позднее ее появление, в Андалусии достаточно много готических храмов. Правда, большая часть из них не очень похожа на классическую французскую готику (что характерно для всей Испании): в этих храмах почти нет больших окон, а стены выполняют несущую функцию и зачастую не имеют внешних контрфорсов. Если сказать кратко, то типичная андалусийская церковь сильно напоминает меня: она страшная снаружи и красивая внутри. Но, к счастью, на главные храмы Андалусии (Севильский собор, капелла в Гранаде, собор в Хересе) это универсальное правило не распространяется. Эти сооружения выглядят более гармонично, чем небольшие готические храмы юга Испании, и почти все классические готические элементы в них присутствуют (даже большие окна).

Севильский собор

Главный храм Андалусии - Севильский собор (на фото), который является самым большим готическим храмом в мире! У Севильского собора пять нефов длиной 126 метров, общая ширина залов храма - 82 метра, высота центрального нефа – 42 метра.

Но не только своими размерами выделяется этот храм – нервюрный свод сооружения местами имеет настолько сложный узор, к тому же дополнительно украшенный разными завитушками, что трудно найти аналог всему этому великолепию в других готических храмах.

Севилья была отвоевана у мусульман в 1248 году, но к строительству грандиозного собора на месте бывшей мечети христиане приступили лишь в 1401 году (по другим данным – в 1407-м). Строили его более ста лет, в 1507-м собор был освящен. Через 5 лет после окончания строительства свод собора обрушился, но вскоре его восстановили.

Собор получился настолько огромным, что сфотографировать его можно только откуда-то сверху. Будучи в Севилье, я обошел его по периметру, но так и не нашел удобной точки для съемки. По фотографиям, сделанным с высоты, хорошо видно, что архитекторы собора уделили особое внимание крыше данного сооружения, но не потому что предвидели, что через несколько веков люди поднимутся в небо и будут смотреть на собор с высоты птичьего полета. Нужно учитывать, что во время строительства Севильского собора рядом с ним уже стояла высоченная башня "Хиральда", с которой можно было полюбоваться крышей собора сразу после его постройки.

Храмы Херес де ла Фронтера

Слово херес для россиян знакомо, а вот про одноименный город, стоящий на границе (это его название!), знают немногие. Даже я, который был дважды в Испании, и путешествовал по Андалусии, ничего про этот Херес не слышал. А город-то, оказывается немаленький! В Хересе де ла Фронтера в провинции Кадис проживает более 200 тыс. человек. Почему у него такое название? - В той местности несколько таких городов: Аркос де ла Фронтера, Морон де ла Фронтера… Все они когда-то были недалеко от границы с Гранадским эмиратом, который существовал на самом юге Пиренейского полуострова около двух веков.

В Испании, даже в крупных городах, редко встретишь даже два готических храма в одном городе. Здесь же их пять! Можно сказать, что Херес – столица не только андалусийской готики, но и испанской.

Кафедральный Собор в Хересе – отличный образец испанской готики, с небольшими добавлениями барокко. Когда-то на его месте была мечеть, которую после Реконкисты приспособили под христианский храм. В 1679 году он рухнул, и в 1695 году местные жители приступили к строительству нового собора в готическом стиле. К 17 веку готика давным-давно вышла из моды, но только не в Испании. Строили этот храм почти 80 лет.
Помимо собора в городе имеется 4 готических церкви (святого Михаила, святого Марка, святого Якова и святого Дионисия), которые снаружи мало похожи на готические сооружения, но внутри порадуют любителей данного стиля своими нервюрными сводами (самый эффектный свод - в трехнефном храме святого Михаила).

Но не Хересом единым… В провинции Кадис есть и другие готические храмы – в небольших городах Аркос де ла Фронтера и в Медина-Сидония.
Церковь святой Марии в Аркос де ла Фронтера примечательна крайне необычной башней, расположенной примерно посередине фасада, а также совершенно ужасным стилем самого фасада. Но готический интерьер храма весьма симпатичный.
А интерьер церкви святой Марии Коронованной в Медине-Сидонии (городу более 2-х тысяч лет) я бы назвал по-настоящему роскошным.

Готические храмы провинции Кадис не очень известны широкой публике, а вот королевская капелла в Гранаде является весьма популярным туристическим объектом.
Гранаду христиане завоевали очень поздно, но один готический храм построить там успели. Правда, Королевская капелла – скорее мавзолей, чем полноценный храм. Сейчас однонефная капелла кажется пристройкой к Гранадскому собору, хотя на самом деле именно собор пристраивали к уже возведенной капелле. В капелле были похоронены правители тогдашней Испании - Изабелла Кастильская и ее муж Фердинанд Арагонский, а позднее там были захоронены еще несколько особ королевских кровей.
Строительство длилось с 1505 по 1517 годы. Стиль, в котором построена капелла, позднее назвали по имени королевы Изабеллы Кастильской – исабелино. На самом деле это та же готика, но с особым декором, не характерным для других местностей, кроме Испании. В Португалии в это же время тоже возник сходный  стиль отделки зданий – мануэлино (названный так по имени португальского короля Мануэла I).

Кафедральный собор Альмерии

Трехнефный готический храм в столице провинции Альмерия был возведен в 1522-1564 гг. для замены разрушенного собора. Снаружи новый собор сильно смахивает на крепость и намек на готику можно уловить только в небольших контрфорсах. С окнами в испанской готике и так дела обстоят не очень хорошо, а в этом храме-крепости их почти нет. Зато внутри можно увидеть отличный образец готических нервюрных сводов.

Помимо уже названных в Андалусии есть еще несколько готических сооружений: построенный из кирпича монастырь святой Клары в Могере, основанный в 14 веке (провинция Уэльва), церковь Богоматери в Арасене (провинция Уэльва), монастырь Святого Исидора (Сан Исидоро дель Кампо) в Сантипонсе (провинция Севилья).

В путеводителе по Андалусии я встречал упоминание о готическом соборе в Хаэне – столице одноименной провинции, но это не так. Его начинали строить в стиле готики (причем, дважды!), но каждый раз строительство заканчивалось неудачей.  В итоге собор перестроили в 16-17 веках в стиле ренессанс.


Рецензии