Ч. 10 Морская профессия - мужество и творчество

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/08/916

Все выявленные мелкие неисправности быстро устранились, и переход на север проходил рутинно. Командир подводной лодки проводил время, изучая скудную информацию о Северном Ледовитом океане, или  играя в кают-компании с офицерами  в покер.

Еда была лучшая во всём военно-морском флоте, поэтому все взвешивались в душевой, следя за тем, чтобы не набрать излишний вес. Пересекая арктическую широту, провели шуточную церемонию, как при пересечении экватора.

Андерсона беспокоило, что перископ вращался туго, а поглотитель углекислого газа, поддерживал содержание СО2 на предельно допустимом уровне. Тем не менее, он решил продолжить выполнение задания.

Подошли к намеченному месту несколько южнее пакового льда через одиннадцать дней, пройдя свыше четырёх тысяч миль под водой. Всплыли и там увидели подводную лодку «Триггер», которая вышла в плавание раньше «Наутилуса» и дожидалась его в точке рандеву.
 
С «Наутилуса» передали полярную одежду коллегам, которые не успели её получить в базе в связи со срочным выходом в море. Продолжили совместное плавание в надводном положении на север. На «Триггере» не было компаса Mark 19, поэтому с «Наутилуса» передавали поправки.

Когда подошли к паковому льду, Андерсон предупредил своего коллегу, что первый переход «Наутилуса» подо льдом будет непродолжительным. Обговорили с ним рандеву. Завыла сирена и атомная подводная лодка погрузилась на глубину несколько сот футов. Командир подводной лодки не знал толщины ледяного покрова и поэтому страховался.

Как писал Андерсон: «Мы продвигались на север, погружаясь всё глубже в неизвестность». Судя по показаниям гидролокаторов д-ра Лайена, арктический паковый лёд находился в постоянном движении и был крайне неоднороден.

Подводники не подозревали, что эхоледомеры давали точные показания только при малой скорости, но не на скорости, с какой скользила в ледяной воде подводная лодка. Лёд был намного толще, а его выступы уходили в глубину на пятьдесят и более футов. Столкновение с ними погубило бы лодку, не будь Андерсон очень осторожным, погрузившись на большую глубину.
 
Командир подводной лодки, когда эхоледомер показал полынью, решил в ней всплыть. Это было одним из пунктов программы.

Гидролокатор показал, что полынья небольшого размера, но Андерсон, как он выразился, собирался протянуть нитку сквозь это игольное ушко. Он приник к перископу в ожидании увидеть чистую воду, а увидел тёмную массу льда.

Считая, что это тонкая пелена на поверхности, коммандер ждал у перископа, ожидая, когда медленно всплывавшая подводная лодка, перископом проткнёт эту тонкую плёнку. Вместо этого подводную лодку сотряс удар о твёрдую поверхность. Всплытие немедленно прекратили.

Посовещавшись с Лайеном, который участвовал в этом походе, пришли к выводу, что перископ уткнулся в отдельную  льдину, плававшую в полынье. Продолжили плавание.
Когда Лайон, сидевший около своих приборов, доложил командиру, что они находятся под большой полыньёй, Андерсон предпринял вторую попытку всплыть.

Но увидев во второй перископ снова черноту льда, приказал погрузиться и взять курс в точку рандеву с «Триггером».

По подводному телефону связались с «Триггером» и сообщили о своём возвращении. Когда всплыли на чистой воде, то беглый осмотр показал, что один перископ смят так, что не подлежит исправлению, а второй согнут.

Для плавания подо льдами перископы были не так уж и важны, но «Наутилус» - боевая подводная лодка, а для боевых действий перископ необходим. Начался шторм, но подводники решили своими силами восстановить согнутый перископ c помощью гидравлических домкратов.

Эта рискованная, в штормовую погоду, работа окончилась тем, что они выпрямили перископ, но сделали трещину в трубе перископа и оттуда с шипением вышел азот, который закачивают в трубу перископа, чтобы не запотевали стёкла. Два моряка из боевой части обслуживания реактора предложили заварить трубу.

Когда они поднялись в боевую рубку, ветер дул с такой силой, что сорвал с них сварочные маски. Тогда матросы достали из лодки брезент и закрылись им от ветра. Двенадцать часов провели они наверху и всё-таки заварили трещину.

Когда они спустились в командный отсек, Андерсон сказал, что он никогда раньше не видел таких до костей промёрзших людей. Доктор Доббинс был уже наготове с медицинским спиртом, которым их растёрли снаружи и они приняли спирт внутрь.

Но когда вышел азот, труба перископа заполнилась влажным воздухом, стёкла запотели, и вся работа казалась бесполезной. Однако другие матросы из той же боевой части нашли выход из положения. Они откачали влажный воздух почти до вакуума с помощью шланга от вакуумных насосов конденсора пара.

Сухой азот вбросили через перископный фитинг, а затем весь процесс повторили, чтобы убедиться в отсутствии влаги внутри перископа.

Это была беспрецедентная работа в условиях плавания, и Андерсон решил продолжить выполнение задачи.

Продолжение следует

 


Рецензии
Кадры решают всё! С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   04.06.2019 21:02     Заявить о нарушении
Это верно!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2019 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.