Для театра кукол. Волшебная лошадка

                ВОЛШЕБНАЯ ЛОШАДКА

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
ИЛИ ДОМАШНЕГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Продолжительность спектакля: 30 мин; количество актеров от 3 до 5

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Лошадка
Мальчик Ваня
Папа
Хозяин магазина
Мачеха
Доктор – разбойник
Мама
Заяц
Кукла
Мишка
     Магазин игрушек. Утро. На переднем плане два фрагмента стены – справа и слева. Посредине – прилавок продавца. Перед прилавком сидят лошадка, заяц, мишка и кукла. На втором плане – окно, в которое виднеется ветка дерева. У окна слева – часы, на них – без пяти минут одиннадцать. У окна справа – дверь.
Заяц. Ох, какая ужасная погода. Настоящее ненастье. Прямо несчастье какое-то. (Горестно вздыхает).
Мишка. Да. В такой холод люди не ходят по магазинам, а сидят в уютных квартирах и греют продрогшие лапки у каминов.
Кукла. А я думаю, что в такую погоду люди играют в куклы…
Лошадка. В такой проливной дождь ни один человек не зайдет в наш магазин.
Заяц. А вот бы издать правильный указ: «Покупайте игрушки в любую погоду!»
Лошадка. В любое время года! Иго-го-го. В любое время суток!
Кукла. Папа и мамы, покупайте своим детям куклы!
Мишка (укоризненно). И не только. Лошадок тоже.
Лошадка (вздыхая). Я живу в магазине уже год и стою в этом темном углу. Каждое утро с меня смахивают пыль. Разве я создана для такой жизни? Ведь я могу гарцевать… Я умею мечтать… Увы, сегодня за мной тоже никто не придет. За окном воет ветер, а это плохая примета.
  За окном раздается громкое завывание ветра. Все поворачивают головы в сторону окна. Затем продолжают разговор.
Кукла. А я не верю в плохие приметы! Я верю в дни рождения. И еще в Новый год.
Мишка. Ах, до Нового года так далеко! Осень, на календаре октябрь. Кто сейчас придет за нами?..
       Ветка дерева стучит в окно.
Лошадка (к ветке). Что ты видишь, ветка, скажи, к нам кто-нибудь идет?
     Раздается голос ветки дерева: «Я вижу желтые и красные опавшие листья. Они улетают вдаль. За ними несется ветер. Еще я вижу синий троллейбус. Он остановился напротив вашего магазина… Из троллейбуса никто не вышел…»
  Игрушки печально вздыхают.
Кукла. Когда-нибудь у меня появится добрая мама. Мы будем жить с ней в уютной комнате. Спать в теплых кроватях. Ах…
Лошадка. Ты умеешь красиво мечтать, Кукла.
  Из-за кулисы выходит Хозяин магазина – старик в круглых очках, с метлой в руках. Он смахивает пыль с застывших игрушек, гладит Лошадку по гриве.
Хозяин магазина. Какой дождь на улице! В такую погоду никто из дома носа не покажет.
     Хозяин магазина уходит. Игрушки оживают.
Лошадка (к ветке). Что ты видишь, веточка? Скажи, кто-то идет?
       Голос ветки дерева: «Я вижу троллейбус. И синий зонт!»
Лошадка (волнуясь)
Далеко?
       Голос ветки дерева: «Синий зонт на пороге магазина!»
  Открывается дверь. В комнату входит Папа, встряхивая и складывая свой синий зонт. Из-за кулисы выходит Хозяин магазина.
Папа. Как у вас тепло! А на улице настоящее ненастье!
Хозяин магазина. Хотите чаю?
Папа. Нет, нет, спасибо. Я по срочному делу. Нужен друг. Вы меня понимаете?
Хозяин магазина (кивая). Я вас понимаю! Друг нужен вам?
Папа. Нет, что вы…Друг нужен моему малышу.
Хозяин магазина. Тогда позвольте спросить…Вы пришли в магазин в понедельник, ранним утром, в ужасную погоду. С вашим малышом что-то случилось?
Папа (тихо). Случилось. Он скучает по маме.
Хозяин магазина. Сколько лет малышу?
Папа. Пять. Он еще маленький.
Хозяин магазина. А чем обычно занимается ваш малыш? Он любит рисовать, лепить или путешествовать?
Папа (тяжело вздохнув). Он любит сидеть у окна.
Хозяин магазина (укоризненно качая головой). Какой запущенный случай…
Папа (отчаянно). Помогите! Прошу вас!
Хозяин магазина. Я знаю, кто вам нужен! Минуточку…
     Подходит к Лошадке.
Хозяин магазина (уверенно). Это – друг! Настоящий друг!
Папа. Спасибо!
Хозяин магазина. Вам завернуть покупку?
Папа. Да, пожалуйста, заверните нашу лошадку в цветную бумагу!
Хозяин магазина. С удовольствием. Непременно так и сделаю.
занавес
            Звучит детская песня. Занавес открывается. Детская: слева – аккуратно заправленная кровать. Справа – окно. У  окна стоит Ваня – маленький, худенький, грустный мальчик. Из-за кулисы выходят Мачеха и Папа. Мачеха громко смеется. Посреди сцены появляется сверток, обвязанный лентой.
Мачеха (к Папе). Ты просто молодец!
Папа (к Ване). Мы нашли для тебя друга!
Мачеха (к папе). Как ты хорошо все придумал!
          Мачеха развязывает ленту и разворачивает сверток. Посреди сцены появляется Лошадка.
Мачеха. Ах, это лошадка! Какая прелесть!
     Раздается голос Лошадки: «Какая неискренняя радость…»
Мачеха (к Папе). Кто-то что-то сказал?
     Папа отрицательно качает головой.
Мачеха. Значит, показалось.
Папа (к Ване). Ванечка, тебе нравится твой новый друг?
Мачеха (к Папе). Пойдем, дорогой. Наш малыш должен познакомиться с новым другом.
Папа. Да, им нужно о многом поговорить.
   Оба уходят за кулису.
Лошадка. Ваня, послушай, что я скажу. Я не простая лошадка, а волшебная.
Ваня (радостно). Волшебная! И говорящая!
Лошадка. Садись, маленький друг, ко мне на спину. Я унесу тебя в чудесные края, где ласково светит солнце и звонко поют птицы! Я покажу тебе самое интересное, что есть на Земле, и самое удивительное, что существует в бесконечной Вселенной. Садись мне на спину, маленький друг. И ничего не бойся! Я сделаю тебя сильным и смелым, справедливым и мудрым, а главное – счастливым.
     Ваня гладит Лошадку.
Ваня. И ты тоже ничего не бойся! Теперь мы вместе!
Лошадка. И-го-го! Садись, Ваня! Помчимся в дивную страну!
Ваня. А эта страна далеко?
Лошадка. Увидишь!
Ваня. А в пижаме туда можно?
Лошадка. Конечно!
     Ваня садится на лошадку. Мимо пролетают бабочки. Слышно пение птиц. Ваня смеется.
Лошадка. Только те, у кого светлая душа и доброе сердце, знают дорогу к счастью. Держись крепче, малыш! Будем подниматься выше! Сейчас ты увидишь звезды!
   Мимо пролетают звезды. Из-за кулисы выглядывает Мачеха.
Мачеха. Разъездились тут. Ветер в лицо. Солнечные зайчики в волосах. Противно даже. Ах, как было хорошо, когда Ваня грустил. Теперь нужен коварный план!
    Мачеха прячется за кулисой.
Лошадка. Ваня, тебе пора спать.
Ваня (умоляюще). Пожалуйста, Лошадка, еще чуточку покатаемся!
    Гаснет свет. Спальня исчезает. Появляется кресло. В нём Папа. Он читает газету. Из-за кулисы выходит Мачеха.
Мачеха. Нам нужно поговорить.
Папа (откладывает газету). Да-да. Пожалуйста.
Мачеха. С тех пор как ты купил лошадку, в доме происходит что-то странное. Эта плюшевая игрушка плохо влияет на ребенка. Наш малыш заболевает.
Папа. Дорогая, а мне так не кажется! Ваня доволен новым другом. Он повеселел. На его щеках появился румянец.
Мачеха (тревожно). Болезненный румянец. Наш любимый малыш теперь нездоров!
Папа (уверенно). Напротив, он здоров и счастлив как никогда!
         Папа снова берется за чтение газеты.
Мачеха (в зал). Я что, разучилась влиять на людей? А все из-за негодного мальчишки! Когда он тихо плакал, мне жилось гораздо веселей! Я ловко творила любые пакости. Теперь мальчишка смеется. Это невыносимо! Мальчишка раздражает меня сильнее, чем острые шпильки в волосах.
        Мачеха поправляет прическу.
Мачеха (в зал). В таком нервном состоянии я начинаю терять квалификацию. Еще немного, и меня понизят в должности! Меня, потрясающую колдунью, сошлют в дремучий лес пугать охотников. А я в лес не хочу! Я привыкла к комфортной городской жизни. Нужно срочно убедить муженька, что его мальчишка чрезвычайно болен!
   У Мачехи в руках появляется блестящая коробочка. Незаметно высыпает на Папу немного порошка из коробочки.
Мачеха. Раньше, когда негодный мальчишка тихо плакал, я не прибегала к колдовскому туману. (Требовательно; к Папе). Дорогой, нужно поговорить о Ване!
Папа. Что с нашим мальчиком?
Мачеха (трагично). Он заболел! У Вани высокая температура!
Папа. Если малыш болен, нужно срочно вызвать хорошего доктора!
Мачеха. У меня есть такой доктор! У него отменные рекомендации и безупречная репутация.
Папа (сонно). Ах, скорей бы пришел этот замечательный доктор…
Мачеха (в зал). Ну вот, дело сделано! Подействовал колдовской туман! Доктор – мой человек, настоящий разбойник. С его помощью я упрячу мальчишку в больницу. На много лет! Навсегда! Навечно!
   Мачеха громко смеется. Подходит к кулисе. Кричит в сторону кулисы.
Мачеха. Доктор! Срочный вызов! Одного негодного мальчишку нужно упрятать в больницу.
Папа (взволнованно). Ты уже вызвала доктора?
Мачеха. Да. Только что. Он в пути. Скоро прибудет.
Папа. Скорей бы доктор осмотрел нашего малыша. Нужно убедиться в том, что Ванечка здоров.
   Мачеха незаметно высыпает на Папу еще порошка из коробочки.
Мачеха (в зал). Что делается в этом доме? Нельзя расслабиться ни на секунду. Как я устала. Ничего, ничего… Сейчас приедет мой хороший знакомый, великолепный разбойник. Лучший разбойник! И увезет мальчишку в колдовскую лечебницу.
   Раздается звонок в дверь.
Мачеха. Иду, иду!
       Комната исчезает. Появляется спальня – детская комната малыша. Ваня раскачивается на лошадке. Из-за кулисы выходят Папа, Мачеха и Доктор – разбойник – усатый человек в неопрятном белом халате с взъерошенным правым усом. Ваня соскакивает с лошадки.
Ваня (к доктору). Я узнал тебя! Ты – разбойник! Это ты похитил Айболита! Теперь за тобой охотится вся полиция нашего города!
    Доктор - разбойник пятится к кулисе.
Мачеха. Стоять!
Доктор – разбойник. Я боюсь. Мальчик меня узнал. Прошу тебя, отпусти меня, колдунья…
Мачеха. Стоять! А не то превращу тебя в полевую мышь.
Доктор – разбойник (плаксиво). Я не хочу в мышь! Я в лес хочу! Домой.
Мачеха. Стоять! И повторяй за мной: «Ваш мальчик болен. Он нуждается в серьезном лечении. Его нужно увезти в больницу».
Доктор – разбойник (к Папе). Ваш мальчик болен! Очень болен! Его нужно увезти в колдовскую больницу! Завтра за ним приедут мои помощники, новые ученики старого разбойника.
  Мачеха ударяет Доктора – разбойника.
Доктор – разбойник. Ой!
Мачеха (зло). Нет, вы только посмотрите, какой болван! Хорошо, что мой муженек находится под действием колдовского тумана и слышит только то, что ему надо слышать.
Доктор – разбойник (спохватившись). Завтра за вашим мальчиком приедет карета скорой помощи.
Папа (вяло). Неужели без больницы не обойтись?
Доктор – разбойник. Никак не обойтись, вашему мальчику плохо. Ужасно плохо! До завтра!
    Доктор – разбойник спешно уходит за кулису.
Мачеха (к Папе). Пойдем.
Папа. Мне лучше остаться с сыном.
Мачеха. Нет, ребенок устал. Нельзя тревожить  малыша. (К Ване). Прощай, гадкий, ненавистный мальчишка. Теперь ты мне не помеха!
      Мачеха и Папа уходят за кулису.
Лошадка. Ваня!
Ваня. Мне страшно, Лошадка. Ко мне приходил настоящий разбойник. Я его узнал.
Лошадка. И я!
Ваня. А папа почему-то нет…
Лошадка. Конечно! Ведь папу заколдовала колдунья.
Ваня. Какая колдунья?
Лошадка. Твоя мачеха! В злодействах ей равных нет.
Ваня. Что же мне делать? Меня завтра увезут в больницу!
Лошадка. Садись мне на спину, Ваня! Мы отправимся в волшебную страну! Там ты получишь волшебные капли смелости. Они помогут тебе расправиться с колдуньей.
Ваня. Эта страна далеко?
Лошадка. Очень далеко! Но мы доберемся до неё быстро, потому что полетим наперегонки с ветром. Держись крепче, Ваня!
   Ваня седлает Лошадку. Мимо пролетают бабочки и звезды. Звучит волшебная музыка. Ваня спешивается.
Ваня. Сейчас произойдет чудо, да?
Лошадка. Сейчас ты увидишь свою маму.
Ваня. Маму?..
  Из-за кулисы выходит Мама – женщина в красивом платье.
Ваня (радостно). Мама!
Мама. Здравствуй, сынок! У нас  мало времени, малыш, поэтому слушай внимательно.
Ваня (перебивает). Мама, ты волшебница?!
Мама. Каждая мама немножко волшебница, потому что любит своих детей.
Ваня. Мама, мне так страшно! Колдунья хочет упрятать меня в больницу. Я мешаю ей делать злые дела. А папа ничего не видит и не слышит!
Мама. Будь смелым, малыш, и ты победишь коварного врага! Будь честным, сынок, и тебе улыбнется удача! А помогут тебе в этом капли смелости.
Ваня. Капли смелости?
    Мама передает Ване флакон.
Мама. Волшебные капли! Стоит открыть крышку флакона – и то, что тебя пугало, сделается смешным.
Ваня. Смешным?
Мама. Да. Например, мохнатый жук, который встретит тебя в спальне мачехи, окажется жалким париком колдуньи. Смешных вещей не стоит бояться, понимаешь, Ванечка?
Ваня. Чуть-чуть.
Мама. Прощай, сынок. Я люблю тебя!
Ваня. И я люблю тебя, мама.
       Мама уходит за кулису.
Лошадка. В обратный путь? Нас ждут великие дела! И-го-го.
Ваня. Да.
   занавес
   Звучит зловещая музыка. Завес открывается. На переднем плане два фрагмента стены – справа и слева, посредине лавка, на ней спит Колдунья. На втором плане – стена с окном. За окном ярко горят звезды. Из-за кулисы выходит Ваня.
Ваня (вполголоса). Лошадка мне говорила, предупреждала, что будет страшно. Но она не сказала, что будет очень страшно! Нестерпимо страшно!
   Раздается голос Мамы: «У тебя есть капли смелости! Вспомни о них, Ваня!..»
Ваня. Где же они? Где же эти капли смелости? (Отчаянно). Куда же я их положил?
    Из-за кулисы навстречу Ване, пританцовывая, выходит костяная нога. Ваня выхватывает из кармана флакон, открывает крышку.
Ваня. Я тебя не боюсь! Ты всего лишь костяная нога моей мачехи! (Смеется).
   Нога исчезает. Появляется жук.
Ваня. Я тебя не боюсь! Ты всего лишь жалкий парик моей мачехи!
   Жук исчезает. Победно звучит музыка. Мачеха просыпается. Кричит, убегает за кулису. Появляется Папа.
Папа (в зал). Как же я был слеп! Я не видел, что женился на настоящей колдунье! (К Ване). Мой мальчик, тебе было трудно одному бороться с колдуньей!..
Ваня. У меня были капли смелости!
Папа (радостно). Ты смог прогнать колдунью. Она теперь уж далеко! Но однажды она вновь появится в нашем городе. Или в каком-нибудь другом…
Ваня. Папа, не волнуйся, мы всегда будем начеку!
Папа. Конечно, нас-то она точно не проведет, но живут на свете и другие папы, у которых тоже есть маленькие мальчики…
   занавес
  Занавес открывается. На первом плане кресло. В кресле сидит Ваня. У кресла стоит Папа. На втором плане – окно. За окном ярко светит солнце. Звонок в дверь.
Папа. Сейчас открою!
   Папа уходит за кулису.
Ваня (весело). Сейчас начнется!
   Из-за кулисы выходят Папа и Доктор – разбойник.
Доктор – разбойник (испуганно). А где колдунья? Э-э… я хотел сказать, где ваша прекрасная жена? Её что-то не видать…
Папа. Она еще спит. Отдыхает.
Доктор – разбойник. Она не лежебока… Колдунья встает рано. До зари у неё хорошо выходят колдовские дела…
Папа. Уважаемый доктор, вы хотели сказать, что с важными делами лучше управляться спозаранку.
Доктор – разбойник. Да-да… Именно так я и хотел сказать.
       Доктор – разбойник пятится к кулисе.
Папа. Подождите! Я сейчас позову жену. (В сторону). Жена! (К Доктору – разбойнику). Пока вы осмотрите ребенка, моя жена появится.
Доктор – разбойник. Да, я сейчас осмотрю вашего мальчика.
    Подходит к Ване. Щупает пульс.
Доктор – разбойник (важно). С вашим мальчиком все плохо. У него жар. Дифтерия. Скарлатина. И настоящий коклюш.
Папа. Вы правы. Значит, ребенка нужно положить в больницу?
Доктор – разбойник. Просто необходимо увезти ребенка в колдовскую клинику. Присутствие мальчика в доме мешает колдунье делать свою работу! А когда малыш смеется, то и вовсе разрушает все её планы.
Папа (в зал). Все слышали? (В сторону). Полиция! Вы слышали? (К Доктору – разбойнику). Стоять! Руки вверх! Сейчас прибудет полиция.
Доктор – разбойник (с облегчением). Уф. Лучше оказаться в руках полиции, чем угодить в пасть к этой колдунье. Ужасной старухи я боюсь больше, чем полицейских.
Папа (в зал). Вот все и закончилось.
Ваня (в зал). Осталось передать мальчикам и девочкам капли смелости!
Папа. Точно. А их папам – мудрости!
        Папа обнимает Ваню. Из-за кулисы выходит Лошадка. Ваня обнимает Лошадку.
        занавес


Рецензии