Обида

1.
   Лера - человек отходчивый. Скоро  прощала обиды. Но когда  кто-то начинал постоянно плевать в душу, переходя границы разумного, то   хотелось разучиться прощать.
   В 1992 году, весной, Лера с мужем и двумя детьми съехались с мамой: расселили  коммуналку из 4-х комнат. Больше года своими силами приводили квартиру в порядок, заменив всю сантехнику, проводку, полы, двери. Но радоваться пришлось недолго.
   Перед самым Новым 1993 годом Алевтина Петровна устроила склоку. Вспомнила о каком-то платке, который якобы дарила дочери, а та его потеряла. Лера точно знала, что этого платка у нее никогда не было. В сердцах  отдала матери другой , лишь  бы  отстала  и начала варить  студень. Но мать не  унималась. Тогда дочь не выдержала, сказав, что  отказывается  от всякой   помощи, и  уехала на работу  в институт. Когда вернулась, дочь  Катя сообщила, что бабушка целый день "висела" на телефоне, жалуясь подругам.  Лера смолчала и  начала возиться со студнем. Легла далеко за полночь, хотя 31-го - рабочий день. Конечно, никто из коллег не планировал  засиживаться на работе. Главное - отметиться, а потом можно и по домам.
   Времени оставалось немного, но , в отличие от своей матери, Лера никогда не спешила и  не  нервничала, готовя  праздничные  блюда . Дети  помогали  отцу с  уборкой  квартиры , а  Алевтина  Петровна сидела в своей комнате, демонстрируя  обиду.  Накрыли  новогодний стол к 23 часам. Алексей, по просьбе жены, постучался в комнату тещи, чтобы пригласить  к столу. Но на стук Алевтина Петровна не реагировала. Тогда, легонько приоткрыв дверь, зять заглянул в комнату и увидел, что теща читает лежа в постели. Идти к столу отказалась. Алексей  в смущении ушел, не понимая такого поступка. Тогда Лера с детьми отправилась к матери, но результат был тот же. 
   После боя курантов  супруги вручили друг другу подарки. Детям успели незаметно положить новые игрушки под ёлку, чтобы они продолжали верить в деда Мороза. Сынишка раньше всех ушел спать , а Лера с мужем и дочерью еще часа два смотрела по телевизору "Новогодний огонёк".
  Утром, в 9 часов, всех разбудил громкий голос Алевтины Петровны, рассказывающей  по телефону ( он находился в прихожей, куда выходили двери всех  комнат) подруге о том, как встретила Новый год:
- Всю ночь плакала... Дочь с зятем даже к столу не позвали... Так одиноко... Смерти моей ждут... 
   Лера, услышав слёзные  "откровения" матери, спросила мужа: " Когда же эта ложь закончится?"  Алексей промолчал, он   любые выходки тещи  списывал  на возраст . И хоть   жалел жену, но в ее отношения  с матерью не вмешивался.

2.
   Прошла неделя, Алевтина Петровна  опять стала общаться с  домашними  как ни в чем не бывало. Лера не встала в позу, мысленно простила , понимая, что муж прав. Купила матери подарок на день рождения и, чтобы быстрее порадовать, отдала  раньше.
   Но неугомонная  Алевтина Петровна вскоре опять затеяла склоку. Еще до Нового года Лера опрометчиво дала  ей роман  Джованни Боккаччо "Декамерон" , который пробудил у  66-летней женщины давно потерянный интерес к мужчинам. В разделе знакомств газеты "Из рук в руки" она поместила свое объявление. Стали звонить старики. Алевтина Петровна отправилась на первое  свидание и привела ухажера в дом, когда дочь с зятем были на работе. Хвастаясь квартирой, показала ему не только свою комнату, но и   комнаты дочери , внуков. А потом часа два  беседовала со стариком на кухне , где они  пили чай. Дети рассказали родителям о бабушкином госте. И  у Леры состоялся разговор с матерью:

- Ты собираешься замуж? Давно встречаетесь?
- Нет, вчера познакомились. Мне захотелось похохмить, - весело ответила Алевтина Петровна.
- Зачем же сразу приводить в дом незнакомого человека? Может, у него туберкулез или сын-уголовник, - возмутилась Лера.
- Я не девочка, чтобы по улицам бегать, да и в людях умею разбираться получше тебя, - закричала в ответ мать, а потом понеслось: мол, все в семье лентяи, только она ванную и унитаз моет...
   Лера попросила мать говорить потише и без оскорблений. Алевтина Петровна, фыркнув,  ушла к себе,   а дочь демонстративно  занялась уборкой мест общего пользования.  Так и повелось: с утра все мыла и уходила на работу.   А бабушка фурией носилась по квартире, не зная, чем заняться. Дети с ней замолчали, собака стала рычать. Вечерами, когда вся семья была в сборе, Алевтина Петровна  рыдала кому-то в трубку, жалуясь на свою разнесчастную жизнь: "Всего  лишили: не дают готовить, заниматься уборкой...".
   Видя, что дочь по-прежнему хранит молчание и не обращает внимания на театр одного актера, мать решила использовать другой эффектный прием. В выходной день, когда Лера гладила на кухне белье, Алевтина Петровна пришла к ней и положила на стол то, что дочь ей заранее подарила, сказав смиренным голосом: " Лера, спасибо за подарок, но мне от вас ничего не надо".  Дочь промолчала - мать с достоинством удалилась.
   В день рождения, в субботу,  приехали  гости. Семья Леры встречала  всех любезно, но знакомые матери , поздоровавшись, быстро исчезали в  комнате Алевтины Петровны. " Нетрудно догадаться, какое мнение о нас создала мать",- с грустью подумала Лера, наблюдая за поведением гостей, потом подогрела обед и только начала  кормить  семью, как на кухню заглянула  Алевтина Петровна и пригласила   к своему столу.  Дочь,красноречиво  взглянув на мужа,  доброжелательно  ответила:
" Спасибо, мама, но ты вернула наш подарок. Как мы после этого за стол к тебе  пойдем?"   Промолчав, мать ушла.

3.
   Скандалы с дочерью, создаваемые матерью по всяким надуманным поводам, увы, не прекращались. У  Леры начались проблемы со здоровьем. Стали мучить частые головные боли. Даже когда Алевтина Петровна на время уезжала погостить к родственникам в далекие города, Лере снились кошмары : мать опять устраивала склоки на пустом месте.
   Женщина поняла, что если  ничего не изменит, то потеряет здоровье.  А как же дети?! Лера уговорила мужа на разъезд с Алевтиной Петровной, которая охотно приняла такое предложение, сразу  заявив: "Мне обязательно однокомнатную квартиру в этом же районе. На первый и последний этаж не поеду!"
   После  недолгих поисков  удалось найти хорошие варианты для размена: две квартиры на соседних улицах.  Был 1995 год...

   Прошло больше 20 лет, давно ушла из жизни Алевтина Петровна. Лере уже  за 50. Она тоскует по матери, поняв лишь теперь, что старики, как дети, нуждаются в любви. Капризничают, когда не хватает внимания от взрослых детей, а те в это время занимаются своими детьми, не замечая   страшного одиночества престарелых родителей...
    Лера, навещая могилку матери, тихонько, чтобы не услышал муж, шепчет: "Мамочка, прости!.."


(Иллюстрация из Интернета.)
 


Рецензии