Слоеный пирог. Исповедь

Аннотация: Рассказ в рассказе. Общаясь с незнакомым, но близким по душе человеком, главный герой рассказывает свою жизнь, свои мысли, желания, сны.   


- Кирилл, о чём ты думаешь? Я тоже давно проснулась и вкрадчиво наблюдала, как ты смотришь то в потолок, то в стену и тяжко вздыхаешь. Знаешь, мне кажется, я всё больше увлекаюсь тобой, хотя понимаю, ты не уйдешь из семьи. Через год я закончу институт. Ты наберёшь новых студенток. Как же сильно я тебя люблю. Тебе этого не понять.
- Любовь - это болезнь. Переболеешь и мной.
- Вот если бы в детстве от любви ставили прививку, тогда бы шрамы оставались только на плече. Кирюшь, ответь, чтобы ты выбрал: прожить сто двадцать лет, постепенно старея или шестидесяти лет, но при этом, чтобы тебе было всегда двадцать?
- Зачем ты задаешь глупые вопросы?
- А вот я бы выбрала вечную молодость. Чтобы прожить ярко. Чтобы всё в жизни попробовать. А ты? Ну, скажи, не будь букой.
- Долголетие.
- Почему?
- Чтобы всё в жизни попробовать.
- Что же в старости можно испробовать? Немощь одна. В старости даже желаний нет.
- Сахар потому сладкий, от того что соль горька.
- Нет, всё же человек должен умирать молодым. Красиво, как во вчерашнем фильме; загнанные полицией, они, взявшись за руки, спрыгнули со скалы. Какой интерес помереть в старости, да ещё во сне. Глупо проспать собственную смерть.
- Глупости, ты, говоришь. Мне пора в институт. Уже три часа, а лекция в четыре.
- Как меня бесит твоя невозмутимость. Как хочется, что бы ты неистово влюбился в меня.
- Сама-то ты меня любишь или ненавидишь?
- У этих чувств одна температура горения. Сам же, только что сказал, что без горечи нет сладости. А я для тебя сладкая?
- Мёд.
- А жена значит соленая.
- Скорее пресная. Не видела мою барсетку?
- Она на трюмо лежит. Странно, вначале люди любят друг друга, страстно, а потом живут, словно брат с сестрой. Главное зачем? Впрочем, наверное, это врождённое. Интересно, существует ли закономерность длительности брака, от того, росли ли будущие супруги, со своими братьями и сёстрами, или были одни у родителей?
- Возможно, есть.
- У тебя же кажется сестра младшая. Почему ты никогда не рассказываешь мне о ней?
- Она утонула в 11 лет.

Лиза встала с кровати и подошла к сидевшему на пуфе Кириллу, натягивающему носки. Виновато обняла его сзади за шею.
- А у меня никого нет. Я даже не знаю, что значит брат.
- Есть одна старая притча, поведанная Геродотом.
   
Лиза разлеглась на кровати и стала умолять рассказать Кирилла притчу.
- Ну хорошо, – сдался Кирилл, - пять минут.

«В преддверии очередного похода Персидский царь Камбис устроил пир для своих полководцев. Все веселились вместе с царем и лишь один полководец был грустен. Камбис спросил его, почему он не веселится.

- Я бы не осмелился сказать тебе Господин, если бы ты меня сам не спросил. Скоро нам предстоит жестокая битва. Чувствую мне уже не быть в живых. Но не за себя я кручинюсь. Со мной идет мой первенец. Прошу, отпусти его.

Царь, бросил полководцу упрек:
- Да как ты посмел просить меня об этом? Я - господин твой, взял на войну единственного сына, а ты своего пожалел.

И приказал царь казнить завтра к полудню полководца и всех мужчин так или иначе приходящихся ему родственниками. Таких оказалось не много. Сам полководец, два его сына: юноша двадцати лет и младенец, да брат жены.
 
Утром, царю доложили, что к нему пришла жена полководца с просьбой. Царь был наслышан о красоте и уме женщины, потому позволил ей войти. Увидев красавицу, царь несколько смягчился, пообещав отпустить одного из приговоренных. Право же выбора он предоставлял женщине. Но не успела она ничего вымолвить, как царь сам принялся угадывать:
- Конечно же, ты, как преданная жена выберешь мужа.
- Нет, мой господин.
- Ну да, как же я забыл о сыне, о первенце, о продолжателе рода.
- И не за него я прошу.
- Так значит за младенца?
- Я красивая женщина, а значит, смогу найти себе нового мужа. Я молода и полна сил, а значит, смогу родить себе других сыновей. Родители же мои давно умерли и, если ты лишишь моего брата жизни, у меня уже никогда не будет его».

- Ладно, Лиз, я уже опаздываю.
- Погоди, так чем всё закончилось?
- Да чем, царь всех помиловал. О их дальнейшей судьбе Геродот не упоминает, так как это не история женщины или её родни, а лишь эпизод Великого царя Камбиса. Всё, я побежал.
- Понятно. Ты никогда не уйдешь от жены. Я тебе нужна лишь для тела. Тебе со мной не интересно. Всё время твердишь, что я говорю глупости. И сказки мне словно ребенку рассказываешь. Поэтому и сбегаешь сейчас от меня. Куда? Ведь нет у тебя лекции сегодня. Опять пойдешь бродить по городу. Да, я тебя видела и не только я. И всё думаешь, думаешь. Мне порой кажется, что ты вообще никого не любишь. Даже себя. Как можно жить без любви? Где источник жизни?
- Откуда огонь в 40 лет? На углях пар держится. Да ветерок время от времени помогает. Как там, у Пушкина: «Мне время тлеть, а вам цвести».

Уходя, Кирилл заметил злобный взгляд Лизы. Уже гуляя по скверу, он говорил про себя: «Нет, любовь - это не болезнь, это наркотик. И когда её не дают «пристрастившимся», у влюбленных начинается ломка. Может, любовь не нужна вовсе? Человек может жить без любви? Но ведь я же живу. А я человек? Как хорошо, что, через неделю еду в Иерусалим. Мне нужны новые впечатления. Новый ветерок для углей».

                ***   
- Александр, зачем вы мне это написали? Про Лизу, Кирилла. Про персидского царя. Как его там? Я только про Дария слышала. Кажется он в Скифию ходил.
- Светлана, на другие стандартные письма вы не отвечали. Даже на стихи по поводу вашей фотографии в Фейсбуке.
- И что вам нужно от меня?
- Хочу погреться у вашего костра. Не бойтесь, я не стану подбрасывать поленья или перекрывать кислород. Дозвольте обогреется у огня в холодную ночь. А утром я уйду.
- Почему я?
- Вы же работаете посменно. Вам всё равно ночь не спать.
- А у вас кризис, вы одни и похоже пьяны.))
- ))) Так я продолжу рассказ? Ведь вам интересно, что стало с моими героями?
- Ладно, только не приближайтесь к огню, обожжётесь.)) Кстати, история про брата с сестрой была интересней, чем про любовников.
- Это потому что, первая выдумка, легенда, а вторая, про Кирилла и Лизу - правда.
- Согласна, ложь всегда сладкая. Я даже кофе без сахара пила пока читала ваше сообщение.)) Ладно, врите дальше.))
- Вообще-то я рассчитывал на диалог. Пожалейте мои пальцы. Расскажите о себе.
- Эй, я же сказала, не приближаться.)) Что там дальше с вашим героем было? Нагулявшись, пришел домой, а дома постная жена.
- Хорошо, продолжаю.
                ***

Придя домой, Кирилл застал свою жену на кухне, сидящей за столом, увлеченно читающей статьи в телефоне. На вопросы Кирилла она не отвечала. Поэтому он без дальнейших слов налил себе остывший суп и уселся рядом с женой. Поглощая пищу, он постоянно поглядывал на неё. Вдруг она оживилась и стала читать вслух:
- Сегодня в 16:12 с крыши 14 этажного дома сбросилась девушка 18 лет…
- Тебе это интересно?
- Это я для тебя читаю. Где, а, вот. Дом находится по адресу Комсомольская 8. Ты же туда сегодня ходил?

Кирилл вытаращил на жену глаза. Женщина, не обращая на мужа внимания поднялась и ушла в зал, оставив свой телефон на столе. Кирилл, схватил её телефон и быстро просмотрел статью. Всё было верно. Он тут же набрал телефон Лизы.

- Алло. Кто это? – Послышался сонный голос девушки.
- Лиза, это Кирилл. С тобой всё в порядке?
- О, а ты, что? Слушай, тут такое было. Сижу я в кресле, как вдруг что-то на моём балконе как загремит, словно льдина с крыши обрушилась. Выхожу на балкон, а бельевые веревки порваны, и внизу, на тротуаре соседка моя лежит. Представляешь? А у тебя, что за номер телефона?
- Это не мой телефон. Мой разрядился. Ладно всё, я не один.

После разговора с Лизой, Кирилл заглянул в зал, где жена, сидя на диване, поджав ноги, пялилась в телевизор. Не поворачивая головы в сторону мужа, дерзко спросила:
- Что, всё обошлось? Не ты убийца?
- И давно ты знаешь о нас?
- Давно. Можно сказать с самого нашего знакомства знала кто ты есть такой.
- Зачем тогда за меня замуж пошла?
- А ты зачем?
- И что, ты до сих пор меня любишь?
- Кто же любит по 20 лет?

Войдя в спальню, Кирилл открыл сервант и стал укладывать своё бельё в сумку. Делал он это не спеша, так как мысли его были заняты другим: «Брак – есть величайший обман человечества. Живем в лицемерии, уверяя других и себя, что любим. Знаем, что лжём, но продолжаем сожительствовать. Уверяем, что наши отношения переросли в нечто большее, чем просто страсть двух натур, что у нас, понимание друг друга, как у брата с сестрой. А вечером, эти «родственники» занимаются кровосмешением».

                ***
- Александр, тут я с вашим героем не согласна. Брак – это в первую очередь ответственность.
- Светлана, вас нет в моём рассказе. Либо мы беседуем с вами, либо я продолжаю историю.
- Ну ладно, ладно, продолжайте.
                ***
      
Уже в гостинице Кирилл переключился на житейские мысли: «У Ваньки, дача свободна, до зимы поживу, а там сниму что-нибудь. Да! я же скоро в командировку на две недели». Кирилл одернул занавеску у окна гостиничного номера и увидел свой город с иной стороны. «Может вообще, уехать? Звали же в Питер. Нет. Климат дрянь. Осень, переходящая в весну и снова в осень. Ничто так не угнетает как однообразие. А эти Питерские здания. По улицам города идешь, словно по просёлочной дороге. Сколько бы ни шёл всё время один и тот же нескончаемый пейзаж: одноуровневые, выстроенные в одну эпоху, бледно выкрашенные дома с копотью. Даже не верится, что Питер был столицей Империи».

Лежа в кровати, Кирилл еще долго не мог уснуть. Вспоминая чужие стихи.

«Мне сорок лет, вот будет, ныне.
Тошнит от города, людей.
Вожу себя я по пустыне,
Как будто книжный Моисей».

Кирилл погрузился в мысли: «А всё же, зачем я на ней женился? Любил? Гм, а женился зачем? 20 лет растрачено на всевозможные житейские заботы. Как там у Толстого: «Не обладаешь талантом, рожай детей». Ну вот Галка у нас родилась, и что? Вышла замуж за Косицина. Уехала с ним в Москву. Ну родит она внука. Один чёрт род прервался. Кто такой Косицин?»
               
                ***
- Александр, вот вы и подошли к главному вопросу вечера: Зачем живет человек?
- Да, Светлана, именно так. Дерево рождается, растет, пускает семена по ветру. Они производят в свою очередь своё дерево, а старое умирает, превращаясь в удобрение. Так и человек, рождается, дает семя и умирает, превращаясь в удобрение.
- Всё же, в отличие от деревьев, человеческое существование становится лучше.
- Да, человечество далеко шагнуло в естественных науках, но не математика, ни физика или биология так и не дали ответа на самый главный вопрос – зачем живет человек?
- Дерево на земле существует миллионы лет, а человечество только сотни тысяч. Мы лишь в начале пути. Дойдем и до этого.
- Дерево простейшее существо, человек - сложное. Чем сложнее механизм, тем оно быстрее выйдет из строя. И чем человечество становится умнее, тем оно скорее приближает свою кончину.
- Вы что же, против прогресса? Человек стал дольше жить.
- И тем самым занимает чужое место. И вообще, зачем он увеличивает свой срок жизни? Чтобы, в этот отрезок времени, съесть на два килограмма клубники больше?
- А представьте, если бы Коперник и Моцарт жили дольше.
- Тогда бы не родились Ньютон и Чайковский.
- Хорошо, что там ваш Кирилл, уснул? ))
- Дрыхнет. ))) Но ему снится сон. Как известно, сон есть совокупность воспоминаний, когда-то и где-то увиденных и услышанных моментов.
- А повторяющиеся сны?
- Значит, день прошёл не интересно для мозга. Помните, как в Союзе было: «Какой, на этих выходных, привезли фильм? Никакого не привезли. Автомобиль в соседней деревне поломался. Понятно, значит опять про Чапая».
- Знаете Александр, не то, что не помню, не знаю. Я родилась уже в России.   
- Ах да, вам же всего только… ))) А между тем, уникальное, с исторической точки зрения, произошло событие в 91-ом году. В одночасье, миллионы людей переехали в другую страну. Мы ведь все – политэмигранты. Нет, все мы остались на той же географической широте, но экономика, валюта, культура, религия, название самой страны было для нас в диковинку. На новой родине у нас даже свой сленг образовался. Великое переселение народов средневековья меркнет перед 20 веком.
- В Советском Союзе лучше было?
- Сейчас лучше. С гражданской, житейской точки зрения мы поступили верно, «эмигрировав» в другую страну. Жить как прежде было нельзя и невозможно. Я бы даже сказал губительно. Но с моральной, человеческой стороны, все мы оказались предателями.

И я там был, среди толпы.
Вопил, до хрипоты, о воле.
Поднес к губам кувшин воды,
Вода была со вкусом крови.

- Довольно политики.))
- Хорошо. И так, сон Кирилла. Действие происходит в Иудеи.
                ***
               
Кирилл, в виде мелкого торговца, въезжает на осле в Злотые врата Иерусалима. И видит, как толпа оборачивается к нему и кланяясь, кричит: «Аксиос!» Кирилл, поначалу дивится происходящему. Но по мере продвижения вглубь города, Кирилл неожиданно осознает, что он - важный вельможа, едущим на коне в золоченых панцирных доспехах. Но тут же, Кирилл замечает возле рыбной лавки прекрасного мальчика, похожего на херувима. Он был единственным, кто стоял прямо и смотрел на Кирилла не заискивая. Кирилл приблизился к нему и спросил:
- Почему ты не приветствуешь меня? И почему не бьёшь мне поклон?
- Разве можно поклонится самому себе?

Кирилл посмотрел на руки мальчика, на его плечи, волосы, лицо, и узнал в нём себя в семилетнем возрасте. Кирилл хотел было что-то спросить, но осёкся, так как спрашивать у себя самого было глупостью. Он бросил взгляд в свою сторону и увидел, что на нём нет золоченых доспехов, а вместо коня снова осёл.

Мальчик кротко улыбнулся и протянув Кириллу руку, тихо и ровно сказал:
- Не бойся. Возьми мою руку и идём со мной.

Кирилл проснулся. На часах было час ночи. Он удивился этому, так как ему казалось, что прошла уже ночь и он чувствовал себя бодрым и готовым ко дню. Попив воды, он улёгся снова на кровать и не заметно для себя тут же уснул.

Следующий сон застал его в большой светлой комнате. С лева и с права большой беломраморной комнаты располагались двери. Когда правая дверь открылась из неё хлынул свет. В проёме дверей показался человек, или скорее силуэт, который был ещё ярче и светлее общего сияния, настолько, что лицо было не различимо. Кирилл посмотрел на закрытую левую дверь и ладошки его стали мокрыми.

Силуэт, приблизившись к Кириллу, сказал:
- Иди. – И указал на левую дверь.

Кирилл вздрогнул. Силуэт, спросил:
- Желаешь, напоследок, что-то сказать?
- Могу ли я, увидеть всех моих праотцов от начала фамилии?

Силуэт качнул головой. И явились в комнату все прародители Кирилла. И были среди разного возраста и обоих полов, и крестьяне, и священники, и пьяницы, и разбойники, и цыгане, и греки. И обнимался со всеми Кирилл, и заглядывал им всем в лица. И плакал. И радовался их присутствию. И когда все они по приглашению силуэта ушли в правую дверь, Кирилл, утерев слёзы, в разбитом состоянии направился к левой двери.

- Постой. - Окликнул его Силуэт. - Перед тем как войти, оставь свои сомнения здесь. Скажи, о чём задумался?
- Почему мне сюда? За что? Да, я лгал, изменял, но ведь не убийца. Где справедливость?
- Бог не может быть справедливым. Если бы Он был справедлив, то не один человек не вошёл бы в рай, ибо все грешат. Бог милосерден. Не бойся. Возьми меня за руку и иди со мной.

И открылась левая дверь, и пролилось оттуда такое же благостное сияние, что и с правой двери.

Проснувшись, Кирилл посмотрел на часы, было около 9 утра. Вид он имел усталый.

                ***
- Александр, у вас много религиозного в рассказах. Вы верите в Бога?
- Вера сопровождает человека с самого детства. Родители для ребенка, что называется, и царь, и Бог. Когда они говорят чаду: «Иди туда, сделай то-то, и у тебя выйдет это», ребенок же не задается вопросом: «А почему, я, должен идти? И с чего вы взяли, что, сделав то-то у меня выйдет это?» Ребенок идет и делает. И не потому, что знает, что то, что сказали родители, это верно, так как в его возрасте он ещё ничего не знает, а потому что верит им. И когда он становится взрослым человеком, вера не покидает его. Но в кого он верит, став взрослым? Обожествлять начальника, даже самого главного, он не может, так как он, такой же человек, как и его сосед Пупкин. Не обожествлять же Пупкина. Поэтому человек создал нечто, что выше человека, с кем он может поделится: мыслями, страхами, просьбами. И этот созданный им находится внутри него самого. Тем самым, человек рассуждает с самим собой. У всех великих писателей, таких как Достоевский, Бог всегда молчит. Так как он физически не существует, он не может говорить. Инквизитор, в «Братьях Карамазовы», разговаривая с Господом, говорит, и за себя, и за Бога. Предполагая, как бы Бог ответил ему. Именно таким образом человек и общается с Всевышним. Человек не может существовать без Бога, если он конечно человек.
- Александр, уже 7 утра. У меня скоро пересменка.
- Мне тоже пора в аэропорт.
- Неужели в Иерусалим летите?
- Как это не парадоксально звучит, но я лечу из Иерусалима в ваш родной Питер.
- А как же Питерское однообразие?
- Ну почему люди отождествляют авторов с их персонажами? Я бывал во многих городах мира и скажу, что в Питере самые потрясающие храмы. И Петербург - это не только каналы и дворцы, это ещё и загородные резиденции коими не обладают ни Венеция, ни Амстердам.
- Ой, Александр, ко мне пришли. Всё, пока, пока. Да, и, welcome! ))
- До свидания, Светлана! )))
                ***


Рецензии