Мученики за Христа, погибшие в ОЛП Бушуйский

Эта глава посвящена всем узникам, пострадавшим во время сталинских репрессий за свои религиозные убеждения.
Более ста миллионов православных верующих России подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации от издевательств и увольнения с работы до ареста и расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до конца 1980-х. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу  полное, с самой беспощадной жестокостью уничтожение Православной Церкви. Мы непростительно мало знаем об этих людях, которые непоколебимой верой и силой духа утверждали православную веру в самое страшное и в самое тяжелое, безбожное время для нашей страны, своим примером призывая нас быть мужественными и бесстрашными исповедниками Святой православной веры.
Размышляя о подвиге этих людей, нетрудно прийти к такому выводу: для того чтобы претерпевать все те страдания и уничижения, и даже идти на смерть, не отрекаясь от Христа, человек должен обладать огромной духовной силой, мужеством, самоотвержением и великим смирением.
В этой главе рассказывается об известных автору мучениках за Христа, отбывавших наказание в ОЛП «Бушуйский».

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР АБИССОВ
 
Родился 19 февраля 1873 года в селе Мормужино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Афанасия Евграфовича Абиссова и его супруги Клавдии Николаевны. 19 февраля 1908 года архиепископ Ярослав¬ский Тихон (Белавин) рукоположил Александра Афанасьевича во диакона ко храму Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Ивановском Мышкинского уезда, а 24 февраля того же года — во священника к тому же храму.
В 1934 году отец Александр был арестован, обвинен в хищении колхозной собственности и приговорен к двум годам принудительных работ, наказание отбывал в шахтах Донбасса, откуда вернулся инвалидом второй группы. Вторично священник был арестован 3 ноября 1937 года, а уже 5 ноября 1937 г. осужден тройкой при УНКВД СССР по Ярославской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР. Обвинение: «систематическая антиколхозная агитация, распространение провокационных слухов в адрес Советской власти». Приговор: 10 лет ИТЛ.
На единственном допросе, состоявшемся 3 ноября 1937 года, и в «Жалобе в Надзорную Комиссию НКВД» от 12 марта 1939 года о неправильности приговора судебного заседания тройки УНКВД Ярославской области виновным себя не признал. После ареста о. Александр был заключен в тюрьму г. Углича. На следующий день переведен в Ярославскую тюрьму. 10 ноября 1937 года о. Александр был освидетельствован как инвалид II группы.
15 января 1938 года прибыл в Управление БАМлага НКВД Ярославским этапом, направлен в Бушуйский ОЛП, где собирали «неполноценную» рабочую силу.
С марта 1938 года на протяжении нескольких месяцев работал на общих работах. С мая 1938 года по 30 августа 1939 года в связи с резким ухудшением здоровья отец Александр числился дневальным лагерного барака. С 30 августапо 22 сентября 1939 года о. Александр находился на излечении в санчасти Бушуйского ОЛП в связи с травмой правой ноги. С 22 сентября 1939 года тяжелобольной о. Александр Абиссов был госпитализирован в г. Свободный и помещен в лазарет Свободненского комендантского ОЛП.
До 14 февраля 1941 года о. Александр состоял дежурным санитарной палаты при тюремном лазарете и, несмотря на крайнее расстройство собственного здоровья, оказывал помощь больным товарищам по палате.
В семейном архиве сохранилось письмо о. Александра от 12 января 1940 года. Это письмо очень мужественного человека. В нем нет жалоб на судьбу, здоровье, хотя он был неизлечимо болен и дни его были уже сочтены.
С 14 февраля 1941 года по 21 февраля 1942 года, по свидетельству лечащего врача, «заключенный А.А. Абиссов нуждался в постороннем уходе», он был практически обездвижен и прикован к постели. 19 февраля 1942 года, в день своего рождения, о. Александр поступил в больницу Свободненского ИТЛ «на излечение» (хотя вышедших из больницы здоровых людей в те годы никому встречать не приходилось).
21 февраля 1942 года, 69 лет от роду, в 9. 45 отец Александр окончил свой крестный путь. По заключению врачей, «смерть наступила от правосторонней крупозной пневмонии при наличии резкой старческой дряхлости».
24 февраля 1942 г. бывший заключенный Александр Абиссов погребен в безымянной могиле на лагерном клад-бище. Над местом захоронения установили дощечку с номером заключенного 103199. Крестов не полагалось.
Юбилейный Архиерейский Освященный Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года прославил свыше тысячи имен новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания, в их числе священномученик Александр.
24 апреля 1988 года о. Александр Абиссов реабилитирован прокуратурой Ярославской области по году репрессий.
Память 8/21 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
(База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ)  .
  В имеющемся в УМВД РФ по Амурской области архивном деле за-ключенного Абиссова имеются расхождения с данными Базы новомучеников ... Фамилия отца Александра значится как Аббисов, годом его рождения указывается 1875, местом рождения - с. Морижено Ярославской области. Местом смерти называется Бушуйский ОЛП. В деле имеется акт о захоронении отца Александра в Бушуйском ОЛП на глубину 1,5 метра.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАЛИНИН ВАСИЛИЙ КСЕНОФОНТОВИЧ
 
Родился 20 декабря 1877 года в селе Паткино Владимирской губернии (с 1929 г. — Ивановской области.) Окончил Владимирскую духовную семинарию. Подробности жизни до 1930-х годов неизвестны. В 1930 году был уже митрофорным протоиереем храма прп. Корнилия города Переславля-Залесского.
Как чуткий и заботливый пастырь, отец Василий большое внимание уделял детям. В Корнилиевскую церковь на беседы к батюшке приходили не только переяславцы, но и дети из близлежащих деревень.
1 декабря 1936 года сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, записал:
«В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети — ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины. (Здесь и далее так — в источнике. — Прим. автора)
На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами дает им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передает, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках — Рождестве и Пасхе, показывает икону «мучения грешников», заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут,и узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.
Кроме того, Малинин расспрашивает учеников,чему учат в школе, на Рождество устраивают ли елки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет елка, приходили бы к нему за свечками для елки. Поп Малинин учеников ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его — член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь. Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт, — от 10 до 15 человек.
30 ноября 1936 года вышеуказанная группа опять собиралась пойти в церковь, но церковь оказалась закрытой — не было Малинина, которого ученики ходили встречать, но не встретили. Вышеуказанная группа учеников пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: «Зачем надел собачью радость?»
18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в Ярославле и в тот же день допрошен. Выяснив, что отец Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь задал вопрос:
—Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно- монархической организации города Переславля. Признаете себя в этом виновным?
—Нет, не признаю, — ответил священник.
—Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров и подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете?
—Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.
19октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября 1937 года отец Василий был осужден тройкой при УНКВД по Ярославской области. Обвинение: «организатор а/с церковно-монархической организации, к/р деятельность».
Из обвинения:
«Один из организаторов антисоветской церковномонархической организации. Собирая сборища духовенства у себя на квартире, вел фашистскую агитацию, выступал с защитой врагов народа, проводил антисоветскую обработку детей и школьников, призывая их не слушаться учителей».
20 января 1933 года тройкой ПП ОГГГУ по ЦЧО осужден за контрреволюционную агитацию на пять лет лишения свободы. Умер 11 августа 1934 года в Бушуйском ОЛП .
Канонизирован как новомученик Русской Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.
Память 28 марта/10 апреля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
(База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ.)

Примеч автора. Сведения из архивного дела Малинина В.К., хранящегося в УМВД РФ по Амурской области: приметы: рост — 171, телосложение — худое, татуировок нет. Старческая слабость, отсутствуют зубы.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК СЕРГИЙ,ИГУМЕН( ЧЕРНУКИН СЕМЕН САВЕЛЬЕВИЧ)

Родился в 1879 г. в Самарской губернии, в крестьянской семье. В крещении был наречен Симеоном. В возрасте 21 года, в 1900 году, поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве. Спустя 10 лет он принял монашеский постриг под именем Сергий. В 1911 году стал иеродиаконом, в 1915-м иеромонахом, уже после революции, в 1923-м  игуменом.
До 1930 г. служил в храмах обители. С декабря 1930 года в Москве проходили массовые аресты духовенства и монашествующих. В числе других в январе 1931 года на допрос в ОГПУ был вызван игумен Сергий. Следователь
спрашвал, как он относится к Советской власти. Отец Сергий ответил, что «в настоящее время Церковь переживает большие гонения», однако «все это посылается за наши грехи, а насчет власти то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться». Подобное объяснение следователи сочли основанием для наказания.
8 февраля 1931 года игумен Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Сначала он был отправлен этапом в Архангельск, из Архангельска в небольшой городок Пинегу, а оттуда в село Кулой Пинежского района, где прожил до окончания срока ссылки.
28 февраля 1934 года игумен Сергий возвратился в Москву, но здесь ему жить, как бывшему в ссылке, не разрешили, и он поселился в Кашире. После назначения служить в Никольской церкви села Никольское-Головинское Шаховского района переехал туда.
В 1937 году его арестовали во второй раз. 2 декабря 1937 года во время допроса в Волоколамской тюрьме следователь потребовал, чтобы отец Сергий признал свою вину в агитации против займов. Впрочем, результата он не добился.
-Никакой контрреволюционной агитации против Советской власти и против проводимых мероприятий партии и Советской власти я не вел,  ответил игумен Сергий.
—Следствию известно, что весной 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и Советской власти в части реализации государственных займов.
—Никакой контрреволюционной агитации против реализации займов я нигде и никогда не вел.
В тот же день допросы были закончены, и на следующий день, 3 декабря 1937 года, тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
5 февраля 1938 года отец Сергий прибыл с этапом в исправительно-трудовой лагерь в Амурской области, 30 декабря 1940 года он был этапирован в ОЛП «Бушуйский», 1 марта 1941 года— в Свободненский лагпункт.
От тяжелых условий лагерного труда игумен Сергий (Чернухин) скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском
исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ в 1994 г. по году репрессий 1931.
Канонизирован как новомученик Русской Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.
Память 27 октября/9 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
(База новомучеников и исповедников Церкви Русской ПСТГУ.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский),
Московские Епархиальные Ведомости №№ 11—12 за 2008 год).

ПРОТОИЕРЕЙ КУБАЕВСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Родился 7 августа 1883 г. в г. Диена Виленской губернии, белорус. Образование духовная семинария. Участник Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. по избранию как клирик от Литовской епархии. В 1926-1929 гг. служил священником в Воскресенской церкви с. Плохино (Ульяново) Калужской обл.
В 1929 г. арестован по обвинению в «невыполнении заготовки», приговорен к двум годам лишения свободы.
В архивах сохранились ходатайства о признании отца Павла невиновным.
«Смоленскому областному прокурору гражданки села Шохина Сухиничского ок[руга], жены священника.
Кубаевского Екатерины Андреевны.
Имея доверенность от мужа моего, Павла Степановича Кубаевского, ходатайствовать пред властями об освобождении его из заключения, заявляю о некоторых причинах, могущих послужить ему извинением в его виновности, не принятых во внимание нарсудьей, отнесшимся к подсудимому пристрастно как к священнику, не позволив ему дать точных объяснений. Кубаевский во время хлебозаготовки был серьезно болен припадком сердечным и пролежал две почти недели в постели, о чем я заявляла Плохинскому сельсовету, могущему подтвердить это. Следовательно, примененная к подсудимому III ч. 61 ст. является несправедливой, так как никакого сговора или соглашения со стороны Кубаевского не было и явилось плодом вымысла лживого от обвинителя — председателя хлебозаготовительной комиссии Козина, хвалящегося цинично пред собравшимся народом, что «мы этому попу дадим 2 года».
Болезнь Кубаевского стала помехой ему к успешному выполнению взноса ржи, ибо я от больного мужа и двоих малолетних детей (7 и 4 лет) ничего не могла предпринять, не имея денег на покупку ржи. Получив повестку о взносе в хлебозаготовку 20 п. ржи излишков, я точно поняла смысл повестки, и, зная, что у нас нет не только излишков, а и для питания покупаем понемногу, по мере надобности, не имея средств делать запасы, я больному мужу и не сообщала, думая внести имеющиеся у нас 10 п. ржи, купленных раньше, что я и сделала в срок.
Когда же в сельсовете, накричав на меня, приказали через сутки привезти остальные, я просила отсрочки на неделю и указывала, что мы ржи не сеяли, что мы бедны, чтоб у нас сделали опись и убедились, что нам 20 п. ржи слишком трудно внести и что муж болен, некому хлопотать. Но ничего не подействовало приказали чрез сутки внести все, «иначе посадим мужа».
Я потеряла голову — денег нет, помочь некому, а тут принесли еще повестку  внести 10 пудов картофеля в трехдневный срок, в Козельск, в 50 верст от Плохина. Без своей лошади и без одного пуда картофеля во всем доме оказалось это непосильным. Соседи собрали нам 25 п. картофеля, которые я отправила, на третий только день достала лошадь, ибо все возили свой налог. Таким образом сложились обстоятельства, что мой муж без вины остался виноват. Будь он богатый, может, дело пошло бы иначе, да не больной к тому страдному моменту. На суде ничего не дали говорить в свое оправдание, как бы с предвзятой мыслью осудить его.
Когда чрез сутки я не внесла остальной ржи, нас обложили пятикратно, и также с выполнением в сутки, чего, конечно, мы не только не в состоянии выполнить, но и в мечтах осуществить. Чрез 2 дня мужа вызвали в милицию, он, будучи еще почти больным, слабым, пошел и не возвратился домой — был арестован до суда, как какой преступник. И только потому, что по болезни, бедности, как беженец, не мог обжиться в голодные годы строительства, после революции, приехав с кучей (7 детей) малолетних детей без всяких средств к жизни...
Потерпев голод, болезнь, нищету, получил от общества для семьи клок земли пустой в 5 верстах от села, стал с трудом обзаводиться лошадью, коровой, избой, инвентарем, и был настолько несостоятелен, что небольшой сравнительно налог не смог выплатить, отбывал 1/2 года принудительных работ.
В Плохине все налоги выплачивал аккуратно, лишая себя всего, и осенью пред самой хлебозаготовкой единовременно уплатил 272 руб. сельхозналогу и за лишение избирательных прав 27 р.
Отказался муж от земли, находящейся от с. Плохина в 20 верст, по неудобности обработки и за постоянные притязания сельсовета на нашу землю и за постоянные придирки к старшему нашему сыну, отделенному от нас уже 6 лет, будто мы ведем хозяйство сообща, чего между нами не было, ибо мы и помочь не в состоянии были бы: себя не оградили от тюрьмы по недостатку средств.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно видеть, какой преступник свящ. Кубаевский и за что он зиму сидел И работал непосильную работу, будучи 47 лет, больным и слабым, и только глубокая религиозность поддерживает его слабые силы в трудах и дает ему возможность честно выполнять долг перед родиной. В вашей власти правильно рассмотреть дело Кубаевского и внести протест против несправедливого осуждения на 2 года, никем не доказанного, и за неполно внесенную хлебозаготовку смягчить наказание, ибо тут не было злостности, и, кажется, есть закон не сеявшему не вносить ржи вовсе. Я с детьми питаемся подаянием как нетрудоспособные.
Просительница Екатерина Кубаевская.
29 апреля 1930 г.»
В архивном деле имеется также ходатайство прихожан.
«Председателю Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинину От церковного Совета Плохинской церкви,того же района, Сухиничского округа Смоленской области
Прошение:
"По просьбе и поручению трехтысячного Плохинского прихода общества верующих, церковный Совет приносит ходатайство пред высшей Советской властью об возвращении и освобождении заключенного священника Павла Сте¬пановича Кубаевского к месту его служения в село Плохино, осужденного нарсудом 4 ноября 1929 года за не полностью внесенную рожь в хлебозаготовку.
Священник Кубаевский хлеба не сеял, дома своего и хозяйства не имеет, живет на скудные средства от прихода, так как у нас их три священника в приходе, к тому же он из беженцев, не мог обжиться в это короткое трудное после войны время, имея большую семью, терпящую разные недостатки в одежде и остальном. Зная все это и то, что священник Кубаевский по своему настроению политически благонадежен, так как он сам платил все налоги и нас учил быть исправными и относиться к своему делу честно и усердно, показывал хороший пример; мы знаем, что он не по злостности не уплатил ржи полностью, а по недостатку средств на покупку ее. И просим высшую власть простить и прислать его к месту службы.  Это желание всего прихода.
1930 г. 30 марта.
К сему подписуемся: Председатель Совета церковного К. Кужев, члены церковного Совета Мартьянцев К., Шатунов Иван, Т. Афонин, Михаил Я. Инюков, В. Талоев».

По прошению прихожан, жалобам священника Кубаевского и его жены член Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета СССР Смидович инициировал запрос в органы прокуратуры. Но эти прошения были оставлены без внимания.
После освобождения отец Павел служил священником в Рождественской церкви г. Волхова Орловской области. 7 января 1933 года был вновь арестован и приговорен к 10 годам концлагерей.
В семейном архиве сохранились письма о. Павла из заключения вплоть до марта 1941 года. В лагерях о. Павел испытывал много лишений и страданий. Сначала в лагере он был на тяжелых общих работах, потом по инвалидности его перевели на работу счетоводом. Впоследствии о. Павел писал родным о своем пребывании в ИТЛ на тяжелых работах:
«...Вспоминаю, сколько пришлось мне пострадать за свои грехи в 1933 году. Тогда все на меня ополчились: бригадиры ругали, били, считая симулянтом; рабочие презирали, толкали, погреться к печке не допускали; соседи все отняли, последнюю тряпку и котелок... силы изменили. Ноги еле-еле передвигались. На бугор мог только на четвереньках
взобраться, что сильно возмущало бригадира и всех окружающих. В один из дней остался на трассе; мороз, ветер, темень... Все ушли, а я не могу идти: окончательно выбился из сил. Стало темно, и спать захотелось; но вспомнил вас; собрал последние силы и с остановками через 15—20 шагов добрался до казармы на пути...»
В 1938 году его перевели в ОЛП «Бушуйский». Здесь о. Павел работал счетоводом 2-й фаланги.
Из письма 1938 года: «...Я по виду очень стар; мне дают лет 70 от роду; седой, плешивый, беззубый старикашка. Среди моих сверстников встречаются еще герои, но много есть и таких, как я, и еще более слабых...»
Родственники получили от него последнее письмо в марте 1941 года.
(ПСТГУ. Факультет ИПМ. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.)

 КАРАМАНОВ МАТВЕЙ СЕМЕНОВИЧ

1881 г. р., родился в с. Новопетровка Снегиревского района Одесской (сейчас Николаевской) области, украинец, образование Одесская духовная семинария, место жительства: г. Бобринец, священник Николаевского собора, протоиерей.
Арест: 1937 («проживая в с. Злынка Маловисковского района, в период Гражданской войны агитировал против Советской власти; был причастный к установлению пулемета на здании церкви во время восстания против райсовета в 1921 г.», «в 1936-37 гг. ездил селами Бобринецкого района, агитировал против колхозного порядка, распространял слухи о будущей войне и поражении в ней СССР»).
Осужден 10.09.1937 года тройкой УНКВД Одесской области к восьми годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Умер 4 марта 1942 года в заключении в Бушуйском ОЛП.
Реабилитирован в 1957 году Кировоградским облсудом.
Жена Людмила в 1929 году осуждена к одному году и трем месяцам заключения за то, что сорвала советский плакат на воротах своей усадьбы.
(www. alexandria-eparhia. org. иа/т/от-жизни-к-вечности)

        ГЛАВА IV
   
      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...

После ликвидации Бушуйского лагерного пункта прошло уже более 60 лет. Природа залечила шрамы на этой многострадальной земле. И как будто в память о погибших здесь людях, почти на каждом ее сантиметре растут полевые цветы.
Напоминает о жертвах сталинских репрессий и Поклонный Крест. Он установлен по инициативе прихожан прихода Святого великомученика и Победоносца Георгия с. Соловьевск. В 2011 году благословение на это дал правящий архиерей — архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил.

СТАЛИ НАШИМИ ЗАСТУПНИКАМИ У ПРЕСТОЛА БОЖИЯ

В 2009 году, когда я только начинала собирать информацию о Бушуйке, у меня возникло непреодолимое желание побывать на месте расположения бывшей лагерной зоны. Но прежде нужно было выяснить, где она находилась и как туда проехать. В нашем поселке уже мало кто помнил об этом, знали, что есть речка Бушуйка, что лагерный пункт был где-то рядом. Только вот конкретно где  забылось.
На помощь пришел мой отец, Райс Владимир Иоганесович. Он 31 год отработал дальнобойщиком. В начале 1970-х годов, находясь в рейсе в Якутии, папа оказался на месте одного из ГУЛАГовских лагерей, а возвратившись домой, поделился увиденным с одним из старожилов нашего села. Тот рассказал ему, что недалеко от Соловьевска тоже был сталинский лагерь — та самая Бушуйка, объяснил, как туда проехать. Папа нашел это место. К тому времени там еще стояли полуразрушенные бараки, сохранились обломки станков, остатки резины, из которой заключенные изготавливали обувь.
В начале мая 2010 года мы с папой и моей племянницей Александрой отправились на Бушуйку. Бывшую лагерную зону нашли сразу. Там неплохая дорога, накатанная охотниками. Мы отыскали остов одного из бараков, сгнившие столбы с обрывками колючей проволоки. В наших краях в мае зелени еще нет. Погода стояла пасмурная, тяжелые хмурые тучи нависли над лесом, прошлогодняя жухлая трава на сырой земле добавляла мрачных красок в этот пейзаж... Александре тогда было 16 лет, ее сердце настолько ранил мой рассказ о страдавших и погибших здесь людях и их детях, что вновь приехать сюда она решилась только на освящение Поклонного Креста.
Позже мы с друзьями еще несколько раз ездили на Бушуйку, надеясь найти сохранившиеся свидетельства былого, улики, так сказать. Нам удалось обнаружить: еще несколько остовов от бараков, колючую проволоку возле одного из
них, кольца этой проволоки, во множестве разбросанные по всей территории зоны и даже надетые на деревья (скорее всего, это было сделано при ликвидации лагпункта), а также кирпичи от печей и одну печную дверцу. Кроме того, была найдена посуда (миски, тазы), уже довольно ржавая. По тому, что все миски одинаковые, можно судить, что они предназначались для заключенных. Возле одного из барачных остовов сохранились горы полуистлевших резиновых заготовок для обуви. По-видимому, здесь была мастерская по ее изготовлению. Мы отыскали и землянку, почти полностью обрушенную (о землянках упоминается в некоторых воспоминаниях бывших заключенных), предположительно, эта одна из землянок, сохранившихся с того времени.
В Соловьевске и Уркане мы разыскали некоторых родственников бывших узников Бушуйки. Я встречалась с ними и записывала их рассказы. Собирала публикации из газет, Интернета.
18 сентября 2012 года мы установили место, где, предположительно, находятся захоронения заключенных. Помог в этом житель Соловьевска И.М. Чайка (к сожалению, в 2015 году он ушел из жизни). В 1950-е годы Иван Михайлович работал шофёром в колхозе «Коммунар», из которого в лагерь возили картошку для заключенных. В памяти этого человека многое сохранилось. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, Иван Михайлович согласился поехать с нами на Бушуйку и показать кладбище узников. Вернее, даже не кладбище, а могильник, потому что, как нам известно из воспоминаний, заключенных здесь нередко хоронили безымянными, в общих могилах. Мы знаем также, что за территорией лагерного пункта было еще детское кладбище, но найти его пока не удалось.
Чтобы память о жертвах политических репрессий не стерлась в сознании народа, по православному обычаю на территории Бушуйского лагерного пункта и был установлен Поклонный Крест. Произошло это 27 августа 2011 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

11 сентября 2011 года состоялось торжественное освящение Поклонного Креста. В мероприятии приняли участие более сотни жителей Соловьевска: учителя и ученики местной школы, родственники репрессированных, прихожане Соловьевского Свято-Георгиевского прихода, а также глава администрации с. Соловьевск Нина Михайловна Рязанова и глава Тындинского района Тамара Александровна Лысакова.
В Соловьевске в то время своего священника еще не было, поэтому по благословению правящего архиерея чин освящения Поклонного Креста и панихиду по душам погибших в Бушуйке было поручено совершить клирику Благовещенской епархии иеромонаху Платону (Норматову). Отец Платон отметил одно совпадение — этот памятный день выпал на канун церковного праздника Усекновения главы пророка Иоанна Крестителя, а ведь один из пострадавших в Бушуйском ОЛП — священник Александр Абиссов был настоятелем храма, названного в честь этого святого мученика.
С именем Александра Абиссова связано еще одно удивительное стечение обстоятельств. В прошлом году в Соловьевске было закончено возведение нового храма. Как раз к его освящению в подарок настоятелю нашего Свято-Георгиевского храма иерею Сергию Наполову прибыла писаная икона священномученика Александра Абиссова. Прислал ее священник Евгений Кетов, настоятель храма в честь святой блаженной Ксении Петербуржской села Поназырева Костромской области. Теперь эта икона постоянно пребывает в новом храме святого великомученика и Победоносца Георгия.
21 февраля 2017 года в новом храме нашего прихода впервые прошла служба в день памяти священномученика Александра Абиссова и 75-летия со дня его упокоения.
Священник Сергий Наполов на постоянное место служения в село Соловьевск был направлен Указом правящего архиерея епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана 15 апреля 2013 года. С тех пор каждый сентябрь на месте
бывшего лагерного пункта «Бушуйский» отцом Сергием служатся заупокойные панихиды по безвинно убиенным и замученным людям в годы безбожной власти.
В поминальном богослужении ежегодно принимают участие жители трех населенных пунктов города Тынды, сел Соловьевск и Уркан, а также главы администраций этих сел и глава Тындинского района Тамара Александровна Лысакова. У Поклонного Креста собираются взрослые и дети потомки тех, кому повезло выжить в Бушуйке, и тех, кто остался в этой земле навсегда.
Во время заупокойной службы люди держат в руках зажженные свечи, а после службы ставят их к подножию Креста. Привозят с собою и букеты живых цветов. Многие из присутствующих со слезами на глазах вспоминают о погибших здесь родственниках...
По окончании богослужения иерей Сергий просит собравшихся не забывать не только о них, но и о священниках — страдальцах за Святое Православие, отбывавших наказание в Бушуйке. Они не стали менять свою жизнь в угоду коммунистической системе, а остались исповедниками веры отцов и дедов.
Размышляя о подвиге этих людей, нетрудно прийти к выводу: для того чтобы претерпевать все страдания и уничижения, не отрекаясь от Христа, человек должен обладать огромной духовной силой, мужеством, самоотверженностью и великим смирением.
Соловьевцы надеются, что заупокойные службы по невинным жертвам сталинского режима в Бушуйке будут совершаться и впредь. Мученическая кончина сделала многих из навеки упокоившихся в этой земле нашими заступниками и молитвенниками у Престола Божия.


Рецензии
Воистину! Иначе всё в мире теряет смысл..

Екатерина Наполова   17.03.2020 02:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.