Философия музыки 106-110

106. Пётр Ильич Чайковский – звезда любви, сияющая над бурным океаном жизни.

Бессмертные мелодии Чайковского – дар Неба.

Ни у кого из композиторов нет столько прекрасных мелодий, как у Чайковского.

Чайковский покоряет слушателей изумительными по красоте мелодиями.

Проникновенные мелодии Чайковского волнуют всякого, у кого есть чуткое сердце.

Мелодии Чайковского отличаются доверительным тоном и душевностью.

Музыка Чайковского всецело опирается на выразительную мелодию.

Чайковский – слуга и господин прекрасной мелодии.

Пётр Ильич Чайковский – плоть от плоти лирик.

Лирические мелодии Чайковского выражают скорбь по несбывшейся любви.

Лирический характер музыки Чайковского раскрывает состояние человека, которому грезится счастье.

Чайковский – композитор любовных порывов, нежности и ласки.

У поклонников Чайковского вызывает сердечный трепет его сладостная, наполненная вожделениями лирика.

О благодатном, солнечном крае, о счастье и любовных томлениях повествует Секстет «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, написанный за год до смерти. Любовь не оставляет композитора до последних дней жизни!

Пётр Ильич Чайковский – меланхолик, столкнувшийся с жестокой судьбой.

На вдохновенную музыку Чайковского падает тень неумолимого рока!

Рок ставит печать трагедийности на музыку Чайковского!

Чайковский принадлежит к тем редким композиторам, чей драматизм сотрясает вселенную.

Лирика Петра Ильича Чайковского неотделима от скромной русской природы.

Ширь полей, стоящий вдали задумчивый лес, звон колокольчиков несущейся тройки по снежной дороге – вот что созерцает Чайковский в лирико-пейзажной музыке.

Пётр Ильич Чайковский – гений трёх народов: русского, украинского, французского.

Творчество Чайковского – это своего рода интонационный словарь европейской музыки!

Творчеству Чайковского характерен многонациональный интонационный язык.

Выходит так, что самые великие русские композиторы-мелодисты Чайковский и Бородин не являются чисто русскими людьми: в жилах Чайковского, помимо русской крови, течёт украинская и французская кровь, у Бородина – грузинская.

Нельзя недооценивать влияния на лирику Чайковского таких композиторов, как Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Антон Рубинштейн, Карл Давыдов, Эдуард Направник.

Истоки мелодизма Чайковского надо искать в музыке Антона Григорьевича Рубинштейна, учителя гениального композитора.


Пётр Ильич Чайковский – музыкальный гений и гений неукоснительного труда. Спрашивается: что важнее для композитора?

На крыльях вдохновения Чайковский уносится в небесные дали, чтобы в одиночестве беседовать с Богом.

Музыка Петра Ильича Чайковского многостильная: фольклорная и светская. В использовании народных песен Чайковский достигает вершин композиторского мастерства. Однако лучшими его опусами являются светские произведения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Пятая и Шестая симфонии, оперы - «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта».

В произведениях Чайковского выделяются две тенденции: когда он подражает образцам других композиторов и когда творчески переосмысливает их музыку.

Тех композиторов, которых Чайковский не может превзойти, он либо горячо любит, как Вольфганга Моцарта, либо столь же горячо отвергает, как Рихарда Вагнера и Иоганнеса Брамса!

Прежде чем стать гением, Чайковский пишет немало музыки для официальных праздников и торжеств. Благодаря этому он приобретает необходимые капельмейстерские навыки.

Чайковский – гений, музыка которого имеет недостатки и просчёты.

Музыка Петра Ильича Чайковского представляет собой страстную исповедь человека, душа которого мечется между дантовскими адом и раем!

Чайковский и Франческо Петрарка обращаются к недосягаемым женщинам. В силу этого инструментальные пьесы Чайковского и сонеты Петрарки поэтичны и возвышенны.

Чайковский живёт скрытно и умирает при загадочных обстоятельствах. Над ним витает гамлетовская тень безысходности и близкого конца жизни.

Литература Уильяма Шекспира и Александра Пушкина поднимает талант Чайковского до высочайшего уровня. И это происходит уже в молодые годы композитора, т.е. до 35 летнего возраста.

Свои лучшие оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковский пишет на тексты гениального Пушкина.

К созданию балета «Щелкунчик» имеют отношение три великих художника: Чайковский, Эрнст Гофман, Александр Дюма-сын (французский писатель перерабатывает сказку Гофмана, на которую Чайковский сочиняет музыку).

 Пётр Чайковский, Исаак Левитан, Антон Чехов – проникновенные лирики с трагической судьбой. По чьей воле Чайковский внезапно умирает в 53 года? Почему Левитан и Чехов живут до обидного мало? Не оттого ли, что все они слишком остро реагируют на вызовы времени?

Чайковский – это врубелевский «демон поверженный». Трагизм жизни Врубеля вполне сопоставим с драмой жизни Чайковского.

В жилах композитора-гея Чайковского и поэта-гея Михаила Кузмина течёт французская кровь. Перед нами тонкие и богато одарённые натуры: как известно, Чайковский кроме музыки пишет стихи, а Кузмин помимо стихов – музыку.

Повышенной эмоциональностью отличается музыка Чайковского и поэзия Федерико Гарсиа Лорки: видимо, в груди этих гомосексуалистов обитает трепетное женское сердце!

Только гении поднимаются из ада содомии к Божественным высотам: вспомним судьбу Чайковского и Марселя Пруста.

Высшее качество искусства в глазах Петра Ильича Чайковского – аристократическая изысканность Вольфганга Амадея Моцарта. Не случайно Чайковский преклоняется перед его музыкой!

Музыке Моцарта и Чайковского свойственна одна общая черта: женственность.

Понимание балета как симфонии возникает у Чайковского после Людвига ван Бетховена. Время покажет, плохо это или хорошо!

Гениальная музыка Чайковского немыслима без вокально-симфонического драматизма Луиджи Керубини.

Интонационные истоки лирики Чайковского надо искать в музыке Андре Гретри, Адольфа Адана, Гектора Берлиоза, Эдуара Лало, Шарля Гуно, Жоржа Бизе, Лео Делиба и у других французов (ведь в жилах Чайковского течёт французская кровь!).

Михаил Глинка и Роберт Шуман – вот главные мастера вокальной лирики, на которых опирается Чайковский. От Глинки он берёт красивую мелодию, от Шумана – психологическую заостренность образа.

В отличие от интимных, салонных вальсов Фредерика Шопена, Чайковский создаёт развёрнутые концертно-симфонические вальсы.

Очевидно влияние симфонизма Ференца Листа на творчество Чайковского, особенно, в претворении гётовской и шекспировской темы.

Музыка Рихарда Вагнера – духовна, Чайковского – душевна. Это происходит в силу того, что Вагнер обращён к Баху, Чайковский – к Моцарту.

Чайковский и Людвиг Минкус – два современника, два мастера балета: автор «Лебединого озера» симфонизирует и драматизирует балет, автор «Корсара» пишет по-скрипичному лёгкую, возвышенную балетную музыку. И оба правы!
 
Чайковский обобщает композиторский опыт прошлого лаконичным музыкальным языком, Густав Малер – музыкальным многословием. Кто из них прав?

Мятежный дух музыки Чайковского передаётся музыке Александра Скрябина, но с той разницей, что порывы Чайковского – всецело земные, Скрябина – вселенские. Подобное разделение наблюдаем и в живописи. Сравните картины реалистов Ивана Крамского, Ильи Репина с картинами экспрессионистов Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Музыка Чайковского – это летнее цветение природы, Сергея Рахманинова – задумчивая осенняя пора.

Чайковский предпочитает лирику, Рахманинов – элегию.

Есть разные типы композиторов: одни из оригинальных мелодий создают выдающиеся произведения: Чайковский, Сергей Прокофьев, другие – из банальных: Густав Малер, Дмитрий Шостакович. Какого рода гениальность более естественна? Судите сами!

Светлый образ Христа и мрачная тень Гамлета соединяются в душе Петра Ильича Чайковского в некую субстанцию надежды и отчаяния, вечной жизни и близкой смерти. Эти эмоции с огромной выразительной силой он воплощает в скорбной Шестой симфонии.

Трагедийность музыки Чайковского обуславливается присутствием в его жизни рока, толкающего композитора на проклятую содомию. Каждую минуту Чайковский страшится огласки ужасной «тайны». Он постоянно живёт на грани нервного срыва. Не потому ли Чайковский так рано уходит из жизни?

Если Россия исчезнет с лица земли, то русская культура останется в памяти людей благодаря восхитительной музыке Петра Ильича Чайковского.

107. Антонин Дворжак – чешский национальный композитор с мировым именем.

У Дворжака – славянская душа и европейский ум.

Симфонизм Дворжака зачастую ограничивается рамками чешского национального мелоса, в чём преимущество композитора и одновременно его недостаток. Если Моцарт народную мелодику поднимает до общечеловеческого содержания, то Дворжаку это удаётся не всегда.

Дворжак – чешский Бетховен в симфонической музыке.

В симфонии Дворжак – скорее конструктивист, чем мелодист, скорее Бетховен или Брамс, нежели Чайковский.

Музыка Дворжака – это встреча с приветливой, красивой дамой. Благодаря душевной мягкости произведения чешского мастера отличаются трогательной лирикой, столь характерной для Грига и Чайковского.

Дворжаку свойствен мотивный симфонизм, Чайковскому – мелодический. Дворжак мыслит широко и объективно, Чайковский – глубоко и субъективно. В Девятой симфонии («Из Нового света») Дворжака слышатся пляски негров, колыбельная матери, шумный народный праздник. В ней композитор использует мотивы и ритмы американского фольклора; Шестая симфония Чайковского – это скорбь человека, прощающегося с жизнью.

108. Жюль Массне очаровывает нежными элегиями любви.

Массне – композитор лирических откровений.

Массне – автор нежной любовной лирики.

Современники называют Массне «поэтом женской души».

Массне – композитор интимных чувств, сладостных грёз о любви и счастье.

В тревожной лирике Массне раскрываются вертеровские муки любви и порывы страсти.

Удивительно прекрасна и нежна лирика Массне. Это голос любящего сердца.

Лирика Массне пробуждает воспоминания о минувшем счастье.

Одухотворённая лирика Массне столь же очаровательна, как знаменитая песня Франца Шуберта «Аве Мария».

109. Эдвард Григ – сказочник Андерсен в норвежской музыке!

Главное свойство музыки Грига – сердечность.

В лирической музыке Григ любуется красотой северной природы.

Лирику Грига наполняет лесной воздух.

Лирика Грига дышит морскими просторами.

Музыка Грига рисует норвежские пейзажи: озёра, долины, горные пещеры, населённые фантастическими троллями и эльфами. Григ повествует об удивительной стране, где живут люди с благородной душой и любовью в сердце.

Григу, как никакому другому композитору ведомо могущество и власть природы над человеком.

Эдвард Григ погружается в такое спокойное и глубокое созерцание мира, какое известно только Людвигу ван Бетховену.

Григ – человек маленького роста, но в музыке он обладает поистине бетховенской мощью духа!

Лирические откровения Грига своей искренностью и сердечностью не уступают бессмертным мелодиям Франца Шуберта, Феликса Мендельсона-Бартольди, Фредерика Шопена.

В 25 лет Григ пишет знаменитый Фортепианный концерт, который становится прообразом не менее знаменитого Первого фортепианного концерта Петра Ильича Чайковского.

Чем отличается музыка Грига от музыки Чайковского? Григовская лирика – чистая, прозрачная, как бьющий из-под земли родник, лирика Чайковского – свежая, душистая, как сирень после дождя.

Григ и его русский собрат по музыке Николай Андреевич Римский-Корсаков обращаются к народным истокам, воспевают красоту родной природы. Да и живут они почти в одно и то же время и оба умирают в 64 года.

110. Звуки романтического органа Шарля Видора кружатся в ослепительном хороводе тембров и красок!


Рецензии