Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 24. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 24. ГЛАВА 8. СТ. 1-14. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


ГЛАВА  8. ДОСТИЖЕНИЕ ОБИТЕЛИ ВСЕВЫШНЕГО.

1.Арджуна сказал.
Кто этот Брахман? Кто управляет душой? Что такое карма (работа), о, Пурушоттама? Также, кого называют Главным Управляющим всего материального проявления (адхибхута)? И кого называют Управляющим над полубогами (адхидайва)?

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что эти вопросы Бог дал Арджуне Сам, ибо следовало еще раз объяснить некоторые вещи, на которые Бог постоянно в диалоге ссылается. Необходимо было, чтобы не было разнотолков, чтобы человек правильно понимал требования Бога, которые в основном опирались на Знания о Боге, необходимо было, чтобы человек точно понимал, Кто есть Брахман, Кто Управляет душой, Кто есть Управляющий материальным миром, Кто Управляет полубогами, что есть карма. Диалог происходит более пяти тысяч лет назад. Очень длительный период Бог не будет давать людям или обновлять совершенные духовные знания, они будут передаваться Волею Бога по цепи ученической преемственности. Поэтому Бог все предусмотрел и, учитывая не высокую ступень людей преимущественно и того периода и после, обращает внимание Арджуны на то, что есть, является основой и теперь и далее религиозного мышления; совершенные духовные знания даются с ориентацией на средний уровень ума, с учетом тяготения к мистическим персонажам, на которых строилась вера многих и тогда и в некотором роде теперь.

В тот период также бытовали несколько искаженные понимания о том, кто есть Брахман, кто управляет душой… что есть карма… Однако и пояснения будут даны Арджуне в рамках ступени его материального и духовного развития, так, чтобы эти знания он мог употребить в мыслительном процессе, медитируя на Бога, также непременно в процессе поклонения Верховной Божественной Личности. Также присутствие этих знаний в человеке есть тот духовный пласт, который и не будет бесполезным, но Бог непременно, работая с человеком, поясняя ему Святые Писания, непременно будет ссылаться в нем на эти знания, подавать их памятью, строить вокруг них религиозные рассуждения и логические заключения,  помогать ими оперировать с тем, чтобы усвоить и далее Слово Бога, знания, которые Бог будет давать с учетом непременно и этих знаний и всего, что еще будет сказано.

2.Как можно быть Владыкой жертвоприношений тех, кто здесь, в этом теле, о, Мадхусудана? И как в конце жизни Тебя может помнить самоконтролируемый?

КОММЕНТАРИЙ:

Непременно понятно, что и на этот вопрос Бог Сам сподвиг Арджуну, ибо необходимо поднять и этот вопрос. Что значит быть Владыкой жертвоприношений? Это значит быть Тем, Кто управляет самим процессом жертвоприношений, Кто также Управляет Плодами жертвоприношений. Т.е. надо донести до человека, что Бог не находится на Небе, не созерцает с Небес на дела человека, но непосредственно Сам ими Управляет, как материального порядка, так и духовными.

Те, кто здесь, на Земле, все люди, что бы они ни делали, как бы ни проявляли себя, все, любое деяние выполняется именно присутствием Бога в человеке, будь это материальная деятельность или религиозная, включая и жертвоприношение. Человек должен понимать, что Бог не отстоит от Своего творения, но пронизывает его, присутствует во всем и в каждом, абсолютно Управляет каждым, знает все жизненные процессы, непременно Сам Бог дает мыслительный процесс, память, напоминает знания любого порядка, управляет всеми чувствами человека, его речью, связями, обстоятельствами. Управление материальным миром не происходит непонятным образом, но энергетически, именно через чувства, желания, навыки, мыслительный процесс, цели… И все это от начала и до конца Бог Сам дает человеку. Поэтому, получив ответ только касательно того, как человек выполняет жертвоприношения, кем и как он управляется, получен и ответ на то, как Бог Управляет материальным миром в целом, через какие инструменты. Но эти знания есть далеко не полные, но вполне подходящие для человека, дабы осознать, что он зависимое живое существо, дабы таким образом направить его мыслительный процесс на Бога, на мысль о себе и свое изначальное положение перед Богом.

Также, что касается памятования о Боге в конце жизни самоконтролируемым. И это сказано для Арджуны и его современников и тех, кто стоит примерно на такой же ступени материального и духовного развития; эти совершенные знания (необходимость самоконтроля) есть своего рода инструменты, помогающие направлять мысль на Бога, которые Бог дает верующему или преданному для выходя за пределы материального мира. Но надо понимать, что эти методы иллюзорные. Никогда человек не может этот вопрос выхода на духовный план решить никакими средствами. Ибо самоконтролируемый человек, на самом деле сам никогда и ничего не контролирует, это достаточно условный путь, как и результат или успех, дается как поощрение старающемуся преданному и долго находящемуся в процессе преданного служения.  Но и вопрос о выходе  на духовный план непременно решает только Бог, и это может быть самым непредвиденным образом.

Также только Бог может человеку напомнить о Себе в конце жизни и совсем по другим причинам. Чаще всего, кто, преданно служа Богу Кришне, постоянно смотрит в эту сторону и желает себе помнить о Боге и в конце или в момент смерти, такой привязанный человек, страшащийся рождения в материально мире, не предающий себя Богу в этом вопросе, может еще немало вращаться в колесе сансары, добывая качества более высокого духовного порядка.

Арджуне надо было думать о своем религиозном пути и последствии с позиции заинтересованности; необходимо было давать ему мыслительный процесс, направленный на контроль ума, желаний и чувств и поддерживать этот путь и такую практику именно обещанием утверждающим, что в таком случае человек может помнить о Боге в конце жизни, а это уже непременное обещание выхода после оставления тела на духовный план.

Но по большому счету человек постоянно и ни на что не взирая должен стараться и проявлять усердие в преданном служении, постоянно быть активным здесь, добродетельным, аскетичным и быть настолько отрешенным и настолько вручать себя Богу, чтобы никогда его мыслительный процесс не задевал вопрос о том, как это, уход из тела, произойдет и что из этого последует.

3.Шри Бхагаван Сказал.

Нетленный Высочайший Брахман есть изначальная извечная природа души, Сам Бог, называемая адхйяма, Тот, Кто управляет душой. Действия, направленные на воспроизводство тел живых существ в творении (на поддержание существования), называется кармой (работой).

КОММЕНТАРИЙ:

Нетленный Высочайший Брахман есть Сам Бог Кришна. Других определений нет.  Поэтому достичь состояние Брахмана, строго говоря, невозможно. Но говорить о природе души в некотором смысле можно, связывая ее с Божественной природой. Но душа, будучи неотъемлемой частицей Бога, все же есть энергия Бога, часть Тела Бога, но никак ни Сам Бог, ни Брахман. Также, именно Бог Управляет душой, как в материальном мире, так и на духовном плане. Никогда человек не может не зависеть от Бога, не может не быть управляемым, не может что-либо предпринять сам. Это непременно следует очень хорошо понимать, и отсюда и изначальное зависимое и подчиненное положение человека и всех живых существ.
Что касается кармы, то это есть ни только работа, ни только то, через что человек может поддерживать свое тело, но это также плоды работы, то, что влечет за собой последствия как благочестивой, так и греховной деятельности. Карма – это также любая деятельность в материальном мире, которая сопровождает человека, любое его проявление.



4.Адхибхута, Главный Управляющий над всем материальным проявлением, имеющим постоянно меняющуюся природу, есть Верховный Бог, Пуруша, Который есть также Адхидайва, управляющий всеми полубогами. Адхийагйой, высшим Управляющим жертвоприношениями здесь, в теле воплощенного являюсь Я, о, лучший.


КОММЕНТАРИЙ:

Материальный мир есть материальное творение Бога, постоянно обновляющееся, развивающееся, меняющее формы, цвета, запахи, вес, состав, свойства… Поэтому можно сказать, что материальное проявление имеет постоянно меняющуюся природу. Это происходит вследствие непрерывной работы Бога в материальном мире, ибо Бог Кришна есть Высший Управляющий материальным миром, что есть прежде всего видимая и невидимая, движущаяся и неподвижная материальная природа.

Он же, Бог Кришна Управляет всеми живыми существами на райских планетах, на адских, на других планетах материального мира, где присутствуют живые существа самых разных ступеней развития. Полубогами во времена Арджуны называли высокоорганизованные живые существа, которые отнюдь не обладают могуществом, но некоторыми мистическими качествами могли быть наделены, но полностью были управляемы и контролируемы Богом, как и все другое творение материального мира.
Также, Бог дает Арджуне однозначный и исчерпывающий ответ, Указывая, что Он присутствует в теле живых существ, поэтому не может быть вопроса о недосягаемости или необозримости творения и каждого живого существо по всем вопросам материального мира, включая вопрос о том, Кто контролирует и, по сути, организовывает и проводит жертвоприношения, как и Кто плодами жертвоприношений распоряжается в итоге.


5.Также тот, кто идет ко Мне (занят постоянным преданным служением), в конце жизни, оставляя тело, непременно помнит Меня. Он достигает Моей природы. В этом не может быть сомнений.

КОММЕНТАРИЙ:

Одной жизни, посвященной преданному служению, недостаточно, чтобы непременно оставить в конце жизни материальный план и быть направленным на духовный. Тот, кто идет к Богу, этот человек может видеть, знать это о себе именно в данной жизни. Что было в предыдущих рождениях он не может помнить. Поэтому даже самое старательное преданное служение не гарант того, что человек непременно будет отправлен на духовный план. Это одно. Также, что помнит и что не помнит человек в конце жизни – это знает только Бог. И также, этот вопрос памятования о Боге в конце жизни есть всего лишь обещание, посулы Бога, ибо надо направить человека на старание в преданном служении, непременно надо, чтобы он выполнял все требования Бога, чтобы был старателен, сотрудничал с Богом.  Ему необходим стимул. Он понимает, что если будет стараться в преданном служении, если постоянно будет думать о Боге и посвящать Богу плоды любой свой деятельности, если также вручит себя Богу, то Бог Милостью Своей даст ему помнить о Боге и в момент смерти, а это уже гарант выхода на духовный план. Потому человек этим себя подстегивает, понуждает, заставляет себя стараться. Никуда его старания и плоды преданного служения, как и достигнутые качества, не денутся. Но непременно утверждать, что именно в этой жизни он заканчивает круговорот сансары нельзя. Ибо только Бог Знает, что преданному благоприятно и что нет, на сколько он готов качествами и также, на сколько он очистился… Поэтому лучше всего непременно стараться в преданном служении постоянно, но при этом все же полагаться на Бога и Волю Бога в вопросе выхода на духовный план и ни быть здесь привязанным умом. Но следует понимать, что памятование о Боге в момент смерти ни о чем не говорит и ничего человеку по сути и не обещает. Но надеяться можно на то, что в следующем рождении человек на определенном этапе своего пути может быть снова вовлечен в практику преданного служения. Это более реально, нежели рассчитывать на оставление материального мира и переход на духовный план, если в момент смерти Бог напомнил о Себе. Неисповедимы пути Бога.

6.Кто бы какое бы состояние бытия хорошо ни помнил в конце жизни, он это состояние бытия непременно получит, о, сын Кунти, то состояние, в котором он был.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле все несколько иначе. Но будет непременно благоприятно для того, кто в прошлой жизни был религиозным человеком. И все же, что сохраняет Бог в следующем рождении? Не все. Хотя многое находится в Божественном архиве и может извлекаться частично или уходить в забвение или извлекаться через жизнь или две. Главное для Бога – это качества человека, которые постоянно трансформируются, порою до полной неузнаваемости в сравнении с тем, что было несколько рождений назад. Принято считать, что Бог сохраняет в новой жизни лучшие качества. Но и худшие тоже. Вообще, речь может идти о качествах, о навыках, желаниях, интеллекте, привычках, некоторых убеждениях, приверженности к наукам, увеселениям, также речь может идти и об образе жизни, общении, состоянии нужды или крайней бедности, или устремлении к богатству, славе, мистике, религии, творчеству, власти, к материальным благам или приверженности к путешествиям, добродетели, аскезам, к определенным видам деятельности, к спорту, вредным привычкам, или тяга к определенному окружению или средам…

Из всей совокупности проявлений человека в прошлой жизни или ни одной прошлой жизни, непременно сохраняются те качества, которые надо исправлять через пути страданий и преодолений, которые четко были свойственны человеку на момент смерти или в условиях периода ухода из тела проявились. Также, Бог в новом рождении может напоминать человеку те желания, которые ему были свойственны в прошлой жизни, но не были осуществлены. Они вновь напоминаются с тем, чтобы человек в них чувствовал свободу выбора, хотя желания, которым Бог даст и проявиться, и быть исполненными, уже из всей их совокупности предопределены, ибо именно эти желания и будут в жизни ведущими, дадут цель и смысл, дадут ступени преодолений и развития, а вместе с тем развития и качеств.

Также Бог непременно напоминает человеку его лучшие качества не только с целью их сохранить, но и дополнить, усилить или внести в них те или иные коррективы или их использовать в том или ином направлении деятельности или закрепить в религиозной практике.

Также Бог напоминает человеку те вещи или привязанности, которые непременно надо изжить через их пресыщение, или через последствия греховной деятельности, влекущей за собой те страдания и тот мыслительный процесс, который и будет от такого направления удовлетворения чувств отказаться.

Также, Бог может несколько повторить ту среду, которая человека окружала в прошлой жизни. Это может быть достаток, талант, аскетизм, роскошь, простой быт… и далее постепенно из этого состояния человека переводить на несколько другой образ жизни, на другой опыт, другие стимулы, но постепенно, безболезненно или одним движением судьбы, но уже тогда, когда человек все понимает, осмысливает, может принять, следовать новым требованиям или условиям, как необходимости, имеющей реальную и понятную, хоть и не желательную возможно причину.

Также многие качества человека могут быть ему отданы или будут напоминаться Богом только по мере его взросления, когда жизнь и ситуации запросят проявления себя, своих убеждений и внутренних основ.
В забвение уходят те вещи, те наработки из прошлой жизни, которые уже достигли своей цели, развили те или иные качества или подняли их нагара и через это человек получил последствия своей деятельности. Но все, что, так сказать, более не напоминается, так или иначе, но свое привнесло в человека, отработало в нем в нужном направлении и уже в том виде, который был, более не представляют для человека и его развития какой бы то ни было ценности. Всем этим процессом в каждом управляет только Бог, Знающий абсолютно все о Своем творении и работающий с каждым индивидуально и скрупулезно, как и непрерывно. Исходя из этого, человек должен понимать, что, чем он более будет стараться в преданном служении, тем он надежнее обеспечит себе более благоприятное рождение, рождение, направляющее к духовной практике, к развитию совершенных качеств, что и станет в свое время или очень скоро причиной, выводящей за пределы материального существования на духовный план.

7.Поэтому в любое время продолжай постоянно думать обо Мне, также во время сражения. Устремив ко Мне ум и разум, ты непременно достигнешь Меня, в этом не может быть сомнения.

КОММЕНТАРИЙ:

Тем более, что из всех навыков и прочих проявлений из прошлой жизни Бог возвращает, напоминает человеку в форме качеств или пониманий его наработки, полученные через религиозный путь, включая аскетизм, добродетель, терпение, смирение, доброжелательность, трудолюбие, не привязанность…

Между тем, что человек представлял из себя в прошлой жизни и в новой, непременно существует самая прямая и прямо пропорциональная связь. Чем более человек старается в преданном служении, тем более серьезные у него заслуги перед Богом в виде развитых духовных качеств, которые непременно будут ему в своей мере и в свое время возвращаться. Но поскольку человек отправился после оставления тела на материальный план, то надо думать, что Бог изменил в новой жизни окружения, материальное положение, обстоятельства с тем, чтобы помочь человеку исправить или изменить те качества, которые послужили камнем преткновения в преданном служении. В таком случае Бог может помочь человеку исправить свои качества и через условия материального мира, здесь связи, отношения, через новых родителей и новые материальные и только несколько позже новые духовные практики. И тем не менее, человек не может знать, что его ожидает после смерти, что ему Бог уготовал в новой жизни, но то, что его религиозные усилия никуда не денутся, он должен знать непременно. Поэтому Бог Говорит Арджуне и в лице его всем о том, что следует, желая себе успеха, непременно постоянно думать о Боге, медитировать на качества Бога, на Личность Бога, Его непременное присутствие в своей жизни, постоянно надо поклоняться Богу, изучать Святые Писания, вести аскетический образ жизни, быть непременно добродетельным, контролировать свой ум, желания и чувства, жертвовать Богу. Такая духовная практика в совокупности постоянно удерживает мысль на Боге. Это непременно Бог может зачесть если не вовремя смерти, то в следующей жизни. Ибо достигнутое в преданном служении никуда не может деться, возвращается человеку и способствует его дальнейшему материальному и духовному развитию, т.е. человек начинает не с нуля, а со своих же наработок, сделанных по Воле Бога, и они помогут человеку в свое время достичь и более определенный результат или успех.

8.Тот, кто практикой йоги постоянно вовлечен в процесс медитации, без отклонения ума ни на что другое, достигает Верховную Божественную Личность, о, Партха, тот, кто постоянно думает обо Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Достигает, но когда? И весьма условно, ибо Бог и в материальном мире, и на духовном плане недостижим. Это надо хорошо понимать. Также медитация без отклонений ума должна быть не через дхйана-йогу, а через полноценное преданное служение Личности Бога, где любое деяние направлено на удовлетворение чувств Бога, посвящается Богу, как и плоды преданного служения. А это непременно посвящение Богу своего труда, как и плодов труда; речь о карма-йоге, которую никому из преданных не избежать, ибо через это решается вопрос о поддержании тела преданного и его семьи, если она есть.

Также думать о Боге преданный обязан и во время аскезы, благотворительности, посвящая Богу это направление религии, как и плоды своих стараний и усилий. Также преданный должен постоянно контролировать свои чувства, желания, мыслительный процесс, речь, еду, сон, связи и отношения, свои реакции, свое поведение. Все это опять же только через направленный на Бога мыслительный процесс. Т.е. медитация на Бога, мысли о Боге непременно должны быть и сопровождать человека во всех областях и направлениях его жизни, посвященной Богу через преданное служение, где самым важным фактором является поклонение Богу регулярное и достаточно строгое и продолжительное, требующее немалых усилий.

Но так старающийся преданный, думая непрерывно о Боге, входя в Бога, тем не менее, должен понимать, что постичь Личность Бога невозможно. Тут речь в основном о старании в преданном служении и качествах человека. Остальное, знания о Себе, Бог человеку даст в той мере, которая и необходима и достаточна, что благоприятно и по силе преданного и способствует его усилиям.


Главное, что достигает преданный, это личностные отношения с Богом, где Бог помогает человеку осознать некоторые качества Бога в связи с самим человеком. Человек начинает видеть, как его Бог ведет, какие  у Бога методы, как Бог помогает человеку, как Бог присутствует в жизни  и других людей, познает строгость Бога, постигает, как надо общаться с Богом, как обращаться к Богу, с чем можно, а с чем нельзя, учится понимать в себе мнение Бога, учится и преодолевать страдания, которые ниспосылает Бог в любом случае, учится видеть Волю Бога, отличать свой мыслительный процесс, основанный на своих качествах, от Мнения Бога в себе. Учится подчиняться Богу, благодарить Бога постоянно, набирается страха перед Гневом Бога, ибо личностные как бы условные отношения это никак не исключают, но подготавливают человека качествами, пониманиями, проявлением себя к жизни на духовном плане.

Непременно Бог использует все возможности материального мира, чтобы вести преданного, его учить и наставлять. Но все это ни есть постижение Бога, но прежде всего процесс духовного развития человека. Бог постигается без направленного на это умственного процесса, вне осознания человека, незримыми путями, только Волею Бога, только в течение немалого времени и здесь непременно практики преданного служения. Постичь Бога невозможно. Но несколько понимать требования Бога, свои истинное положение перед Богом надо; и это не человек, но Бог дает, в этом направляет и для преданного весь этот процесс выглядит как автоматический, где человек не сможет уклониться от Воли Бога, даже если ошибается, если считает, что неполноценно занят преданным служением. Но каждого ведет Бог, каждому дает по силе и по заслугам перед Богом, каждого Бог наставляет, дает проигрывать и в преданном служении свои игры и роли и извлекать то, что будет во благо преданному служению и развитию качеств человека.
Таким образом, Бог дает Себя постигать очень и очень условно; но то, что дает Бог, есть высочайший путь, непременно дающий свой результат, где преданный все же не должен думать о плодах, честно выполнять преданное служение, быть бесстрашным, уповать постоянно на Бога, не ставить себе цели ни материального и ни духовного порядка, кроме одной – непрерывно стараться в преданном служении, т.е. жить одним днем и обозримыми периодами, полностью нацеливая себя на Личность Бога и удовлетворение чувств Бога.

9.Тот, кто постоянно помнит обо Мне, как о Том, Кто все знает, как о старейшем, как о Том, Кто всем управляет, как о Том, Кто меньше атома, как о Том, Кто все поддерживает и Чья форма непостижима, Кто ослепителен, как солнце и Кто возвышается над тьмой.
10. Он в момент смерти, не отклоняясь умом с, преданностью вовлеченный в практику йоги также непременно силой мистической йоги, полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность.


КОММЕНТАРИЙ:

И это было сказано для Арджуны, для людей, для тех йогов, которые занимались медитационной йогой преимущественно. В современный период этот путь очень слабо решает вопросы, которые ставит перед человеком Бог. Здесь отсутствует полнота преданного служения, это пассивная йога, пусть и нацеленная на контроль ума, желаний и чувств, как и на мыслительный процесс, направленный на качества Бога. Йогу необходима практика в материальном мире через искушения не только на уровне умственного процесса, через игры и роли, в которые Бог знает, как вовлечь йога, через труд, дабы поддерживать свое тело, через аскезы и непременно путь добродетели и благотворительности. Путь к Богу – очень насыщенный и напряженный труд, это путь, который абсолютно должен работать с человеком и не так, как ему хочется, не так, как ему угодно. Только Бог знает, в чем человек уязвим, какие качества и какими путями уничтожить, какие средства более подходят. У Бога всяк идущий к Богу в материальном мире слезами обольется, а не будет пребывать в благости. Рано еще. У каждого перед Богом грех, у каждого есть низменные качества, у каждого есть греховные желания. Поэтому сидеть и медитировать… Это недостаточно. Такой йог после смерти еще будет вращаться в колесе сансары и столько, сколько надо. Никакая сила мистической йоги не переправит человека на духовный план. Таких искусственных и исходящих от желания человека методов не было и нет. Бог Единолично решает этот вопрос и тогда и теперь и никак, ни при каких обстоятельствах не учитывает желание йога, но делает это тогда, когда Видит, что можно, что есть качества, есть чистота  в условном понимании, и все, что необходимо, ему материальный мир с собой в дорогу дал.

11. Я объясню тебе в общем то положение, которое достигают люди, знающие Веды и произносящие трансцендентный слог ОМ, среди которых свободные от привязанности мудрецы, цель которых следовать по пути великих учителей.

КОММЕНТАРИЙ:

Все это было сказано в свое время, с расчетом на определенный контингент людей, современников Арджуны и не только. Но в современном мире требования Бога к человеку несколько иные. На тот период знание Вед, медитация на Бога через вибрацию трансцендентного звука Ом, свобода от привязанностей, которая также практиковалась были тем средством, тем методом Бога, который и был, считался действенным и обеспечивал духовное развитие человека, но не ограничивал. Как и теперь, так и раньше в те времена Бог работал с каждым индивидуально и помимо такой духовной практики Бог вел к Себе и через уникальные пути именно через средства материального мира, извлекая нагара греховные качества и кромсая их и через страдания и преодоления и через религиозный путь. Следование духовным учителям – достаточно не  надежный путь духовного развития, ибо и те были греховными людьми и через их качества и понимания далеко не все можно было донести  йогу в плане его усилий в религиозном направлении. Но некоторые указания Бог через них все же давал, прикрепляя к человеку того духовного наставника, которому было что сказать, на что указать, помочь именно такому человеку в его личном пути материального и духовного развития. Знания Вед также были не очень высокого уровня, и не могли удовлетворить чувства Бога. Поэтому говорить о быстром выходе на духовный план не приходилось, но вследствие круговорота сансары, вследствие перемеживания и религиозных практик и материального пути преодолений и искоренения греховных качеств или привязанностей. На данный период так идут далеко не все, через медитационную практику и вибрирование слога Ом, ибо Бог дал на Землю более строгий к Себе путь через преданное служение Личности Бога Кришны. И любые другие практики есть именно подготовка к этому абсолютно уникальному, действенному и авторитетному, как и всеохватывающему пути к Богу Кришне. Только через преданное служение. Иного пути, который бы считался окончательным и достигающим цели Бога на человека нет.

12.Контролируя все врата тела и устремив ум в сердце, сконцентрировав в верхней части головы жизненный воздух своей духовной сущности, будучи так, человек погружается в практику йоги.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна вкратце описывает Арджуне начало медитационной йоги. Но этот путь никак не увенчивает собой все требования Бога к тому, кто устремлен к Богу через такую духовную практику. Но некоторым этот путь, как начало пути к Богу, и предписан и необходим, ибо дает некоторые азы той практики, которая может существенно помочь человеку в вопросе контроля ума, желаний и чувств и показать ему, что этот процесс строгий, именно данный Богом, именно дающий результаты, направляющий, имеющий свои реальные плоды. Но так начинающий идти, готов мыслить, что такая духовная практика точно завершает его материальный путь, что далее непременно последует выход за пределы материального существования…

Эта йога во многом носит подготовительный и обещающий характер, через нее человек как бы говорит Богу, что желает вырваться из цепей материального мира, что может претерпевать и следовать Воле Бога. Эта практика, по сути, есть в таком виде диалог с Богом, где Бог спрашивает человека, готов ли он и дальше страдать, претерпевать, следовать Указаниям Бога, сможет ли он и дальше идти по пути отрешенности и добродетели… Фактическое исполнение йоги и есть положительный ответ так уже устремленного человека. А это значит, что именно в эту сторону, в сторону материального и духовного развития будут теперь направляться все Земные существования человека, непременно с уклоном на религию, на аскетизм, страдания и преодоления. Этот путь охватит ряд рождений и непосредственно Волею Бога в свое время человек будет выведен из материального мира на духовный план. Но никак именно в результате одной жизни, где он обратил себя к такого рода духовной практике. В современном материальном мире такой путь отчасти возможен, но этим не увенчивается, но только полноценным преданным служением, что есть кратчайший и самый авторитетный путь к Богу за пределы материального существования.

13.Таким образом, непрерывно вибрируя только этот один абсолютный слог, постоянно помня обо Мне, любой, кто отправляется ко Мне, оставляя тело, достигает Высшую цель.

КОММЕНТАРИЙ:

Хоть как вибрируй. Но этого мало. Но это показывает Богу, что человек в поиске Бога, в поиске смысла жизни, в поиске путей выхода из чисто материального существования. Человек в современном материальном мире может попытаться пойти таким путем, но  очень скоро Бог  может забрать такое желание,  даст человеку понимание о частичности пути, даст отчаяние, ибо не будет подвижек, ничто не порадует человека, Бог ответит ему сначала некоторыми Своими энергиями, а потом может наступить молчание.

Но может человек на это также отдать большую часть жизни. И так может быть. Все индивидуально. И здесь могут быть некоторые плоды, и отсюда можно вынести устремление к контролю чувств, мыслительного процесса, желаний… И здесь человек может в некотором смысле начать постигать в себе Личность Бога. Но вот говорить о том, что этого достаточно, чтобы выйти за пределы материального мира на духовный план – невозможно.

При выборе такого пути надо быть осторожным и через него не затягивать свою духовную реализацию и устремление к Богу.  Бог создал такое преданное служение для человека, которое не вырывает его из семьи, от долгов, от работы. Он просто живет нормальной жизнью, но посвящает свой труд Богу, не претендует на плоды труда, аскетичен, добродетелен, идет по пути очищения своих качеств… Он не оторван от материального мира и помогает ему через свои качества, через свои совершенные знания, становясь также и примером в своей работе. От такого человека требуется прежде всего старательность, терпение, упование на Бога, отрешение от наслаждений чрезмерных, не стягивать материальные блага более чем в меру, не устремляться к власти, почету, деньгам, как таковым… Все это может легко вписываться с помощью Бога в жизнь человека, помогая человеку преодолевать страдания, вынося из такой практики качества, угодные Богу, очищаясь в таком пути и таким образом посвящая свою жизнь Богу. А мыслить о непременном достижении духовного плана уже в этой жизни не следует. Этот вопрос не должен преданного волновать, не должен быть его конечной целью, но пониманием своего изначального положения и Плана Бога на все живые существа материального мира.



14.Любой, кто, не отклоняясь умом, постоянно помнит обо Мне, для него Я легко достижим, о, Партха, для йога, всегда вовлеченного в практику йоги.

КОММЕНТАРИЙ:

Не уклоняясь умом, человек может помнить о Боге только и единственно Волей Бога. А Воля Бога есть следствие стараний человека в рекомендуемой, данной только Богом духовной практике преданного служения, что есть тот духовный процесс, который заставляет человека, жертвуя временем, другими материальными делами, полностью от всего отходить  и средствами йоги направлять усиленно свой мыслительный процесс только на Бога, Божественное в себе присутствие, на качества Бога, на совершенные духовные знания, которые изнутри также может в этом процессе напоминать и с человеком просматривать Бог.
Неуклонным будет процесс только тогда, когда человек уже стабильно и долго занимается такой практикой. В таком случае Сам Бог будет поддерживать мысль, направленную на Бога. И это может происходить не только во время самой йоги, но и в других ситуациях, когда человек занимается своими повседневными делами. Т.е. из йоги человеку есть что вынести.

Но надо понимать и то, что такую практику (аскетизм, добродетель, контроль ума в медитационной йоге…) Бог может дать на многих ступенях развития человека, даже на достаточно невысоких. Но продолжить ее, перевести именно на рельсы преданного служения возможно не всегда. Иногда такая практика даже религиозного порядка уходит Волею Бога в забвенье. Просто человеку Бог дал на время желание, помог это желание удовлетворить, некоторое понимание из этого извлечь, а, вот, перевести на путь преданного служения невозможно из-за некоторых существенных грехов, а с ними и долгов перед Богом и потому неотработанных качеств, которые могут увлечь к повторению греха. Поэтому бывает и так, что в следующем рождении Бог устремляет человека по пути страданий и преодолений, по пути исправления греховных качеств или очищения и только потом Бог может своими путями направить человека на преданное служение, где добытые в прошлых рождениях качества могут быть снова даны человеку или он их легко вспомнит и примет и непременно с желанием пойдет по пути преданного служения. Т.е. описанная практика медитационной йоги может еще в некотором роде и приниматься людьми, но основной, выводящей за пределы материального мира она быть не может, ибо ее функции ограничены и для некоторых являются предварительным этапом преданного служения.

Также, надо понимать, что ни через медитационную йогу, ни через практику преданного служения Бог, Высочайшая Личность Бога не может быть легко достижим. Это обещание Арджуне и тем, кто на такой ступени материального и духовного развития. На самом деле ни в условиях материального мира, ни на духовном плане достичь Бога невозможно. Это очень долгий процесс, постижения Бога и не имеет конца, как и ограниченный возможностями человека изначально. Очень приближенно условно можно говорить на эту тему. Но при этом надо знать, что Бог Милостивый и дает человеку понимание и о его якобы высоте, и о том, что он достаточно осознает в себе присутствие Бога, и даже есть, бывают некоторые доказательства человеку, ибо человек так устроен. Но, освобождаясь от иллюзорных энергий Бога, человек все же должен понимать, что Бог есть Высочайшая Личность, Непостижимая изначально и приблизиться к Ней невозможно, не смотря на то, что человек есть частица Бога.
Но также надо знать, что и не существует предела устремления к Богу, как и постижения Бога, как Верховной Божественной Личности. И на сколько можно, Бог постоянно развивает живые существа, давая им нектар Знаний о Себе, ибо на этом и основывается уровень преданного служения Богу. А он должен быть высочайший.


Рецензии