Дневник 2

С 30 октября 2008 по 16 аппеоя 2009 год
                х     х     х

Вчера посмотрел фильм "Старший брат" по пьесе 16.04.09Александра Вампилова. Просто поразительное впечатление. Вспомнился просмотр еще одной вещи этого дивного автора- "Прошлым летом в Чулимске". Обе вещи имеют банальный непритязательный сюжет. В "Старшем брате"он во многом напоминает некоторое подобие легкой авантюрно-приключенческой вещи. Многое грубо и небрежно сшито. Но какая глубина психологии характеров ярких, глубоких и выразительных. При небрежности формы яркое проявление недюжинного таланта.
Невольно вспомнилось рассказанное актером Сергеем Никоненко. Дело обстояло так. Никоненко вернулся со съемок с солидным запасом денег. В Москве встретился с Шукшиным, который с утра ничего не ел. Он был уже несколько дней совершенно безденежным. Зашли в кафе, поели, выпили. Шукшин предложил съездить с общежитие литинститута к Николаю Рубцову. Взяли две бутылки водки и отправились в гости. В общежитии выпили. Никоненко послушал стихи Рубцова. Стихи артисту не глянулись. Кто-то сказал, что можно бы выпить и еще. Никоненко с готовностью достал десятку  и спросил: кто сходит за выпивкой. Вызвался высокий по-азиатски скуластый высокий чернявый парень.
Прошло много лет. Совсем недавно один знакомый спросил у Никоненко, знает ли он, кого тогда посылал доставать среди ночи водки. Никоненко сказал, что нет. И услышал ошеломляющее: Саньку Вампилова.
По реакции Никоненко можно было понять, насколько он понимал степень значимости в искусстве свое и Вампиловское.
После просмотра фильма "Старший брат" я понял причину такой реакции актера Никоненко.

              30. 10. 08.

                х     х     х

Сегодня в очередной раз звонили из журнала "Подъем", записывали мои реквизиты для начисления мне гонорара за будущую статью. В возможности ее публикации у меня есть большие сомнения. Мне стало казаться, что при жизни я этого момента не дождусь. А после смерти мне все уже станет совершенно до лампочки.
Впрочем, мне лично вся эта возня с публикацией двух моих статей в журнале была безразлична с  самого начала. Обе, на мой взгляд, лишь мимолетные впечатления о двух поэтах не принесут мне ни славы, ни солидного гонорара. Так, на одну или две бутылки водки.
А возни сколько. И она уже длится, по моим подсчетам, около двух лет. У меня  и в мыслях не было пробивать эти статьи в "Подъеме". Был как-то у меня в гостях художник Иван Лопатин. Мы немного выпили. Традиционно говорил много и напористо один Лопатин. Потом в качестве передышки он попросил что-нибудь почитать из мной написанного. Я и дал ему обе эти статьи. Он прочел, сказал , что ему понравилось и что он где-нибудь их пристроит. Я ответил, что у меня на этот счет нет никаких иллюзий.  Лопатин был преисполнен решимости и я согласился, хотя и был настроен пессимистически.
Прошло какое-то время и мне позвонил бодрый Лопатин и радостно сообщил, что он отнес мои статейки в "Подъем" главному редактору журнала Голубеву. Тому мои опусы понравились. Особенно статья о поэте Рубцове. Ее журнал опубликует в ближайших номерах.
Меня все это поразило и обрадовало. Подумалось, что я еще что-то стою, если меня собираются напечатать в таком солидном журнале. Прошло совсем немного времени после звонка Лопатина, у меня появилась возможность еще выше задрать нос от гордости. Мне позвонил тогдашний заведующий отделом критики журнала Бондарев и сказал то же, что и Лопатин: статьи очень понравились, они будут опубликованы. Но мне для высылки гонорара требуется выслать свои реквизиты. Журнал высылает деньги только на сберкнижку.
И с того момента началась такая чехарда, которая длится уже два года. И конца ей не видно. У меня не было сберкнижки, а оформить ее с моим зрением и бесконечными очередями в сбербанке стало для меня практически невозможным. Я об этом позвонил Лопатину и сказал, что мне не нужно никакого гонорара: статьи маленькая -овчинка не стоит выделки.
Лопатин вроде бы дело утряс. Но Бондарев вел свою очередь публикации. Моя, по его представлениям, еще не подошла.
Потом Бондарева вытурили из редакции и он, покидая свой кабинет, унес все материалы по отделу критики. Об этом мне из Воронежа сообщил Лопатин и предложил все прислать по новой. Пришлось все возобновлять и отправлять в журнал с оказией. Якобы срочно требовалось.
Вся эта свистопляска особенно активизировалась в последнее время. В ноябре должны выйти статья о поэте Николюкине и снова потребовались мои реквизиты. Отосланный мной дважды в прошлые разы куда-то делись.  Мне даже удалось завести сберкнижку. И вот сегодня я передал по телефону мои реквизиты и услышал, что  статья моя пойдет только в двенадцатом номере журнала. А так понравившийся редактору материал о Рубцове вообще публиковаться не будет.
Странно и горько  наблюдать все это со стороны. Возникает мысль, что не так уж хороши мои статьи. если их столько времени не печатают. В их кондиции на уровне районных газет я был уверен с самого начала. Зачем тогда было хвалить? Для меня теперь этот вопрос так и останется без ответа.

            6. 11.08

               
                х     х     х
Сегодня гулял по своему привычному маршруту. К соседнему дому подъехало такси, открылась  задняя дверца, но из машины долго никто не вылезал. Уже уходя от такси, услышал женский голос:
- Я ведь не девушка по вызову. Я бабушки по выползу. Или по вылезу.
Возможно, было сказано по выносу.
И смех, и слезы.
                14.11.08
                х     х     х

Сегодня разговаривал по телефону с руководителем районной налоговой службы Животковым. Когда-то Володя Животков был со мной очень откровенен. Тогда он работал зав. орготделом райкома партии, потом -председателем районного комитета народного контроля. В те дня Володя доверял мне многие служебные тайны, нимало не опасаясь, что я эти секреты разболтать.
Сегодня я обратился по шкурному вопросу. Он вроде бы взялся помочь мне. Но потом вдруг его решимость улетучилась. И он сказал, что налоговую недоимку моей жене надо заплатить. Виноваты мы и тут уж ничего не поделаешь.
Моя жена оказалась решительнее. Она позвонила в Павловск и выяснилось. что мы ни в чем не виноваты.
Теперь я остался в недоумении. То ли Животков не сведущ в делах делопроизводства своей конторы. То ли решил от меня полегче отделаться.
Время ведь не только лечит. Оно еще  и охлаждает прежние чувства и привязанности.

                19.11.08

                х     х     х

Открылся съезд  партии "Единая Россия". Впервые, после многих лет после ликвидации Коммунистической парии в нашей стране создается ощущение, что это форум руководящей и правящей, как было принято в период советской власти.
Да так оно и есть. "Единая Россия"- созданная правящими кругами, правящая руководящая партия в нашей стране. Разница заключается только в том, что намного раньше я чувствовал свою принадлежность коммунистической партии. Я разделял ее программу, чувствовал свою сопричастность ее программе и практической деятельности.
Сейчас я в позиции отстраненного созерцателя. А со стороны все видится зорче. Думаю, что со временем нынешняя правящая партия России будет восприниматься анекдотически. Ни тебе программы, ни устава. Основная задача партии - поддержка политики Путина.  Для партии более чем легкомысленно и глупо. Во времена Ленина, Троцкого, Милюкова. Плеханова и прочих крупных политических деятелей смех стоял бы просто оглушительный на весь честной мир.
В наши дни все воспринимается вполне нормально. Никто не ехидничает не издевается над очевидной абракадаброй. Все вполне естественно. У Путина есть программа на двадцать лет вперед. И мы будем ее поддерживать. Правда, в чем конкретно  эта программа выражается, для многих -  глухие потемки.
Но тем не менее  съезд партии открылся при вступительном слове президента. При исполнении государственного гимна. И снова так и бросается в глаза гримаса нового времени. Музыка гимна была написана для коммунистической страны. А под нее благоговейно стоят записные антикоммунисты. И  нынешняя компартия никак не кинулась защищать в международных судах свой бренд. Как это теперь принято говорить. Настоящие коммунисты грудью бы стояли за свой гимн.

Очевидно, партии вырождаются. Их будущее уже вызывает большое сомнение.. Партии по инерции еще щедро плодятся. Но симпатиями у широких масс они не пользуются.
Но авторитет коммунистической партии в народе еще велик. А  потому по ее образу и подобие создается "Единая Россия". Людям очень привычно. Авось они в нее потянутся.. Особенно  карьеристы. А не сослужит свою службу для укрепления власти, опорочит своей карикатурностью своего предшественника -коммунистическую партию.
Для такого предположения есть все веские основания. Партия "единороссов" провела десятый по счету съезд, но до сих пор не имеет своей программы. Не правда ли- удивительно и странно?
Партию возглавил нынешний премьер, а по сути - фактический править нашей страны - Путин. Но он в ней не состоит. Как все это понимать? Партия существует не один год, а в ней так и не нашлось теоретиков, чтобы сформулировать программу. И почему Путин, став по главе партии, не нашел для себя нужным вступить в ее ряды?

              21.11.08
                х     х     х

 В людях просто неистребима тяга приукрашивать своих кумиров,  представлять их лучше, чем они на самом деле были. Вчера услышал, как воронежский писатель и журналист Дегтярев рассказывал о протекционизме Твардовского в отношении нашего земляка поэта Прасолов.  Все излагалось в общем-то правильно. За исключением одной немаловажной детали. Твардовский действительно вызволил Прасолова из тюрьмы. Для этого он ходатайствовал, как мне помнится, в Верховный Совет СССР. И его просьба была уважена. Твардовский тогда мотивировал свое ходатайство тем, что Прасолов очень одаренный поэт и отсидка в тюрьме только повредит его дарованию.
В интерпретации Дегтярева, Прасолов попал в тюрьму за неосторожное высказывание. Все остальное было просто неуклюже сфабриковано.
Но ведь на самом деле все обстояло не так. Прасолова судили в Петропавловском районе. Там он работал в редакции районной газеты и по пьяному делу украл несколько простыней и пальто редактора Добринского. Все это Прасолов спрятал в саду.
Эту историю в Петропавловке знали многие. Еще были живы люди, которые тогда работали в редакции и в милиции. Винили они в случившемся только  водку.
Но что бы тогда в забытой Богом Петропавловке  ни случилось,  явление Прасолова как одного из самых одаренных поэтов эпохи нисколько не умаляется. И делать попытку таким путем его обелить просто несолидно и глупо.

           24.11.08

                х     х     х

Вчера по каналу "Культура" слушал современных поэтов о современной литературе, о поэзии. Потом каждый из участников передачи читал свои стихи. Просто поразительно то, что стихи у всех, как хрустальная ваза. Изумительная словесная эквилибристика. Все построено на неожиданных словосочетаниях, сочетаниях в невероятных комбинациях в смысловом плане. Вместо того, чтобы как можно проще и понятней изложить свои мысли, передать свои душевные переживания,  современные поэты строят из слов такие немыслимые фигуры, что просто диву даешься. Эти фигуры сами по себе заставляют ими любоваться, наслаждаться. Да так, что уже не важен смысл.
Пушкин современным поэтам в этом плане и в подметки не годится..

                26.11.08
                х     х     х

Прожитая жизнь убеждает в том, что людей с нормальной совестью совсем немного. А вот тех, кого она совершенно не мучает, - тьма. Для них важно, чтобы всегда было их превосходство. Если оно достигнуто -  на душе благодать и покой. И наплевать, что при достижении этого превосходства унижена и растоптана честь другого, порядочного человека. Нередко победа достигается снятием противника с должности, отправлением его в тюрьму. А иногда даже его гибелью. И что-то я не слышал, что душегубы умирали с угрызением совести. Они покидают мир с чувством превосходства и исполненного долга.  И совсем неважно, что его осуждают за глаза

           28.11.08
                х     х     х

Умер патриарх Алексий Второй. Солидные люди, как и водится, дают по телевидению оценку его духовной деятельности. Патриарх еще не предан земле. Но уже начинается ложь, которая только во вред печальной торжественности момента. В частности, прозвучало утверждение, что патриарх предотвратил лишнее кровопролитие в октябре 1993 года.
Само утверждение-лишнее -  по своей сути цинично. Пролитую кровь так оценивать просто аморально. Любая пролитая кровь - много ее, или мало - преступно пролитая кровь.
Лично я помню совершенно иное. Патриарх действительно пригрозил проклятием любой стороне, которая допустит кровопролитие.
Кровопролитие все-таки произошло. Патриарх никого не проклял. А на его угрозу тогда никто не обратил внимания.

                5.12.08
                х     х     х

Вчера по телеканалу "Культура" в передаче "Культурная революция" ученые мужи страны давали свою оценку декабристам. Вначале было интересно узнать, насколько она изменилась  в отношении этих ниспровергателей самодержавия и основ феодализма. Потом стало просто досадно. Складывалось впечатление, что ведут спор не серьезные ученые мужи, а обычные обыватели, обладающие сведениями  о предмете спора самыми скудными. Один профессор философ даже надел на себя маску Скалозуба. Он заявил, что все беды в России исходят только от интеллигенции. Не будь ее, страна просто бы процветала.
Оказывается, и среди философов есть дремучие люди. И они этого совершенно не стесняются.
Профессора историки не знают элементарного о казни декабристов. А утверждали в споре, что они очень дотошно изучили все документы по делу 14 декабря 1825 года. А вот кто с кем попрощался перед казнью, а кого товарищи обошли стороной. так и не было уточнено в передаче.
Были большие разногласия и о том. как вели себя на допросах арестованные декабристы.
Но поразило другое. У большинства присутствовавших в студии к декабристам отношение злобно отрицательное. Вот теперь и гадай. действительно ли люди с самого начала так относились к декабристам. Либо  это дань современной политической ситуации.

               6.12.08
                х     х     х

Верующие прощаются с патриархом Алексием Вторым. Многие из посетивших храм Христа Спасителя говорят на  камеру о постигшей весь православный мир скорби. И в глазах у них неподдельное горе и непоколебимая причастность к православной вере.
Сейчас многие считают себя верующими, посещают церковь, соблюдают обряды. Но почему сплошь и рядом люди злые и недобрые. Милосердием и душевностью нигде и не пахнет.
Отдавая почести усопшему патриарху, многие отмечают, что он в стране возродил веру. А мне невольно вспомнились на этот счет мысли белого генерала Деникина. В своей книге "История русской смуты" он писал, что к началу первой мировой войны вера в русском народе настолько была подорвана, что солдат на церковную службу приходилось водить строем. Иначе в церковь никто и глаз не казал.
В художественной литературе того времени немало было написано о нравственном падении служителей культа. Так что о возрождении веры, если и говорить, то надо с некоторой оглядкой. Было ли чего возрождать?

             10.12.08
                х     х     х

Наконец-то в журнале "Подъем" напечатали мою статью о Николюкине. С момента, когда Лопатин отдал две мои вещи в это издание, прошло, может, год, а может, и два.
Странные вещи творятся в этом журнале. Сначала мои статьи, по словам Лопатина и тогдашнего  заведующего отделом критики журнала Бондарева, очень понравились. Особенно материал о поэте Рубцове. Его-то и хотели опубликовать оперативно. Но дело так застопорилось, что уму непостижимо. Сначала шли трения из-за отсутствия у меня сберегательной книжки. Иначе выплатить мне гонорар нельзя.
Потом уволили с работы Бондарева и он унес с собой все материалы отдела критики журнала. Надо было все восстанавливать. Теперь зав. отделом критики стал какой-то Лютый. Ему кажется, что о Рубцове и без меня написано много. Так что ту статью, которую с удовольствием хотели сразу напечатать, публиковать вообще, похоже, не собираются.
Я ко всей этой возне отношусь с полным безразличием. Меня, выходит, уже ничего не радует.

              13.12.08
                х     х     х

10 декабря умер художник Михаил Ткачев. Он покинул наш мир на 97 году жизни. Можно было бы спокойнее отнестись к  этому печальному, но неизбежному событию. Человек прожил долгую жизнь. Она ни для кого не вечна.
Но есть обстоятельства, которые просто угнетают. Рассказывала Маша Ткачева местным калачеевским художникам, что в последнее время  Михаил Евдокимович отказывался есть. Ел только, когда его кормила Маша.
Почему именно так? По всей вероятности, потому, что с женой у художника очень непростые отношения. Дело, вероятно, дошло до обоюдной ненависти.
С дочерью у художника тоже не все было ладно. Как говорил в свое время Михаил Евдокимович, она проявляла интерес по большей части к продаже его картин. Случилось так, что на момент кончины отца дочь куда-то уехала. А ведь прекрасно знала, что дни отца сочтены. Маша Ткачева ездила совсем недавно к Михаилу Евдокимовичу на день рождения. Старик был на последнем  рубеже. Могла бы дочь и подождать со своей поездкой.
В последние годы Михаил Евдокимович из-за слепоты и немощи не мог работать. Бесцельное времяпрепровождение ему наскучило. К тому же полное безразличие близких людей, которые на самом деле оказались бесконечно далекие. Старик утратил всякую охоту жить.
Так мне кажется.

                13.12.08
                х     х     х

В прошлую пятницу побывал в Доме культуры "Юбилейный" на персональной выставке художника Лопатина. Именно побывал. Другого и не скажешь. Увидеть работы своего старого товарища мне не дано. Слепота мешает.
Те, кто хорошо видит, говорили, что есть просто прекрасные работы. Дай-то бог. А художнику просто позавидуешь. Мне идет   72-й год. И я уже ничего не могу. И ни к чему не стремлюсь. Иван Емельянович полон сил и устремлений. А ведь он старше меня на три года. Он уже отметил свое  75-летие.
Потом немного выпили. Идя домой, я разбирался с самим собой  и сделал вывод, что в своем одиночестве основательно одичал. Много говорил, перебивал говорящих. Не назойливо. Но заметно, что меня снедало нетерпение.
Как мне кажется, раньше за мной такого не водилось.
Выпили и за выставку художника Лопатина. И в помин художника Ткачева. Второе, как мне представляется, делали неохотно.

               15.12.08
                х     х     х

В привезенном для меня журнале "Подъем" напечатаны стихи трех авторов. Стихи двоих очень просты и предельно понятны для любого читающего. У Евгения Эрастова все иначе. Его стихи  доступны пониманию лишь избранных эстетов. Когда я их первый раз неоднократно прочел, подумалось: такие перлы в районной газете  я бы не напечатал. Потом познакомился с биографическими данными автора. И с удивлением узнал, что Евгений Эрастов доктор медицинских наук. Он автор многих художественных книг в стихах и прозе. Удостоен многих премий.
Выходит, его понимают и ценят. Почему тогда я при всех моих потугах никак в смысл не вникну?

                Солнца луч в слабогрудой траве,
                Громоздящийся в мир суеверий,
                Шелестящий в больной голове
                Кровотоком упругих артерий.

Как ни старался я напрячь свое воображение, не мог себе  представить слабогрудость травы. Совершенно не представляется и "солнца луч", который громоздится в мир суеверий. Луч солнца -  и вдруг громоздится. То ли дело у Прасолова:

                Травы стремление штыковое,
                И вялость палого листа.

И мощно, и образно, и выразительно, и понятно. А, может, я мелко плавал в стихах? Похоже  Эрастов пишет для избранных. Только стихи Прасолова и Эрастова о ранней весне. А какие они разные для восприятия!

                13.01.09   
                х     х     х

Напечатали мою статью о Михаиле Евдокимовиче Ткачеве к сороковому дню его кончины. Все ее хвалят. Хоть в этом у меня удача. В последнее время для меня это редкое явление.

                22.01.09   
                х     х     х

Вчера звонил Лопатин. Он приехал в Калач получить деньги за купленные у него картины нашей районной администрацией. Сегодня у него открытие персональной выставки в Павловске.
Лопатин бодр, в веселом настроении и полон планов на будущее. А меня съедает депрессия. Все не ладится. В семье полная неустроенность. Живем только на пенсию.
В этой обстановке собираюсь послать в "Подъем" свои стихи. В душе надежды абсолютно  никакой.
Что это- старческий маразм? В душе полный раздрай. Занимаюсь я этой возней только потому, чтобы хоть как-то отвлечься от многочисленных проблем. А в результате выгляжу для окружающих смешным и нелепым.

                28.01.09   
                х     х     х

Вчера услышал по телевидению две строки Юрия Шевчука:

                Есть в демократии что-то такое,
                К чему неприятно касаться рукою.

Вот это настоящая поэзия.

           02.02.09
                х     х     х

Что-то непонятное и неприятное происходит с моей левой ногой. Сначала думал, что это артроз или артрит или еще что-нибудь с суставами. Но теперь вижу. что на ноге вздулись вены или артерии. Нога  как будто онемела от перетяжки.
Чтобы со мной ни происходило. у меня всегда это происходит очень серьезно. Очень боюсь, что и на этот раз у меня не пройдет все легко и гладко.
Впрочем. не буду заглядывать в свое будущее. Чему суждено произойти, то и произойдет.

                05.02.09   
                х     х     х

Как-то услышал от соседки Горбатовой такой рассказ. Зашла она, будучи в городе, проведать жену бывшего заместителя председателя райисполкома Александра Архиповича Удодова. Пока женщины между собой разговаривали, возвратился откуда-то и хозяин дома. И сразу набросился на жену:
 -Опять ты отрезала хлеб от моей буханки? 
Было горько и стыдно слушать это. В свое время респектабельный и уважаемый человек. А мелочится в старости из-за куска хлеба.
Было неприятно в этой истории и другое. До чего ранее близкие люди, вырастившие детей, стали чужими друг другу. Совсем недавно мне казалось происшедшее в семье Удодовых следствием вредности и противности характера Александра Архиповича. Теперь думаю, что дело тут в старости.
Теперь мне не кажется тот нелепый случай экстраординарным. Многие из нас приходят к подобному. К старости психика человека порой деградирует до такой степени, что подобное крохоборство становится явлением закономерным.
Сплошь и рядом приходится наблюдать. что когда-то близкие, любящие друг друга люди, к исходу жизни просто ненавидят друг друга.

                13.02.09
                х     х     х

С давних пор завидовал людям старшего поколения, которые до самой своей кончины сохраняли бодрость духа. По крайней мере, они изображали непоколебимую  уверенность в своей внутренней комфортности. Я как-то уже  вспоминал своего коллегу по редакции Василия Николаевича Лиманкина, который при провозглашении тоста на каком-то торжестве каждый новый абзац начинал словами:
я счастлив.
Я еще тогда задумался, а почему я в себе не чувствую такой потребности. Если бы я так сказал, по моему представлению, было бы неверно и фальшиво.
А вот поди ж ты. Мне приходилось слышать выступления многих ветеранов, заявляющих о том, что они в конце своей жизни чувствовали себя очень довольными и удовлетворенными существующим положением вещей.
В свое время я как-то обратил внимание на то, как на партийных или производственных собраниях выступали Багринцев, Лиманкин и Брехов. Они страстно негодовали, кого-то клеймили позором. При этом они проявляли такие пламенные чувства, что я при таких ситуациях ощущал себя неловко. Вот люди так окружающий мир воспринимают, а мне при этом все до лампочки.
Как-то я заговорил с ними об этом. Оказалось, что они воспринимают предмет обсуждения на собрании так же, как и я, А выступают они так пламенно потому, что так положено.
Может, старшее поколение и о своем восприятии жизни в конце жизненного пути говорили так бодро и так пламенно только потому, что так положено. Лицемерие было свойственно людям сталинской эпохи.
И все-таки очень хотелось бы на завершающем этапе жизни чувствовать себя  крепко и комфортно стоящим на ногах. Но у меня почему-то не получается. В душе полный раздрай. В самой жизни буквально все рассыпалось.
И все-таки так хотелось бы...

          18.02.09
                х     х     х

Случилось редкое событие. Сегодня в газетенке "Твоя земля" прочитал статью о рано умершем юноше Николае Шалыгине, который писал стихи. Тетрадку с ними якобы нашли под подушкой после его смерти.
Спустя почти полвека  тетрадку стихов Шалыгина издал за свои средства писатель Юрий Гончаров. Теперь одно из воронежских издательств собирает  любые сведения об этом одаренном юноше.
Вот и выходит, что красивая, в последнее время ставшая расхожей, фраза: "Рукописи не горят" получила реальное подтверждение. Все это, конечно же, чистая случайность. Но у великих писателей и случайности, бывает, становятся закономерностью.

              26.02.09
                х     х     х

К великому своему стыду, когда мог, я почти ничего не читал Гиляровского. Теперь не могу себе простить этого. Сегодня прослушал по телевидению большой кусок из очерка "Ходынка". И пришел к простому, но очень поразившему меня открытию. Из очерка следует, что москвичи собрались на Ходынское поле вовсе не ради того, чтобы лицезреть венценосную особу. Люди сотнями тысяч шли на торжества ради узелка, который предназначался простому люду в подарок по случаю коронации Николая Второго. Они собрались на Ходынку еще с ночи. В озвученном отрывке Гиляровский называет точное время- пять часов утра. По крайней  мере, мне так запомнилось. Давка была такая, что бывалый и видавший очень много экстремальных событий журналист поставил перед собой задачу-любой ценой выбраться из этой немыслимой давки. Еще не раздавали подарков, а в сдавленной до беспредела многотысячной толпе уже были задушенные. Другие умирали, не имея возможности освободиться из этого жуткого капкана.
Гиляровский называет точное время, когда раздался рев: "Раздают!", "Раздают!". За десять минут после этого призывного рева более полутора тысяч трупов остались на Ходынском поле. 
А в узелке и было-то по 200 граммов колбасы, по горстке конфет и  орехов, да эмалированная кружка с вензелем  коронуемого монарха. Как  подумаешь, из-за чего остались лежать на Ходынском поле более полутора тысяч человек, ужас охватывает и по прошествии стольких лет после того страшного события.
А царь пошел в тот вечер на бал, будто в Москве в этот день ничего не случилось. И эту особу церковь причислила к лику святых. Таким, с позволения сказать, святым поклоняться не хочется.
 
            28.02.09
                х     х     х
 
Вчера основательно прихватила аритмия. Сердце сильно не болело. Но в нем ощущалось томление, напряжение. Я весь был на сильном нервном взводе. Появилось мысль, что пора сматывать удочки. Невольно подумалось, что я так и не допишу свою сагу о прожитой жизни.
И тут же возникло в голове, что все мной написанное - только для самого себя. В свое время жена проявляла к моим откровениям по поводу собственной персоны внешне большой интерес. Большую часть написанного отпечатал персонально для нее. Судя по всему, она и половины не прочла. По всей видимости, мои откровения о собственной прожитой жизни оказались для жены неинтересными.
Детям и внуку моя писанина и вовсе не нужна. Спрашивается, насколько я в трезвом уме и ясной памяти? Налицо все признаки старческого маразма. Послал свои стихи в журнал "Подъем", заведомо и сам осознавая, что они там будут восприняты неблагожелательно.
Все эти нелепые и жалкие попытки- стремление хоть как-то имитировать нечто подобие жизни. С другой стороны, когда я пишу, я хоть немного заставляю шевелиться свои склеротические мозговые извилины. А потому и слава богу, что с моей смертью, все мной написанное будет вынесено на улицу в мусорный ящик. По правде говоря, туда им и дорога.

                05.03.09
                х     х     х

Ведущий программы "Культурная революция" Швыдкой обсуждал на своем шоу тему: поймут ли друг друга мужчина и женщина?. Выступали многие и высказывали интересные соображения. Любопытно для меня завершил передачу и сам Швыдкой. Он сказал, что если бы люди научились до конца понимать друг друга, жизнь стала бы не интересной. А искусство бы вообще не существовало.
Все именно так. Произведения искусства нас только тем и привлекают, что они дают нашим чувствам и нашему уму новую, незнакомую для нас ранее пищу для переживаний  и размышлений. Если этого нет, увиденное на полотне, услышанное в концертном зале и прочитанное в книге будет для нас скучно, давно знакомо и не привлекательно.
В связи с услышанным от Швыдкого у меня  родилась еретическая, с точки  зрения верующего человека, мысль. Верующие глубоко убеждены, что Бог всезнающ и вездесущ. Всевышний для обычного человека, по представлению верующих, непостижим. И все-таки, не скучно ли богу на небесах, если ему ни над чем размышлять не приходится. Ему все заранее известно на многие годы, а возможно, и века вперед. Не только о каждом из нас, но и обо всей Вселенной.
Нет, не надо смотреть крамольные телешоу Швыдкого. Иначе в голове невольно возникают крамольные мысли.

             14.03.09
                х     х     х

Посмотрел фильм Льва Кулиджанова "Умирать не страшно". И постоянно к нему возвращаюсь в мыслях. Есть в фильме по настоящему талантливые сцены. Несомненно, прекрасная игра знаменитых актеров.
Но есть и такая наивность, стремление отразить тогдашнее идеологическое настроение в  обществе, что невольно вспоминаешь евангелическое изречение -  слаб человек.
После просмотра фильма я вспомнил начало девяностых годов прошлого века, когда Горбачев в стране терял власть, а Ельцин жадно и агрессивно ее захватывал. Тогда в Москве прошел, кажется, пятый съезд  кинематографистов. Кулиджанова с большим скандалом и позором прогнали с председательской должности в этом почтенном союзе. Его и Бондарчука признали официозными прислужниками советской власти, навешали на них всех собак и со всех должностей отправили в отставку.
Именно в это  время Кулиджанов снимал Фильм "Умирать не страшно". В основном он о сталинских репрессиях. И тут ничего в укор режиссеру не скажешь. Но главные фигуры фильма -  дворянского происхождения. Именно они оказались истинными носителями исконно русской культуры и нравственности. Низы общества- в основном озверелые люди на грани потери человеческого достоинства.
Теперь трудно быть судьей Кулиджанова. Он уже умер и не может пояснить своего тогдашнего мироощущения. Но мне показалось, что и его поколебало тогдашнее настроение в обществе. И он поколебался в своем понимании жизни.
А, может, и пал душой после такого агрессивного натиска в свой адрес. Захотелось подыграть людям нового настроения. Только сцены о благодеяниях дворян и об их полном согласии с крестьянами  наивны, лубочны, на потребу тогдашней идеологии. Их смотришь с ощущением стыда за большого мастера советского кинематографа.
                х     х     х

И еще одно событие, связанное с кинорежиссером Кулиджановым, оставило глубочайшее впечатление. Лишний раз пришлось убедиться, что жизнь поистине полна самых невероятных неожиданностей. Оказывается, отец Кулиджанова Александр Николаевич до революции жил в Гори и имел там какое-то дело. То ли аптеку, то ли какую-то мастерскую, то ли магазин. А по соседству жила семья Джугашвили. Мать великого Иосифа Виссарионовича ходила в дом Кулиджановых убирать. Потом, в годы правления Сталина были репрессированы отец и мать кинорежиссера Кулиджанова.
Вот такие бывают кульбиты судьбы.

               18.03.09
                х     х     х

Завтра день гибели моего  брата Коли. Сегодня гулял после обеда и думал о том давнем страшном событии. И впервые за свою долгую жизнь мне пришла в голову, на первый взгляд, странная мысль, что тот жуткий случай и вовсе не трагедия. И брат мой вовсе не страдалец, а даже счастливый человек. Он, по крайней мере, не познал всех  гримас старости. Сейчас, в нынешнем положении, жизнь становится сплошным адом. А если старость продлится и перейдет в постельный образ жизни, ухаживать за нами просто некому. Вот тогда даже за ад перехлестнет. Физически ощущаю пытки такого гибельного варианта.
Брат всего этого избежал. Теперь трудно угадать сколько он был в сознании, упав   за борт в ледяную воду. Но мне хочется верить, что очень недолго. Вода была ледяная. И пяти минут более чем достаточно, чтобы отдать Богу душу.
До этого трагического дня брат жил в полном согласии со своим представлением о вполне нормальной жизни. Жил, одним словом, как хотел. И никаких тебе болезней, немощей и своей ненужности в старости.

            19.03.09
                х     х     х

Посмотрел старый двухсерийный фильм "Преступление и наказание". И в который раз подумал о том, что Достоевский любил и умел покопаться во внутренних переживаниях своих героев. Они мучительно пытаются разобраться в своем  душевном мире, дать всему оценку.
В реальной жизни таких людей чрезвычайно мало. Очень многие довольствуются тем, чтобы добиться своего  результата любой ценой. И там и трава не расти. Никаких душевных переживаний.

                23.03.09
                х     х     х

Есть емкие точеные фразы, сказанные мудрецами, которые всеми воспринимаются абсолютными истинами на все случаи жизни и при любых обстоятельствах. Особенно много  таких  афоризмов находим  у Пушкина.
Только в реальной жизни все куда сложнее. Даже неоспоримо верные истины порой опровергаются жизненными реалиями. И начинаешь понимать, что в мире нет ничего абсолютно правильного и надежного.
Недавно пресса широко и всесторонне обсуждала конфликт  в Союзе кинематографистов. Все грязно, неприлично и, по моему предположению, завязано на сугубо денежном интересе.
 Особенно для меня неприятен в этой истории Никита Михалков. Он проявил себя как жестокий, лживый, на все готовый для достижения цели человек.
Михалков, по общему признанию, талантливый актер и режиссер. Как в этой ситуации понимать пушкинское: "Несовместимы гений и злодейство". Смотришь на события в Союзе кинематографистов и понимаешь: гений и злодейство в реальной жизни вполне совместимы.
                х     х     х

Жизнь становится все невыносимее.  Ложась спать, замечаю, что через силу разжимаю ладони. Он напряжения болят скулы. Это вдобавок к больным зубам. Нет, жизненный опыт ничему не учит. Натура все равно берет свое. Мне не раз говорили. что я резок в суждении, в высказывании своих мыслей. Как ни  пытаюсь держать себя в рамках ничего не получается..
                х     х     х

В свое время я никак не мог понять, почему семейные пары преклонного возраста так часто ссорятся. Они крайне нетерпимы друг к другу. Не могут прощать то. что так легко прощают люди молодого или зрелого возраста.
Достиг сам этой поры и все стало предельно ясно. Тут, конечно же, и старческие капризы, связанные с изменениями в коре головного мозга. Есть несомненная патология в восприятии окружающего мира. Неадекватность, одним словом.
Но есть и другое, не менее важное. Семейная пара в зрелом возрасте большую часть времени, когда обычно проходит бодрствование организма, находится на работе. Общаются супруги короткое время вечером между просмотром телевизора, чтением книг и газет. За день супруги соскучились друг по другу. Эти чувства отметают всякую нетерпимость и неуступчивость.
В пенсионном возрасте супруги остаются  дома вместе круглосуточно. Постоянное общение друг с другом открывает много такого неожиданного, что просто диву даешься. Выясняется, что характер супруга ты и близко не знал. Он или она длительные годы совместной жизни умели держать в узде негативные стороны своей натуры, стыдились ее и не выпускали наружу.
Выясняется, что ты любил человека, гордился им, совершенно не ведая, что у него много темных пятен на душе. В старости у человека перестают действовать сдерживающие тормоза. Все вырывается наружу. И эти  неприятные, а иногда просто мерзкие неожиданности вызывают шок, неприятие. На этой почве неожиданных открытий и происходят частые ссоры.

              16.04.09
 


               


Рецензии