Вечная добродетель

Любовь есть главнейшая добродетель. Ибо ее источником является Сам Бог. «Бог, - читаем в Св. Писании, - есть любовь» (1Ин. 4, 16). Господь создал человека по Своему образу и подобию, желая, чтобы Его высшее творение, совершенствуясь духовно, испытывало лишь райское блаженство. И даже после грехопадения Бог не оставляет людей в плену смерти, неизгладимого греха и проклятия. Он посылает Сына Своего Единородного в мир, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). В своих проповедях, особенно в нагорной, Иисус Христос научает народ любить Бога и ближнего. Он говорит о теснейшей, неразрывной связи между этими заповедями: «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»» (Мф. 25, 40).
Спаситель указывает на разницу между любовью язычников и тех, кто будет следовать за Ним, то есть любовью истинной – христианской. «Ибо если вы будете любить, - говорит Он, - любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5, 46-47). Христос призывает любить врагов (Мф. 5, 44). И такую любовь являет, когда Его распинают на кресте. Он, мучаясь от боли, истекая кровью, просит Отца простить своих мучителей.
Сегодня Господь продолжает нас призывать со страниц Св. Писания, иметь любовь искреннюю и не лицемерную. Ведь, например, возлюбить Бога «всем сердцем» христианин может в полной мере в Доме Божьем – церкви, где совершается Литургия. Это богослужение и есть центр спасительной жизни каждого последователя Господнего, это есть тот великий, блаженный «пир», упомянутый в притче, на который Хозяин зовет избранных – всех крещенных. Не возможно быть с Богом, обходя стороной спасительный «ковчег» - Его храм. В то же время, по примеру Христа, каждый христианин, если он таковым себя считает, должен хранить и взращивать в душе любовь. Ведь без любви к людям не может быть любви к Богу. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, - говорится в Св. Писании, - тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20).
Вспомним, как относился к приходящим к нему и ко всем встречным преподобный Серафим Саровский. Он даже утопающим в грехах посетителям говорил: «Радость моя». Ибо он – угодник Божий – знал, что только добром, которым он всецело жил, можно победить зло в сердцах даже самых отпетых злодеев. Праведник не усматривал врагов среди людей. Преподобный, что особенно назидательно, главным врагом называл грех…
Любовь – мать всех добродетелей. Как пишет апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13. 4-7). Любовь – вечна. Даже сродные ей добродетели вера и надежда после второго пришествия Иисуса Христа потеряют свое значение. Ведь все воочию убедятся в существовании Господа. Любовь же будет вечно, она «никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8).
Будем же, не откладывая, обогащаться этой главной добродетелью, помня, что «Хранит Господь всех любящих Его» (Пс. 144, 20).


Рецензии
Очень хорошая проповедь. Последовательно и ясно изложена тема.
Вот, что мне нравится в Вашем, Анатолий, письме, так это умение логически мыслить.
С уважением, Т.П.

Калинина Татьяна Петровна   12.09.2017 21:16     Заявить о нарушении