Группа Electric Light Orchestra. Часть 2. Окончани

Проект: «В поисках новой, незнакомой, приятной иностранной группы или исполнителя… (После 20-ти любимых)».

Часть 2 (окончание). Кандидат: “Electric Light Orchestra” («Оркестр Электрического Света»).

Здравствуйте!

Важное примечание: так как коллектив уже никаким образом не попадёт в мой список о «лучших иностранных группах и исполнителях» и, соответственно, не станет 21-м, то больших энциклопедических знаний здесь не будет. Так, что-то скажу, для общей информации, а, в целом - ищите на сайтах, если любите “ELO”… Спасибо…

Продолжим…

Седьмой альбом: “Out of the blue” (1977). Восьмой альбом: “Discovery” (1979). Девятый альбом: “Time” (1981).   

Первые мысли: «Ну, вот! Что-то такое я от них и хотел. Смешанный “Queen”, “The Beatles” со струнными инструментами, чёткими барабанами, приятными голосами и постоянным составом, который по праву можно назвать классическим в истории “ELO”.

Седьмой альбом…

Поющий басист – Келли Гроукат, барабанщик, держащийся в коллективе с самого первого альбома – Бэв Бивэн. Клавишник – Ричард Тэнди. Сектор струнных инструментов, который здесь не является приглашённым, а постоянным, значит, заслуживает имена, тем более, что помогли завоевать мир: скрипка – Мик Камински, виолончель – Хью Макдауэлл, вторая виолончель – Мэлвин Гейл. И, конечно же, автор всех песен, идей, задумок, концепций, бессменный лидер, вокалист, гитарист и если надо, то мульти-инструменталист – Джефф Линн… 

И хорошие, красивые песни, которых тут немало… Немало, но, кажется, что мне петь их не хочется. Лишь слушать. Что ж… Тоже неплохо… Уж лучше, чем, вообще, ничего.

На “Queen” и “The Beatles” слегка похоже потому, что красиво используют многоголосье и есть чёткое, приятное подпевание. А так – это своё, но уж очень смешанное. Вроде, и стиль 70-х, и мелодии есть, и гитару немного включают, но наличие скрипки и виолончели говорит нам об арт-роке, правда, повторюсь, уж очень смешанном. Теперь я начинаю понимать тех людей, кто говорил, что у “ELO” никогда не было своего лица… Они всегда разные и идут в ногу со временем, не задерживаясь ни на одном стиле. Но, при этом, подчеркну ещё раз: у них есть красивые, выделяющиеся песни. И это главное… Мировой успех - заслуженный…

Восьмой альбом…

Здесь уже элементы танцевальных ритмов и диско. И многоголосье звучит, как у “Bee gees”. И остаётся только подивиться тому, как это Джефф Линн может так умело перестраиваться. Стиль и звучание мне не близки, но сказать, что у него не получилось, я не могу. Он гений, и это неоспоримый факт. Шагать в ногу со временем тоже надо уметь…

О! Тут появился ещё один мировой хит (утаю пока какой), которой я слышал раньше, но не знал, что это “ELO”. Приятная неожиданность на диско-альбоме…

Девятый альбом…

Ну, вот и до электронного арт-рока добрались… И здесь я уже скажу… “Ticket to the Moon” – первая композиция группы “Electric Light Orchestra”, которую мне захотелось исполнить с самых первых аккордов, что услышал. Этот драматизм, артистизм, пробирающий до глубины души. Джефф Линн - по-прежнему гений… Теперь я уже точно не забуду этот коллектив… Со школьной скамьи в группах не играю, нигде не пою, но, если песня пробирает настолько, что её хочется исполнить, то это несомненный плюс коллективу, что слушаю и изучаю, так как это – вдохновение, талант, высшее мастерство…

Я понял, почему практически нет песен, что хотел бы исполнить. Их сложно петь. Сама конструкция непростая, и Джефф оперирует со своим голосом так, что могут позавидовать многие знаменитости. То у него низкие басовые ноты, то он переходит на средний уровень, а то и берёт высокие, похожие на “Queen”. Это сильно, это сложно, это гениально. Ну, а я парень попроще и мне нужны ребята попроще. Или же те, кого можно исполнять. Например, Иэн Гиллан из “Deep Purple”. Взять, хотя бы, “Child in time”. Высоко, как сирена я не возьму, но пониже – получается. И красиво, и мелодично… С “ELO” тут сложнее. Так как ребята шагают по стилям, то и чего-то одного в голосе не наблюдается. Или же просто не цепляет настолько, что хотелось бы спеть (что, повторюсь, для меня важно при выборе лучшего коллектива).

Сам же девятый альбом “Time” («Время») – второй концептуальный в истории "ELO". То есть, Джефф смог придумать ещё одну большую слаженную историю, которая в каждой песне имеет одну тему – путешествие во времени. Главный герой попадает в 2095-й год и у него нет возможности вернуться. Нет больше милого дома. Будущее теперь его родной край… Хм… сильно придумано. И становится понятным мощь композиции “Ticket to the Moon” («Билет на Луну») теперь. Боль и крик души, осознание реальности и новые, несмелые шаги… Такое под силу только гению. Джефф Линн – ты такой и есть.

Вот дела… Сложно поётся товарищ, песни замысловатые, тексты мудрёные, сочиняет всё сам, вот уже девятую работу подряд, продумывает сложные, концептуальные работы и мировыми хитами стреляет. И играет в разных стилях. И мульти-инструменталист, который может всё исполнить на альбоме сам (спеть главную партию, подпеть себе), а также сыграть абсолютно на всех инструментах (барабанах, гитарах, басу, клавишных, виолончели). Гений… Впрочем, он и должен быть таким. Ведь, как простому человеку, может прийти в голову соединить рок со струнными инструментами и идти потом в ногу со временем, меняя, упрощая стили или просто добавляя в них частичку себя? Никак. Тут обязательно нужно быть гением… Снимаю свою кепку, мистер Линн…

Идём дальше… Звуковая дорожка к фильму «Ксанаду» (1980). Десятый альбом: “Secret messages” (1983). Одиннадцатый альбом: “Balance of power” (1986).

Первые мысли: «80-е… Электроника… Не классический рок. Не совсем моё, но слушается»…

«Ксанаду» - это музыкальный фильм, для которого “ELO” написали несколько песен. Он не может рассматриваться, как полноценный альбом, поэтому я послушал его после “Time”, чтобы не разрывать цепочку из трёх альбомов, но сказать, что Джефф Линн написал для него слабые хиты я не могу. Это стильно, модно и в тему того времени. Танцевальные ритмы для кино подходят, как нельзя кстати… Зачёт.

А вот десятый альбом… Ну, это уже слишком для меня. Монотонно. Песен много, а толку… Не буду обижать, но даже после трёх прослушиваний я нашёл только 2 приятные песни. И это после стольких сильных альбомов подряд! Да… Что-то истощилось у Джеффа и его товарищей. Да и поющий бас-гитарист Келли Гроукат после этой записи уйдёт. А ведь именно его второй голос и подпевание в песнях, и напоминало то “Queen”, то “Bee Gees”. Жаль…

Почувствовал холодный ветер перемен и бессменный барабанщик Бэв Бивэн, который после этой записи забежит в гости к… моим товарищам из двадцатки любимых групп, к легендарной команде классического рока – “Black Sabbath”!!! И проведёт с ними пару лет и даже запишет альбом “The Eternal idol” (1987) в качестве второго, приглашённого ударника.

О… Я так и думал, что парнишка непрост. Это чувствовалось, что он может потянуть уровень выше, коим и является во всём мире классический рок (йа-ха!).

Несмотря на то, что эта новость меня встряхнула, вернёмся к “ELO”…

Одиннадцатый альбом… Я даже сейчас его в наушниках слушаю (выборочно), но не вижу уже того, что может понравиться, зацепить, запасть в душу. Простые песенки середины 80-х, каких было пруд пруди. “ELO”, как всегда, идут в ногу со временем, но это не близко… И кстати, не только мне. Мировая общественность, в те годы, была того же мнения. Да и ребят тут уже не семь, как было раньше, а лишь трое (Линн, Бивэн, Тэнди). И как вы понимаете, это было знаком… “ELO” медленно угасал…

И после этого Джефф решает распустить группу…

Жизнь музыкантов вне “ELO” меня не интересует. Так как изучаю я именно их, то понятно, что музыкальная деятельность продолжалась, но это не был уже «Оркестр Электрического Света», а значит переходим к 2001 году, когда Джефф Линн, пригласив старого друга – клавишника Ричарда Тэнди, двух живых «битлов» Ринго Старра и Джорджа Харрисона (вот так новость!), кучу вокалисток и струнных инструменталистов, решает записать двенадцатую работу под маркой “ELO”, под названием “Zoom” (2001).

Ну, былой популярности это им не принесло, но напомнило миру, что были когда-то такие ребята… 

Любопытный факт: на эту запись Джефф Линн не пригласил ударника Бэва Бивэна. Как известно, в 1989-ом году, Бэв хотел продолжить “ELO”, собрав старых товарищей, что участвовали на оригинальных альбомах группы, назвав новый коллектив “ELO 2” и с которым стал гастролировать, катая по миру старую программу, во главе с поющим бас-гитаристом бывшего “ELO” Келли Гроукатом (какой поворот событий! Понятно, почему и его нету на 12-ой работе Джеффа). Мистеру Линну сей факт не понравился, и он подал в суд. Гений выиграл дело, забрав себе название “ELO”. Но бывшие товарищи плакать не стали, выпустили несколько новых студийных работ, показав, что и сами могут многое, сменили название на “Orchestra” и продолжили деятельность…

И тут, уважаемые, я и хочу подчеркнуть, как важно называться именно группой, а не одиночкой, который может всё. Ведь 12-ю запись можно смело назвать работой Джеффа Линна, а не “ELO”, ибо старых товарищей тут почти и не было. Однако скажу, что запись неплохая. Возможно потому, что в ней есть старые “битлы», вдохновившие Джеффа Линна на то, чтобы тряхнуть стариной и продолжить творить под маркой “ELO”. Мне понравилось… Были приятные и сильные песни… А самое главное – была мощная гитара и некое подобие старого ритм-энд-блюза. К истокам потянуло гения. Это приятно…

Ну, и 13-й альбом…   Последний… “Alone in the universe” (2015). «Один во вселенной»… Как это типично для гениев… Гитара, вокал, подпевание, бас, клавиши, барабан, автор всех песен, продюсер – Джефф Линн. Лишь дочь его (Лаура Линн), да старый товарищ по “ELO” (Ричард Тэнди) заглянули, чтобы поддержать… И всё… Остальное Джефф сделал сам… Об этом говорит и название альбома, и обложка. Он один во вселенной…

И знаете, у него получается… Здесь присутствует уже вторая (и последняя пока) для меня песня, которую с первых нот хочется научиться петь. Она красивая, лиричная и автобиографичная… А что может быть сильнее пройденных лет, горького опыта, да воспоминаний? Ведь он их прожил и ему есть, что сказать… “When I was a boy” («Когда я был мальчишкой»)… «Когда я был мальчишкой, у меня была мечта»... Спасибо за эту песню, мистер Линн…

Последняя работа – в целом, неплоха… Но в ней чувствуется грусть и одиночество, так характерные, когда работаешь один. А вот разбавления - практически нет. Но, даже работая в таком ключе, Джефф хорош. Честно. Жалко, что хорош он в одиночку. Ибо это подводит к итогу, что “Electric Light Orchestra” – это только он. А люди, окружающие его в коллективе ему, к сожалению, не нужны… Мол, только на концертах, где может играть и петь кто угодно. А это уже не группа. Это сольное творчество одного человека… Однако на какой-то период он смог удержать возле себя хороших ребят. Хороших настолько, что они помогли ему вырасти, стать мировой величиной, подарить вдохновение на те песни, что запали в душу вашему покорному слуге, тем самым, подчеркнув, что кандидат “ELO” стоит того, чтобы слушать его сильные записи… Стоит…   

Какие записи? А вот такие:

“Showdown” (чистый рок-хит, с хорошим гитарным соло, вокалом и текстом), “Do ya” (заводная песня с многоголосьем), “Livin’ thing” (песня, где: 1. интересное восточное вступление, 2. Схожесть со “Smokie” лучших лет. 3. Многоголосье. 4. Вокал Линна под «Битлов».), “Evil woman” (вступление, как у хитов “Queen”, да и сама песня хороша), “Can’t get it out of my head”, “Illusions in G major”, “Eldorado” (все с концептуального альбома “Eldorado”, где сама песня “Eldorado” выступает, как некий гимн жизни, финальный аккорд, подведение итогов и крик души. Это сильно, мощно, это незабываемо!!!), “Wild west hero” (очень красивая и лиричная песня в ковбойском стиле, с энергичными переходами и яркой гитарой), “Fire on high” (настоящий арт-рок, первая для меня композиция, показывающая работу яркого барабанщика Бэва Бивэна и подтверждение того, почему его позже всё-таки пригласили в “Black Sabbath”), “Strange magic” (начинающаяся, как волшебная сказка, это песня превращается в нежный лиричный хит поп-стиля середины 70-х годов), “Rockaria”, “Roll over Beethoven”, “Hold on tight”, “Rock’n’roll is king” (это всё рок-н-роллы), “Turn to stone” (красивый энергичный хит, с многоголосьем, как у “Queen”. Ну, очень было похоже), “Steppin’ out” (лирика, нежность, философия и оркестр здесь играет очень красиво), “Birmingham blues” (это блюз-рок!), “Ticket to the Moon”, “Rain is falling” (песни из второго концептуального альбома в истории “ELO”, объединённых одной темой), “Don’t bring me down” (мировой хит конца 70-х от Джеффа Линна, точное попадание со временем, стилем, ритмом!!! Тот самый, о котором я не сказал сразу. Указав, что сообщу позже. Так вот, это он!!!), “Easy money”, “Lonesome lullaby”, “When I was a boy”, “Alone in the universe” (сильные песни с последних двух альбомов, 2001 и 2015 года, соответственно). Ну, и некоторые другие, например, из музыкального фильма «Ксанаду», для которого “ELO” написали несколько песен, такие, как: “All over the world”, “Don’t walk away” и “Xanadu”.

На этом всё. Кандидат не прошёл. Но нельзя сказать, что прослушали и забыли. Нет. То, что я перечислил запало, понравилось. И даже две песни из их репертуара я буду петь. А со временем, как это всегда и бывает, к ним присоединяться ещё… Главное я узнал, что такое “Electric Light Orchestra”. Кругозор немного расширен, белых пятен на Земле стало чуть меньше и в глубинах космоса появился новый, круглый, разноцветный корабль с надписью “ELO”. И это здорово…

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.
 


Рецензии