Развитие речи. Первое семилетие

Многие современные исследователи утверждают, что с ребенком можно и нужно разговаривать еще до его рождения. Несомненно, такое общение важно, однако настоящий диалог, конечно, начинается уже после того, как малыш появился на свет.

Пожалуй, все мамы знают, что с малышом надо по возможности больше разговаривать, петь ему колыбельные, делать «сороку-ворону» и рассказывать про Курочку Рябу и Репку. Но, наверное, не всем известно, что уже буквально через пару месяцев после рождения ребенка мама может вступить с малышом в настоящий диалог.

В возрасте примерно 2 месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки – гуление, которое со временем постепенно исчезает. Но и этот самый первый этап речевого развития ребенка этап можно использовать для установления коммуникации.

Как это осуществить? Ребенок постоянно исследует возможности своего тела, учится им управлять. Наблюдая за малышом, мы видим, как он двигает ручками, ножками, головой. Среди этих движений иногда возникает и движение мышц речевого аппарата – звук. И если такое – одно среди многих – движение оставить без внимания, ребенок нескоро научится выделять его среди прочих разнообразных движений. Однако, если, услышав от ребенка «у-у-у» или «а-а-а», мама громко повторит этот звук с той же интонацией, это может заинтересовать малыша. Ребенок как бы рассуждает (разумеется, этого на самом деле не происходит): «Я лежал, шевелился, и вдруг сделал что-то, после чего услышал мамин голос. Попробую-ка повторить это движение и посмотрю, что получится! А вдруг в этом есть какая-то закономерность?» Издавать разные звуки и получить ответ – чудесная игра для ребенка, его первый диалог с мамой и первый опыт (почти!) речевого общения.

Откликаться на любой произносимый ребенком звук важно еще по одной причине. В любом диалоге каждый из собеседников попеременно выступает то в роли говорящего, то в роли слушателя. Попробуем представить себе, как может выглядеть для маленького слушателя эта новая для него реальность.

Человек живет в мире звуков. Для жителя городской квартиры, например, вполне привычным фоном является шум проезжающих за окном машин, скрип дверей или пола, позвякивание посуды, звуки шагов и голоса членов семьи. Наступление полной тишины, к которой мы порой так стремимся, несет в себе что-то неестественное, тревожное и даже зловещее. Слышать звуки окружающего мира для взрослого человека так же привычно и необходимо, как ощущать твердую опору под ногами, вкус и запах.

Новорожденный ребенок, погруженный в многообразие земных звуков, постепенно должен научиться различать их, выделяя среди всех прочих звуков особые – звучание человеческой речи. Откликаясь эхом на любой произносимый ребенком звук, мы помогаем малышу сориентироваться на незнакомом для него акустическом ландшафте и обратить особое внимание именно на звук человеческого голоса, на обращенную к нему речь взрослого.

Это же «копирование» произносимых ребенком звуков поможет и на следующем этапе речевого развития ребенка является – на стадии лепета. В отличие от гуления, напоминающего гласные звуки, в лепете присутствуют уже сочетания звуков, похожих на комбинацию согласных и гласных: «ба-ба-ба», «ка-ка-ка». Специалисты утверждают, что никакой смысловой нагрузки эти звуки не несут, просто ребенок продолжает «опробовать» свое тело и изучать его возможности.

Как правило, уже к концу первого года жизни ребенок произносит первые слова. С точки зрения смыла, это особые «слова-предложения», которые в дальнейшем дифференцируются: «ма» или «мама» может означать маму, просьбу помочь, желание утолить голод и многое другое. С точки зрения звучания, эти первые слова-предложения состоят из наиболее простых в артикулярном отношении контрастных звуков(«мама», «папа», «дай»). Из огромного количества слов, которые ребенок ежедневно слышит, многие оказываются слишком абстрактными (выше понимания) или слишком сложными (выше возможностей произнесения).

Важно помнить, что речь – это прежде всего движение. Формирование двигательных навыков, мышечной «памяти», возникающей в процессе многократных повторений, играет в процессе освоения речи важную роль. Для правильного речевого развития важно развить не только саму речь, но и дать ребенку широкие возможности для самых различных движений (подвижные игры, пальчиковая моторика, плавание и др.).

Для того чтобы обогатить словарный запас ребенка, его необходимо познакомить с разнообразием окружающего мира: сначала осуществляется действие, затем возникает мысленный образ этого действия, представление о нем, а потом знак этого действия – слово. Аналогично дело обстоит с предметами, явлениями, признаками (феномен – его образ – знак). Таким образом, развитие речи (а вместе с ней и интеллекта) ребенка во многом определяется богатством его неречевого опыта – опыта активного освоения окружающего мира, включенности в различные виды деятельности. Метафора «огонь рябины красной» станет понятна только в том случае, если человек уже имеет представление и о рябине, и об огне. Ярким примером здесь может послужить невозможность дословного перевода на языки народов Африки библейского «паче снега убелюся».

Не следует забывать, что лучше всего речь осваивается в диалоге в процессе совместного действия. Компьютер, телевизор и тому подобные занятия отрицательно сказываются на речевом развитии.

Маленький ребенок воспринимает произносимые взрослыми слова как составную часть той ситуации, в которую он включен, и постепенно начинает осознавать связь между словом и предметом. Сначала формируется устойчивая связь между конкретным предметом из непосредственного окружения ребенка и обозначающим его символом – словом.

Например, словом «кроватка» для ребенка поначалу будет обозначаться именно его собственная кроватка (коляска, мячик, кукла), как будто это ее имя собственное. Позднее малыш научится применять это слово к другим аналогичным предметам, сформировав обобщенное представление о предмете на основании существенных отличительных – «надежных» – признаков. Именно поэтому на ранних этапах развития речи следует называть предметы, упоминая их самые главные, основные качества, не отвлекая внимание ребенка на второстепенные признаки. Пусть лисичка на какое-то время будет только рыжей, а не чернобурой или белой. Пусть сначала ребенок усвоит, что птичка умеет летать, а рыба – плавать. Знакомство с «исключениями» – нелетающими птицами и летающими рыбами – лучше отложить на более позднее время.

Важно помнить, что ребенок улавливает смысл слов исходя из общего характера ситуации. Здесь все является важным: кто говорит, как говорит, с какой интонацией и мимикой, какими действиями и жестами сопровождается речь. Мы поможем ребенку, если будем называть в его присутствии предметы, явления или действия, непосредственно связанные с происходящим. «За окном темно, уже наступает ночь! Пора спать. Ночью все ложатся спать. Сейчас мама положит тебя в кроватку и укроет одеялом. И зайку мы тоже положим в кроватку. Зайка тоже будет спать в кроватке!» – все это спокойным, убаюкивающим голосом мама будет говорить именно вечером, перед сном.

Итак, с маленьким ребенком следует говорить главным образом о том, что доступно его непосредственному восприятию. Если же речь идет о прошедших или будущих событиях, они должны быть органично вплетены в актуальную ситуацию. Это помогает малышу лучше понять обращенную речь. Следует избегать абстрактных понятий и фраз, не имеющих прямого отношения к происходящему. «Смотри, мама включила утюг, чтобы погладить свою синюю юбку, потому что мы сейчас поедем в гости к бабушке. Неси сюда свои ботиночки, я помогу тебе их надеть. Мы сейчас оденемся, возьмем сумку и поедем к бабушке. Вчера бабушка приезжала к нам, а сегодня мы к ней поедем».

Помогая ребенку научиться говорить, мы должны помнить, что основной единицей речи является фраза. Если просто называть окружающие предметы («Вот ручеек, вот дерево» или «Скажи: ручеек»!), у ребенка могут возникнуть сложности с построением предложения (согласованием слов, склонением, спряжением итд). Описывая ситуацию, гораздо эффективнее сразу давать детям небольшие фразы и повторять их в аналогичных ситуациях: «Ручеек журчит», «Дерево растет», «Ручеек журчит под деревом».

Комментируя свои действия или действия ребенка, взрослый может задавать вопрос и сам на него отвечать, дробя высказывание на короткие предложения: «А что мы сейчас будем делать? Мы будем купаться! Ванечка будет купаться, и уточка будет купаться! Сейчас нальем водичку, включим синий кран, потом красный кран, потом попробуем, не горячая ли водичка, не холодная ли? Водичка теплая! Слышишь, как водичка шумит? Уточка, пойдем купаться! Уточка будет купаться, и Ванечка будет купаться». Ключевые слова «водичка», «купаться»), вплетенные в речь, многократно повторяются и легче запоминаются.

Жесты почти всегда сопровождают нашу речь, придавая ей выразительность, а для маленького ребенка жесты являются главным средством коммуникации: он машет рукой при прощании, указывает на нужный предмет, отрицательно мотает головой в знак несогласия.

Важно, чтобы и взрослые в присутствии ребенка правильно использовали жесты и мимику, дополняя ими речевую интонацию, и делая таким образом свои слова более понятными. «Потерялся мячик! Нет мячика!» – мама с растерянным видом, приподняв брови, разводит руки в стороны и слегка поворачивает голову из стороны в сторону. – «Может быть, он закатился под кровать? Иди сюда, давай вместе посмотрим!» – мама сопровождает свои слова приглашающим, зовущим жестом. – «Вот он! Нашелся!» – мама радостно хлопает в ладоши, улыбается.

Общаясь с ребенком, следует избегать недоступной его пониманию иронии или подтекста: «Ну ты меня и порадовал!..» Минимум до 3-5 лет, а в иногда и до конца первого семилетия «радость» должна оставаться именно «радостью», чтобы не сбить ребенка с толку, не поселить в его душе неуверенность. Вместо ироничного «я в восторге!» в присутствии ребенка все же употреблять грустное «ах, как жаль, что так получилось».

Маленький ребенок в первую очередь воспринимает конкретный смысл слов, ему могут быть не понятны метафоры или переносные значения. Если мама в сердцах скажет расшалившемуся сыну, что тот довел ее «до белого каленья», малыш вряд ли поймет этот яркий образ: ведь он еще даже не видел, как краснеет, а потом и белеет раскаленный металл, да и переносное значение ему еще недоступно. В такой ситуации лучше просто сказать, что мама устала, поэтому надо перестать шуметь. А еще лучше переключить внимание ребенка на другой вид деятельности без чтения нотаций, которые чаще всего остаются для него полной абстракцией.

Родители и другие взрослые должны быть очень осторожны в употреблении таких выражений, как «если не прекратишь, я тебя больше не буду любить», «ну все, я тебя сейчас отдам чужому дяде». Для маленького ребенка, воспринимающего конкретный смысл слов, эти фразы могут обернуться сильным стрессом с негативными последствиями.

Малышам не стоит задавать вопросы, предполагающие рефлексию: «Ты зачем так поступил? Чего ты добиваешься таким поведением?» К тому же в подобных вопросах заключен упрек, не способствующий налаживанию диалога и позитивного опыта общения.

Если ваш малыш сделал что-то нежелательное, объясните ему по возможности конкретно и просто, в чем состоит его ошибка, а вместо запрета («Не бегай по комнате!») лучше спокойно, но твердо сказать малышу, что именно ему следует сделать («Пожалуйста, сядь рядом со мной!»). Такая четкая рекомендация, произнесенная спокойным и уверенным голосом, поможет ребенку сориентироваться в ситуации, понять, чего именно от него хотят.

Малыш не всегда способен понять и косвенную просьбу. Вместо «Не мог бы ты передать мне хлеб?» лучше сказать просто «Пожалуйста, передай мне хлеб!» и поблагодарить за выполненное действие.

Разговаривая с ребенком, взрослый должен следить за скоростью речи, четкостью дикции, хорошей артикуляцией, адекватностью интонации и жестикуляции, а также за правильным построением предложения. Такая речь способствует правильному усвоению ребенком системы родного языка, а грамматические конструкции исподволь формируют мышление ребенка. «Мы не пойдем сегодня на улицу, потому что идет дождь», «Нам надо поторопиться, чтобы не опоздать на праздник».

В высказываниях взрослого нежелательны слова-паразиты («это, как его…», «в общем, короче…»).
Погруженный в речевую среду родного языка маленький ребенок копирует образцы речевого (и неречевого!) поведения бессознательно, не анализируя. Подражая, ребенок присваивает себе различные диалоговые «шаблоны», а затем наполняет и дополняет их своим содержанием. Важно дать ребенку необходимые инструменты для речевого общения.

Например, малыш упал и теперь плачет. Помогая ему встать, взрослый сопровождает свои действия словами: «Ай-ай-ай! Сережа упал, ударился, Сереже больно!». Называя различные физические и душевные состояния ребенка, мы вооружаем его необходимыми речевыми средствами для последующих аналогичных ситуаций. Сначала мама заботливо спрашивает малыша: «Ты плохо себя чувствуешь? Тебе нездоровится?», а позднее ребенок и сам сможет сказать: «Я плохо себя чувствую, мне нездоровится».

Комментируя действия малыша, взрослый может существенно расширить его словарный запас: «Я вижу, ты решил положить в грузовик мамины тапочки и папины босоножки, твой грузовик перевозит обувь!»

Для закрепления у маленького ребенка позитивного опыта коммуникации взрослый всегда должен быть «благодарным слушателем». Важна также и последующая обработка взрослым высказываний ребенка. Сначала мама внимательно слушает, всем своим видом демонстрируя заинтересованность, а затем повторяет некоторую часть того, что сказал ребенок, исправляя грамматические и фонетические ошибки. При необходимости мама приходит ребенку на выручку, помогая закончить высказывание или подсказывая нужное слово. «У меня нет таких… таких красивах…» – «У тебя нет таких красивых бус? Не страшно! Подрастешь, и у тебя тоже будет много красивых бус!»

Поскольку малыш окружен любящими взрослыми, которые делают все, чтобы понять его и даже предупреждают его желания, у него часто не возникает необходимости четко формулировать и озвучивать свои высказывания. А ведь главной движущей пружиной развития речи как раз и является ситуация невозможности выйти из затруднения или решить какую-то проблему без речевой коммуникации! Ребенок привыкает к тому, что его собеседник – любящий взрослый – и так все поймет, и поэтому не стремится должным образом оформить свою речь. В разумных пределах, если дело не касается здоровья и безопасности, взрослый должен время от времени «не понимать» ребенка, подталкивая его к построению связных осмысленного и правильно оформленного высказывания.

Потребность понять и быть понятым чаще всего возникает во время совместной деятельности или игры, и никакой электронный тренажер этого не заменит.

В возрасте до 7 лет важно дать ребенку правильные образцы речевого поведения, связанные с ролью говорящего и слушателя (внимательно выслушать собеседника, соблюдать очередность в диалоге, правильно формулировать вопрос или просьбу и адекватно реагировать на них, различать стиль общения с ровесниками и взрослыми, знакомыми и чужими). Взрослый должен обеспечить ребенку возможность усвоения диалоговых моделей в различных видах социальной активности взрослых (на почте, в поликлинике, магазине, детском саду, семье). Ребенок видит и слышит, как родители обращаются с продавцом, врачом, случайным прохожим, как реагируют на вопросы и просьбы, как начинают разговор, как прощаются.

Значительный вклад в речевое развитие ребенка вносит чтение детской литературы. Маленьким детям больше подходят народные сказки в обработке А. Афанасьева, Л. Толстого, К. Ушинского. Детям постарше можно читать и авторские сказки.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для правильного речевого развития ребенка в первом семилетии ему требуется погруженность в речевую среду, дающую надлежащий пример речевого общения. Говорить в присутствии ребенка следует правильно выстроенными, завершенными фразами с ясной интонацией и выразительной мимикой, при необходимости используя подходящую жестикуляцию. Важна четкая дикция, хорошая артикуляция, доступный темп речи. Для маленького ребенка лучше подходят короткие фразы с многократными повторами ключевых слов. Взрослый озвучивает свои действия и действия ребенка, избегая абстрактных понятий, не связанных с ситуацией.

Речь – это специфический вид движения, и поэтому для ее развития полезна различная двигательная активность, а также разнообразная деятельность, требующая речевой коммуникации. Важную роль в речевом развитии ребенка играет социальная среда и степень его вовлеченности в различные виды деятельности (ролевая игра, разнообразная коллективная деятельность), а также возможность непосредственного знакомства с окружающим миром (природой и социумом).


Рецензии