От казаков днепровских до запорожских ч. 54

Конечно, панам было выгодно деньги получать «чистыми» от арендаторов-евреев, а не самим выжимать их с крестьян. Недовольных быстро отправляли не на каторгу или галеры, а сразу на виселицы. Конвеер смерти по доносам работал вполне исправно. Непримиримые противоречия между Украиной и шляхетской Польшей определялись отношениями украинских крестьян и польских помещиков. Поэтому основной и решающей силой в освободительной борьбе украинского народа стало крестьянство. Весной 1648 г. людское горе наконец прорвалось и выплеснулось в мощное освободительное движение... Поздней ночью 7 декабря 1647 г. отряд всадников из двух-трёх десятков человек полным аллюром уходил степью в Запорожскую Сечь, которая была тогда на «Микитином Рогу», с целью поднять и возглавить восстание. Среди всех казаков выделялся человек лет пятидесяти, крупного телосложения, с властным выражением на красивом и волевом, но уже несколько обрюзгшем, лице. Черты его дышали отвагой и неукротимой энергией, а в глубине чёрных глаз пряталась постоянная хитринка. Одет он был по казацкой моде, но несколько богаче остальных. Не только сын Тимош, но и все следовавшие с этим видным казаком, обращались к нему не иначе как «батько». Любой житель Чигирина опознал бы в нём казацкого сотника Зиновия Богдана Хмельницкого. Выделялся в конном отряде ещё один казак Иван Ганжа. Широкоплечий, черноволосый и широкоскулый он, судя по всему, был выходцем из молдаван.

Являясь давним приятелем Хмельницкого, Ганжа делил с ним и тяготы военной службы и веселые застолья. Он был самым близким другом Богдана, и одновременно преданным слугой, и «дядькой-воспитателем» его старшего сына Тимоша. В боях и походах они не раз выручали друг друга и спасали от гибели. Остальные всадники были самые надёжные и верные люди из чигиринской сотни, которым Хмельницкий мог довериться и, которые готовы были отдать жизнь за своего сотника. Исследователи едины во мнении, что будущий гетман Украины родился в 1595 г. (или близко этой даты), вероятнее всего, в г. Чигирине, (возможно рядом в 8 верстах, в х. Субботове) в семье мелкого польского шляхтича выходца из Люблинского воеводства (точнее из местечка Хмельник). Богдан был крещён по католическому обряду, на что указывает его второе имя Зиновий, а к православию обратился, по-видимому, не ранее 1623 г. Если его мать была действительно дочерью гетмана Богдана, то речь может идти лишь о Богдане Микошинском, который именовал себя в 1586 г. гетманом запорожским. Менее вероятно, чтобы это был князь Богдан Ружинский, или Богданко, запорожский гетман в 1575-1576 гг. (согласно Э. Ляссоте и в 1594 г), хотя некоторые авторы допускают и такую вероятность, полагая, что род Хмельницких происходит от молдавских бояр. Известен также запорожский гетман Фёдор Богданов, осадивший в 1575 г. Кафу и освободивший много пленных, но вряд ли речь может идти о нём. Нельзя не упомянуть также, что и сын Богдана - Юрий Хмельницкий в бытность свою гетманом в 80-х гг. ХVII в. официально подписывался «Гедеон - Георгий - Венжик Хмельницкий».

Н.И. Костомаров писал, что отец Богдана получил в качестве имения х. Субботов за верную службу у чигиринского старосты пана Даниловича и это утверждает в мысли, что Михаил Хмельницкий был добропорядочным католиком и мог до 1596 г. служить сотником в реестровом казацком полку или позже в надворной казацкой хоругви старосты. Учился в Киевском духовном училище и у иезуитов в польском Ярославце-Галицком (г. Львов), скорее всего между 1610 и 1615 гг. Овладел польским, латинским и французским языками. Наряду с хорошим по тому времени образованием, имел и достаточно сильную военную подготовку, метко стрелял из лука и никогда не оставлял сабли. В хорошем настроении мог поиграть на бандуре, не отказывался выпить меда, водки, пива. Осенью 1620 г. великий коронный гетман Жолкевский с 8400 солдат двинулся против турок в Румынию на помощь молдавскому господарю Грациану. В отряде были отец и сын Хмельницкие. 20 сентября Жолкевский у дер. Цецора вблизи г. Яссы, что на р. Прут, вступил в сражение с превосходящими силами противника (10 тыс. турецких солдат и 25 тыс. татарской конницы) и потерпел неудачу. Польские военачальники на военном совете приняли решение отходить. Часть войска во главе с Хмелецким бежала, и у гетмана осталось всего 4 тыс. 300 чел. С этими ничтожными силами он начал геройское отступление, форсируя речки, преодолевая горы и стремясь добраться до польской границы. Всего несколько верст оставалось до Могилева (на Днестре). Там проходила граница Польши с Турцией, когда 6 октября в польском лагере по какому-то поводу произошло волнение и этим воспользовались турки: многих убили, а ещё больше захватили в плен.

В этом сражении пал геройской смертью и коронный гетман Жолкевский. Когда именно погиб отец Хмельницкого, а сам Богдан был взят в плен - 20 сентября или 6 октября, точно не известно. Из двухлетней неволи в Константинополе, где Хмельницкий овладел турецким и татарским языками, познал восточные обычаи, его чудом освобождают посредством выкупа. Представляется, что Хмельницкий был выкуплен из плена не королем или запорожцами, а за счёт собственных средств. После возвращения Богдан значительную часть времени стал уделять управлению своим хуторским хозяйством на р. Тясмин. Он привёл его в порядок, обустроил усадьбу и занялся делами личного характера. Историки полагают, что Хмельницкий в восстании Жмайла участия не принимал и в казацкий реестр был вписан не ранее 1625 г. при М. Дорошенко, который носил официальный титул «старшего войска его королевской милости запорожского». Служба в реестре, где Богдан числился обыкновенным городовым казаком чигиринской сотни, позволяла ему, как угодно, располагать своим временем. Известно, что Дорошенко, опасаясь возрастания роли Запорожской Сечи, сам возглавлял походы запорожских казаков против турок и татар, привлекая для этой цели и реестровиков. Б. Хмеля участвовал в этих походах и приобрёл такой авторитет среди реестровых и запорожских казаков, что по некоторым данным, в 1629 г. сам в качестве наказного гетмана возглавил один из успешных морских походов на Константинополь.

Основной же причиной того, что Хмельницкий связал свою судьбу с казаками, являлась, по-видимому, трезвая оценка реальной социально-политической ситуации, сложившейся в то время в Малороссии. На службе у поляков при всей его образованности и коммуникабельности он, являясь православным, выдвинуться не мог. В глазах любого польского вельможи Богдан выглядел «схизматом» со всеми вытекающими последствиями. В казачьей среде с его острым умом, прирождённой хитростью и великолепным образованием Хмельницкому нетрудно было приобрести и авторитет, и уважение и стать своим на Сечи. Женился Хмеля довольно поздно, в возрасте примерно 34-35 лет, на дочери заслуженного казака Семёна Сомка - Ганне. Примерно в 1630-1631 гг. он возглавлял чигиринскую казачью сотню. В 1632 г. у него родился первенец Тимофей, но почему-то не в Чигирине или Субботове, а в Каменце (Подольском), видимо, в это время его супруга находилась у родителей. Летом 1633 г. Хмельницкий со своей сотней участвует в сражениях под Смоленском, где за проявленную отвагу королём Владиславом IV награждается золотой саблей. По-видимому, тогда же (или по другим источникам в 1637 г.) у него рождается второй сын - Андрей. Усердие и мужество чигиринского сотника в смоленском походе польским правительством было оценено по достоинству, и он уже становится войсковым писарем реестрового войска. Должность по рангу очень высокая - через писаря осуществлялись все контакты с правительством и королём, а также и, при необходимости, с другими государствами.

Несмотря на то, что в восстаниях 1634-1638 гг. имя Хмельницкого, как и подавляющего большинства реестровиков, не встречается, Ординация 1638 г. коснулась и его - он понижен в должности и вновь становится чигиринским сотником. В последующее десятилетие гонения на казаков усилилось. Хотя реестр сокращён не был, однако вся старшина стала назначаться только из людей шляхетского звания. Старшим реестрового войска стал комиссар Пётр Комаровский. С целью пресечения побегов за пороги была восстановлена крепость Кодак. Русский историк, публицист Николай Иванович Костомаров сообщает, что после окончания ремонтных работ Конецпольский с казацкой старшиной поехал осматривать неприступную фортецию. Находясь в крепости, он обратился к казакам с вопросом: «Как вам кажется Кодак?», на что получил ответ Хмельницкого на латинском языке: «Что человеческими руками создаётся, то человеческими руками и разрушается». Мятежи и восстания 1630-х гг. привели поляков к убеждению, что к казакам и русскому населению Малороссии в целом нужно применять самые строгие меры. Уже Потоцкий, после подавления восстания Павлюка, всю дорогу от Днепра до г. Нежина уставил сотнями посаженных на кол мятежников, как некогда поступил Марк Лициней Красс с рабами, после поражения восстания Спартака, распяв их на крестах. В дальнейшем подобным образом, поляки расправлялись с хлопами за одну лишь попытку неповиновения. Один из малороссийских летописцев сообщает: «С этого времени всякую свободу у казаков отняли, церкви и обряды церковные жидам запродали.

Продолжение следует в части  55                http://proza.ru/2019/01/19/598          


Рецензии