Учитель химии

      
Это было в 60- ые годы в Москве. Химию школьники тогда изучали, начиная с 7 класса, а экзамены проходили каждый год по всем предметам, а значит, и по химии. В одном из  седьмых классов в школе района «Отрадное» был мальчишка, который с первых уроков химии влюбился в неё и потребовал у родителей срочно купить ему набор «Юный химик». Этот набор продавался в ГУМе. Узнал Ромка об этом наборе от мамы, которая работала в ГУМе продавцом. По просьбе сына мать принесла набор в дом, предупредив, что пусть он свои опыты проводит на балконе, а ещё лучше вообще во дворе. Сын был рад, что теперь он может хоть каждый день «химичить». К набору прилагалась инструкция с объяснениями, как пользоваться химикатами и описывались меры предосторожности. В школе учительница тоже каждый раз перед лабораторными и практическими занятиями обязательно проводила инструкцию по технике безопасности. Ромка всё понял и, работая с химикатами, а особенно, когда приглашал к себе ребят, чтобы что-то им показать, старательно выполнял все инструкции. Так прошли полгода. У Ромки было «5» по химии, он не только изучил свой учебник уже до конца, но и начал читать учебник 8 класса. Одновременно он нашёл в библиотеке книгу «Занимательная химия», принёс домой и стал делать опыты оттуда. Среди опытов, которые привлекли его внимание, было маленькая бомбочка. Описывалось, как её сделать, как потом взорвать, чтобы никто не пострадал. Первую свою бомбочку Рома понёс в школьный двор,  там, рядом был большой пустырь. Взрыв никого бы не напугал, и никакие дети не оказались бы рядом. Короче, там, на пустыре он проверил своё первое «детище». Опыт прошёл прекрасно, но Роме захотелось не только самому посмотреть на взрыв, но и показать его друзьям. Следующую бомбочку он взрывал в присутствии троих друзей, предварительно договорившись с ними, что они будут стоять на безопасном расстоянии от взрыва. Весть о том, что Ромка делает бомбы, разнеслась по школе, и  мальчишки группами стали надоедать Роме просьбами, показать бомбу и взрыв. Теперь он регулярно ходил с группой ребят на свой  «полигон». Все мальчишки слушались его и во время взрыва стояли на безопасном месте. Но однажды брат одноклассника Романа Петька семи лет увязался за братом на «полигон». Во время взрыва он побежал посмотреть поближе, что с бомбочкой станет. Увидев, что мальчишка в опасности, Ромка бросился наперерез парню, отпихнул его, но в это же время осколки бомбы и химикатов с землёй обсыпали его лицо и руки. Первое время он ничего не видел, кожа лица болела, руки были обожжены. Дело было перед самым экзаменом по химии, и Роме пришлось перенести экзамен на осень по состоянию здоровья. Учительница хотела договориться с директором, чтобы он не сдавал экзамена вообще, зная его любовь к предмету, но Роман сам запротестовал, узнав о такой возможности. Он любил химию и не хотел, чтобы кто-то подумал, что его «пятёрка» не настоящая , а поставлена из жалости.  Осенью Ромка сдал экзамен за 7 и сразу за 8 класс по химии. Перейдя в 8 класс вместе со всеми, он изучал самостоятельно химию 9 класса и под наблюдением учителя делал лабораторные и практические работы по программе 9 класса, когда все одноклассники занимались по программе 8 класса. Через полгода Роман сдал химию 9 класса и приступил к программе 10 класса, которую освоил к концу учебного года. В то время школы были десятилетки. Так Рома получил первую свою «пятёрку» в аттестат зрелости в 8 классе. Следующие два года во время уроков химии он сидел в лаборантской комнате и читал учебники вуза.

Поступил Рома на химфак МГПИ им. Ленина с первой попытки и уже через три года( вместо пяти лет) получил диплом учителя химии и распределение в школу всё в том же «Отрадном» в Москве. Его место работы был очень близко от дома и от родной школы, где прежде он делал бомбочки. Часто после уроков Роман Алексеевич приходил к своей учительнице химии за советом и педагогическим, и чисто химическим, как , например, лучше показать тот или иной опыт. Конечно, совет он всегда получал, радуясь тому, что всегда может придти к своей «химичке» по любому поводу. «Химичка» тоже была довольна, что любимый «химик» продолжает её дело.


Рецензии