Краеугольные стороны притч соломоновых
Книга Притчей Соломоновых в еврейской Библии помещается в третьей части библейского канона среди так называемых «кетубим» или «агиографов», и в ряду их занимает второе место. Сразу после книги псалмов и пред книгой Иова. Еврейское название книги Притчей «Мишле» как и греческое: Proverbs Salomady (на англ.яз.) и латинское Вульг: liber prorerbiorum и под. указывают на преобладающую форму изложения этой священной книги, содержание которой составляют именно притчи. Другими словами, в большинстве случаев отрывочные, афористические, иногда же связные, в последовательном порядке изложенные изречения, в которых предлагаются то умозрительные истины – главным образом религиозного свойства напр. о Боге, Его свойствах, мироуправлении и о Божественной Премудрости. Чаще всего – это разнообразные правила практической мудрости, благоразумия и поведения в жизни религиозно-нравственной, общественной, трудовой, хозяйственной и семейной. Иногда – опытные наблюдения над ходом жизни, дел и судеб человека и мира. Словом, притчи обнимают и захватывают всю совокупность вопросов знания и жизни представлявшихся наблюдению, размышлению древнего еврея – теократа, в своем духовном складе определявшегося законом Моисеевым и своеобразным характером древнееврейской ветхозаветной истории. Основное значение еврейского машал: «сравнение» или «подобие». Тут речь не с буквальным только смыслом, но и с переносным, то есть, речь, в которой явление, например, нравственного миропорядка уясняется через сравнение с явлением мира физического (ср. Иез.17:2-24; Притч 25:11). Сравнение при этом принимает неодинаковые формы, откуда и получаются различные виды притчей:
1. притчи синонимические; вторая половина стиха повторяет мысль первой, только в несколько другой форме (Прит.11:15,15:23);
2. антитетические, в них второе полустишие выражает обратную сторону данной в первой строке истины, или прямую противоположность ее (Прит.10:1-4, 18:14);
3. притчи параболические, соединяющие в себе элементы притчи синонимической и антитетической: они представляют нечто сходное в совершенно различных родах явлений особенно явлении этических и физических, причем первая строка стиха представляет какой-либо штрих из картин природы, а вторая – какую-нибудь этическую истину (первое полустишие представляет аллегорическую картину; второе – объяснительную подпись к ней) (Прит.11:22, 25:11).
Бесспорно, «притчи» есть суть - продукт субъективного творчества мудреца, продукт самодеятельного упражнения мудреца в законе, но, однако совершенно недопустима мысль некоторых западных библеистов, будто мудрость книги Притчей не имеет связи с религией народа Божия, даже стоит в противоречии с нею. Напротив, религия составляет основную почву всех изречений книги Притчей, закон Моисеев – это основное предположение всех нравоучительных и других идей книги: откровение Божественное – неизменный источник всей богопросвещенной мудрости. Отсюда притчи Соломоновы от другой восточной притчи отличаются именно своим религиозным направлением и отпечатлевшимся на них характером откровения, из которого они проистекают, а вследствие этого – характером определенности и безошибочности, с какими здесь поняты все отношения жизни и возведены к познанию определенного Богом назначения человека.
Употребление и злоупотребление притчами
Отцы Церкви и средневековые богословы приписывали всю книгу Притчей Соломону. В новое время некоторые ученые, например, Делим, Цокклер и Ригм, приписывают большую часть книги Соломону, а приложения ко второй и третьей частям и введение -позднейшему времени и другим неизвестным лицам; некоторые, например Рейс, «ничего Соломоновского» не находят в этой книге: «все здесь - ослепленного происхождения». Однако в этом круговороте и заключены Богословы – вечные споры в попытке постичь, доказать и показать всему миру истину. Но едва ли православный богослов, подобно протестантам (опирающимся исключительно на еврейский текст и его непогрешимость), имеет особенную нужду признавать безусловно точными и руководственными для себя эти мнимые надписания, тем более, что и самый нынешний еврейский текст дает очень мало к сему оснований.
Для начала поговорим о том, что следует помнить - в древнееврейском притчи называются, «meshallim» («притчи» или «специально придуманные высказывания»). Притча - это краткое и точное выражение истины. Чем короче высказывание, тем менее вероятней, что оно будет в общем точным и в общем применимым. Известно, что весьма компетентные, тщательные и детальные утверждения факта не только трудны для понимания, но и большинство людей способны их запомнить. Поэтому притчи сформулированы в броской форме, чтобы их можно было с легкостью запомнить. На древнееврейские многие притчи имеют некий ритм, звукоповторы и терминологические качества, которые делают их исключительно легко запоминающимися. Повторение односложных слов и ритм и рифма двусложных слов - это элементы, дающие этим пословицам определенную запоминаемость.
То же и с древнееврейскими притчами. Их нужно понимать разумно и принимать соответственно. Они не утверждают об истине, но указывают на нее (технически часто неточны). Но, как заученные путеводные нити для того, чтобы сформировать определенное поведение, они не имеют равных. Рассмотрим Притчи 6:27–29: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не пригорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего; кто прикоснется к ней, не останется без вины».
Кто-то может подумать: «Но эта последняя строка неясна. А что если почтальон случайно дотронется до жены другого человека, разнося почту? Будет ли он наказан? Разве нет тех, которые прелюбодействуют и делают это беззаконно?» Но такие толкования пропускают смысл. Притчи используют образный язык и выражают вещи предположительно, а не детально. Смысл пословицы в том, что прелюбодеяние подобно игре с огнем. Бог проследит за тем, чтобы в этой жизни или в последующей, прелюбодей был наказан своими же поступками. Слово «прикоснется» в последней строке не нужно понимать буквально (ср. 1 Кор. 7:1; см. гл. 2), если нет желания исказить смысл вдохновенного Святым Духом послания. Притча не должна рассматриваться слишком буквально или в слишком общем плане, если ее смысл должен вам помочь. К примеру, Прит. 9:13–18.
«Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда», и скудоумному сказала она, "Воды краденные сладки, и утаенный хлеб приятнее». И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные его».
Это пример лаконичной притчи, так как она включает в себя целую аллегорию. Здесь глупая женщина, противопоставленная мудрости жизни, олицетворенная как девушка легкого поведения, пытающаяся завлечь прохожих в свой дом. Глупец характеризуется своим стремлением к запретным плодам. Но конечный результат жизни глупца - не долгая жизнь, успех или счастье, а смерть. «Отойди от глупца» - вот послание этой краткой аллегории. «Не подавайся: Проходи мимо этих искушений, которые глупец считает привлекательными». Мудрый и благочестивый человек будет искать жизни, свободной от эгоизма глупца. Подобные притчи похожи на притчи, рассказываемые Иисусом и другими, в том, что они выражают свою истину символическим образом.
Приведем еще один пример:
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит.16: 3).
Это тот тип притч, которые чаще всего неправильно толкуются. Не осознавая, что притчи - это неточные утверждения (указывающие на истину образно), человек может воспринять Притчи 16: 3 как прямое, четкое обещание Божие, что если посвятить свои планы Богу, то они должны увенчаться успехом. Те, кто считает так, могут разочароваться. Посвящая какой-то совершенно эгоистичный и идиотский план Богу, а затем, когда он увенчался успехом хотя бы на минуту, такой человек может решить, что Бог благословил его. Поспешный брак или опрометчивое деловое решение - все может быть посвящено Богу, но в конце концов привести к несчастью. Или человек может предоставить Богу осуществлять его заранее неосуществимый план, а затем удивляться, почему Тот не сдержал Своего обещания, почему взял назад Свое Слово. И в том и в другом случае они не могут понять, что притча - это не категорическое, всегда применимое железное обещание, но более общая истина. Она учит, что жизни, посвященные Богу и прожитые в соответствии с Божьим определением успеха. Но в соответствии с мирским определением успеха, результат может быть противоположным. История Иова красноречиво напоминает нам об этом.
Если же эти притчи рассматриваются в их собственных терминах и понимаются как особая категория наводящей на размышления истины, они становятся важными и полезными дополнениями к жизни.
Мудрость в притчах
Богослов А.Н. Лопухин дал определение Книге притчей Соломоновых как «философско-религиозному трактату, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей».
Вполне с этим согласен и особенно того, что касается «впечатления на слушателей». Книга Притчей – это в первую очередь место для продиктованной благоразумной мудрости - правил и предписаний, которыми могут пользоваться люди, чтобы помочь себе жить ответственной и успешной жизнью. По контрасту с Екклесиастом (который использует созерцательный цинизм как фон мудрости), и с Иовом (использование созерцательной мудрости относительно несправедливости жизни в этом мире), мудрость притч концентрируется в основном на практических взаимоотношениях. В качестве обобщения важно отметить, что притчи учат тому, что можно назвать «старомодными и основными ценностями».
Соломон царствовал с 970 по 931 г. до н. э. В начале своего царствования Соломон во сне «встретился» с Богом и попросил у него мудрости. Яхве исполнил просьбу царя, добавив, что тот станет обладать непомерным богатством и славой, если будет соблюдать божественные законы. Впоследствии о времени царствования Соломона вспоминали как о «золотом веке». Мудрость Соломона вошла в легенды, ему приписывались многие мудрые высказывания и даже целые книги.
Предлагаю немного отойти от главной темы и припомнить одну историю. Особой известностью пользовались приговоры царя. Однажды к нему пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей. Ребенок одной из них ночью умер, и, заметив это, она потихоньку подложила его соседке, а себе забрала живого. Вторая мать лишь утром заметила подмену. Напрасно она умоляла о возвращении своего ребенка, мать мертвого ребенка твердила: «Нет, твой сын мертвый, а мой живой». Они предстали перед царем. Тот приказал рассечь ребенка на две половины, одну отдать матери, а другую второй женщине. Тогда настоящая мать сказала царю, что она согласна, чтобы ребенка отдали другой женщине, только бы не умерщвляли его, другая же говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так узнал царь правду и велел отдать ребенка настоящей матери.
Мудрость Соломонова привлекала внимание не только его народа, но даже царей других стран. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (3 Цар. 10:23).
В годы своего царствования Соломон построил храм Богу, давшему ему великую премудрость. В самом святом месте храма стоял ковчег. Однако Соломон не выполнил своего обещания — в своем государстве он позволил существовать и другим религиям. Отвернувшись от Яхве, он потерял мудрость.
Считалось, что за свою жизнь Соломон рассказал около трех тысяч притчей. Но притчи и изречения, собранные в Книге Притчей Соломоновых, создавались в течение многих веков, а книга появилась лишь после возвращения евреев из плена. Но традиция считает их автором Соломона, которому Бог дал «мудрость и весьма великий разум» в третьей книге Царств (3 Цар.4:29).
Подавляющее большинство притч связано с повседневной жизнью «премудрость возглашает на улице» Книга Притч. (Прит.1:20), в них мало религиозных элементов, это объясняет то, что многие притчи превратились в пословицы: «Кто роет яму, тот упадет в нее» (Прит.26:27), «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына» (Прит.13:25), «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим» (Прит.19:4).
В книге мудрость противопоставляется глупости. Мудр тот, кто в любой жизненной ситуации сумеет выбрать верный путь, глуп тот, кто постепенно теряет свой путь. «Начало мудрости — страх Яхве: глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7); «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Прит.4:18 -19).
Мудр тот, кто выбрал верный путь, он будет за это награжден, глуп тот, кто идет неверным путем, ибо рано или поздно будет за это наказан. «Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие (Прит.3:35).
Кто же является мудрецом, идущим по верному пути? На этот вопрос знают ответ притчи и изречения, рассказывающие, как поступать в различных жизненных ситуациях. К примеру: «Вспыльчивый может сделать глупость, а благоразумные увенчаются знанием» (Прит.14:17-18), «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Прит.10:5).
В притчах объясняются и нормы поведения людей. «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым (Прит.21:24); «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресмыкающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубища» (Прит.23:20-21).
Притчи предостерегают от лени: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам праздно любцев, тот скудоум» (Прит.12:11).
Заключительная часть книги — «похвала добродетельной жене» — является собранием азбучных истин для девушек, готовящихся вступить в брак. Добродетельная жена готовит все необходимое для семьи, наблюдает за своими домашними, помогает бедным. Речь ее мудра и добра. Она уважает своего мужа, который восхваляет жену: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит.31:29).
Притчи Соломона направляли жизнь людей тысячелетиями. Думаем, что еще не одну сотню лет следующие им будут жить мудро и счастливо.
Обратная сторона мудрости
Настоящий муж Божий с равным интересом относится как к богословским рассуждениям, так и к нравственному наставлению. Истина, которая в Иисусе, которой Он нас научает, - практична (Еф.4:20–24). Тогда как другие части Писания показывают славу нашего высшего звания, Книга притч подробно объясняет, как нам следует жить, чтобы быть достойными этого звания. Мы смотрим в нее как в микроскоп и видим мельчайшие детали своей христианской жизни, особенно глупость.
И теперь можно смело перейти к следующему углу обозрения Притчей – глупости.
О ней в притчах можно сказать значительно меньше, нежели о мудрости и премудрости. Уже хотя бы потому, что книга учит именно мудрости, а глупость дана лишь ка примеры того, чего не стоит совершать.
Книга Притчей учит, как жить в этом мире успешно и благословенно. В книге раскрываются три тысячи мудрейших изречений Соломона и 1005 песен (3 Цар.4:32). В комментариях Макдональда используется интересная цитата Дерека Киднера о сущности этой книги: «Это не портретный альбом и не книга о хороших манерах: она предлагает нам ключ жизни. Примеры поведения, которые она демонстрирует, оцениваются одним критерием, который можно обобщить вопросом: «Это мудрость или глупость?»
В связи с тем, что мудрость (и незначительная частица глупости) перечислены выше, предлагаю обратиться к местам Писания именно о глупости. Их можно смело перечислить, так как их значительно меньше, чем тех, в которых преобладает мудрость.
«Страх Господень есть начало мудрости: и познание Святого является понимание» (Прит.9:10).
В принципе, для успешной жизни на земле нужно следовать двум принципам: почитать Бога в трепете пред Ним и понимать людей. Соломон раскрывает нам три типа людей: наивные, мудрые и глупые. Изучая и приобретая мудрость, мы научимся различать характеры людей. Значит и вовремя ориентироваться, как себя вести с ними. С мудрыми - легко и интересно. С глупыми - остерегаться их глупости и не следовать глупому примеру, совету, поступку. С наивными (некоторое продолжение или ответвление глупости) - с сочувствием и пониманием.
«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Прит.1:7)
У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите
у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения.
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.»(Прит.14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов(Прит.31:10).
Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы.
Теперь перечислим другие стихи на тему глупости, которые совершенно не нуждаются в пояснении:
«Кто надеется на себя, тот глуп» (Прит.28:26);
«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (Прит.17:28);
«Для глупого преступного деяния как бы забава» (Прит.10:23);
«У глупого тотчас же выкажется гнев его...» (Прит.12:16);
«Родил кто глупого - себе на горе, и отец глупого не порадуется» (Прит.17:21);
«Лучше встретить человеку медведицу, лишённую детей, нежели глупца с его глупостью» (Прит.17:12).
Царь Соломон был мудрым из мудрейших правителей в Иерусалиме. И эта мудрость была дана ему Самим Богом. Он как никто другой знал, какая сила содержится в наших словах. В святом Писании приводится много примеров того, как язык глупого может стать для него погибелью.
Притчи Соломона не раз учат нас следить за своей речью, поступками, потому что потом это может обернуться против Вас:
«Уста глупого ведут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Прит.18:6-7). Из этого отрывка следует, что человек, который не следит за своей речью, может попасть в самые тяжелые ситуации, приводящие к самым печальным последствиям.
«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои» (Прит.23:9);
«Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его» (Прит.27:22);
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Прит.26:4-5);
«Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих» (Прит.27:3);
«Глупые умирают от недостатка разума» (Прит.10:21);
«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Прит.14:15-16);
«Глупый не любит знания, только бы выказать свой ум» (Прит.18:2);
«Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Прит.26:11);
«Разум для имеющих его – источник жизни, а учёность глупых – глупость» (Прит.16:22).
Как можно отметить, достаточно ясный язык выражения позволяет без особого труда изобличить глупца с его глупостью и возможность не совершать подобные действия и поступки. Данные стихи из притч пробуждают в людях стремление к учению, обогащению своих знаний; призывают перенимать опыт и знания умных людей, внимательно вслушиваться в их речи, умом своим прокладывать себе дорогу в жизни; показывается превосходство ума над глупостью: «На умного больше влияет одно предупреждение, чем на глупца сто ударов».
Если же подразделить стихи на отдельные разделы, получается примерно следующая картина: глупость характеризуется такими вещами как преступление (Прит.1:10-19; 4:14-19), беспечное обещание или обязательство (Прит.6:1-5), лень (Прит.6:6-11), злобная беспечность (Прит.6:12–15) и половая нечистота, которая особенно отвратительна Богу и вредна праведной жизни (Прит.2:16–19; 5:3-20; 6:23–25; 7:4-27; 9:13–18; 23:26–28). Кроме того, Притчи побуждают на такие вещи как забота о бедных (Прит.22, 22:27), уважение глав правительств (Прит.23:1–3; 24:21–22), важность наказания детей (Прит.22:13–14), умеренность в потреблении алкоголя (Прит.23:19,21,29,35) и уважение к родителям (Прит.23:22–25).
Специфический религиозный язык редко используется в Притчах. Он несомненно присутствует (ср. 1, 7; 3,5-12; 15,3:8–9,11; 16:1–9; 22:9,23), но не доминирует. Не все в жизни должно быть строго религиозным, чтобы быть благочестивым. Притчи могут служить коррекцией чрезвычайной тенденции одухотворять все, как будто что-то неправильно с физическим миром, как будто Бог сказал «это плохо» вместо «Это хорошо», когда впервые взглянул на дело рук Своих.
***
В заключении хотелось бы привести следующий стих: «праведный и при смерти своей имеет надежду». По этому поводу Дейз – немецкий богослов-либерал замечает: «Этот стих свидетельствует о том, что ветхозаветные верующие знали о жизни после смерти. Во время бедствия нечестивого постигает невообразимый ужас. Он не знает, куда обратиться. Но праведник не боится этого последнего зла. Он знает, у кого искать убежище и куда он направляется». Диодати же говорит: «Праведники умирают в Божьей благодати, с непоколебимой уверенностью в том, что их душа будет спасена, а их тело ожидает славное воскресение».
Притчи Соломона – это в первую очередь итог его жизненного опыта, который он передает не только своему наследнику, но и всем людям, желающим жить в мире и согласии со своей совестью. Страх Господень, который многие читающие притчи Соломона воспринимают буквально, обозначает уважение и почитание Божественного завета о том, как следует жить всем людям на земле. Книга притчей Соломоновых также актуальна и в наши дни. Многие христианские сайты дают возможность слушать премудрые заповеди Соломона онлайн.
Царь Соломон построил Иерусалимский храм, невиданной прежде красоты и пышности, и его притчи нельзя рассматривать, как пустые нравоучения. Только большая любовь, забота о будущих поколениях своих наследников могла подтолкнуть человека на написание подобного труда.
Каждый человек не застрахован от ошибок в суждениях и поведении, но лучше слушать советы старшего поколения, чем набивать свои шишки, проверяя правдивость учения Соломона. Многочисленные сайты в интернете помогают изучить Библию всем желающим развиваться духовно. Книга притчей Соломоновых – яркий образец мудрого отношения правителя – отца к своему народу в настоящем и будущем.
Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона. Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости. Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер.
Источник всякой истинной мудрости для Соломона — в законе Божьем. Совокупность наставлений в притчах представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.
В книге Притчей также нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы. Читать притчи Соломоновы – значит постигать величайшую мудрость. Аминь!
Свидетельство о публикации №217091002183