Уценка Героев

               

                Побывать в кабинете Льва Троцкого,  «в том самом»,  где
20 августа 1940 года  разыгралась трагедия его убийства, было интересно не столько в обозрении непосредственного места событий, сколько  прочувствовать сам психологический момент происшедшего.   
Я думаю не стоит напоминать патологическую ненависть двух бывших  большевиков сподвижников — Льва Троцкого и Иосифа Сталина.
Об этом пестрят многие тома мемуаров, биографических эссе, и прочих занимательных измышлений.
 Столько же красочных описаний версий злодейского убийства второго, после Ленина, революционера -марксиста Льва Троцкого.
Однако, весь рой этих мыслей вдруг замкнулся на роле убийцы Рамона Меркандер ( Рамон Иванович Лопес).
« Вот солидный, ничем не примечательный стол Льва Давидовича.
Вот Рамон,  подав ему для проверки, а главное, для отвода глаз, свою «статью»,
якобы для удобства общения, «непроизвольно» перемещается за спину владельца стола.
В плаще, перекинутом на руке, он скрывает ледоруб, за поясом у него кинжал, а в кармане целый ...пистолет.»
 Рамон Меркадер готовится нанести удар создателю Союза Советских Социалистических Республик, изгнанному из страны, как врага народа ( советского).
Об этом много раз рассказывала его мама, Каридад дель Рио Меркандер — неистовая революционерка, безоговорочно верящая  только в одного коммуниста  - Иосифа Сталина.
Вспомним как все это начиналось.
Будучи тайным агентом  советской разведки, добрая мамаша, в 1937 году вовлекает своего сынка, в органы НКВД. А дальше,  с её любящего благословения, Рамона привлекают к осуществлению покушения на создателя IV Интернационала Льва Троцкого. Сынок, без раздумья, входит в роль жениха, весьма непривлекательной девицы (последняя её надежда) Сильвии Агелофф, входившей в окружение Троцкого. Счастливая избранница представляет своего, приехавшего в Мехико из Парижа жениха, хозяину виллы. Троцкий, поверив в искренность новоиспеченного троцкиста, приближает к себе молодого человека ( правильнее — молодого шпиона).

                ...В последнюю минуту, из всех имеющихся под рукой орудий убийства, Рамон останавливается на более надежном и смертельном ледорубе.
Отбросив мешающий плащ, он быстро намечает  нужный размах, и торопливо совершает его в момент, когда Лев Давидович, словно что-то почувствовав неладное пытается развернуться к подозрительному «революционеру».
Теперь Рамон, без каких -либо колебаний и раздумий, всаживает ему  в затылок тяжелый ледоруб.
Все же не зря он предпочел ледоруб пистолету и кинжалу : меньше шума от выстрела и минимум от испачканного в крови кинжала.
Ледоруб гарантировал убийце бесшумный и быстрый смертельный эффект, так необходимые для незаметного бегства с места преступления.
Однако, случилось непредвиденное: Троцкий внезапно закричал и, кроме того, имея рану глубиной в 7 сантиметров, он сумел набросится на убийцу, выбив из его рук орудие убийства. На шум сбежали охранники, которые, первым делом избили Рамона до полусмерти. И когда уже оставалось немного, чтобы прекратить жизнь агента, умирающий от раны Троцкий, успел остановить акт возмездия.
Троцкого увозит скорая помощь. Он проживет только сутки.
Полуживого Меркандеро тоже увозят, только в  тюрьму, но он после этого проживет ещё 38 лет, из них 20 лет срока лишения свободы, по мексиканскому закону максимального срока наказания.
Весь срок отсидки Меркадер, несмотря на постоянные побои в тюрьме, так и не признался мексиканцам, что являлся агентом НКВД, т. е. засланным убийцей. Советскому Союзу также было не резонно признавать подобные уголовные методы расправы со своими идейными противниками.
Впрочем, признание «своим» шпиона никогда не практиковалось  ни в каком государстве.
Только полностью отбыв срок и выйдя из тюрьмы 6 мая 1960 года,  Рамон Меркадер, наконец, открыл всю подноготную своего преступления.

Интересна реакция руководства Советского Союза, во главе с Н.Хрущевым. 
  Ещё недавно ярый разоблачитель несправедливых репрессий И. Сталина,  он , вдруг, становиться покровителем убийцы мирового вождя марксизма  Льва Троцкого.
Меркадер был торжественно принят в кремле и ему с почестями вручили …

 Указ Президиума Верховного Совета СССР
               
 За выполнение специального задания и проявление при этом героизма и мужества Рамона Меркардер ( Лопес Рамон Иванович) -  удостоить званием Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11089)

Председатель Президиума Верховного Совета

                Л.И. Брежнев

Награду вручил глава КГБ Александр Шелепин

Понятно, что инициатором награждения был Н.Хрущев.
Как руководитель массовых репрессий коммунистов на Украине, где в свое время он был Первым секретарем, он, очевидно, оценил метод убийства, а заодно «героизм и мужество» агента Меркадер.
Тогда почему же в это время отбывали срок заключения непосредственные  руководители операции «Утка» генералы  Наум Эйтингон и Павел Судоплатов?
Видимо они не проявили меркадеровского «героизма и мужества», а вернее всего Хрущев их упрятал из-за страха перед тенью членов «бериевской банды»
Так, благодаря неуемной патриотичности «Знай наших», Хрущев преподнес Советский Союз, как страну героев — убийц. 

Однако, в правление неадекватного Хрущева, были и другие присуждения звания «Героев», лицам не имеющим никакого отношения к героизму. 
Вдали от нашей родины, на берегах Северной Африки, египтяне в 1956 году приняли решение национализировать, принадлежащий англо- французской компании - «Суэцкий канал».
Дело, в принципе, логичное: на чьей земле канал, тому он и должен принадлежать. Но у капитализма другие законы и потому, естественно, страны владельцы не захотели добровольно расстаться со своей собственностью.
Началась Англо -Франко и, примкнувшей к ним — Израилем, война за обладанием каналом.
Почему в этой компании оказался Израиль?
Все очень просто. Египет, став хозяином канала, перестал пропускать через него израильские суда. Советский Союз посчитав, что Египет ведет справедливую войну, а тем более против Израиля, приветствовал президента Абдель Насера и его главнокомандующего маршала Абделя Амера как победителей.
 Отношения двух стран были сугубо практические: их объединяла общая вражда к США и Израилю
Уже позже, находясь с официальным визитом в Египте в мае 1964 года, в ответ на награждение Н.Хрущева высшим орденом Египта — Орденом Нила, он тут же, экспромтом, по личной инициативе, присуждает Насеру и Амеру звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина м медалей «Золотая Звезда» (№№ 11224, 11225)

Мы -то понимаем, что никакого геройство египтян для нашей страны и в помине не было, но мы также уже упоминали о неадекватности наших партийных лидеров.
Интересен финал биографий этих «героев».
Гамаль Насер, несмотря на покровительство СССР, а вернее, с его попустительства, запретил компартию Египта,  полностью истребив коммунистов.
Вступив в очередную войну с Израилем, «Герой Советского Союза» Насер потерпел жестокое поражение.
В Шестидневной войне 1967 г. египтяне были наголову разбиты израильской армией. Вновь был оккупирован Синайский полуостров, а неприятель подошел к Каиру на расстоянии 30 км.
А что же другой «наш герой» маршал Амер?
 Он нашел удивительный выход из поражения в Шестидневной войне,  став во главе антипрезидентского заговора и потребовав отставки своего « товарища по геройству» - президента.
 Разумеется, вместо него он планировал поставить себя.
Однако, потерпев поражение в войне с Израилем, Насер, тем не менее, сумел победоносно разгромить мятеж генералов. Амер был освобожден от должности главнокомандующего ( все это происходит во время войны) и посажен под домашний арест.
Уже 26 августа 1967 г. Амер вновь делает попытку захвата Генштаба, но другой «герой» опять оказался проворней : накануне Насер успевает арестовать несколько сот офицеров  -заговорщиков.
Ну как должен был их наказать президент.
Конечно же всех расстреляли.
Маршал не стал ждать позорной участи, а потому  « геройски и мужественно» покончил жизнь самоубийством, приняв яд — аконитин.

А вот как прореагировал поэт Владимир Высоцкий на эту чехарду с
 присвоения героя.

«Потеряю истинную веру,
Больно мне за наш СССР:
Отберите орден у Насера,
Не подходит к ордену Насер!"

Другой любимчик Хрущева президент Бен Белла, названный ;отцом алжирской нации;, и прозванный, очевидно не зря, ;алжирским Хрущевым; за непродуманные экономические эксперименты, напротив, прожил долгую, хотя и беспокойную жизнь.
 В том же орденообвильном 1964 году Н. Хрущем, видимо, предчувствуя окончание ( ноябрь 1964 г.) своего партийного всевластия, успевает присвоить ;Героя; , будущему изгнаннику Бен Белла.
Его судьба в какой-то мере напоминает судьбу Насера.
У президента Алжира тоже был друг; Хуари Бумедьен, который устроил против него заговор. Бен Белла лишился власти, долго жил под домашним арестом, затем эмигрировал из страны. В конце концов, ему разрешили вернуться на родину.

Есть и другие «герои», чьи горькие судьбы отмечены предательством страны, выдавшей им ранее « Звезды Героя».
Это дважды преданный в годы распада Социалистической системы -сначала Горбачевым, а потом Ельциным, Эрих Хонеккер, а также Густав Гусак и Людвик Свобода.

Разумеется, большинство из 44 иностранцев, получивших «Героя», являются достойными высоких наград. Это участники Великой Отечественной Войны, космонавты,  первые руководители государств по Социалистическому лагерю.
Среди них есть 10 человек,  получивших «Героя» посмертно.

Имеются даже те, кто был лишен этого звания ( Речь идет об общем списке «Героев».)
Таких оказалось 72 человека. В основном это люди, впоследствии ставшие предателями Родины, уголовно наказуемые, совершившие тяжкие криминальные проступки, вплоть до убийств. Сюда попали также чекисты, кто «проморгал» бегство агента КГБ Пеньковского. Так Председатель КГБ Иван Серов лишился всех званий, наград и членства в КПСС.

Числится 13 человек, не получивших звания, в виду отмены указа, по каким-то выявленным негативным обстоятельствам.
 Следует отметить, справедливости ради,  61 бывших «героев» были позже реабилитированы и  восстановлены в статусе «Героя»
Двое, чьи указы были отменены,  затем восстановлены.

Очевидно, наши высшие партийные руководители недооценивали звание «Героя».
Сами они, ничего не сделав героическое, и даже наоборот, больше вредного для народа,  не могли понять специфику духа героизма.
Война прошла мимо них — Хрущев в тылу штаба фронта, Брежнев, руководя бессмысленной политработой, Горбачев вообще не нюхал пороха.
Потому и хапали регалии co всех стран, не забывая o награждении самих себя доступными для них родными наградами.


Рецензии