Специалистты

 
   Как истинный православный гуманитарий с марксистско-ленинским  фундаментом, я с большим уважением отношусь к людям, у которых "душа в руках". Говорю тут без всякой натяжки и рисовки.
 Хотя и сам частенько люблю что-нить ручками пошаманить - сделать из подручного хлама вещь полезную в хозяйстве. И главное тут для меня - чтобы именно вообще без походов на строительный рынок или,тем паче, в магазин типа "ОБИ". "За пятак из дерьма конфетку".
  И ещё, чтобы без долгих колупаний и стаерского потения. " Люче неделю подумать и за пять минут сварганить".
 Не буду врать, что мои ручки растут вовсе уж "откель надо" ( с детства замечаю, что техника и механизмы меня не шибко жалуют: " Я вроде Карла Фаберже,- но сдалека и в неглиже" ), поэтому и пиетет перед истинными рукастыми кудесниками не скрываю, и на искреннее комплиментоизлияние никогда не скуплюсь.
  Но очень часто в околопрофессиональном разговоре ( как говорили в нашей альма-матери матёрые преподаватели : " Замполит должен знать всё КОЕ о ЧЁМ , и КОЕ-ЧТО ОБО ВСЁМ" ) сталкиваюсь у таких "кулибиных" с простейшими прорехами в фундаментальных знаниях по своему предмету. В вопросах = " ФИЗИКА" 5 класс, вторая четверть". 
  .. Не знаю как сам Иван Петрович Кулибин, "не заканчивая академий", рассчитывал " горбатость" своих мостов, но то, что Шухов и Эйфель потратили на расчёты своих знаменитых башен не один месяц- это уж и к бабке не ходи.
  Так я тут об глубинных элементарных знаниях и понятиях, без которых самая фентипёрстовая глюкала отполированная и покрашенная мастером, вдруг в самый неподходящий момент осядет-взорвётся-рухнет.....
  Лирический отступ:
   В прошлом году случайно ( если можно назвать случайностью знакомство двух разновозрасных пассажиров, у которых из чехлов торчали кончики удочек) в электричке "Кисловодск- Пятигорск" я познакомился с одним полуинтеллигентным дедком - Захаровым Владимиром Николаевичем.
  Так за три дня посиделок на берегу он мне много чего интересного из своих 70-летних похождений рассказал. В таких рассказах всегда интересны "места пересечений" собеседников - по географии, по увлечениям, или по свершениям профессиональным.А пересечения эти случались у нас с ним частенько.
  После каждого глотка пива словоохотливость моего партнёра повышалась в геометрической прогрессии и байки- одна другой чудовее- лились у него как из ведра. Я бы и рад вставить "свои  пять копеек",мол- так и я ж там жил не далеко, Николаич! А вот ты помнишь....?, но развить свою параллельную темку у меня обычно не получалось: дядька как-будто меня и не слышал. Лил и лил без перерывов и перекуров, сам себе посмеиваясь да поохивая со значением...
 Тут надо сказать, что сам НиколАич закончил после школы МИСИ ( Московский инжинерно-строительный) с "красным дипломом" и всю жизнь потом проектировал-строил. Пол-России исколесил.
 Человека влюблённого в свое дело сразу видать. Он и был из таковских. И настроил по Союзу за свою рабочую биографию много чего и промышленно-приземлённого, а уйдя на пенсию, и буржуйско-пафосного в жирные годы.
   Так  в последний наш совместный выезд, в момент обеденного бесклЁвья, как бы ненароком напомнив ему, что службу свою я заканчивал в стройбате, задал-таки я ему свой любимый "строительный вопросик" :))) ( нашёл как-то у тёщи на даче лет 20 назад  в пыльном старом шкафу в курятнике книги покойного тестя (ещё сталинской эпохи фолианты): по "печному делу", "по кирпичной кладке" и т.д.
   А там же тогда всё учебники и пособия "начинали с самых азов" - " Слон- у слона ухо- на ухе муха- у мухи причендалы....". И прежде чем ты дойдёшь там до вопроса "как увеличить тягу в русской печи?",  - узнаешь и какие цементы вообще существуют, и от чего зависит гигроскопичность красного кирпича, и размеры того кирпича, и чем отличается кладка "вприсык" от "вприжим" и "полуприсык"...
   Так я о своём любимом " строительном вопросике" ( а чем ещё может маломозолистый гуманитарий приостановить словоохотливого, бывалого, полностьювсебеуверенного стахановца-ветерана ? Вот именно - только лишь простейшим до наивности вопросом по его же теме, который заставит токующего глухаря спуститься с пьедестала на землю.
  Тем более, что и моральные основания для осаживания у меня были: почему-то толстолобы жирные на мою удочку ловились бесперебойно, а его три "ствола" стояли глухо. Ни единой потяжки. И я ему уже два дня  отдавал ровно половину своего улова.
  Так я и спросил тут спеца с самым наивным видом:
- Николаич! Вот ты мне объясни: что означает литера "М" на мешках с цементом - я знаю. А вот как понять цифры " М- 100", или " М- 500" ?
- Так это крепкость цемента,- солидно говорит товарищ Захаров.
- Да, понятно, что крепкость. А как практически это понять-пощупать?
- ....Да.., ну крепкость. Как тебе объяснить????
   Так и вся соль этих вопросиков в том и состоит, что "профи" вдруг начинают мычать и мямлить, как двоечник у доски.
    В конце- концов, слегка помурыжив-поиздевавшись, я, улыбнувшись добродушно, по-тимуровски рассказал ему тот простой примерчик-объяснение из старой книжки про "бутовую кладку".
( если кому интересно будет - в обсуждениях расскажу).
 После этого менторско-дембельский тон в байках  дяди Вовы сильно сдулся.....
   А вечерком, когда мы уже ехали обратно ( от "Новопятигорска" до его ""Есентуков" минут 20 ходу; и  вид у почётного строителя Калужской области был вполе себе довольный: я ж ему опять отдал своего второго четырёхкилограммового толстолоба-близнеца) и сидели в вагоне друг напротив друга - коленка-в-коленку- я впервые обратил внимание на его правую руку.
       На  среднем  пальце  явственно проступал, хоть и потускневший от времени, но чётко читаемый серо-голубой "перстень"- татуировка ...   Такую "портачку" в годы его молодости за просто так не набивали: отвечать бы пришлось по всей строгости неписанных законов и понятий.
   И я (вот почему-то без малейшего сомнения, ей богу - как будто третьим глазом подсмотрел) спросил,  дождавшись остановки, чтобы перестук не перекрикивать, кивнув глазами на "перстень":
- Что,  бродяга заслуженный, а всё же где-то ты маху дал - перепутал-таки марку цемента ?
  Спросил-то я вроде бы как с подколом добродушным. Но оказалось, что попал "в самое яблочко".
  Николаич ( почему-то тоже ничуть не удивившись такому "рентгену" ???) кивнул и поведал очередную  историю:
- После четвёртого курса была у нас преддипломная практика. Считай - как защита диплома. У меня ж был факультет "ПГС" ( промышленно-гражданское строительство). Так вот: спроектировал я тогда для одного комбината с родной Калужской области здание под " Механический цех". Как говорится: сам архитектор, сам начальник строительства и сам себе прораб.
     Дали мне там под командование бригаду зеков-бесконвойников с ближней колонии общего режима. И работа закипела.
  Ни с транспортом, ни со своевременным подвозом материалов-инструментов-расходников  никаких проблем тогда не было. И работяги попались исключительно добросовестные и исполнительные. Стахановцы-инициативщики ! Хоть на "Доску почёта" вешай всех скопом.    ..  Да оно и понятно: УДО ж за просто так не выписывают. Да и вообще- а почему бы летом на солнышке да на свежем воздухе в охотку не поразмяться?
   Подгонять мне их вообще не приходилось. Рассказал "бугру" утром план работ на день, скорректировал если надо , послушав его практические доводы - и можно даже и не контролировать.
  Объект в результате мы возвели ударными темпами раньше срока. У меня ещё и лишних девять дней к каникулам нарисовалОсь. Чем плохо?
  Защитил диплом я тогда на "Пять". Получил "красные корочки" = т.е. " с отличием"...
   А не прошло и года - аккурат по весне - тот цех возьми да и развались. Осел на бочок, лопнул наповдоль и рухнул кирпичами на новенькие ещё станки с механизмами.
   Слава те, что в воскресенье . А ты бы кого и покалечило..
 Следствие - суд - колония. ДВА ГОДА ОБЩЕГО! "За несоблюдение условий, нарушение ГОСТов и т.д. и т.п."- халатность, в общем.
  И что самое интересно - попал я в ту же колонию, и в тот же  барак к моим  стахановцам-подельникам... Да, ужжж.....
- "От сумы да от тюрьмы не зарекайся",- буркнул я, поддакивая с пониманием.
-  Благо, что  я во время строительства "не пузырился" и "большого боса в галстуке" не изображал. Можно сказать: приняли как родного.
 Хоть улыбочки незлобливой бугор и не скрывал:
- Ты, Вова, мужик правильный, без понтов и всяко-разно. Но ведь и нам-сидельцам жить как-то надо? Самим пошамать сладенького - сальца-погремух-заварки-табачка за колючкою  завсегда в охотку. Да и "общак" подогревать никто обязанность не снимал.
  Поэтому мы сильно не борзели,конечно, но пиримерно две трети (а может и чуток  поболе:)))) того твоего цемента " М-500" - хоп -за забор. И местным самоделкиным  впаривали мелким оптом за четверть магазинной цены...
  А ведь на фундамент нам его тогда- цемента того-  ох и дочерта завезли! Кидать-не перекидать. А забор-то метра три с половиной, поди.
   Да, и ты ведь и сам начальник, помню, тоже светился:))) Придёшь с обеда - а уже опалубка наполовину залита раствором. Утром придёшь - ещё половина .
 ...
-Вот такая молодёжно-комсомольская история, Гены-джан.
-Так два года и отзвонил? - спросил я с сочувствием.
- Да, нет. Год всего. УДО подписали без проблем. А вот и моя "выходи",- кивнул за окно Николаич.
      " Станция " Есентуки" ,- просипели вагонные динамики.
  -Ну, всё, Савелич - я приехал. Ещё раз благодарю за презент.
       Пойду бабку свою рыбкой обрадую. Она это дело любит.
 Завтра ежели соберёшься на бережок- звони: я крышу в доме намедни подлатал-закончил. Теперь аж  до сбора картошки я казак вольный: рыбачь- не хочу!

="Следующая остановка " БЕЛЫЙ УГОЛЬ". Осторожно: двери закрываются..."
......................
 И вот вчера случай похожий. Опять же "с узким специалистом".
   Утром на барщине я обратил внимание, что у нашего начальника охраны очень уж розовое лицо.Оно то и вообще ежедневно не бледное, но тут вообще как помидоры сорта " Анжела-гигант" у тёщи на даче. И  глаза краснющие. И дышит мужик как-то уж больно тяжеловастенько.
  Но на все вопросы как всегда бодрится:
- Да всё нормально, Савелич! Всё путём в десантных войсках !!! Никто кроме нас !!
  Понятное дело: он до сих пор ощущает себя тем же непобедимым старшиной-ВДВэшником, что лазил по горам Кандагара в 1981 году.
  Хотя и годков ему уже  близко под шестьдесят. Да и вес чуть не  семь пудов...
  Но я тоже зампполит старый, тоже жизнью битый, поэтому эту шнягу бодрячную слушать не стал: сунул ему под язык две таблетки "каптоприла", пару таблеток "фурасимида". Подождал минут 10 и, видя  что цвет лица не бледнеет, послал всех советчиков-доброхотов "лесом" и набрал "112" - вызвал "скорую".
   Пока ждали медиков, подошёл и наш "основной  сантехник" Дим Димыч- главный инженер района по водоснабжению. И говорит по теме Лёшкиного красноцветия в обычной соей манере, т.е. весомо-непререкаемо:
- Ему бы коньяка грамм 100 - и всех делов. Сразу давление и упадёт.
  Естественно, разговор наш на крылечке перешёл на народные методы по снижению давления. И как следствие " у профи" по аналогии перескочил  на более понятное и осязаемое " давление воды в трубах" в зависимости от "сужения-расширения".
  Я ему, значит,  утверждаю, что " чем меньше сечение трубы - тем и давление меньше".
А он, гад,  смеётся в кулачок, закатывая глазки под белёсые реснички, и утверждает  абсолютно обратное.
  Я начинаю ему вспоминать ту же самую "Физику "-5 класс вторая четверть". А у нас в школе (№ 16, им. Жданова, г. Алма-Ата), надо признать, была очччень сильная физичка - Галина Николаевна Железнова ( упокой, Господь, её душу). И я был у неё, отбросив ложную скромность, в числе "подающих большие надежды". Не в "любимчиках", а именно что "в соображающих".
  Даже, помню, в 9-м классе по весне стал призёром городской олимпиады по физике.
  Она ведь и маму мою просила "не посылать меня в военное училище как старшего брата, а направить в её родной "Томский Физико-Технический"..,- ну это я так- к слову.
   Короче- я ему про зависимость скорости от давления, про подъёмную сила крыла, про водного лыжника--- всё мимо.
   Смеётся, наглая рожа, аж слёзки текут по пухлым розовеньким щёчкам.
   Я тут понял, что на лицо классический диагноз = " 24 солёных огурца" ( я писал заметку здесь же под таким же названием месяца 2 назад. Или можно просто в ютьюбе набрать в поиске= "24 солёных огурца".) там видеоролик прикольный минуты на 3.
  Свернул я тут же эту тему про гидродинамику,чтобы "зазря бисер не метать". Тем более и медики  как раз приехали ..
 Там в служебке  интернет у нас не подключен, поэтому только уже вечером дома я скачал на ноутбук картинку по гидравлике ( не знал , кстати, название этого закона= БЕРНУЛЛИ= . Наверное, всё же в школе мы его не изучали ? Или провалы уже ????).
    А утром принёс и подключил свою железку на большой монитор.
- Иди смотри, Дим Димыч ,- говорю.
Подошёл "командир воды-говна-и пара" с ухмылочкой. Нагнулся, глянул. Достал из футляра очки "+3" . Ещё минуту изучал подписи...
- Ну и что?
- Как ЧТО??? Разве по высоте столбиков синих не видно, что в ТОЛСТОЙ ТРУБЕ ДАВЛЕНИЕ БОЛЬШЕ ?
-... Так... это ж в теории. А я практик ! А в жизни земной - оно соовсем по-другому,- отрезал спец со сначением,- а под землёй- так вообще.
   ... И пошёл себеничтоже сумняшеся  в сторону КПП  генеральской походкой, подрагивая щечками в такт шажочкам и давая непререкаемо-рубленные наставления кому-то по телефону.
       ....Вот тебе и ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ ОГУРЕЦ !
  Надеюсь, от его " научной прорехи" никто сильно не пострадает....

 А всё же прав был товарищ Прутков:
"Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя "
= 101-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов Козьмы Пруткова «Плоды раздумья» (1854 г.) .
....
Эпилог:
Как говАривал Николай Алексеевич ( который Некрасов. К сожалению, отнюдь не безупречный в морально-нравственном отношении гражданин, но, несомненно, великий поэт) :

""Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упирается,
И  на своем стоит! "
......
p/s перечитайте рассказ А.П.Чехова "ХИРУРГ".
Я бы тоже так про "спецов" написал- и коротко, и явственно. Но, как уже говорил выше: --НЕ ФАБЕРЖЕ я.
  Хотя и зудит вот порой...


Рецензии
Весело и со знанием дела, Савельевич, рассказ написан! Удачи!

Александр Муровицкий   02.10.2017 10:42     Заявить о нарушении