Смышлёный

  В милицию с заявлением о краже у него денег более трёхсот рублей обратился шахтёр Веневитов Сергей Петрович.
  Дежурный, приняв заявление, направил потерпевшего в мой кабинет. Я тогда работал в должности оперуполномоченного по делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Почему дежурный направил потерпевшего ко мне, я до настоящего времени не знаю, да и сам дежурный не мог объяснить своё решение. И тем не менее, он не ошибся...
  В беседе заявитель Веневитов рассказал:
  - Вчера я, как и все рабочие нашего участка, получил зарплату в сумме трёхсот пятидесяти трёх рублей. Немного выпили с друзьями, отметив получку. Я живу один в одной из комнат на первом этаже молодёжного общежития. Теперь уже нельзя назвать общежитие молодёжным, поскольку вместе с молодожёнами в секционках проживают и пожилые семейные люди с детьми. Именно в нашей секции есть такие семьи. Чтобы угостить соседских ребятишек я купил конфет, пряников и печенья. В комнате №6 нашей секции проживает мать-одиночка Шорохова Ирина Матвеевна. Её сыну Витальке лет пятнадцать. Не заходя в свою комнату, я зашёл к Шороховым. У них в это время находились друзья Витальки Васька и Колька. Они живут в нашем доме, только я не знаю в каких комнатах. Я пригласил ребятишек в свою комнату. Напоил их чаем, угостил купленными сладостями. Сам выпил бутылку жигулёвского. Ребята отблагодарили меня и собрались уходить. Однако я их не отпустил, а раздал им оставшиеся конфеты и пряники. Они ушли. Я закрыл дверь на замок и задвижку. От дневной работы и выпитого спиртного я здорово расслабился, и как только коснулся головой подушки, сразу же уснул. Проснувшись сегодня утром, я хотел пойти в магазин, чтобы на похмелье купить бутылочку пива. Однако денег в карманах моего пиджака не оказалось. Дверь закрыта на задвижку, никто из ребятишек  вечером к моей одежде не прикасался. Значит, деньги мои похищены, пока я спал. Но каким образом.Дверь закрыта изнутри. Неужели кто-то проник в мою комнату через форточку? Да, форточку я не закрыл. Лето же. Кто украл мои деньги, я не знаю, но подозрение падает только на этих троих ребятишек: Шорохова Витальку и его друзей Ваську с Колькой. Очень вас прошу быстрее найти виновника, а то  он израсходует деньги, потом трудно будет их вернуть мне. Ирина Матвеевна хотя и живёт без мужа, но частенько бывает в нетрезвом виде.
  Записав рассказ заявителя, я разрешил ему идти домой, а заниматься расследованием ему не советовал.   
  Набросав план действий, я доложил о заявителе и его заявлении начальнику отделения уголовного розыска Буткееву Николаю Константиновичу. Он так среагировал на мой доклад:
  - Не вздумай "повесить" факт! Иди к Иванову Василию Николаевичу. Вместе с ним работайте. Ты возьми на себя этих малолеток, а  Иванов пусть отрабатывает версию о совершении кражи лицами, с которыми вместе работает или дружит потерпевший.
  С указаниями Буткеева я зашёл к Иванову. Василий Николаевич сделал вид, что очень занят, кивнув на сидящего напротив его стола мужчину.
  - Василий Николаевич, я оставлю вам объяснение заявителя, а сам прямо сейчас займусь пацанами. При возможности зайдите ко мне в кабинет, - сказал я и пошёл за Шороховым Виталькой.
  Ранее никогда такого не бывало, а сейчас при выходе из райотдела меня окликнул дежурный:
  - Егорыч, ты куда? Не по заявлению ли Веневитова?
  - Именно по этому заявлению и начал я свою работу, - ответил я. - А, что не надо?
  - Я начальнику милиции доложил о краже денег у шахтёра и сказал, что ты начал работу по этому заявлению. Иван Фёдорович разрешил воспользоваться его служебной автомашиной. Шофёр Ефимов об этом знает и ожидает тебя, - объяснил дежурный.
  Я даже обрадовался этому благоприятному дню: всё не пешком идти на противоположный конец посёлка.
  Вместе с Ефимовым мы быстро собрали ребятишек, указанных Венедиктовым, привезли их в милицию.
  Каждый из подозреваемых уверял меня в том, что он денег не крал, хотя знал, что Сергей Петрович деньги получил. А каждый знал потому, что Сергей Петрович, получив зарплату, всегда их угощал сладостями. Васька с Колькой даже прослезились, уверяя, что денег не крали. Я им поверил и отпустил домой.
  Беседу продолжил с Шороховым Виталием. Тот уверенно отвечал на все вопросы, а на вопрос: не взял ли он деньги у Сергея Петровича, выдавал однозначный ответ:
  - "НЕТ".
  Шёл второй час беседы. Уже от лишнего разговора и ответа "НЕТ" утомились оба: и я, и мой собеседник.
  Неожиданно для меня в кабинет вошёл Николай Константинович и потребовал:
  - Дай-ка, Валентин Егорович, я посмотрю на этих малолетних сладкоежек.
  - Один из них перед вами, двоих я отпустил домой, - ответил я.
  - Что ж ты так своевольничаешь, почему один решаешь вопрос о дальнейшем месте пребывания подозреваемых? Почему не доложил мне о принятом тобой решении? Почему об этом не знает Иванов? Почему Иванов не работает по этой краже? - Закидал меня вопросами Буткеев.
  - Василий Николаевич был занят, поэтому второй раз заходить к нему я не решился, -пролепетал я.
  - Я с вами разберусь, - не сдержался Буткеев и вышел из кабинета, громко хлопнув дверью.
  Наступила тишина. Ни я, ни Шорохов не решались нарушить её. Как мне показалось, что тишина устраивает Шорохова. Но мне-то это было бесполезное действие. И я нарушил тишину первым.
  - Видишь ли, Виталий, что получается. Сейчас, видно, снова привезут сюда Ваську с Колькой. К разбирательству подключится Иванов: кража совершена на его участке, поэтому заниматься с вами в первую очередь должен был он.
  - Валентин Егорович, не надо меня вести к Иванову. Я вам всё расскажу. Я украл эти деньги, - опустив голову проговорил Шорохов.
  - А почему тебе не хочется идти к Иванову? Ты боишься его? Почему?
  - Я дружил с братьями Карагашевыми, которые хвастались, что совершили много краж из киосков. Воровали даже из магазинов. За совершённые преступления Иванов их хлестал ремнём. Я ведь тоже украл. Если попаду к Иванову, он и меня отхлещет ремнём. Не надо меня вести к Иванову.
  - Ремнём хлестать тебя действительно следует, но пусть это сделает твоя мама. Ладно, уговорил, не поведу тебя к Иванову. Рассказывай, Виталий, ты один сделал это? Ты можешь показать, где теперь лежат деньги?. Ты меня не обманываешь, Виталий?
  - Я не обманываю. Пойдёмте ко мне домой, я отдам вам украденные мной у Сергея Петровича деньги.
  - Ты расскажи, где они лежат, а я без тебя их обнаружу, и в присутствии поняты произведу выемку. Так необходимо выполнить требование уголовного-процессуального закона.
  - Да, без меня вы деньги не найдёте, - я их надёжно спрятал в одном из цветочных горшков, стоящих на подоконнике. Можете повредить комнатные цветы. За них мне мама не простит - она очень любит цветы, ухаживает за ними. Даже разговаривает с ними, как с людьми. Она у меня хорошая, меня не обижает. Жалеет меня. А когда немного выпьет, нежно меня гладит по голове, называя меня безотцовщиной.
  - Где же твой папа?
  - Мама мне на такой вопрос не отвечает. Говорит: "Он хороший, но безвольный человек - не может бросить место работы и свою престарелую маму". Мы с мамой приехали из Нижнего Тагила. Мама по профессии строитель...
  Рассказ Шорохова прервал вошедший в кабинет Иванов:
  - Как фамилия? - Обратился он к Виталию.
  - Василий Николаевич, это Шорохов Виталий, мы сейчас с ним пойдём к нему домой, и он покажет мне, где лежат взятые им у Веневитова деньги, - опередил я Шорохова.
  - Виталька, я же помню тебя. Ты одно время дружил с братьями Карагашевыми, но ни разу с ними не ходил на кражи. Что тебя теперь-то толкнуло на её совершение? Тебе сколько лет?
  - Неделю назад мне исполнилось шестнадцать лет, а маме в тот же день было тридцать три. Хотелось сделать ей подарок, поэтому полез в комнату Сергея Петровича через форточку, которую он не закрывает почти никогда.
  - Лады, только на мать не ссылайся, она у тебя порядочная женщина, мастер на производстве, к тому же красавица, а ты ей приготовил очень плохой "подарок". Сейчас для тебя одно спасение от длительного срока лишения свободы чистосердечное раскаяние и возмещение причинённого ущерба, - высказал  своё пожелание Шорохову Иванов и вышел из моего кабинета.
  Мы направились пешком домой к Шороховым. В пути следования Виталий спросил: А. нельзя ли без понятых?
  - Нет, Виталий, нельзя. Закон требует выемку производить в присутствии понятых.
  - Тогда давайте пригласим кого-нибудь не из нашего дома, - попросил Шорохов.
  Около столовой №6 нам повстречались две девушки. С спросил у них:
  - Вам знаком этот паренёк? - Указав на Шорохова.
  Обе девушки почти одновременно ответили:
  - Нет, мы его не знаем.
  - Я - оперуполномоченный уголовного розыска, очень вас прошу, девушки, присутствовать на очень важном мероприятии. Только не отказывайтесь. Идёмте с нами, - попросил я, показав своё служебное удостоверение.
  Девушки проследовали с нами.
  Ирина Матвеевна Шорохова находилась дома.
  - Мама,только не пугайся.  Это Валентин Егорович. Он работник милиции. Меня не ругай сильно. Я сейчас отдам Валентину Егоровичу деньги, которые я украл у Веневитова Сергея Петровича, - сказал Виталий и направился к подоконнику, уставленному горшками со цветами.
  Подойдя к подоконнику, из горшка, стоящего справа, извлёк цветущую герань, корни которой вместе с землёй были обвёрнуты целлофаном, сказал:
  - Валентин Егорович,возьмите, пожалуйста, со дна горшка свёрток.
  Я взял этот свёрток, развернул его. В нём оказались три сторублёвые купюры.
  - Что же ты натворил, сынок? Как мы теперь жить-то здесь будем? - Запричитала Шорохова. Слёзы ручьями текли из её глаз.
  Составив необходимый документ, я посоветовал Шороховым не распространяться о происшедшем, а пойти к Веневитову, извиниться перед ним.
  Девушки полписали составленный мной протокол и ушли.
  От Шороховых я пошёл к Веневитову.
  - Сергей Петрович, получите ваши деньги, а мне напишите расписку об этом, - обратился я к Веневитову. - Вы не ругайте Виталия. Простите ему этот необдуманный проступок. Если дело дойдёт до суда, не настаивайте на строгом наказании мальчишки. Ведь жизнь у него в самом начале.
  - Виталька что ли украл у меня деньги? Никогда бы не подумал, что он мог это сделать. Мне он нравился всегда. У него и мать хорошая женщина. И сам он приветливый парнишка. Да я бы и не обратился к вам в милицию, если бы мне была оставлена хотя бы часть моих денег, а то ведь забрал всю мою получку, - пытался оправдаться Веневитов.
  Отдав ему деньги, взяв от него расписку о получении от меня денег, я пришёл в отдел.
  - А где Шорохов? - спросил дежурный.
  - Дома, - ответил я.
  - Его требует зам прокурора Николай Фёдорович. Иди, Егорыч, к нему и объясняйся, - уточнил дежурный. 
  В те времена прокуратура находилась в одном здании с милицией. Прежде чем идти к Наумову, я позвонил ему по телефону. Он согласился меня принять, и я пришёл к нему с имеющимися у меня документами.
  - Вот протокол выемки, а это расписка потерпевшего в получении изъятых у несовершеннолетнего Шорохова денег. Он сейчас находится дома. Вы знаете, Николай Фёдорович, без помощи виновника я никогда бы не нашёл похищенных им денег. На учёте он не состоял, поэтому я оставил его дома на присмотр матери. Ведь надо же какой смышлёный, куда додумался спрятать бумажные купюры, - как можно яснее оправдать свои действия стремился я.
   - Ты не оправдывайся, Валентин Егорович. Вот возьми бланки повесток, выпиши всем фигурантам по делу, которое я уже возбудил, и обяжи всех явкой ко мне завтра к 10 часам. От твоей помощи в дальнейшем по данному делу не отказываюсь и непременно воспользуюсь при необходимости.
  - Всегда готов честно и добросовестно выполнять поручения прокуратуры, а ваши, Николай Фёдорович, в первую очередь, - признался я.
  При активной помощи самого обвиняемого, просьб со стороны потерпевшего уголовное дело окончено в кратчайший срок.
  Народный суд райрна приговорил Шорохова к условной мере наказания, дав ему возможность продолжать обучение в школе.
  Вы, уважаемый читатель, не поверите, и вы вправе это делать, однако я говорю правду: это обстоятельство настолько объединило Венедиктова и Шороховых, что через полгода они уже жили в одной квартире, выделенной Венидиктову шахтоуправлением. Венедиктов усыновил Виталия, а я снял его с учёта, доверив дальнейшее его воспитание родителям.               


Рецензии
Здравствуйте, Валентин!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/08/30/570 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   16.09.2017 10:31     Заявить о нарушении