Выпускные и вступительные

                ВЫПУСКНЫЕ И ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ

     Лето 1970 года было заполнено экзаменами.

                Литература устная.

     Моя подруга Света очень трепетно относилась к однокласснику Сашке, который сидел за партой перед нами. Талантливый в математике и физике, он, по мнению подруги, прохладно относился к устной литературе. Светлана же, дочь филологов с большой буквы «Ф», у которых дома бывал весь литературный и театральный бомонд города, мама её была редактором в издательстве – авторы приходили к ней домой по работе и по дружбе; опасалась, что Сашка может своим наплевательским отношением к предмету испортить аттестат.

     Подружка придумала очень тонкий психологический ход, который не выдаст её особенного отношения к парню, но может помочь ему ненавязчиво изменить отношение к предмету. Она взяла в союзники и главное действующее лицо своего папу Леонида Васильевича, тогда директора училища искусств. Филолог от бога, образование он получил после войны, пройдя фронт и плен. Прекрасный учитель словесности потом был выдвинут в руководители по партийной линии, заниматься культурой.

     За старинным раздвижным столом у них тогда можно было встретить совсем молодого Саню Вампилова, Гену Михасенко и ещё многих авторов. Часто приходил по праздникам их однокурсник поэт Марк Сергеев, остроумный и красивый человек. По-домашнему в клетчатой рубашке и спортивных штанах заглядывал сосед по площадке дядя Виля Венгер (Виталий Константинович), ведущий актёр нашего драмтеатра, обсудить семейные дела.

     Светлана собрала группу четырёх одноклассников, не считая её, чтобы подтянуть литературу, которую в школе нам преподавали по жёсткой идеологической схеме, поэтому в старших классах уже не было интереса. А на вечерних посиделках у них дома мы, наконец,  увидели и почувствовали настоящее отношение к предмету. Леонид Васильевич беседовал с нами на самые сложные темы программы. Мы нашли подходы к пониманию многих проблем. Настроение улучшилось у всех. После занятий мы пили чай, заваренный бабушкой, играли в покер, шутили и веселились этими вечерами накануне экзаменов.

     Меня вызвала отвечать по билету сама завуч смены Мозжухина, которую боялась вся школа. Эта строгая дама у нас не преподавала, только однажды в девятом классе заменяла нашу учительницу. Узнав, какая сейчас тема по программе, Людмила Михайловна встала, прислонившись к короткой стороне учительского стола, и весь урок читала нам рассказ Чехова «Ионыч». Почти все его читали сами и фильм видели, однако, в исполнении страшной Мозжухиной это было такое откровение, что весь наш шебутной класс сидел как завороженный.

     Я вышла к столу экзаменаторов, волнуясь так, что от меня, видимо, распространялось волной поле внутренней дрожи. Михайловна приняла эти волны, поняла и успокоила меня очень мягко без слов, и тема А. Блок «Двенадцать» полетела с восторгом.
     – И зачем было так волноваться, ведь всё отлично!

     В результате устную литературу наша команда сдала на «отлично». Особенно же всю вторую смену (по алфавитному порядку фамилий учеников) непосвящённых одноклассников и учителей в комиссии поразило великолепное качество и проникновенность ответа Александра, за которого мы так волновались. А вопрос в билете ему достался именно тот, которого он больше всего боялся; и именно тот, что подробно разобрал наш добровольный помощник. Аттестат Сани был спасён.

                Математика письменная.

     Поступаю в Политехнический институт на энергетический факультет. Подав документы, решили с мамой оплатить подготовительные курсы, чтобы поддержать форму после выпускных экзаменов, изначально высокую в спецматклассе. Письменную математику в расписании экзаменов нашего потока поставили первой. Конкурс два с половиной претендента на место; на этом экзамене по расчётам комиссии можно сразу отсеять большинство случайных и слабых абитуриентов.

     В день экзамена перед аудиторией собралась кучка взволнованной молодёжи. Совершенно неожиданно вижу стоящего в сторонке одноклассника Саню, я же точно знаю, что он поступает в Госуниверситет на физфак. Подойдя, тихонько интересуюсь, как он здесь оказался? Сашка показывает мне экзаменационный билет, который вызвал моё искреннее недоумение. На экзаменационном листе красуется фамилия какого-то Клёнова. Приклеена Сашкина любительская фотография, три на четыре в полный его длинный рост в уличной одежде. На мой бессловесный вопрос он тихонько отвечает: «Попросили сдать за одного придурка!».

     Открылась дверь аудитории с возвышением и небольшим уклоном в сторону кафедры. Всех рассадили по четыре человека на каждый длинный ряд, варианты через одного. В заданиях ничего для нас сложного не было. Сделали быстро, незаметно передвинули друг другу работы по сидению скамьи, чтобы проверить на всякий случай. Я подсказала Сашке одну мелочь по оформлению, а он мне – что по стереометрии можно сделать проще с другим дополнительным построением.

     Я сразу сообразила, с каким именно. Какое красивое решение – вот Саня талантище! Для меня это уже ничего не решало, но на кураже написала и второй вариант решения задачи в одно действие. Сашка в это время уже пошел к преподавательскому столу сдавать работу. На титульном листе работы стоит только шифр, и женщина, принявшая работу, спросила его фамилию, чтобы вернуть экзаменационный лист первому, выполнившему работу. Сашка открыл рот, и я с ужасом поняла, что он чуть не выдал себя звуком «м…», но вовремя осёкся и бодро сказал: «Клёнов». Ему вернули экзаменационный лист, совершенно не обращая внимания на дурацкую фотографию. Пронесло, заметила только я!

     Посидев для порядка пару минут, я тоже сдала работу и пулей вылетела из аудитории. Сашка меня дожидался, и мы с ним пошли, молча, на лестницу в сторону выхода. Отошли подальше от опасного места, и только тогда приятель мне рассказал, что физику и устную математику за этого субъекта будет сдавать наш одноклассник Игорёша, а сочинение, так и вовсе, Мирошникова, наша одноклассница, поступающая в инъяз на английский.

     Сознание моё после такой встряски не могло переварить этот казус в одиночку, и я отправилась к подруге Светке делиться впечатлениями. Инъязовцы сдавали свои экзамены позже нас, Светка была дома.

     Следует отметить, что субъекта Клёнова после первой сессии я больше не наблюдала на факультете, а ведь поступал как-бы он зачем-то на самую престижную тогда специальность, связанную с автоматикой. И только теперь я задумалась, сколько же надо было заплатить за эту авантюру?

                Иркутск, август 2017 года.


Рецензии