Числа и идентичность. Глава 58

1. В этой главе мы продолжим сравнительный контекстный анализ лежневой теории общества защитника рабовладения сенатора из Южной Каролины Генри Хэммонда и трудовой теории общества, сформулированной Линкольном в его речи в Милуоки (штат Висконсин)в 1859 г. незадолго до избрания президентом США.

2. Глубокое различие между этими идейными позициями помогает не только понять смысл американской Гражданской войны между Севером и Югом, но и расширяет наши возможности в области сравнительного контекстного анализа, что и является нашей главной задачей в этой книге. Мы также увидим значимые сходства (и различия) с российской предреволюционной ситуацией начала 20 века, с которой я начал исторические размышления в этой книге и к которой я планирую вернуться после того, как мы закончим американскую часть книги. 

3. По сути дела американская Гражданская война была в первую очередь антиаристократической революцией: рабочие и фермеры Севера имели собственные расистские предрассудки и страдания южных рабов волновали их гораздо меньше, чем сравнительно узкий круг северных аболиционистов, таких как Джон Браун, для которых борьба против рабства была делом их жизни. Однако южная аристократия в эти предвоенные годы (1850е)настойчиво стремилась добиться безусловного признания рабства, не как временного, постепенно отмирающего социального пережитка, а как значимого позитивного социального и политического ориентира на национальном уровне и внутри федерального законодательства.

4. Лежневая теория устройства общества, предполагавшая жесткое неподвижное социальное устройство (сведение реальности к моментальной данности или, иначе говоря, регрессию экзистенциальной пропозиции)находилась на самом острие этих усилий. Ее популярность вместе с привлекательностью южного рабства внутри глобализованной атлантической экономики, особенно после тяжелого экономического кризиса 1857г. который нанес сильный удар по ориентированной на нужды национального рынка северной промышленности, но никак не помешал процветанию южного рабовладения, глубоко интегрированного в мировой (и прежде всего трансатлантический) рынок, не предвещала ничего хорошего для масс свободного северного населения.

5. Ведь согласно этой теории северные рабочие фермеры и ремесленники были свободными только по имени, рабское состояние масс, как социальная реальность являлось универсальным явлением и было необходимо для дальнейшего развития цивилизации. Отсюда был лишь один шаг к утверждению необходимости фактического порабощения (и связанного с ним систематического опускания, унижения и оболванивания рабочей силы, которое было интегральной частью южной политики по отношению к рабам)северных социальных низов, и такие идеи действительно высказывались в этот период некоторыми радикальными идеологами южного рабства.

6. У южных рабовладельцев были на Севере влиятельные союзники в виде значительной части торговой и финансовой элиты восточного побережья США, также интегрированной в трансатлантическую экономику и связанной с Югом, как рынком сбыта северных товаров и объектом для инвестиций северных капиталов. С другой стороны сам Линкольн представлял интересы не только рабочих и фермеров, ориентированных на освоение среднего и дальнего Запада (в конце жизни Линкольн, когда то в юности принимавший участие в индейских войнах, но выступавший против Акта о выселении индейцев 1830 г. после восстания Сиу в Миннесоте 1863 г. под влиянием англиканского епископа Миннесоты Уиппла осознал несправедливость американской политики по отношению к индейцам и выразил намерение заняться этим вопросом после окончания войны, подробный рассказ об этой теме можно найти во второй половине моей книги Смысл и реальность), но и той части северных капиталистов, которая ориентировалась на развитие западного внутреннего рынка, например крупных железнодорожных компаний.

7. Таким образом позиция Линкольна не была антикапиталистической. Его целью была не ликвидация капитализма, а его интеграция в активное и динамичное общество независимых мелких производителей. Эту позицию можно назвать социальным капитализмом. Именно к таким фермерам и рабочим он обращался в своей речи в Висконсине, призывая их (и в их лице все американское общество)порвать с традиционным убеждением, что подлинная культура и образование несовместимы с физическим трудом. Ниже я цитирую это место из речи Линкольна.

Старым общим правилом было то, что образованные люди не занимаются физическим трудом. Им удавалось есть свой хлеб, оставляя усилия на то чтобы произвести его на долю необразованных. Для рабочих пчел это не было невыносимым злом до тех пор пока класс трутней оставался крайне немногочисленным. Но теперь, особенно в этих свободных штатах, почти все являются образованными (это не риторическое преувеличение, только если говорить о грамотности, которая действительно была почти что универсальной, на широкую распространеность среди белого трудового населения Севера основ начального образования указывает и Токвиль в своем классическом труде Американская демократия, написанном в 1830е годы ЛБ)слишком много, чтобы можно было бы полагать что труд является уделом необразованных.
Из этого следует, что отныне образованные люди обязаны трудиться. Иначе образование само превратится в положительное зло. Ни одна страна не может содержать в праздности более, чем незначительную долю своего населения. Подавляющее большинство должно заниматься каким нибудь производительным трудом. Отсюда возникает вопрос: каким образом можно наиболее эффективно сочетать труд с образованием?

Лежневая теория полагает, что труд и образование несовместимы и что никакая практическая комбинация их невозможна. Согласно этой теории слепая лошадь, вращающая мельничное колесо это образец того, чем должен быть работник, лучше, когда он слеп,чтобы он не лягнул кого нибудь со знанием дела. Согласно этой теории образование рабочих не только бесполезно, но злонамеренно и опасно. Фактически эта теория полагает за несчастье, что у работников вообще есть голова. Эти самые головы воспринимаются как взрывоопасный материал,который безопасно хранить во влажном месте как можно дальше от того особого рода огня, который их зажигает. Янки, который бы изобрел человека с сильными руками и без головы, удостоился бы вечной благодарности от сторонников лежневой теории.

Но свободный труд говорит "Нет!" Свободный труд утверждает, что раз Творец человека создал каждого индивида с головой и парой рук, значит предполагалось, что голова и руки должны дружить и сотрудничать и что вот эта специфическая голова должна контролировать и направлять вот эту специфическую пару рук....Одним словом свободный труд настаивает на всеобщем образовании...

Основы науки доступны и имеютбольшую ценность. Знание ботаники помогает иметь дело с миром овощей и с выращиванием всех злаков...Химия помогает с анализом почвы... механические разделы натуральной философии (т.е. физика, в особенности механика Л.Б.)могут помочь почти во всем и в особенности по отношению к орудиям труда и машинам.

Все время прослеживается мысль, что образование, т.е. культивация мысли лучше всего комбинируется с сельскохозяйственным трудом или всяким вообще трудом внутри принципа тщательной работы, никакая поверхностная полусделанная, рутинная работа не оставляет места для такого сочетания. А тщательная работа, опять же дает возможность каждому человеку выжить на самом маленьком клочке земли. И это согласно с тем, что должно произойти в мире, менее склонном к войнам и более расположенным к мирным искусствам, чем до сих пор. Население должно быстро вырасти, быстрее, чем прежде и в скором времени самым ценным из искусств будет искусство получения достаточного количества продукции с самого маленького участка земли.

Никакая община, каждый из членов которой владеет этим искусством, не может сделаться жертвой угнетения в любых его формах. Такая община будет одинакова независима от коронованных королей, денежных королей и землевладельческих королей. (Lincoln 1859).

8. Попробуем теперь проанализировать эту речь Линкольна с помощью контекстограммы. Линкольн противопоставляет связанным с лежневой теорией преимущественно вертикальным парадигмам проксимономики CBH т.е. патриархальной авторитарной домашности, морфономики BDH, т.е. иерархического рыночного (левое нижнее контекстное поле мира рынка D) плантационного хозяйства и обеспечивающих политическое выживание рабовладельческой экономики властного архономного FDH империализма и расового фрагментономного GED подавления чужих (среднее левое контекстное поле чужих/ аутсайдеров Е) те парадигмы, которые он сам выделяет в своей речи. Прежде всего это горизонтальная парадигма этономики ВЕС и репарономики ВАЕ в начале речи, когда Линкольн говорит о необходимости для цивилизации предотвратить несправедливое подавление "чужих" Е "своими" G.

9. Помимо этого Линкольн ориентируется на преодоление отчуждения работников Н от земли/ресурсов D  и их зависимости от хищников (капиталистов/ аристократии В и властей F)с помощью образования, то есть познания общих принципов (полувертикальная референциальная диагональ НА, связывающая нижнее среднее контекстное поле работников/обьектов /ценностей с верхним левым контекстным полем общихпринципов А). Иными словами Линкольн здесь использует ту же аллономную HAD парадигму идентичности, что и Барсуков, образованный, интеллигентный революционный рабочий в рассмотренной нами в первой части книги повести Вересаева Два конца (мы еще вернемся к анализу этой повести в четвертой части книги).

10. Однако в отличие от главного героя повести Вересаева рабочего Андрея Колосова, для которого центральной является индустриально/рыночная прагматономика CID, ориентированная на мир/рынок D и на автономного включенного в рыночный процесс индивида С, для Линкольна центральной парадигмой личности внутри трудового процесса является сравнительно самодостаточная аграрно ремесленная сенсономика HGE мелких независимых фермеров и ремесленников, для которых рынок (не в виде одностороннего присвоения собственником С ресурсов мира D вдоль нижней репрезентационной горизонтали DC a в виде межличностного отношения "своих" G и "чужих" Е вдоль средней коммуникативной горизонтали GE) выступает производным, а не исходным фактором их существования. Интересно, что дианомика, т. е. рыночная контекстная группа CGED в нижней половине квадрата контекстограммы включает в себя как прагматономику, так и сенсономику.

11.Ориентированность сенсономики Линкольна на центральную коммуникативную горизонталь GE делает для него естественным взаимодействие сенсономики HGE с периномикой, образовательной контекстной группой GBAE в верхней половине квадрата контекстограммы,нижней границей которой является та же самая центральная коммуникативная горизонталь GE, обозначающая собой верхнюю границу сенсономики.

12, Две нижние стороны сенсономного треугольника HGE, т.е. угловая снабжающая/супплементальная диагональ НЕ и угловая элективная/избирательная диагональ HG обозначают собой два типа труда, о которых говорит Линкольн, безлично коллективный рутинный труд раба и наемного рабочего EH (внутри капиталистической хреономики BEH)и самостоятельный, ориентированный на инновацию (в плане использования научных принципов А) квалифицированный труд HG независимого ремесленника и фермера (внутри мелкотоварной проприономики AHG).

13. Это различие между двумя типами труда можно сопоставить с ключевым различием между безличным коллективным наемным трудом за зарплату (labor)и творческим ориентированным на индивидуальное самовыражение трудом ремесленников и художников (work) в известной книге Ханны Арендт Положение человека (Human condtion 1958). Для Ханны Арендт, с ностальгией и тревогой наблюдающей за постепенным исчезновением независимого и целостного творческого труда (work) и его заменой трудом зависимым, фрагментированным и безлично коллективным (в конторах, больницах и на фабриках), этот процесс является предвестником грядущего конца политической и социальной свободы и началом становления нового общества всеобщего порабощения.

14. В таком обществе возникает социальный запрос не на архаический идеал устремленных к самопознанию, культурному развитию и внутреннему и внешнему освобождению экономически независимых индивидов и общин Линкольна и Фредерика Дугласа (современника Линкольна и одного из лидеров американского аболиционизма беглого раба, который в своей получившей широкую известность автобиографии описывает как через "незаконное" самообразование и приобщение к культуре и систематическое сопротивление профессиональным специалистам по "опусканию" черных невольников он добился свободы),  а на новое "научное" издание лежневой теории необходимого рабства подавленных капиталом и государством социальных низов, как основы дальнейшего развития цивилизации. И не случайно в изданной во время войны во Вьетнаме (1970 г.) маленькой книжке одного из создателей бихевиоризма Скиннера под характерным названием По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity) доказывается, что единственной возможностью социального прогресса является отказ от идеи индивидуальной независимости и личной ответственности и создание технологии поведения, как изощренной системы социальных стимулов, позволяющей контролирующим субъектам власти F незаметно регулировать поведение контролируемых масс с помощью изменения социальной среды обитания.

15. Скиннер здесь опирался на длительный и обширный опыт манипуляции массового сознания, накопленный многими десятилетиями коммерческой рекламы и политической пропаганды. Основы этого подхода были разработаны еще в конце 19 начале 20 века с появлением культуры массового потребления и ее центральной фигуры среднего потребителя, чьи запросы и требования должны были отныне определять развитие общества. Именно такой средний потребитель находится в центре внимания первой книги известного американского журналиста и политического мыслителя Уолтера Липпмана Дрейф и Господство (Drift and Mastery, 1914).

16. Переход от общества самостоятельных мелких производителей к обществу массовых потребителей был не только американским или европейским, но и глобальным явлением, а точнее говоря одним из аспектов развития мирового рынка. В следующих главах мы посмотрим на идейные конструкции, связанные со становлением культуры массового потребления в американском обществе конца 19 начала 20 века.

Конец второй части.

 
 


Рецензии