Затрубил на весь детдом... гл. 13. детдомовец

Конец июня. Сплошные дожди прекратились. Они насытили землю водой и очистили воздух от пыли. Земля дышала пряным запахом полыни, мяты, глазастой ромашки, другой травы на лугах, шелковистым ковром ржи, льна, пшеницы и гречихи на полях. Радостное солнце трепетало. В такие дни детдомовцы бродили по густой прибрежной траве речки, с наслаждением плескались в прохладной воде, ловили рыбу. Поливать на огороде не надо. Вот только постоянные звуки горна на подъём, зарядку, линейки, в столовую, отбой мешают отлучиться в лес за ягодами, уйти на целый день к друзьям в соседнюю деревню. Однако отлучались, уходили в лес за ягодами, убегали к друзьям в Фокино, Афанас-Солу.
Гасим Диастинов и Миша Лежнин сидят в гостях у братьев Володи и Саши Вохминцевых в Фокино. Володя без ума был влюблён в Лиду Глушкову. Саша - в Нину Соколову. Нередко можно было видеть после уроков у школьного крыльца братьев Вохминцевых, которые ждали девчонок из соседнего класса. До нового учебного года много времени, и братья знали, что обе из детдома уехали на лето: Лида - к матери, Нина - к отцу или тёте.
- Мальчики, скажите, чем вас угостить? Борща хотите? - спросила мама Вохминцевых.
- Хотим! - без стеснения ответил весельчак Миша Лежнин. - В детдоме овощи закончились, так что всё без картошки. На завтрак и на обед незаменимая овсянка или жидкая манная каша.
- Не слушайте его, тётя Наташа, - перебил друга Диастинов Гасим. - Осенью и зимой нас часто кормили борщом, правда редко с мясом.
Аромат мясного борща наполнил уютный дом, обставленную цветами крохотную веранду Вохминцевых.
- Кушайте, мальчики. Всё равно на ужин в детдоме опоздали. Саша, включи-ка свет. Из-за зелени на веранде темновато, зато на природе. Какой запах от цветов и деревьев. Хорошо!
- Такого вкусного борща тётя Даша не варит, тут мяса много, сметана есть, - успел сказать Миша, как в матовом шаре электрической лампы мигнул огонь, над обеденным столом разлетелись стёкла. Крошки стекла попали в тарелки с вкусным борщом.
- Мальчики, Вова, Саша, давайте заменю, борща много, стёклышки в тарелке, не ешьте.
- Мы сыты. Спасибо, тётя Наташа, - поблагодарили детдомовцы гостеприимную хозяйку.
В это же время трое друзей: Толик Егошин, Лёша Лежнин со своей сестрой Фаей и Ваня Демаков - сидят за столом в небольшой избушке у тёти Ксении, уборщицы детдома. К ним пристроилась и маленькая Катюша, дочка тёти Ксении. Она для детдомовцев сварила ведро чищенной рассыпчатой картошки, заправила подсолнечным маслом.
- Вкусно-то как! Спасибо, тётя Ксения! В жизни такой картошки не пробовал. - говорит Лёша. А у Ксении по щекам одна за другой слезинки потекли. Она знала родителей Лежниных из Удельного, поэтому от души потчевала детей-сирот. Ей сиротская жизнь знакома: сама рано лишилась родителей, недавно потеряла мужа, теперь одна воспитывает семилетнюю дочь. Катя бегала по детдому, играла с девочками-ровесницами, иногда вместе со всеми обедала. Дарья Ефимовна жалела Ксению, делилась с ней всем тем, что оставалось после детей. Ничего не выкидывала. Особенно бережно относилась к хлебу, говорила: «Без хлеба нет жизни. Хлеб - всему голова! Нельзя его бросать!» Следила за каждым детдомовцем, заставляла доесть кусок.
На лето матери или отцы своих детей забирали, но таких было очень немного. Круглых сирот навещали родственники. Приехал к Гале Макиной брат Юра. После смерти бабушки Юра - для Гали главный человек. Он должен оберегать сестрёнку, заботиться о ней.
Весь детдом гудел:
- Юрка Макин приехал! Юрка в детдом приехал! Тётя Даша рада, приглашает его в столовую:
- Юра, ты дома, домой приехал. Ты гость. Иди в столовую, самым вкусным накормлю.
- Спасибо, тётя Даша. Можно, я со всеми? Кто сидит на моём месте?
- Новенький сидит. Ты его не знаешь. Ты сядь на своё место. Галя-то, твоя сестра, тоже теперь в старшей группе. Серьёзная стала, воспитатели её хвалят.
- Тётя Даша, жалуются на Галю. Мария Степановна сказала, что на тихом часе спать другим мешает, без разрешения из детдома уходит. Буквально вчера с тихого часа сбежала. С Зиной Булатовой и Рябининой ходили в лес за ягодами. Такая она вольная.
- Юра, ты уж не ругай Галину. Хорошая дивчина! На тебя похожа, черноглазая, озорная. Себя в обиду не даст.
- Не ругаю. При матери и бабушке (отца я не помню), когда мы жили в Ронге, от Гали всем доставалось. В детский сад ходила, там тоже на неё жаловались: дралась со всеми, тихий час не признавала. Вещи свои теряла. Теперь вот детдом. В детдоме Галя Макина дружила с Таней Сеновой, Розой Николаевой. Благодаря Тане Сеновой обе подружки стали книголюбами. Втроём бегали в Фокинскую библиотеку. Читали всё, что предлагала им библиотекарь. Как-то Таня на стеллаже библиотеки обнаружила книгу Войнич «Овод». С этой старенькой, потрёпанной книгой она не расставалась, носила её под мышкой. Читала, перечитывала страницы повести, переживала рассказанную автором историю с грустным концом. Гибель главного героя казалась ей противоестественной, несправедливой.
- Почему так? - огорчалась, плакала, досадовала девочка на писателя. - Так не должно быть!
Книга Войнич для детдомовцев стала чуть ли не настольной.
- Перед сном полезно прогуляться. Девчонки, пошли на спортплощадку! Таня, хватит реветь! Роза, давай на кольцах кувыркаться! - скомандовала Галя Макина.
- Все на выход! - Галю поддержала Роза.
У забора, на скамейке под черёмухой, сидят Миша Лежнин и Гасим Диастинов, с ними Гога-Витя Долгоруков. Все трое поют громко, задиристо любимую песню Миши Лежнина. Он сам всегда сбегал с концертов, никогда не участвовал в культурных мероприятиях, а тут поёт, даже запевает:
Как это всё случилось? В какие вечера!
Три года ты мне снилась, а встретилась вчера.
Песню подхватили Гасим и Гога:
Мне б тебя сравнить бы надо с первою красавицей.
Что своим красивым взглядом к сердцу прикасается,
С вишнею, черёмухой...
- Тихо! Не будем мешать, А ведь их на ужине не было. Где они были? Тётя Даша у Коли допытывалась, где да где его друзья.
- Гога на ужине был. Толика Егошина да многих мальчиков не было. Гляди: по площади шагают Лёшка, Ваня Демаков. Тань, твой Толик и Фая Лежнина с ними, - шепчет Галя.
- Я знаю, где они были. У тёти Ксении. Она и меня приглашала есть картошку.
- Роза, почему мне не сказала? Вместо тебя я бы пошла, и Таня бы не отказалась, правда?
- Галя, ты вечно за меня отвечаешь. Гасим с Мишкой Лежниным были в Фокино. И знаю - они были у Вохминцева Вовы.
- Девочки, мальчики, отбой! Отбой! Идите ноги мыть! - слышится голос воспитательницы Валентины Ивановны. И тут Толик Егошин достал припрятанный под скамейкой свой горн, затрубил на весь детдом, на всё Вятское.
           На фото - волейбольная команда Вятского детского дома. Слева: Лёша Лежнин (капитан команды), Коля Ковалернко, Миша Лежнин, Толик Егошин, Гасим Диастинов, Лёня Иванов.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.