История моего деда, Кузнецова С. И

Мой дед по отцу Сергей, родился  в деревне Старое Сташино  в Кашинском районе Тверской области в семье  деревенского кузнеца и домохозяйки. Он закончил  сельскую школу  и стал работать  в МТС механиком. Служба в армии была уже на горизонте когда случилось событие, перевернувшее его жизнь.
Начало 30-х годов, мой дед деревенский парень 20 лет от роду живет с родителями в деревне и работает в колхозе, в бригаде МТС. Его основная работа чинить колхозные трактора и другую технику. Уже не за горами светит повестка в армию.
В один из дней они с ребятами собрались на танцы в соседнюю деревню, в которой был клуб и куда ходила вся молодежь с соседних деревень. Как водится у молодежи,  выпили самогонки с ребятами перед танцами и пошли. Было лето, в эту пору сельхоз работ танцы были отдушиной в нелегком колхозном труде.
Так вот, собралось их человек 20 парней и девчонок разного возраста и пошли в соседнюю деревню на танцы. На танцах собралось человек 70 парней и девчонок с разных деревень. Танцы, девчонки, кто-то из парней не поделил матрешку ну и понеслось. А крик, как в таких ситуациях бывает, наших бьют, совсем подлил масла в огонь.
Уже без разбора, виноват, не виноват, пошла деревенская драка. Вопли девчонок, мат  дерущихся, кровь из носов и выбитые зубы, все по-честному. Сергей тоже участвовал в этом побоище, иначе не бывает, тем более самогон и азарт деревенской драки стенка на стенку сделали свое дело.
Сергей на тот момент был завидным парнем и женихом, косая сажень в плечах, 1.85 ростом, крепкого, плотного телосложения с широким длинным носом. Сын деревенского кузнеца, по стати очень походил на свою фамилию и считался первым парнем в своей деревне. Так вот ему в данной ситуации никак нельзя пасовать.
В пылу драки Сергей видит, что к нему пробирается один из парней противоположной, дерущейся стороны. Вот, тот уже рядом. И тут о черт, Сергей замечает, что тот парень сунув руку в карман штанов достает наган! И как в замедленной съемке, Сергей  видит, как наган направляется в сторону его груди.
Реакция деда была мгновенной, раздумывать тут было не когда, сделав резкий выпад рука Сергея быстро вытащила финку из-за голенища сапога. И финка по самую рукоятку, как в масло, вошла в грудь нападающего. Смерть была мгновенной.
Сразу завизжали бабы, убили, убили, дерущиеся замерли и расступились. А  Сергей все стоял с окровавленной финкой в руке.
Мозг старался осмыслить ситуацию, ведь Сергей знал  убитого ранее и даже здоровался с ним когда встречались. А сейчас тот лежит бездыханным и ничего уже не поправить!
Приехал милиционер, Сергея забрали в город. Там он и дождался суда и 8 лет за данное убийство по неосторожности. Вот так по глупости одного и безвыходной ситуации другого, один пошел в могилу, а другой на зону! Большую роль в этом деле сыграло то, что у нападавшего был наган и много свидетелей у Сергея. Поэтому и дали Сергею всего 8 лет. Как сейчас говорят по необходимой обороне.
Попал Сергей на зону к уголовникам, но так как статья у него была уважаемая, то никто его не беспокоил. После двух лет зоны, Сергея отправили на сельхоз работы, где он работал под конвоем в МТС, так же как и в своей деревне чинил трактора. Так прошло 2 месяца, он зарекомендовал себя отличным мастером своего дела и  спокойным заключенным. Ходатайство директора местного колхоза к руководству колонии, помогло ему получить статус поднадзорного и его оставили на поселение в этом колхозе.
Правда, Сергею приходилось каждый день отмечаться у местного участкового, но все же это уже была свобода. Проработав ударным и честным трудом в МТС 2 года и по ходатайству опять же директора колхоза орденоносца, Сергей был отпущен условно- досрочно.
До конца не понятно, что же повлияло на досрочное освобождение. Любовь не замужней дочки председателя, с которой дед закрутил роман, или ударный труд деда.  А как мужик он был хорош, да и бабам нравился, как говорят. Ростом за 1.85 см, с крупными  ладонями рабочих рук, косая сажень в плечах, с широким, крупным носом. В итоге, вместо 8 лет Сергей отсидел 4 года.
Куда ехать после колонии? Конечно в свою деревню, где все дорого и есть девушка. Но Сергей не понимал тогда, что не все так просто, если уже отсидел и грех свой искупил думал он, то люди поймут.
Но не тут-то было, так как у убитого парня остались родственники и они не мстили, нет, они смотрели волком и шипели вслед. Когда Сергей появлялся в их деревне от них слышалось:"Убийца, убийца!".
Пожив не продолжительное время в своей деревне, Сергей поехал в Москву развеяться. А куда было еще ехать? В  город Кашин, крупный районный центр? Так Кашин только на словах крупный, а как большая деревня, одни частные дома да железнодорожный вокзал с рестораном. Увеселений нет! А Сергею хотелось забыться, погулять по широким, освещенным улицам, поездить на трамвае, сходить в парк. Потому и Москва!
Весна  в Москве 1941 года цвела и пахла! Если бы не черные автомобили сотрудников НКВД,  курсирующие  по ночному городу и забирающие якобы врагов народа, то Москву можно смело назвать городом счастья.
Гуляя по парку в Москве, Сергей встретил свою любовь, мою бабушку Акулину, которая тоже гуляла со своей подругой. Акулина, или просто Лена, как к ней обращались  в то время, на тот момент уже старая дева. Ей было 32 года от роду, работала на швейной фабрике.
Жила она у своей тетки в коммунальной квартире, т.к. остановиться Лене было негде. Она сама как год приехала из деревни во Владимирской области. Вот тетка и приютила родственницу, благо жила в комнате одна. Так что,  мои дед и бабка изначально были деревенские и Москва скрепила их судьбы.
В итоге, они сразу  расписались и Сергей увез Лену в Дубну. А если конкретнее, то в 30 поселок, это левобережная часть поселения где был завод. Почему в Дубну? Трудно сказать, возможно что перед войной в Дубне был построен крупный машиностроительный завод и требовались рабочие. Завод на тот момент стал выпускать военные гидросамолеты, которые и испытывались тут же на нашем  Московском водохранилище, а ранее оно называлось Иваньковским. 
Потом эти самолеты отсылали во Владивосток для укомплектования наших частей. Хорошая задумка по тому времени, аэродромы строить для  гидросамолетов было не нужно. Япония на тот момент  была нашим врагом и СССР, как могла укрепляла свою обороноспособность. Хотя данные гидросамолеты были тихоходны и не поворотливы в бою, но могли нести бомбовую нагрузку.
Дед устроился на машиностроительный завод на 30-ке. Почему и назывался поселок, где был машиностроительный завод 30 поселком. Дед стал работать механиком и  получать хорошие деньги, бабка сидела дома домохозяйкой. В 1941 году началась война и через полгода дед ушел на фронт, заделав перед уходом ребенка. Это был уже мой отец, который родился в марте 1942 года.
Итак, дед ушел на фронт, но ему вспомнили судимость и направили в ремонтную роту, служба там считалась не строевой. Может и повлияло то, что руки у него были золотые по железкам. Стал дед ездить в составе роты в железнодорожном составе где были устроены передвижные мастерские.
Смысл был в том, что в вагонах этого состава были установлены разные станки и оборудование для токарных и слесарных, а так же прочих работ. С полей сражений ремонтники собирали не исправное стрелковое и мелкое артиллерийское вооружение. Чинили его в своих мастерских, точили нужные запчасти и передавали затем исправное в воинские части.
Жили ремонтники в этом же составе, только в жилых вагонах. Вот и передвигался этот состав по местам боев где откинули немцев. Приходилось им  быть и под артиллерийским обстрелом и бомбежкой.
Один раз по рассказам деда, ждем команды на отправку, день проходит, второй, третий, продовольствия нет, рядом поле колхозное с картошкой. Приказа двигаться составу не дают, потому что еще не откинули немцев с позиций. 
Есть хочется, продовольствие не подвозят, а покидать состав нельзя, самоволка светит.
Вот втроем собрались и решили ночью сходить на колхозное поле и накопать картошки. Вышли, накопали картошки и при подходе часовой их положил на землю, как не просили отпустить. Нет, лежать, кто встанет,стреляю на поражение. В итоге, часовой получил благодарность за бдительность, а эта троица угодила в особый отдел.
Посадили их в камеру, а там уже полна коробочка, человек 10 собралось подобных им. Бои проходили рядом, поэтому пока их оставили в покое. На следующий день приходит офицер особого отдела и говорит:"Кто хочет искупить, выйти из строя". И добавляет, нужно взять языка с немецких траншей. Если притащите, дело заводить на вас не станут и отправят в часть.
Тут или штрафбат или если повезет языка взять и в свою часть. Третьего не дано. Дед вызвался и еще 2 его товарища вышли. Подползли они ночью к немецким окопам, а  немцы,  то и дело осветительные ракеты запускают. Выждали они промежуток и раз в немецкие окопы. Затаились.
Дед смотрит, часовой маячит. Как только часовой повернулся спиной, дед прыгнул ему на спину, что тот от тяжести сразу на коленки рухнул. А как тут не рухнуть тощему  Гансу, если такая туша под 100 килограммов навалилась.
Дед грузный был. Заткнули  они пленному рот, отвесили пару тумаков  и притащили в расположение наших войск. Деда и двух его сопровождающих, как и обещал офицер отпустили. Вот так, сходили они на поле за картошечкой!
А дед Сергей вернулся  с войны  без ранений, даже с двумя медалями, которые он не любил надевать на праздники, а так и лежали в шкафу.  Мой отец  еще подростком, выменял  эти медали на какую-то ерунду, как он сам рассказывал. Помню в квартире деда старенькой двухкомнатной квартире, были сувениры военных лет. Это комнатная зажигалка, сделанная из 40 мм мины. У нее крышка открывалась, а там фитиль и кремневый ролик стоял.
Привез он также  с войны и некоторые другие вещи. В частности, механизм от старых настенных  часов с боем. Сделал новый корпус из дерева на заводе, примерно такой, который был в оригинале в том доме в Германии.  И вот уже старые часы отбивают каждый час времени старинным боем. Таких сейчас уже мало.
Привез и наган, который забросил под ванную и видимо забыл. Мой отец еще подростком в 15 лет полез под ванную за сигаретами, которые там спрятал и наткнулся на сверток. Почему мой отец тогда еще таился с курением? Дед Сергей негативно относился к курению, сам не курил, тем более к курению своих детей. Помню мой отец рассказывал.
Курю за сараями с ребятами возле нашего дома, а тут дед из-за угла выходит. Увидел меня с папироской в зубах, подошел, выдернул папироску  и молча затушил ее об мои губы. Губы тогда болели долго. Так вот про сверток. Развернул мой отец сверток, а там наган. С ребятами постреляли из него в лесу, патроны и  кончились. Так отец и положил обратно под ванную наган.
Ну а потом, как постарше стал подарил какому то парню. Это сейчас был бы раритет. Хотя и опасно с нашим государством, найдут и посадят. Америка в этом вопросе мне нравится, столько стволов в стране и никто особо не переживает. А у нас видимо государство боится, если на руках будут стволы.
Потому что мы русские не предсказуемы, особенно по пьяному делу и особенно имея оружие!!
Закончить про деда Сергея можно вот как. Жена родила ему 4-х детей, все мальчики. Старший был мой отец Юра, далее Женя, Коля, Иван. Работал дед исправно, на заводе ДМЗ в Дубне механиком. По жизни не буянил, выпивал в меру, но не каждый день. Бабка Лена постоянно его пилила, работала уборщицей в том же цехе, что и дед, А дед был любитель женщин, так как природой и вниманием женщин был не обижен. Вот бабка и терпела, и пилила деда.
В итоге, моему отцу было 19 лет когда  дед ушел из семьи и уехал к себе на родину в деревню Старое Сташино. Там сошелся с одной женщиной с которой был знаком еще до тюрьмы. Так и прожил с ней 20 лет до своей смерти в 1980 году. Я ездил на его похороны с отцом и его братьями, мне тогда было 15 лет. Осталась от деда еще  дочка, от женщины, с которой тот встречался до бабки.
Та женщина жила в Москве. Но видимо, что-то там в дальнейшем не сложилось. Хотя не так часто, но дед ездил в Москву и навещал ее. Почему так говорю? Моя мама говорила, что видела старую фотографию тех лет, где его дочке 15 лет. Значит дед  Сергей ездил все время, пока имел возможность.
Деревню уже не помню визуально, остались воспоминания.  Это от их деревенского дома  и как мы  шли от полустанка по разбитой грунтовой дороге несколько километров. Деревня была вдали от основных дорог и цивилизации. Умер дед  Сергей  повторюсь в 1980 году не своей смертью.
Пригласил  он на свое день рождения всех своих сыновей, деревенских родственников и знакомых. Вечер отгуляли, а на утро все разъехались. Но видимо заранее он запланировал такой конец и пригласил всех, что бы попрощаться. Наверное в этой деревне  было хорошо, если дед Сергей уехал туда.
В 2015г летом я ездил  в те края на  своей машине, но доехать до  самой деревни по проселочной дороге 8 километров не рискнул. К слову сказать, встал еще перед другим съездом. Постоял на шоссе возле съезда на грунтовку, посмотрел вдаль, так и поехал обратно в Дубну.
Мой путь до г. Кашин от Дубны, занял ровно 2 часа, потому что я гнал по трассе со скоростью 100-120 километров в час. Конечно, там земля моих предков, но уж очень не проходимая. А мысли были купить на родине предков дом и приезжать туда отдыхать.
Тем более в ту пору мой дядя Женя там купил по смешной цене деревенский дом с наделом земли. Но есть мысли, а есть фантазии и мне городскому жителю скорей всего было бы там очень грустно и скучно в этой глуши. Хотя и земля предков и дом можно купить за 150 000 рублей с 30 сотками земли, но уж очень далеко и бездорожье.
Когда сказал жене, что все это ерунда и далеко, жена перекрестилась.
В итоге, в тот год 2015 был куплен дом в деревне недалеко от Дубны, в деревне Демидовка. Эта деревня, следующая после деревни Крева в которой тоже жили  очень давно мои родственники по линии отца. Так что, это тоже родина, только  более ранняя где жил мой пра, прадед, Матвей Васильевич Кузнецов.
И ничто так не радует, как сесть на машину и уже через 20 минут ты в деревне. А надоело, сел обратно в машину и приехал домой. Вот тебе и земли предков, все банально, где жопе тепло там и Родина, как сказал один из персонажей фильма "Брат 2". И я не жалею, столько сделано за этот период и  большей частью своими руками.


Рецензии