Армия 80-х, глазами солдата

"Наша Советская армия это свод правил, уставных и не уставных, но имеющих  место быть", - так выразил бы свои воспоминания человек отслуживший в ней.
Если все это переваривать в голове, то мозг закипит. Поэтому не думай, а выполняй команды командиров. И никогда не говори:"Я не буду этого делать!"
Слова "не могу" и "не буду", существуют только в гражданской жизни, а в армии этих слов нет. А кто по неопытности это скажет, то в первый раз младшие командиры поправят, но второго раза уже не будет.
Какой вы зададите вопрос? Бьют ли в армии? Конечно бьют и еще как бьют, но от этого никуда не деться. Меры воздействия всегда были в армии, как моральные так и физические. А бьют чаще всего тупых или очень гордых, до которых с первого раза не доходит.
Поэтому не нужно бояться армии, что там всех бьют. Просто будь умнее. Сейчас расскажу про наглядный пример. Были в нашем взводе в химической школе младших командиров, граждане среднеазиатских республик. Это узбеки и таджики, у которых в силу национальных традиций мужчинам не положено мыть полы. Да и вообще заниматься работой, которую выполняют женщины. А это, как раз те работы, что делают солдаты в подразделении. А именно: моют полы и убираются, моют посуду в столовой и т.д.
В первый же день, мы курсанты, стали свидетелями, как происходят сказочные превращения. Из такого вот курсанта с амбициями, который говорил, "не буду мыть полы", делали сговорчивого солдата.
"Ах, не будешь? А кто за тебя это будет делать здесь?" - спрашивает сержант.
"Не знаю", - отвечает такой бабай.
И начинается самое интересное. Сержант выводит всех загорелых парней из строя и каждому приказывает  мыть полы. В ответ все то же: "Не буду!"
Чем отличаются азиаты и кавказцы? Стадностью! Чем их больше, тем они увереннее себя чувствуют. И пусть не огорчаются на меня граждане этих регионов, ведь это истинная  правда, сформированная веками. Так вот, по мере приказания мыть полы, азиаты стали более уверенны, что делают правильно и что они сила. 
В итоге была сформирована  команда уклонистов, человек пять. И начинается самое интересное. Несколько дембелей и сержантов, активно предлагают зайти этой группе в туалет. Что там было мы не видели, но по крикам и грохоту падающих тел  и мату, можно было предположить, что эти парни научились летать по туалету.
Затем  вышли дембеля с сержантами, а нам сказали: "Если будет подобное, то будет, как с ними!"
Вид выползающих из туалета, побитых в кровь парней, закрепил данные слова. И самое главное, выходя, дембеля сказали коронные слова:"Взяли тряпки и убрали за собой!"  И эти гордые люди, ползая на коленках стали убирать свою же кровь.
Жестко, да жестко, но наглядный пример самый лучший в воспитании. Что бы было понятно, нет, никто этих парней не "опускает" и тем более не делает вечными уборщиками. Просто сразу и наглядно нам всем дают понять, что слуг здесь нет и убираются все.
И это были только цветочки, так сказать, начало трудовой деятельности. Потому что если посчитать сколько из двух лет службы ты занимался уборками и хозяйственными работами, а так же стоял во всевозможных  нарядах, то обучение по воинской  специальности занимает совсем мизер.
А еще есть  военная хитрость, но это из категории опасного дела, потому как если прокатит, то ты не будешь чего-то делать. Был такой эпизод в школе сержантов.  Буквально на второй день пребывания в школе, наш взвод построили и сержант выделил трех человек в помощь другому взводу для циклевания  пола в казарме. Трудней работы я еще не встречал. Это когда после отбоя, ты осколком стекла отчищаешь  паркет  и снимаешь слой  старой мастики.
Все, как люди спят, а только ты  очищаешь этот "гребаный" паркет. К сожалению в армии для хозяйственных нужд, механизированный инструмент не предусмотрен.
Час  очищаю паркет, второй, пошел третий час работы, а команды "отбой" так и нет. А что надзирающему сержанту, он же не работает! Вот и пришла ко мне в голову крамольная мысль: никто пока в лицо никого не знает, по фамилии тем более, надзирающий сержант с другого взвода, все к одному, можно слинять!
Кто рядом с тобой трет этот паркет не скажет, потому что сразу навесит на себя кличку  стукача. Вот я по стеночке, по стеночке и "слинял" в свое подразделение.
Быстро разделся, форму аккуратно сложил на тумбочке не придерешься. Укрылся под одеялом и стал напряженно слушать, что творится в роте.
Минут через десять услышал маты этого сержанта и далее тот стал обходить взвода и смотреть спящих, в надежде найти меня. Но что он мог увидеть в полутьме, тем более не запомнил  моего лица. И к тому же я укрылся наполовину одеялом.
В итоге еще через десять минут все стихло и я уже радостный, что меня не поймали, уснул в своей кровати. Надо признать рисковал очень сильно, потому как если бы нашли, то побили.
Итог этого повествования: взвешивай свои возможности и силы, и если есть возможность откосить, то почему бы нет!
"Кто не рискует, тот не пьет шампанское с девушками на пляже!" - так бы выразился дембель.
Один человек, солдат, не сможет прожить в армии сам по себе. Не хватит сил и мужества, поэтому буквально сразу мы ищем себе подобных и начинаем знакомиться между собой. Кто-то уже стал тебе ближе, как верный друг, которому можно рассказать все и который так же расскажет тебе все не скрывая.
Так вот, если у тебя есть друг в армии, то ты защищен отчасти. А если сколачивается несколько человек, то все проблемы армейской жизни перестают быть такими страшными. Все просто. Коллективом проще преодолевать трудности! Это повседневные проблемы, когда нет времени на стирку формы или на подшивку воротничка.
Как это нет времени, спросите вы? Ведь у солдата есть личное время. Да есть, но видимо на первых порах его все же не хватает. А так как внимание дембелей и сержантов приковано больше к духам, вот и весь ответ. Тут и помогают друзья. Кто-то подошьет тебе подворотничок, не абы как, а как себе, иначе наряд от сержанта, твоему другу прибавит жизни.
Кто-то постирает заодно твою форму. Ты тоже, занимаясь своим делом помогаешь, кому-то из друзей. Все распределяется коллективно. Можно, конечно, все это сделать и самому, но на начальном этапе службы коллективный подход эффективнее и сплачивает реально. И никто не считает, кто больше сделал, а кто меньше.
Сегодня ты помогаешь, завтра тебе. Такой подход существует в армии.
А еще есть проблема по началу со сладким. Никогда бы не поверил, что буду мучаться из-за отсутствия конфет. Дикую радость приносит получение посылки из дома. Это кусочек Родины, что прислали тебе в виде конфет, копченой колбасы, сигарет и печенья.
К тебе приходит посылка и ты угощаешь свою команду соратников. К другому человеку из нашего круга приходит, он так же угощает. И не дай бог, если кто-то спрячет и съест один. Общее призрение тебе обеспечено. Посылки это конечно, мелочь, но только в армии  начинаешь ценить такие мелочи. 
Когда нет сигарет, а курить хочется, что уши опухают, друг тебе всегда  оставит затяжку. Можно много говорить о солдатских ценностях, о локте друга,самопожертвовании, но я твердо уверен, кто не был в армии, тот не поймет этого. А кто был в армии, тот с чувством грусти и скромной улыбкой вспомнит своих друзей и какими мы были молодыми. Мы были солдатами!!! И горячая слеза оросила мою щеку.
Время беспощадно стирает имена и фамилии людей с которыми служил, общался или дружил в армии. Помнишь только события, времена, а детали исчезают из сознания. Но иногда, как из глубокого темного озера, из памяти всплывают фамилии.
Можно много говорить с пеной у рта, что армия плохая, в ней много старого и безобразного. Солдаты выполняют подчас глупые приказы. Да, и это правда! Но, как и любой организм, которым является армия, она не совершенна!
В свое время мой отец, тоже прошедший армию и служивший три года рассказывал:"Я приехал после учебного подразделения в звании младший сержант по-назначению в часть. Эта часть стояла в летних лагерях возле города Подольск. Как обычно, в лесу стояли летние армейские  палатки на одно отделение. Вхожу в палатку, весь такой красивый, а там на нарах лежит солдатик и спит. После учебного подразделения это было дико, когда на койку нельзя было даже присесть в течение дня. А здесь среди белого дня лежит и спит боец". Я его разбудил, тот открыл глаза и нехотя сел на нарах.
"Я твой командир отделения! Встать и заправить кровать!" - говорю. 
"Да мне насрать",- отвечает солдат, я дембель!
Но с кровати все же встал. Вот она, жестокая правда. Где-то есть муштра и наряды, а где-то тишина и покой.
Отец говорит, что дедовщина всегда была в Красной Армии. Больше расцвела,  когда закончилась ВОВ (1941-1945г) и  часть солдат еще продолжала служить. Это продолжалось три-четыре года, пока не подросло пополнение довоенных ребятишек.
И вот эти вновь прибывшие, сразу ощутили на себе, на своей шкуре, все тяготы дедовщины.
Вторая волна дедовщины продолжает отец, была после того, как отменили три года службы и стали призывать уже на два года. И как было обидно тем, кто призывался еще на три года, а увольнялся уже вместе с теми, кто призывался на два года.
Вот опять разделение и муштра этих солдат. Если подытожить, то когда государство "игралось" со сроками призыва, происходили глобальные скачки дедовщины.
Так было и с моим сыном, когда отменили два года и стали призывать на полтора  года. И сразу, буквально через год, стали призывать на один год службы. Это застал мой сын, отслуживший последний призыв на полтора года. С одной стороны конечно хорошо, не успел оглянуться, а уже и обратно домой. А с другой стороны, что можно изучить за один год службы и стать классным специалистом по воинской специальности? Думаю, мало что.


Рецензии