Сон Глухарки СИЛА ВЕРЫ

Наступила весна! Просыпалась Природа!
Приехал брат Анатолий и сказал:
– Сон я видел, пожар будет в твоём доме… Сейчас время отёла оленей, но я все бросил, чтобы защитить тебя и твоих детей от пожара! Нужно срочно купить тебе семь метров белой ткани. Беги быстрей в магазин!
Я подумала: «Какой пожар нас ожидает в общежитии?» Переспрашивать не стала, не принято у ханты перечить старшим. Быстро побежала в магазин и всю дорогу размышляла о предсказании брата…
Позже, действительно, слово «пожар» я услышала. Он произошёл осенью, когда наша семья уже переехала из общежития в другое жильё. Тогда я и поняла: сила веры уберегла нас от несчастного случая… Но это было позже, а сейчас я бежала в магазин за белой ситцевой тканью. Весенний ветерок обдувал лицо, светило яркое солнце. День был необычный!
Прибежав с тканью из магазина, увидела, что мои дети и брат уже стоят у крыльца общежития. Он повел нас к реке Пим выше по течению от города Лянтор.
– Пойдем в ту сторону, где встаёт Солнце! Так наши предки делали!
Мы развели небольшой костёр, и белую ткань очистили над языками пламени. Я с дочерьми молча наблюдала за обрядовыми действиями брата и строго выполняла его указания. Семиметровая ткань была поделена на три части… Один лоскут мы повесили на березу, которая выделялась среди других своей статью. Её крона высилась в чистом весеннем небе, а белоснежный ствол утопал в снежном сугробе, блистающем от солнца. Береза притягивала своей святостью, она словно шептала: «Душа есть у всего! У тайги, речки, озера.  И, если ты не слаб духом и телом, если ты умеешь видеть прекрасное вокруг себя, ты обязательно увидишь эту душу и сможешь разговаривать с ней!»
Вдали мы услышали крики лебедей, и все посмотрели в след улетающим белым птицам. Это был особый знак!
В этот миг особая радость наполняла душу, и все пространство наполнялось святостью и верой в добрые помыслы людей.
Третью часть ткани положили в костёр, который с удовольствием принял эту жертву. Небольшой оставшийся кусочек материи мне дали для святого уголка в доме…
Вернувшись в общежитие, брат продолжил обряд. Дети мои были потрясены необычным днём и выполняли все сакральные действия с особым усердием. Дочери мои всегда слушались меня: сказано родителями, значит так и надо! Меня тоже приучали с детства всегда наблюдать и думать – это пригодится в любом деле. Время пролетело незаметно, и вечером брат уехал в Сургут, чтобы успеть на автобус, который идёт в сторону Коголыма. Жаль, что он не остался на ночь: нам хотелось побыть с ним и послушать  его  поучительные истории из жизни нашего народа…
Через неделю меня вызвали в администрацию города Лянтор и сообщили о том, что нашей семье дают жильё коммерческого найма в седьмом микрорайоне. Вскоре приехал муж с Фёдоровки, где он тогда работал.
Девочки обрадовались отцу и наперебой стали рассказывать про моего брата, как мы ходили на реку Пим…
А я в этот миг вспомнила реку Ляма, где выросла, и посёлок моего счастья – Горный.
Он расположен на горе! Многие «горновские» помнят тропинку на нее и то,  как  после подъема, отдышавшись на вершине, окидывали взглядом реку Ляма, наполненную веселыми ребячьими криками. Иногда доносился шум моторов рыбачьих лодок. Как не вспоминать эти очень красивые места и до глубины души родные! Дом Лаптевых строили сами родители, он до сих пор отличается от других домов своей статью, возвышаясь на берегу Лямы, и утопает в зелени могучих сосен Урия. Это одно из первых
строений посёлка Горный, который сейчас разрушают и закрывают, как и
многие леспромхозы. Родительский дом, ещё той старой, русской архитектуры. Там живет дух бабушки Лаптевой и родителей. Стены помнят детский смех моего мужа и его сестры и братьев, а также моих дочерей. Я с теплотой в душе вспоминаю и благодарю это пристанище нашей жизни, потому что с детства, зарубки этого солнечного дома помнят и меня. Спасибо, родительский дом! В поселке Горном Сургутского района родился мой муж Сергей Лаптев, а я родилась в лесу на стойбище. После окончания Ханты - Мансийского национального педагогического училища в 1987 году приехала в посёлок Горный и стала работать учителем начальных классов. Вышла замуж за одноклассника. Мы с мужем были знакомы с первого класса: я знала хорошо его семью и не боялась выходить замуж за русского. Мы тогда о национальностях и не думали, все дружили... Подрастали наши дети, работы в леспромхозе не было, а, значит, постоянно не хватало денег в то время. Так незаметно прошло десять лет совместной жизни с мужем, и в это время произошёл развал Союза. Надо было думать, как выучить девочек и дать им образование в дальнейшем. И поэтому мы переехали в Лянтор, в котором нас никто не ждал. Я знала с детства два диалекта хантыйского языка. И пошла, работать в школу-интернат к ребятишкам с реки Пим. Всегда знала, что родной язык меня прокормит в самые трудные времена.
Меня с детства учили надеяться только на свои силы и силы Природы! По приезду в Лянтор мне, как учителю родного хантыйского языка и литературы, дали комнату в национальном посёлке. Посёлок Пим, ныне город Лянтор, запомнился мне ещё с детства. В 1975 году меня привезли на вертолёте с верховьев реки Лямин - 3 в посёлок Пим. В те годы в наши края приехали первые геологи, и они предоставили первый вертолёт для сбора детей ханты в школу-интернат. Я хорошо помню деревянную одноэтажную начальную школу, которая стояла на берегу реки Пим, где учились дети с «нулевого» по третий класс, а остальных вывозили в посёлок Тундрино. Наш спальный корпус стоял отдельно в метрах ста от школы, там же была и столовая. Когда мы переходили из здания в здание, пели строем пионерские песни. Иногда нас водили в большое светлое здание клуба, где показывали детские фильмы и сказки, которые многому учили. И ещё запомнилась высокая, светлая учительница, у которой была дочь Света, и я часто с ней играла в их новом доме. Около клуба была новая улица, построенная рыбоучастком. Тогда многие пимчане работали на рыбном промысле и сдавали ягоду, пушнину в ПОХ. В те времена, говорили нам, что город Сургут станет таким большим, что дотянется до нас дорогой из железа или камня. Кругом только и было слышно:
- Нефть! Нашли нефть!
Тогда это было в посёлке Пим, а сейчас это город Лянтор!
И снова говорят:
- Нефть! Лянторнефть!
      …Прошли годы, и моя семья снова у реки Пим. В эту затяжную весну, мы ждали ледохода, что бы бросить монеты, умыть лицо и руки в реке, как делали мои предки. Именно в эту пору к нам неожиданно приехал брат Анатолий и провел обряд по всем старинным хантыйским законам. Случилось так, что сразу же после проведенных обрядов нам дали отдельную квартиру. И мы должны были переехать из общежития напротив почты в седьмой микрорайон.
Мы с детьми говорили:
- Это дядя Толя помог! Он сильный!
Дети радовались и пели детские песни!
В новой квартире муж, приехав с вахты, стал делать ремонт.
И вот однажды, когда все ушли в новую квартиру, а я осталась в общежитии, выполняя домашние будничные дела.
Шла бурная весна, журчали ручьи, был конец мая. Вдруг постучали в дверь! Я, деревенская, сразу открыла дверь. Там стоял седой мужчина с длинной бородой и седыми волосами до плеч. Походил он на старца из древних русских былин. Увидев меня, он заплакал, и мне стало жаль его, захотелось помочь нежданному гостю. Я обняла его, как младенца, мне хотелось уберечь его от жизненных бед... Пришелец чем-то напоминал моего деда Овер Якопа, который тоже перед смертью плакал навзрыд на моих детских плечах.
Овэр Якоп ики, мой дед по отцовской линии, спас меня при рождении, камлая в старый бубен, и его сила веры дали мне стержень в жизни.
Я всегда знала и знаю, что добро помогает жить!
Плачь нежданного гостя, нарушил тишину, он, всхлипывая, шёпотом спросил:
- Можно?
Он прошёл в комнату, и никак не мог успокоиться и сдержать своё горе, всё плакал в тишине, и причитал…
Человеческое горе, бессилие захватило путника, он поднимал свою голову, но у него это не получалось. И тут он припал рукой к окну, встал на одно колено, долго смотрел в окно и гладил проемы, причитая о сыне, о берёзах, о Боге.…В моём сердце отзывалось каждое слово старика. Я не смела, нарушить уединение, и смотрела в окно в другой комнате. Не знала, как ему помочь, молча, молилась о спасении. Старик успокоился и подошел к двери другой комнаты, где находилась я.
Обнял меня, и я услышала исповедь - монолог:
- Спасибо, доченька! У меня горе…
Жена моя лежит больная дома и медленно умирает...Когда-то мы жили в этой комнате и были счастливы!
Слёзы отчаянья душили этого, повидавшего жизнь человека:
- Спасибо тебе за то, что всё осталось так, как было при нас.
У нас был сын, лет четырнадцать тогда ему было. Весной ушёл он на охоту и не вернулся. Тогда вокруг посёлка Пим многие мальчишки охотились. Все удачно возвращались, а наш единственный сын – нет…
Ты прости меня, я не мог показать слёз своей жене, а как увидел тебя, слёзы сами покатились… Мы с женой остались одни, сейчас и она умирает…
Как жить мне дальше? Я устал очень за эти годы…Никто нас не сможет утешить… Все эти годы думаем, где он, наш сын?
Так и живем в горе, не похоронив сына. Сын для нас жив! Хорошо, что построили церковь, она спасает меня! А жена уже не может дойти до неё…
Деревья, что растут около общежития, стали большими. А сына всё нет...
Мы с женой уже постарели, но сына всё ждём!
Спасибо тебе, доченька! Словно с сыном побывал, и мне стало легче на душе!
     Слёзы овладели мной, и я не смогла посмотреть старцу в глаза и попрощаться.
Обняв плачущую меня у выхода, он сказал:
- Пойду к жене, расскажу ей, пусть душа у неё успокоиться с миром...
И он быстро вышел, снова всхлипывая...
Ушёл мой незваный гость, а я долго ещё стояла, не могла двинуться с места. Не было сил, руки мои висели как плети... Очнувшись от оцепенения, я только и смогла сделать движение в сторону двери и выскочить из комнаты, в чём была одета.
На улице было тепло и тихо.
Люди, словно услышали причитания старца, и притихли… Замер и наш северный городок Лянтор в ожидании первой грозы…
И только белоствольные плакучие берёзы, посаженные стариком и его сыном у общежития, словно кланялись мне в пояс…
Я думала о потерянном мальчике, о его отце.
Перейдя еле-еле дорогу, около Лянторской почты меня настиг ливень, которому я была рада, как очищению!
Я посмотрела на тёмное грозовое небо и подумала, что кто-то меня решил омыть,
я знала кто! Это мой дед, Овэр Якоп!
Старец, мой небесный ангел хранитель!
Я бежала под струёй весеннего дождя к моим родным.
По дороге я вся вымокла, но на душе было тепло: нежданно-негаданная встреча, неожиданный дождь напомнили мне моего седовласого дедушку Овэр Якоп!
Прибежала в новую квартиру, там меня ждала семья! Никто не поверили моему странному рассказу о былинном старце…
В тот год нас ждало лето радости! Мы с семьёй ездили на озёра рыбачить и почти начали забывать приезде брата – Анатолия Павловича. Но вспомнить о нем и его сакральных действиях пришлось, когда услышали крик «пожар!»: общежитие, где мы раньше жили, скоро сгорело…
Нам было жаль людей, потерявших свой кров, хорошо, что никто не погиб. Сожалели мы и о потере прежнего нашего места жизни, где когда-то до нас жил бедный старик со своей несчастной семьёй... Сила веры двух народов, двух семей, попавших однажды в одно пространство общежития, не смогли вынести горя старца и его умирающей жены…
Как говорили старые ханты: молитвой и верой надо было очистить – окурить пространство дома. Священный Огонь решил взять на себя ответственность и очистить людское горе, помочь бедняге забыть былое…
Мне не верилось, и я, вспоминая странного гостя в общежитии, думала:
«Старец – это, наверное, видение!»
     …Уже в новом жилье седьмого микрорайона я смотрела местные лянторские новости по телевизору и увидела своего старца, узнала его.
Он пил чай в кругу ветеранов трудового фронта и был полон еще жизненной энергии… Я была счастлива за него, а также рада новой встрече…
решила расспросить о нём у старожилов посёлка Пим, оказалось, что многие помнят его! Значит, это был не сон!
Как я счастлива, что смогла выслушать и молитвой своей помочь этому человеку! Весенний дождь, посланный кем-то, смыл людские невзгоды, а Земля-Матушка скрыла наши несчастья – беды и печали – в своих глубинах...
Так было и так, надеюсь, будет!
На то она, видать, СИЛА ВЕРЫ!
И в том числе, сила действий Анатолия Павловича Покачева, моего брата, обряды которые уберегли мою семью от пожара. Память о том на всю жизнь осталась у моих дочерей. Вот вся сила Веры, Надежды и Любви народа!
Галина Лаптева 18.11.2015


Рецензии
И второй раз прочитал с удовольствием...

Олег Яненагорский   12.09.2017 06:02     Заявить о нарушении