Азы Иммунная система

Автор текста – Анисимова Е.С. Продавать текст нельзя. Авторские права защищены.
Курсив не зубрить.
Замечания можно присылать по почте: exam_bch@mail.ru
или - https://vk.com/bch_5

Естествознание
Параграф: Иммунная система

Значение Иммунной системы

1. – С чем борется иммунная система?
2. – С инфекциями и опухолями.

3. – Для чего нужна иммунная система организма?
4. – Для уничтожения и сдерживания инфекций и опухолей.
А также – для обезвреживания антигенов и аллергенов.

5. – Что такое иммунитет?
6. – Это способность организма бороться с инфекциями и опухолями.

7. Как называется иммунитет, который имеется от рождения?
8. – Врождённый.

9. Как называется иммунитет, который возникает (приобретается) после перенесённых инфекций?
10. – Приобретённый.

11. – Что иммунная система делает с инфекциями и опухолями?
12. – Убивает и уничтожает клетки инфекционных организмов и опухолей.
А также ловит и уничтожает антигены.

13. – С какими структурами государства можно сравнить иммунную систему?
14. – С милицией и пограничной службой.
Инфекции
15. – Приведите примеры инфекционных заболеваний.
16. – Грипп, холера, грибковые заболевания и т.д.

17. – Что такое возбудитель инфекционного заболевания?
18. – Это чужеродный организм, клетка или вирус, который попадает в организм человека извне и вредит ему.

19. – Каким образом и чем возбудители вредят человеку?
20. – Могут отравлять его продуктами своей жизнедеятельности, размножаться в нём, ослаблять и убивать клетки человека.

21. – Что будет с организмом, если иммунная система не будет уничтожать инфекционные
22. – Погибнет или будет болеть.

23. – Какой бывает природа возбудителей инфекционных заболеваний?
24. – Среди них есть вирусы, бактерии, грибки, простейшие.

25. – Приведите примеры вирусных инфекций.
26. – Грипп, оспа, клещевой энцефалит, корь, вирусы гепатитов А, В, С, Д и т.д.

27. – Приведите примеры бактериальных инфекций.
28. – Холера, дизентерия и т.д.

29. – Всегда ли инфекции иммунная система побеждает инфекции?
30. – Нет.
31. – Приведите примеры инфекций, которые иммунной системе пока не удаётся или трудно побеждать.
32. – ВИЧ, вирусы гепатитов В, С, Д и т.д.

33. – Со всеми ли инфекциями иммунная система умеет бороться?
34. – Нет.

35. – Как инфекционные агенты попадают в организм?
36. – Через кожу, уши, рот, нос, лёгкие, мочеполовую систему.
Опухоли
37. – Что такое опухоли?
38. – Это разрастания из клеток самого организма.

39. – Опухоли бывают опасными для жизни?
40. – Да.

41. – Опухоли бывают безопасными?
42. – Относительно.

43. – Что было бы с организмом, если бы его иммунная система не уничтожала опухолевые клетки и их разрастания?
44. – Опухолей стало бы много, они мешали бы нормальной жизни, могли бы привести к болям и смерти.

Клетки иммунной системы
45. – Какие клетки крови относятся к иммунной системе?
46. – Белые клетки крови.

47. – Какие клетки есть в крови, кроме белых?
48. – Красные (эритроциты)- и тромбоциты.

49. – Как переводится слово циты? (китос)
50. – Клетки.

51. – Как называются белые клетки крови?
52. – Лейкоциты.

53. – Бывают ли лейкоциты вне крови в норме?
54. – Да. Они выходят из крови в ткани и лимфу, чтобы искать и уничтожать там инфекции.

55. – Откуда в крови лейкоциты?
56. – Из красного костного костного мозга, который является фабрикой всех клеток крови.

57. – Где образуются лейкоциты?
58. – В красном костном мозге.

59. – Где находится красный костный мозг?
60. – В полостях некоторых костей.

61. – Для чего нужен красный костный мозг?
62. – Для производства клеток крови.

63. – Какие клетки крови образуются в красном костном мозге, кроме лейкоцитов?
64. – Эритроциты (красные) и тромбоциты.

65. – Для чего нужны эритроциты?
66. – Для доставки кислорода от лёгких всем клеткам.
И для уноса от клеток – углекислого газа.

67. – Для чего нужны тромбоциты?
68. – Для образования тромбов и остановки кровотечений при повреждениях сосудов.

69. – Назовите лейкоциты, которые убивают вредные для организма клетки.
70. – Киллеры и фагоциты.

71. – Как переводится слово макрофаг?
72. – Большой пожиратель (поглотитель).

73. Как макрофаги убивают вредные для организма клетки?
74. – Глотают бактерию (к примеру) и внутри себя переваривают до молекул.

Клетки- помощники
75. Как называются клетки иммунной системы (лейкоциты), которые помогают клеткам-убийцам (киллерам и макрофагам) находить вредные клетки?
76. – Клетки-помощники или Т-хэлперы.

77. – Как переводится слово хэлпер?
78. – Помощник.
Плазмоциты
79. – Как называются клетки иммунной системы (лейкоциты), которые вырабатывают антитела?
80. – Плазмоциты (сначала их называют В-лимфоцитами).

81. – Для чего плазмоциты вырабатывают антитела?
82. – Для поиска инфекций и вредных клеток с помощью антител.
Для последующего их уничтожения макрофагами и другими клетками-убийцами.

83. – Для чего нужно искать с помощью антител вредные клетки?
84. – Чтобы убить их.

85. – Для чего организм убивает вредные клетки?
86. – Чтобы они не убили его.

87. – Какие клетки иммунной системы займутся убийством вредной клетки после её обнаружения с помощью антител?
88. – Макрофаги и другие клетки-убийцы.
Антитела
89. – Какова природа антител?
90. – Это молекулы, белки.

91. – Может ли иммунная система работать хорошо без антител?
92. – Нет.

93. – Может ли быть сильный иммунитет без антител?
94. – Нет.

95. – Где брать антитела для сильного иммунитета?
96. – Производить в организме.

97. – Как называются клетки, которые производят антитела?
98. – Плазмоциты (сначала они – В-лимфоциты).

99. – Могут ли в организме после перенесённых инфекций оставаться антитела против их возбудителей?
100. – Могут. Иногда.

101. – Помогает ли наличие в организме антител против конкретной инфекции помочь легче перенести эту инфекцию в случае следующего инфицирования?
102. – Помогает.

103. – Как называется способность организма защищаться от инфекций?
104. – Иммунитет.

105. – Как называется иммунитет, возникший после перенесённого заболевания, заключающийся в способности легче перенести новое заражение?
106. – Приобретённый иммунитет.

107. – Как называется иммунитет, имеющийся до заражения какими-либо инфекциями, то есть от рождения?
108. – Врожденный.
 
109. – Можно ли нарочно заразить человека определённой инфекцией с целью выработать у него иммунитет к ней?
110. – Иногда можно. Но не всегда нужно.

111. – Какой смысл заражать человека для формирования у него иммунитета к данной инфекции?
112. – Перенесение инфекции под контролем врачей и при полноценном лечении с минимумом осложнений или без них вовсе.

113. – Какими возбудителем лучше заражать человека – сильным или ослабленным, живым или мёртвым?
114. – Ослабленным или убитым.

115. – Может ли введение в организм мёртвого возбудителя помочь формированию иммунитета к данной инфекции?
116. – Обычно может.

117. – Почему необязательно заражать живым возбудителем, а достаточно введения мёртвого возбудителя?
118. – Потому что для формирования иммунитета нужны только молекулы на поверхности возбудителя (его поверхностные антигены).
Антигены возбудителя
119. – А можно ли сформировать у человека (приобретённый) иммунитет к данной инфекции, не вводя в организм даже мёртвого возбудителя, а вводя в организм только антигены, присущие данному возбудителю?
120. – Да. Именно так лучше всего.

121. – Почему введение антигенов возбудителя безопаснее, чем введение самого мёртвого возбудителя?
122. – Потому что антиген не может привести к инфекционному заболеванию, а возбудитель может, если окажется не таким мёртвым, как думали.

123. – Можно ли введение антигенов возбудителей считать совершенно безопасным?
124. – Нет.

125. – Чем может быть опасно введение антигенов возбудителя?
126. – Введение антигена может вызвать аллергическую реакцию.

127. – Как называется введение в организм антигенов возбудителя или самого возбудителя с целью сформировать у человека иммунитет к данному возбудителю?
128. – Прививка.

Прививки
129. – Прививка делается к конкретной инфекции или ко всем разом?
130. – Только к конкретной инфекции.

131. – Могут ли прививать за один раз к нескольким возбудителям?
132. – Да. Но это несколько прививок за один раз, а не одна прививка к нескольким возбудителям.

133. – Приведите пример, когда за раз прививают к нескольким возбудителям.
134. – КДС. (От Коклюша, Дифтерии, Столбняка).

135. – Чем полезны прививки?
136. – Тем, что благодаря им больше шансов выжить и легче перенести инфекции при заражении ими.

137. – Бывают ли после прививок осложнения?
138. – Да.

139. – Есть ли гарантии безопасности прививок?
140. – Нет.

141. – У кого больше шансов выжить при заражении – у ранее привитого к данной инфекции или у не привитого?
142. – У привитого.

143. – Может ли привитый при заражении поболеть?
144. – Может.

145. – Какой смысл делать прививку, если при заражении всё равно есть риск заболеть?
146. – Смысл в том, что при наличии прививки человек при заражении будет болеть ЛЕГЧЕ и у него больше шансов выжить.

147. – Нормально ли, если после прививки человек испытывает недомогание?
148. – Часто да.

149. – Вредно ли испытывать недомогание после прививки?
150. – Неполезно, но это намного безопаснее, чем заразиться без прививки и проболеть в тяжёлой форме.

151. – Какую прививку лучше ставить – в которой только фрагмент возбудителя (в роли антигена) или ослабленный возбудитель?
152. – Ту, где только фрагмент возбудителя (антиген).

153. – От всех ли инфекций существуют прививки?
154. – Нет.

155. – Достаточно ли сделать прививку один раз в жизни (от данной инфекции)?
156. – Когда как.

157. – Существуют ли прививки от всех инфекций сразу?
158. – Нет. И вряд ли могут быть.

159. – Почему выжившие при оспе больше никогда не болели оспой?
160. – Потому что у них возникал приобретённый иммунитет к оспе (за счёт антител и способности быстро выработать нужные антитела).

161. – Чего от прививок больше – пользы или вреда?

162. – Судя по имеющимся данным, пользы больше.

163. Кто рискует жизнью больше – тот, кто прививки делает, или тот, кто прививки не делает?
164. – Тот, кто не делает.
Дифтерия
165. – Что может быть с ребёнком, которому не делали прививку от дифтерии?
166. – Рискует заразиться, если встретится носитель возбудителя дифтерии.

167. – Как происходит заражение дифтерией?
168. – Достаточно жить в одном подъезде с носителем возбудителя.

169. – Есть ли у ребёнка шанс выжить при заражении дифтерией?
170. – Небольшой.

171. – Можно ли обойтись без медицинской помощи при дифтерии?
172. – Обычно нет.

173. – Есть ли шанс выжить при заражении дифтерией, если нет мед. помощи?
174. – Мало.

175. – Как заранее защитить от смерти от дифтерии?
176. – Сделать прививку от дифтерии.
Коклюш
177. – Что тяжёлого в заболевании коклюшем?
178. – Изнурительный кашель до посинения.

179. – Легко ли вылечить коклюш?
180. – Тяжело и долго.

181. – В каком возрасте максимальный риск умереть от коклюша?
182. – В первые полгода.

183. – Стоит ли откладывать прививку от коклюша на второй год жизни ребёнка?
184. – Нет. Может и не дожить, если заразится.

185. – Когда надо делать прививку от коклюша?
186. – В первые недели после рождения ребёнка.
ИППП
187. – Что такое ИППП?
188. – Инфекции, передающиеся половым путём, то есть при половых контактах.

189. – Назовите основные ИППП.
190. – Сифилис, гонорея, ВИЧ, гепатиты В, С, Д, хламидиоз и т.д.

191. – Могут ли ИППП передаваться неполовым путём?
192. – Могут.

193. – Как могут передаваться ВИЧ и гепатиты ВСД, кроме как при половых  контактах?
194. – «Через кровь» - то есть любые инструменты, касающиеся крови и нарушающие целостность кожного покрова:
маникюрные, медицинские и т.д.

195. – Могут ли ИППП передаваться при поцелуях?
196. – Некоторые могут.
197. – Например, сифилис, ИМН («поцелуйная болезнь»), герпес и т.д.

198. – Есть ли прививки от ИППП?
199. – Пока нет.

200. – Может ли повторно заразиться ИППП человек, которого ранее уже хорошо пролечили от ИППП?
201. – Может.

202. – Формируется ли полноценный иммунитет к ИППП после их перенесения?
203. – Нет.

204. – Каков единственный надёжный способ профилактики от ИППП?
205. – Только моногамия.

206. – Защищают ли дорогие качественные презервативы от всех ИППП?
207. – Нет. Только от некоторых.

208. – От каких ИППП презервативы могут защитить?
209. – От ВИЧ, гепатитов В, С, Д.

210. – От каких ИППП презервативы не защищают?
211. – Сифилис, герпес.

212. – Какая мера может снизить риск заражения сифилисом?
213. – Душ с хозяйственным мылом сразу после контакта, обработка кожи некоторыми препаратами.

Питание для иммунитета
214. – Из чего плазмоциты делают антитела?
215. – Из аминокислот, как и любые другие белки.

216. – Откуда в плазмоцитах аминокислоты для образования антител?
217. – Из крови.

218. – Откуда в крови аминокислоты?
219. – Из кишечника (через печень).

220. – Откуда аминокислоты в кишечнике?
221. – Из пищи.

222. – Назовите продукты, которые дают (после переваривания) аминокислоты.
223. – Творог или сыры, орех или грибы, или бобовые со злаками, или рыба, или мясо. То есть белковые продукты.

224. – Может ли организм вырабатывать нужное количество антител, если человек не ест белковые продукты?
225. – Нет.

226. – Может ли быть нормальный иммунитет без антител?
227. – Нет.

228. – Может ли быть нормальный иммунитет без белковой пищи?
229. – Нет.

Антигены
230. – Как называются те группы молекул на вредных клетках, которые распознаются антителами как чужеродные для родного организма?
231. – Антигены.

232. – Как называются молекулы, на которые возникает реакция со стороны иммунной системы?
233. – Антигены.

234. – Как называются молекулы, которые привлекают внимание иммунной системы?
235. – Антигены.

236. – Антигены относятся к генам?
237. – Нет. Никакого отношения.

238. – Могут антигены появиться на собственных клетках организма без инфекций, вырабатываться собственными клетками?
239. – Да. Если собственная клетка испортится.

240. – Что часто является причиной превращения собственных клеток организма в чужеродные?
241. – Изменения в генах клетки, то есть мутации.

242. – Могут ли антигены проникнуть в организм снаружи?
243. – Могут.

244. – Бывают ли антигены не на инфекционных клетках, а отдельно от них, самостоятельными молекулами?
245. – Бывают.

246. – Какими путями антигены проникают в организм извне?
247. – Через кожу, через рот с едой или питьём, в кровь при порезах или при инъекциях.

248. – Чем опасны антигены?
249. – Могут вызывать аллергические реакции.

250. – Надо ли обезвреживать антигены?
251. – Надо.

252. – Как называются молекулы, которые ищут и ловят антигены?
253. – Антитела.

254. – Как антигены обезвреживаются?
255. – После нахождения антителами антигены поступают в клетки, которые их переваривают (фагоциты).

Аллергии
256. – Как называется бурная реакция организма (его иммунной системы) на попадание внутрь (или на кджу) антигена?
257. – Аллергическая.

258. – Может ли аллергическая реакция угрожать жизни?
259. – Да. Например, удушье или отёк.

260. – Бывает мягкая неопасная аллергическая реакция?
261. – Бывает. Например, сыпь.

262. – Может ли нормальная пища вызывать аллергическую реакцию?
263. – Да.

264. – Почему переедание способствует аллергическим реакциям?
265. – Потому что при употреблении излишнего количества пищи организм не может её всю переварить полностью, а непереваренные частицы (особенно пептиды) могут всасываться и вызывать аллергическую реакцию, будучи антигенами.

266. – Могут ли клетки иммунной системы ошибаться и атаковать не чужеродные клетки, не вредные и опасные клетки инфекций или опухолей, а нормальные клетки организма?
267. – Могут.
Правда, может оказаться, что они убивают всё же не нормальные клетки, а не заражённые.

268. – Что будет, если иммунные клетки станут убивать нормальные клетки самого организма?
269. – Разрушение тканей организма, дегенеративный процесс.

270. – Как называют заболевания, причиной которых является атака иммунной системы на нормальные ткани организма?
271. – Ауто-иммунные заболевания (АИЗ).

272. – Что значит приставка «ауто-«?
273. – Сам.
Органы иммунной системы
274. – Какие органы относят к иммунной системе?
275. – Красный костный мозг, тимус (вилочковую железу), селезёнку, миндалины, лимфоузлы, скопления лимфоидной ткани и лимфоцитов в разных участках тела.

276. – Для чего нужен тимус?
277. – Это «школа» некоторых лейкоцитов.
278.


Рецензии