Дежавю

(Владимир Высоцкий 1979 год. Фотография в городе Бухара, в гостях у семьи Исмаиловых)



            Порой, наша память вытворяет такие кульбиты, от которых мы не в состоянии избавиться по прошествии многих лет, заставляя себя возвращаться к событиям нашей молодости с тем, чтобы вновь и вновь, заново прокручивать в уме картинки недавнего прошлого в поисках и восстановлении истины. Эту категорию можно отнести к так называемому феномену "дежавю".  Хотя,скорее всего, это даже не "дежавю", а как-то иначе: когда одно и то же известное событие трактуется очевидцами совершенно по-разному.(*) Настолько, что серьезно задумываешься: "кто-то из нас либо спятил с ума, либо - заболел. Однако - судите сами. Со мной подобных историй произошло несколько. Начну с последней - самой безобидной и щадящей.



            Как-то раз, обсуждая в семейном кругу фильм Л.Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», я обратился к жене:
            - Лена, помнишь, когда мы с тобой смотрели этот фильм в кинотеатре на Невском...
            - Так-так-так: а вот с этого места, попрошу  по-подробней! - не дав мне закончить, грозно надвинулась на меня моя супруга - С кем это Вы смотрели этот фильм?! Признавайтесь!
            - С тобой... - ошалело уставился я на свою "половинку",удивляясь тому, что она напрочь забыла такой элементарный факт.
            - Никогда в жизни, я с Вами не была на этом фильме! - категорически отрезала жена и процедила сквозь зубы - Нет, ну надо же: хоть бы промолчал...



            Второй момент связан с миниатюрой "Тройная уха" (http://www.proza.ru/2008/04/23/155), где я расписываю, как мы с другом "оттянулись" по полной программе на озере Тудакуль, во время моего очередного приезда в Бухару. Причем, я не умею выдумывать и фантазировать: всё, о чём я пишу - это реальные истории, накрепко запавшие в мою память.
             - Ошибаешься, дорогой... - улыбнулся снисходительно Витя - Ты ездил не со мной, а с моим товарищем.
             - Как?! - возмутился я - Неужели ты не помнишь?
             - Прости, но ты путаешь: это было не со мной...
             Не верить моему другу, который всегда отличался честностью и прямолинейностью, у меня не было оснований. И - тем не менее... Словом, я был в шоке: один из нас либо запамятовал, либо - неправ.



             Наконец, третья история, связанная с приездом В.Высоцкого в Бухару летом 1979 года.
             Мне в то время было 22 года и я работал барменом в "Интуристе". Только, не самой гостинице "Бухоро", где на тот момент остановился Владимир Семенович, а в филиале, который располагался в старом городе, в помещении медресе Абдулазиз-хана.
             В тот памятный день, на обед, мне почему-то вздумалось заскочить домой. Я уже проходил мимо Крытого рынка и собирался свернуть на свою улицу им.40-летия Октября, как вдруг заметил два "жигуленка", которые на большой скорости пронеслись мимо меня. При этом, я успел заметить, что в первой машине сидел человек, удивительным образом похожий на Высоцкого, а из второй машины, высунулась рука и помахала мне. Даже показалось, что меня окликнули по имени.
            Едва я переступил порог дома, как моя мама, встретив меня, сообщила:
            - Только что заходил Саша, спрашивал тебя и попросил до вечера гитару.
            Тут непременно следует отметить, что гитара была старинная, с огромным барабаном и обладала великолепным звучанием. Я уже не помню всех деталей, но по-моему, в свое время, брат её выкупил у какого-то цыгана.
            Ну, а вечером к нам домой заходит Саша, вручает гитару и говорит:
            - На, держи и гордись: на твоей гитаре играл сам Высоцкий!
            - Да ну?! - не поверю я. - И что он сказал?
            - "Хороша, старушка".
            Спустя много лет, когда мне уже доведётся жить в России, я даже напишу небольшую миниатюру-воспоминание об этом событии. И надо же будет такому случиться, что через какое-то время, мы вновь встретимся со своим старым приятелем, но уже в Санкт-Петербурге.
            - Саша, а ведь, я написал про ту историю, связанную с Высоцким. Помнишь? - не выдержав, похвалюсь перед другом и перескажу ему вкратце то, что запечатлелось в памяти.
            На что, мой приятель вначале искренне удивится, а затем усмехнётся:
            - Галиб, ты всё перепутал: эта история связана не с Высоцким, а с этим... как его...  В общем, имя я его не помню, но тоже, известный поэт-песенник.
           - Как? Ты ведь, сам  мне рассказывал о том, как вы уговорили его поехать с вами на Комсомольское озеро, на "шашлычки"... на двух "жигуленках"... а по пути, заскочили за моей гитарой...
           - Да, совершенно верно, но только эта история приключилась с другим бардом! Блин, надо же: фамилию забыл... Поверь мне: ты путаешь!
            Можно представить себе, что я в тот момент испытал:  в груди у меня что-то сильно сдавило, а затем - меня охватил самый настоящий стыд. Я тут же прибежал домой, влез в интернет и стёр начисто свою миниатюру о Высоцком.
            А ещё чуть позднее, изучая хронологию событий, связанную с последней поездкой поэта по городам Средней Азии, я окончательно убедился в том, что такого просто не могло произойти, поскольку, в лучшем случае (после концерта в г.Навои) Высоцкий мог оказаться в Бухаре лишь поздней ночью 27 июля, а уже 29-го числа (после обморока), он через Ташкент улетит в Москву, так и не посетив Самарканд - последнюю точку планируемых гастролей.
          

https://youtu.be/ePuNli4NfnU

-------------------------------

(*) -  Значительно позже, мне доведётся наткнуться на статью о ложном воспоминании (ложной памяти): в психиатрии существует даже специальный термин - конфабуляция - когда пробелы в памяти заполняются вымышленными событиями (а иногда - фантазиями). Или, когда когда одно и то же событие совершенно по-разному интерпретируется его участниками.
       Частным ответвлением конфабуляции можно назвать и «эффект Манделы». Эффект обнаружен во время общения нескольких участников фанатского съезда «Dragon Con», обнаруживших у себя совпадающие воспоминания о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме (а не вышел живым на свободу и стал президентом ЮАР). Фиона Брум (Fiona Broome), одна из участниц этого обнаружения, с 2010 года занимается популяризацией эффекта Манделы и сбором совпадающих альтернативных воспоминаний других людей.   
       Психологи выяснили, что каждый пятый человек хранит в памяти моменты, которых никогда не было.
       По словам ученых, многие из наших воспоминаний, будь то счастливые моменты детства или переживания юности, возможно, основаны на ложных событиях.
       Мерилин Монро любила рассказывать страшную историю о том, как ее в возрасте 7 лет изнасиловал опекун. Одна странность - каждый раз кинозвезда называла новое имя насильника.
       Коко Шанель часто рассказывала своим близким друзьям о сексуальных приключениях монашек в монастыре, в котором она воспитывалась. Одному из репортеров удалось разыскать бывшую одноклассницу Коко и узнать, что все это лишь фантазии великой модельерши.
      Марлен Дитрих написала в своих мемуарах, что ее в 16 лет изнасиловал школьный учитель музыки. Но дотошные поклонники проверили информацию и обнаружили удивительные вещи. Когда Марлен было 16, названный ею учитель не только не преподавал в школе, но и вообще находился за пределами Германии.
      Подобных фальшивых историй в мире каждый год происходит немало. И не только со звездами кино- и шоу бизнеса.


Рецензии