Она хотела летать и любить

     Ожесточенные  бои  по  освобождению  Молдавии  начались  ранней  весной  1944  года.  В  составе  17-й  воздушной  армии  наравне  со  всеми  воевала  и  отважная  летчица  младший  лейтенант  Мария  Ивановна  Кулькина.  Круглолицая,  румяная  и  веселая  25-летняя  девушка,  уроженка  приволжского  города  Вольска  Саратовской  области,  она  перед  войной  училась  в  Саратовском  медицинском  институте.  Но  больше,  чем  медицина,  её  влекло  небо.  Поэтому,  проучившись  в  институте  всего  один  курс,  Маша  поступила  в  Саратовский  аэроклуб,  который  успешно  окончила  в  1936  году.  В  том  же  году  она  стала  курсантом  Батайской  лётной  школы  Гражданской  авиации  имени  Баранова.  Между  прочим,  во  время  учебы  18-летняя  Маша  успела  выйти  замуж  за  23-летнего  летчика-инструктора  Батайской  лётной  школы  Сергея  Борисовича  Псарева  и  сменила  фамилию  на  Псарева – Кулькина…

     После  окончания   в  1938  году  лётной  школы  Мария  стала  работать  летчицей  в  Грузинском  управлении  гражданского  воздушного  флота. 

     Когда  началась  война  она,  как  настоящая  патриотка,  посчитала,  что  её  место  –  в  действующей  армии.  К  тому  же  у  неё  был  свой  счёт  мести  к  врагу:  её  муж  Сергей,  будучи  летчиком  748-го  авиационного  полка  дальнего  действия,  не  вернулся  с  боевого  задания  30  января  1942  года…
 
     После  настойчивых  просьб,  Мария  добилась  своего  –  12  декабря  1942  года  Тбилисским  районным  военкоматом  она  была  призвана  в  Красную  Армию.

     Пройдя,  как  и  все  новобранцы,  «курс  молодого  бойца»,  уже  с  8  февраля  1943  года  Мария  Кулькина  стала  служить  в  качестве  пилота  в  145-й  отдельной  эскадрилье  связи  Закавказского  фронта.  Здесь,  на  фронте,  Мария  снова  обрела  свое  личное  счастье,  в  феврале  выйдя  замуж  за  21-летнего  лётчика  267-го  истребительного  авиационного  полка  Юрия  Тихоновича  Антипова…

     С  мая  1943  года,  она  была  командиром  звена  связи  управления  236-й  истребительной  авиационной  дивизии.  Воевала  на  Северо-Кавказском  и  Южном  фронте,  на  самолете  У-2  совершала  по  12 - 15  вылетов  в  день.  Всего  с  25  мая  по  25  сентября  1943  года  произвела  523  вылета  по  служебным  делам  дивизии,  при  этом  21  августа  1943  года  была  ранена.
      
     За  образцовое  выполнение  боевых  заданий  младший  лейтенант  Мария  Ивановна  Кулькина  была  награждена  в  сентябре  1943  года  орденом  Красной  Звезды.

     Совершенно  естественно,  мужу  и  жене  хотелось  быть  вместе  и,  в  декабре  1943  года,  после  их  многочисленных  рапортов  с  просьбой  о  переводе,  Марию  зачислили  в  267-й  истребительный  авиаполк,  где  муж  Юрий  был  командиром  3-й  эскадрильи.  Уже  находясь  в  полку,  Мария  освоила  истребитель  Як-1  и,  наравне  с  летчиками-мужчинами,  стала  вылетать  на  боевые  задания,  участвовать  в  воздушных  боях.  А  в  апреле  1944  года  3-я  эскадрилья  пополнилась  двенадцатью  новенькими  истребителями  Як-9Т  с  надписью  на  фюзеляже «Освобождённый Донбасс»  и  все  лётчики,  включая  и  Марию,  стали  воевать  на  этих  именных  самолетах.

     С  апреля  1944  года  Мария  и  Юрий  постоянно  летали  в  паре  и  были,  вероятно,  единственной  в  советской  авиации  семейной  парой  истребителей.  Супружеской  чете  по-доброму  завидовали,  любовались  ими.  Но,  к  сожалению,  длилось  их  счастье  недолго…

     Сохранились  документы,  в  которых  описаны  обстоятельства  рокового  боя,  ставшего  последним  для  Марии.  Слегка подкорректировав  текст  боевого  донесения,  его  можно  изложить  так:

     «20  мая  1944  года  в  период  с  15  часов  30  минут  до  16  часов  45  минут группа  из  4  Як-9Т  и  6  Як-1  (ведущий  -  капитан  Ю.  Т.  Антипов)  на  высоте  2000-3000  метров  прикрывали  свои  войска  в  районе  Погребцы – Дороцное.  В  15 часов 40 минут на  высоте  2500  метров,  в  районе  Красный  Молдаванин,  наши  летчики  встретили  6  ФВ-190. Пара  ФВ-190, находившаяся  выше,  атаковала  ведомого  капитана  Антипова  младшего  лейтенанта  Кулькину  и  первой  атакой  сбили  её.  Капитан  Антипов,  отбивая  атаки  от  Кулькиной,  сбил  ведомого  ФВ-190.  Наращивая  силы,  противник  подтянул  в  район  прикрытия  ещё  4  Ме-109,  которые  появились  из-за  облаков  и  первой  атакой  сбили  лейтенанта  Г.  В.  Мазаева.  Лейтенант  Е. С. Погорелов,  ведя  бой  с  группой  ФВ-190,  атакой  сбоку  сверху  зажег  1  ФВ-190.  В  результате  боя,  который  длился  в  течение  30-35  минут,  сбито  2  самолета  противника.  Свои  потери  -  2  Як-1  и  1  Як-9Т.  Летчики  лейтенант  Мазаев  и  младший  лейтенант  Кулькина  сбиты  в  воздушном  бою». 

     Упоминания  о  последнем  бое  Марии  Кулькиной  есть  также  в  мемуарах  некоторых  наших  авиаторов,  например,  бывшего  лётчика-истребителя  Николая  Фёдоровича  Исаенко,  написавшего  книгу  воспоминаний  «Вижу противника!».  Правда,  они  несколько  отличаются  от  боевого  донесения,  но,  тем  не  менее,  для  наглядности,  процитируем  и  их:

     «…С  утра  20  мая  я  находился  на  выездном  пункте  управления  8-й  Гвардейской  армии   генерал-полковника  В.  И.  Чуйкова.  Командир  дивизии  приказал  мне  руководить  действиями   истребителей,  прикрывающих  наши  войска  на  Шерпенском  плацдарме.

     Примерно  в  полдень  над  нами  появилась  восьмёрка  «Яков»,  которую  вёл  капитан  Юрий   Тихонович  Антипов.  Ведомой  у  него  была  младший  лейтенант  Мария  Ивановна  Кулькина.  С  ними  летели  ещё  три  пары.  Антипов  установил  со  мной  связь.  Сообщил,  что  видит   приближающуюся  к  населённому  пункту  Кошница  группу  из  12 «Фоккеров»,  идёт  в  атаку.

     Мы  наблюдали,  как  «Яки»  стремительно  бросились  на  врага.  «Фоккеры»  не  дотянули  до  позиций  наших  войск,  торопливо  сбрасывали  бомбы  куда  попало.  Задымил  один,  окутался   пламенем  другой,  развалился  в  воздухе  третий  вражеский  самолёт…

     Выскочившие  из  облаков  два  Ме-109  рыскнули  к  самолёту  Антипова.  Я  предупредил  капитана  о  появлении  врага.  Меня  услышал  не  только  он.  Услышала  и  Мария  Кулькина.   Не  медля,  не  колеблясь,  бросилась  она  на  врагов,  открыла  огонь,  и  «Мессеры»  тотчас   отвернули,  взмыли.  Антипов  был  спасен.  А  в  хвост  истребителя  Марии  Кулькиной  вышла   новая  пара  «Мессеров»,  так  же  неожиданно  выскочившая  из  облаков,  как  и  первая.

     Прикрыть  Марию  никто  из  лётчиков  группы  не  мог:  они  только - только  выходили  из   атаки  на  «Фоккеров»,  находились  ниже  «Мессеров»,  уступали  им  в  скорости.  И  противник   сделал  своё  чёрное  дело:  залпом  из  пушек  и  пулемётов  ведущий  Ме-109  поджёг  машину   Марии. 
     Самое  горькое,  что  можно  испытать  на  войне,  это  ощущение  полной  беспомощности,   полной  невозможности  помочь  попавшему  в  беду  другу.  До  боли  в  пальцах  стискивал  я   бесполезный  микрофон.  В  моих  наушниках  слышался  сначала  тревожный,  потом  злой,   потом  отчаянный,  повысившийся  до  крика  голос  Антипова:

     -  Маша,  прыгай!..  Под  тобой  свои!..  Прыгай,  Маша!

     Но  Мария  его  не  слышала.  Может,  была  тяжело  ранена,  может,  убита  наповал:  её   самолет  падал,  совершенно  неуправляемый.  Мы  видели,  как  он  врезался  в  землю…»
    
     Сейчас  в  нашем  распоряжении  оказались  и  свидетельства  наших  бывших  противников,  из  которых  можно  сделать  вывод,  что  наша  летчица,  по  всей  вероятности,  стала  жертвой  пилотов  из  9-й  истребительной  группы  ВВС  королевской  Румынии.  Вот  как  это  происходило  по  версии  румынских  летчиков:   
    
     «20  мая  1944  года  двенадцать  Ме-109  под  командованием  капитана  Георге  Попеску-Киокынел,  на  высоте  5000  метров  вели  «свободную  охоту»  над  линией  фронта  в  районе  Дубоссары - Григориополь.  Вскоре,  в  13  часов  30  минут,  старший  лейтенант  Тудор  Грекеану  обнаружил  внизу  справа  группу  бомбардировщиков  Пе-2,  которых  сопровождали  «Яки»,  и  сообщил  ведущему.  Попеску  атаковал  сначала  крайний  левый  «Як»,  но  промахнулся.  Тогда  он  вышел  в  хвост  ведущему  советской  группы  и  несколькими  очередями  поджег  его.  Русский  пилот  выбросился  с  парашютом.  Следующей  атакой  Попеску  сбил  ещё  один  «Як»,  который  врезался  в  землю  около  реки  Днестр.  Остальные  румынские  летчики  атаковали  бомбардировщики,  и  фельдфебель  Ион  Панаит  сбил  один  Пе-2».      
               
     Как  видим,  румынские  данные  тоже  довольно  сильно  отличаются  от  описаний  этого  боя  с  нашей  стороны.  К  тому  же  есть  расхождения  во  времени,  но,  вероятно,  это  связано  с  разницей  между  Московским  временем  и  временем  в  Бухаресте.  Поэтому,  надо  подчеркнуть,  что  это  –  всего  лишь  «румынская»  версия  гибели  Кулькиной.

     Не  исключено  также,  что  самолет  Марии сбил  какой-нибудь  немецкий  ас  из  52-й  истребительной  эскадры  Люфтваффе...       

     Всего,  за  20  мая  1944  года  летчики-истребители  17-й  воздушной  армии  провели  15  воздушных  боёв  и  сбили  28  немецких  самолетов.  Свои  потери  составили  7  летчиков…

     …Маша  вместе  с  самолетом  упала  в  районе  села  Красный  Молдаванин.  Долина,  где  упал  самолёт,  находилась  на  нейтральной  полосе,  поэтому  установить  точное  место  гибели  летчицы  тогда  не  удалось.

     Есть  данные,  что  её  могила  находится,  якобы,  в  селе  Андрусовка  Фрунзовского  района  Одесской  области.  Однако,  объяснение  этому  факту  довольно  простое:  судя  по  всему,  летчики  267-го  полка,  базировавшегося  весной  1944  года  у  Андрусовки,  соорудили  эту  символическую  могилу  в  честь  не  вернувшейся  с  боевого  задания  Марии. 

     И  только  в  июле  1972  года  поисковой   группой  красных  следопытов  Дубоссарского  района  в  долине  Тамашлык  было  найдено  место  падения  самолета  Кулькиной.  С  глубины  около  10  метров  ковшом  экскаватора  были  подняты  пулемёт  и  пушка,  мотор,  побитая  снарядом  лопасть  винта,   окровавленный  и  прожжённый  в  нескольких  местах  парашют,  деталь  шасси,  обрывки  одежды,  а   также  останки  отважной  лётчицы.  Прах  Марии  Ивановны  Кулькиной    был  захоронен  на  Кургане  Славы  в  городе   Дубоссары  (Молдавия).

     Долина  Тамашлык  решением  исполкома  Дубоссарского  районного  Совета  народных   депутатов  переименована  в  Долину  Марии.  Именем  Кулькиной  названа  одна  из  школ  в   городе  Дубоссары  и  школа  в  городе  Вольске,  где  училась  Маша.  Перед  этой  школой   установлен  бюст  лётчицы.  Глаза  ее  устремлены  в  небо — высокое,  светлое,  прекрасное  небо   Родины,  за  которую  Маша  отдала жизнь…

     Посмертно  отважная  летчица  Мария  Ивановна  Кулькина  была  награждена  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени.  Она  так  хотела  летать  и  любить!


Рецензии
Женщина истребитель,да ещё в паре с мужем!
Не слыхал ранее.
Спасибо вам!Читаю понемногу,очень интересно и познавательно.

Владимир Крючков   24.10.2019 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Надеюсь, Вам будут интересны и другие мои статьи...

Олег Каминский   24.10.2019 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.