Не оставляй меня!

Не оставляй меня!

К снам, как Прометей к скале, я не прикован. Тени могучих птиц по земле подо мной не летят, ни печень, ни душу мою ширококрылые орлы не тревожат. Если сны случаются — легко забываются, тонким дымом сны растворяются: легкие образы в густой пустоте. Слава Богу, иные ведь мучаются, тяжелые сны избывая — на бумаге или иначе.
Читаю, но Марк Аврелий сон не развеивает. «Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или, неизвестно, будет ли». Правда. И что этой банальностью последний из пяти хороших императоров сказать пожелал? Или в его время это банальностью не было? Читаю-читаю, упираюсь в последнюю фразу: «Так уходи  же  кротко,  ведь  и  тот,  кто  тебя отзывает, кроток».
Но сон не отпускает.
Что из этого? Фрейда перечитать? У Юнга языку бессознательного поучиться? Сонники полистать? Сочинить свой сонник, постмодернистский? Стать переводчиком снов, дать объявление и жить припеваючи? Только, что припевать?
Вижу-ли-слышу-ли, но: «Не оставляй меня!» — из белого расстегнутого ворота. Я во сне полусонный. Пространство замкнуто, если домыслить: поезд, но ни окна, ни движения. Надо из не-движения выйти, иначе — но об этом не думается. Знаю, чей голос. Не знаю времени, когда он звучит. Сейчас ведь звучать голос не может. Вопрос в никуда: где мы, и ощущение: вот, скорей, надо выйти. Где? Ответ: возле Сахарова. Где это? Я не знаю. Многое изменилось. Главное — выйти из этого пространства в иное.  Торопливо собираюсь, некогда одеваться, хватаю что-то похожее на носки, туфли. Тороплив, суетлив, а он из белого расстегнутого ворота обессиленно величав и спокоен, самого себя из пространства-времени сна вычитая. Схватить лежащие груши. Вижу кучку маленьких и кучку больших. Соображаю, что взять. Из белого расстегнутого ворота, когда рука к большим потянулась: «Не наши».
Гнетущее ощущение собственной несвободной спешности торопливой, усиливающееся его неколебимой свободной несуетностью. 
Всё. Ниоткуда и никуда. Удивительная классичность: совершенное единство места, времени, действия. Обычно лишние впечатления, в буквы переводя, ненужное отсекаешь. Здесь нечего отсекать. Всё случилось готовым. Как Адам, созданный Богом, из красной земли вылепившим великолепное микельанджеловское тело и тициановский дух жизни вдохнувшим.
Сны самовластны, их не выбирают, сами приходят, только забыться или запомниться — не в их это власти. Мало ли, что во сне может случиться. Всё, что угодно. Даже жену могут без твоего ведома тебе сотворить. Если было однажды, значит, будет всегда.
Беспредметность, беззвучность — и полная ясность, без прошлого и без будущего, здесь и сейчас. Погоня за сном, попытка сон ухватить — занятие бесполезное:  гнаться за ветром, зажимать в горсти воду.
Сон не начинается и не кончается, но возникает и исчезает. Определить, что есть сон, положительно, невозможно. Сон — это не. Разве что: жизнь — грустный сна эвфемизм.
Сочинить сон невозможно. Все литературные сны не приснились: увидены наяву, в трезвом уме не всегда очень расчетливо сочинены. Надувающийся шарик воображения летит слишком уж непривязанно.
Невозможно сон вспомнить, не комментируя, самому себе не объясняя. Переданный грубыми буквами он расползается, утопая в слов зыбучих песках. Слова, даже наилегчайшие, тяжелы, грубы, зримы, весомы, запутаны, замысловаты: никакой ассонанс не спасает. Сон в словах тонет, свинцово под водой исчезая.
Не сейчас, записывая, но тогда, во сне — удивление: ощущение вагона, но ни окна с ползущим пейзажем мелькающим, ни столика, ни сетчатой полочки неудобной для мелкой поклажи, из светло-коричневой блестящей стены выщемляемой: не видел, чтобы ей пользовались. Ничего к тому месту в том времени прикрепляющего, но — безусловное ощущение той реальности, давно прохудившейся. Легко банально додумать: пейзаж-другой сочинить, на столик — слежавшиеся, слипшиеся котлеты в промасленной бумаге — это бы хорошо, а то и в газете, на ненужную полочку назло себе самому свитерок легкий — небрежно.
Великое множество деталей не из сна, из реальности, вспомнив, додумать — на большой рассказ или малую повесть. Но не было деталей во сне: не нужны были автору. Не вычеркивал. Начисто сочинил.
Записывая, прекрасно знаю, откуда он, слабый голос из белого расстегнутого ворота: десятки ассоциаций. Чахотка, съедая, делала ворот широким, огромным, способным вместить множество прежней плоти, тончающей изо дня в день. Это — сейчас. А во сне — ни к чему, в нем из готового образы прорастают: Адамом из замысла, коснулся — явилось.
Сюжет сна — слитный тугой образ единый: и Прометей, и скала, и орел, и горечь во рту, и печень тоскливая. Самодостаточен, бесконечен, в раме пространства-времени никак не нуждающийся. Всё в нем, всё внутри, то, что вне, не существует: самого «вне» не было и не будет. Никакой тьмы, где исчезает движение, никакого тумана, белесо его погашающего.
Записывая, по свежему следу идя, можно объяснить почти всё, а заднему крепкому уму не дающееся — утопить в общих фразах. 
Груши, Сахаров? Замысел надо чтить. Большие, маленькие? Значит, не яблоки!


Рецензии
...вот этот текст - как доказательство, что поэзия прозе необходима. Проза такого уровня, вдруг, здесь - и до сих пор глазам своим не верю. Волшебство слова. Вспоминаю Беккета, ещё ближе - проза Мандельштама. Писать - как дышать.

"Торопливо собираюсь, некогда одеваться, хватаю что-то похожее на носки, туфли. Тороплив, суетлив, а он из белого расстегнутого ворота обессиленно величав и спокоен, самого себя из пространства-времени сна вычитая."
"Сны самовластны, их не выбирают, сами приходят, только забыться или запомниться — не в их это власти. Мало ли, что во сне может случиться. Всё, что угодно. Даже жену могут без твоего ведома тебе сотворить. Если было однажды, значит, будет всегда."

"Сочинить сон невозможно. Все литературные сны не приснились: увидены наяву, в трезвом уме не всегда очень расчетливо сочинены. Надувающийся шарик воображения летит слишком уж непривязанно.
Невозможно сон вспомнить, не комментируя, самому себе не объясняя. Переданный грубыми буквами он расползается, утопая в слов зыбучих песках. Слова, даже наилегчайшие, тяжелы, грубы, зримы, весомы, запутаны, замысловаты: никакой ассонанс не спасает. Сон в словах тонет, свинцово под водой исчезая. "

"Не сейчас, записывая, но тогда, во сне — удивление: ощущение вагона, но ни окна с ползущим пейзажем мелькающим, ни столика, ни сетчатой полочки неудобной для мелкой поклажи, из светло-коричневой блестящей стены выщемляемой: не видел, чтобы ей пользовались"

Грейп   26.03.2018 11:25     Заявить о нарушении