Основные виды компетенций

Выдержки-миниатюры из моего учебника "Розничный персонал от А до Я", который можно приобрести в любом интернет-магазине ("Озон", "Лабиринт" или на сайте издательства "Инфра-Инженерия").




По содержанию различают четыре вида компетенций:

1.КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это компетенции, которые приняты в компании. Они одинаковы для любой должности.
Например:
- Способность эффективно работать в команде.


2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач. 
Например:
- Способность планировать свою работу и работу своих подчиненных
- Способность организовывать и контролировать рабочий процесс
- Способность мотивировать, вдохновлять на достижение поставленных результатов
- Умение самостоятельно принимать решения
- Способность видеть ситуацию в целом, не упуская деталей
- Способность генерировать новые идеи, мыслить не стандартно
- Высокая степень реакции на изменения ситуации
- Умение эффективно решать проблемы.


3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ  - это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей.
Например:
- Знание законов розничного бизнеса (сегмента рынка)
- Навыки продаж
- Знание продукта

4. ЛИЧНОСТЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – это личностные аспекты, которые могут включать в себя достижения, результаты, отношение к ним и прочее.
Например:
- Высокая самоорганизация
- Лидерство
- Высокая адаптивность
- Высокие коммуникативные данные
- Умение доводить начатое дело до конца
- Умение работать с большим массивом информации
- Аналитические способности
- Умение быстро обучаться и осваивать все новое
- Инициативность
- Управляемость
- Активность
- Дисциплинированность
- Способность работать в режиме цейтнота.



По степени возникновения различают три вида компетенций:   

1. ПРИОБРЕТЁННЫЕ  (говорят сами за себя) - это знания и умения, которые соискатель смог приобрести исходя из предыдущего опыта. Например, умение планировать.

2. ПРИРОДНЫЕ  - это те базовые качества, которые даны человеку от рождения. Например, харизматичность, замкнутость, открытость, повышенная тревожность и т.д.

3. АДАПТИВНЫЕ – это качества, которые позволяют новому сотруднику максимально быстро достигать поставленных задач в новой рабочей среде.  Скорее это эмоциональные способности личности, которые не являются врожденными, а развиваются или приобретаются со временем. 



По степени сложности различают четыре вида:

1. ПРОСТЫЕ  (содержат единый перечень знаний, умений, навыков, наблюдаемых в действиях человека, которому присуща та или иная компетенция);

2.  ПОРОГОВЫЕ  (это тот  минимум знаний, умений, навыков и поведенческих характеристик, который необходим для получения допуска к выполнению работы);

3. ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЕ  (состоят из трех-пяти уровней, количество которых определяется целями использования модели компетенций);

4. ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ (содержат знания, умения, навыки и поведенческие характеристики, позволяющие отличать лучших сотрудников от сотрудников- аутсайдеров).


Рецензии
Интересная, полезная публикация.

С уважением,


Асламбек Гайтукаев   18.09.2017 09:50     Заявить о нарушении
Асламбек, благодарю Вас за обратную связь. Это выдержки из моего учебника, посвященного розничному персоналу.

С уважением, Василина

Василина Бабковская   18.09.2017 10:40   Заявить о нарушении