Как я стал традиционным верующим

             
               
                Валентине Васильевой 4.
                С глубоким уважением к её вере Иисуса Христа.
                Автор, он же мусульманин.
     Авторитет одного человека, как Кунта- Хаджи закрепил институт устазов за чеченцами, а они, как правило, проповедуют тот самый традиционный мирный Ислам. Может возникнут вопрос, если столь велики обычаи, традиции чеченского народа, а Устаз (шейх, духовный наставник, чтимый мюридом) был духовным пастырем, неоспоримым авторитетом во всех религиозных спорах, то как могло в народе появиться ваххабизм? Не терпящее другого мнения отличающее от их взглядов.   

 То есть те мусульмане, которые опровергают любые преклонения перед обыкновенным смертным человеком, будь он выдающимся духовным пастырем собственных предков. После ареста Кунта- Хаджи в 1864 году царскими властями, в Чечне заметно увеличились число Устазов, они также проповедовали Мир, последний умер в 1962 году. А все чеченцы до единого были мюридами (послушники, последователи Устаза) своего Устаза, до появления ваххабизма. Тут выражение "преклонение" не совсем уместно, но отдельные особо ретивые мюриды, допускают некоторые благосклонности  по отношению к потомству своего Устаза и делают это демонстративно, что даёт пищу для разлада между верующими.
 
  Одним из духовных лидеров ваххабизма Чечни был моим односельчанином. Звали его- Ахмад, мы были знакомы с детства, говорят он жив, здоров. Но, а где его судьба носит ничего неизвестно. Когда, после развала Союза в 1991 году, я приехал домой, друзья шутили над нами: "Возьмись за него, Ахмад, и сделай своим мюридом. Он свежий, только приехал из России". Никто его проповеди в серьёз не воспринимал, так шутками, прибаутками отмахивались. Но, как мы видим, напрасно.
 
 Здесь неплохо срабатывала пропаганда, приверженцы ваххабизма никогда не лезли в драку, которую сами же провоцировали, даже могли позволит себя ударить. И этим они гордились, ссылаясь на Пророка Мухаммеда (с. а. в.), который в своё время подвергался гонениям со стороны собственной родни курейшитов.
 Притворяясь мучениками истины, они тихим, мирным языком задавали каверзные вопросы мюридам Кунта- хаджи, выводя их из равновесия, а те своим слабым знанием основ веры, необразованностью, путались в бесконечных спорах на религиозные темы. Свобода совести, наконец, дал о себе знать в конце 80-х в начале 90-х годов ХХ столетия, на фоне заката перестройки и во время краха коммунистической системы. Начался новый, неизведанный путь для Чечни и для самой России.         

А Ахмад был выпускником высшего духовного института города Бухары Узбекской ССР. И по иронии судьбы, учился одновременно с другим Ахмадом из соседнего села, с Кадыровым. Оба одного возраста, 9-10 классы заканчивали в одной школе, в одном классе. Воспитывались в одинаковых религиозных семьях, где учение Устаза Кунта- Хаджи считалось духовным наставлением для истинной веры, окончили единственный исламский институт на территории Советского Союза, что было величайшей сенсацией для нашего народа.
 И такое верование, закреплённое свинцовыми обручами, то есть заветами своего Устаза,  которая с совершенством вышла из коммунистической инквизиции, даже за 13 лет депортации чеченского и ингушского народов, оба Ахмада получили из рук своих предков. Ахмад -Хаджи Кадыров пошёл до конца традиционного пути Ислама, а другой Ахмад свернул под прямым углом в другую сторону.               
 
  Мне было крайне досадно интересно, как у величайшей религии мира может быть иной пути, кроме той, по которому шёл мой отец. Я не знаю и знать не хочу разницу между шиитами, суннитами, они для меня все мусульмане, так же для меня одинаковы христиане - православные и католики. Цивилизованный человек должен знать Шолохова, как автора "Тихого Дона", Г. Свиридова, как автора музыки на Пушкинские темы, а не четыре раздела двух мировых религий мусульман и христиан. Ты сначала познай шедевры своих современников, а после пытайся заглянут на тысячелетия назад. Когда по сути обе религии проповедуют одни и те же правила: "Не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира, не богохульствуй (не оскорбляй веру других), не строй своё счастье на несчастье других, ибо это недостойно человека...". Вот моё кредо!

И, как наш Ахмад, который жил в соседней улице (не хочу озвучивать его фамилию), осмелился опровергать, то чему верили его предки и несли свой мюридизм к Устазу от отца к сыну, вот уже 150 лет. А теперь появился новый "пророк" Ахмад, с презрением выказывающий основы традиционной религии. В Чечне помимо Ислама существует некий кодекс поведения, традиции, выводятся не из религии, а национальной гордости- в общем, и в частности- желания выглядеть  в глазах общества порядочным человеком. Потихоньку в разных семьях появляются последователи Ахмада и это стало шокировать мирный тарикат мюридов Кунта-Хаджи.

 Авторитет Ахмада,  выпускника высшего духовного института, мог низвергнут такой же как он, что однажды и сделал Ахмат -Хаджи Кадыров. Только в той битве титанов я отсутствовал, но говорят Кадыров разложил перед Ахмадом "делил" (доказательство) его ошибочных толковании основ Ислама.
 
 Можно ли говорит, как ваххабиты брали в штыки народное поверье: что Устаз, как шейх, несёт перед Аллахом ответственность за поведение своего мюрида в жизни. Этакий невежественный мюрид Кунта-Хаджи как я, не в состоянии вести подобные дискуссии. Потому что любой мулла утверждает, что даже Пророк Мухаммед (с. а. в.) говорил своей дочери Патимат, что перед Аллахом все равны и Там ОН ей не помощник, а тут какой то устаз берёт ответственность за своего мюрида. Опять таки Ахмад колотит меня железным аргументом: "Может ли при таком раскладе, твой устаз покровительствовать над тобой везде и всюду?"

Ведь, верующий в минуты отчаяния обращается и к своему Устазу о помощи, дух которого оберегает его. Так же поступают и христиане обращаясь к своим святым, носят кресты, иконки, все их мольбы через них направлены к Одному, к Богу. Почему в России за 73 года борьбы против инакомыслия от линии Марксизма, Бог вернулся на своё место, как ничего не было? Потому что в России без веры невозможно жить. Уж очень сурова реальная жизнь на этой земле. Разговаривая во время молитвы без посредников с Богом, верующий облегчал свою душу, жил какой-нибудь выдумкой, заменяющей ему действительную жизнь, своими эфемерными успехами и достижениями.

Но в трудные минуты у него принято обращаться и к своему покровителю, а помощники лишними не бывают. "Царь не слышит, а до Бога далеко",- вот и пытается человек приблизить Бога через его апостолов поближе к себе. С этим ему легче жить, а ты отнимаешь у него последнюю надежду на этом неправедном мире. Но Ахмад через Коран предоставляет мне опровергающие доводы моих обращений к Устазу. Тык, мык, брык и я осёкся. 

    Но мне уже под сорок лет, когда я слушал Ахмада, и мне все его религиозные тёрки были до лампочки, тем более за годы советской власти в одно ухо мне говорили - Бога нет. А теперь, когда даже секретарь парткома убедился, что Бог на месте, у меня в текущем религиозном плане одна единственная забота, как бы свои перза* пять намазов в сутки делать своевременно. И в первую очередь для покоя сердце матери и назидания детям. Хотя, как говаривал один мой друг, садясь чаёвничать с бутылкой водки на виду собственной семьи, то что невозможно скрывать от всевидящего ока Всевышнего, зачем хоронить от людей.   
 
   В 1991 году, Бог, в лице коммунистической идеологии, - умер, а я, как мусульманин, так себе: не Богу свечка и ни чёрту кочерга. Правда, твёрдо убеждённый, что свято буду соблюдать все заветы своего Устаза, переданные мне по наследству от своих предков, но... потом. Успею, какие мои годы!
Ведь и так ясно всем, что я верующий! Неуверенно убаюкиваю я сам себя. 
 
  А тем временем, ваххабизм набирает обороты в Чечне, и, в первую очередь, повторюсь, наступает на традиционные культурные ценности горцев Кавказа, чем я гордился до сих пор перед другими народами СССР. А это, ребята, действительно святость без колебаний и откладывать на невидимый в обозримом будущем понедельник недосуг. Чеченцы, ингуши приняли Ислам бескровно, в той форме, которая совпадала с их  этнической культурой, базирующаяся на обычаях, традициях, ментальности. Поинтересуйтесь и вы убедитесь, что у басмачей Средней Азии бывшего Союза, Ислам в более мягкой форме, чем у абреков Северного Кавказа. Да и сами арабы ведут вольготную бытовуху. 
 
 А тут, под внешним стремлением к возрождению корней, основ религии, идёт экспансия нового направления, чистки ислама, к отходу к его истокам.
И самое опасное идёт: отход детей из под влияния родителя. Появляется бесплатная литература, словно бесплатный сырь в мышеловке, наглядные пособии, на русском и чеченских языках, как выполнят те или иные религиозные обряды, о новых семейных взаимоотношениях. После чего, цыплёнок начинает учить курицу, а то и петуха.
 Наслушается юный пентюх, где то заумных проповедей и берется читать нотации  своему безграмотному деду, который прошёл через Сталинские лагеря, благодаря той пути к Аллаху, по которому учил Кунта - Хаджи.
 Помню, как в сердцах выступала одна древняя бабушка: "Я с семи лет ежедневно молюсь Аллаху, а теперь приходит внук и заявляет, что я неправильно делаю намаз!" В смысле, выполняет неверно некоторые нюансы во время молитвы. Неслыханное, в среде вайнахов, нахальство!

И вернут обратно в родное стойло заразившего этой инфекционной болезнью отпрыска  абсолютно невозможно. Тут, как у Некрасова:
 -Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются...
  Только ослабив, а затем полностью разрушив идеи мирного Ислама Кунта- Хаджи, вместе с ним вековые традиции народа, ваххабиты могли укрепить свои политические и духовные позиции в Чечне. Здесь они следовали по пути большевиков, стравливая некомпетентного (тёмного) в вопросах религии отца с сыном.

 Отца у меня к тому времени уже не было, он умел читать Коран, ещё в царские времена ходил в духовное медресе, дед посетил Мекку.  А у меня трое сыновей и дочь, старшие школьники, младший дошколят, и с кого им брат пример? Есть бабушка, но у неё своих забот полон рот, как бы ей не пришлось  отвечать перед Всевышним за собственных нерадивых детей, ходит от одного к другому, заставляя во время делать намаз. В семьях с слабовольной главой, дети начинают поддаваться влиянию нового течения. Говорю честно, мои чада прекрасно видят, как чтит их папаша пять столпов Ислама.

   А ежедневные ссылки на авторитеты деда, прадеда, рассказы о моём Богобоязненном родителе, о мюридах Кунта- Хаджи до мозга костей, вижу мои мюриды плохо усваивают. Наступил момент истины, мало, что я родился в семье верующих, мало ли рву на груди рубаху, доказывая свою веру в Аллаха! Надо им ещё стать, а мои ссылки на святых угодников никому не интересны. Пока мои дети, как сырой материал, не попали в руки узколобых экстремистов и не швырнули в общее стадо баранов, нужен живой прецедент, наглядный образец! "Что делать?" Даром, что ли изучал истории съездов от РСДРП до КПСС, надо развернут программы минимум с максимумом, кто из нас станет большевиком победителем: я или мои дети, а всякое промедление, воистину, смерти подобно!?

Тогда мне на помощь пришёл великий, могучий русский язык, который в подобных случаях гласит: "Лучше поздно- чем никогда!" И я становлюсь, что ни на есть традиционным мусульманином. Начал ходит на зикр братства своего Устаза Кунта- Хаджи, соблюдал не трёх дневные, а месячные посты урозы, бросил негативные привычки. Нашёл некоторые изречения  Кунта-Хаджи.

 Стал трибуном для домашнего кружка ликбеза по вопросам религиозной теории, выступал на ясном чеченском и русском языках, не коверкая заученных наизусть святых аятов из Корана, в которых я ничего не понимал. Одновременно прививал своим мюридам любовь к высокому искусству, чтобы они могли совмещать приятное с полезным. К прозе, к поэзии, к классической музыке! Если балет, как танец горец плохо воспринимает, то музыку, как эхо старины глубокой, он обязан познать. Но позвольте, старички! Даже закоренелое в предрассудках каменное сердце горца растает при исполнении Майи Плисецкой танец "Кармен - сюита" Бизе- Щедрина! 
Или у людей сидящих в зале, сотни лет слушающие одного и того же Дж. Верди, другие мозги.

А политика кидает человечество из одной крайности в другую: до сих пор было от имени и во имя партии, теперь стало от имени и во имя Бога!
Как тут не вспомнит Льва Толстого, который возглашал: "Государство, отстань от человека!" Дайте людям свободу морали, свободу быть самим собой, событиям дайте воли и наступит то что наступить. Совесть- голос Бога! Жизнь -есть Бог, жизнь- есть любовь! С тех пор прошло 130 лет, и что дало это государство человеку? Три взаимоисключающие революции, две опустошительные мировые войны, между ними голодомор, каннибализм, нищенскую жизнь, духовный нигилизм, сотни миллионов искалеченных судеб. Не этот ли искусственно созданный апокалипсис на территории целого континента под названием Российская Империя - Российская Федерация?

Пройдя через все эти катаклизмы мы пришли опять к тому же, что в пору кричать: "Государство, отстань от религии!" Не надо её подкармливать, узурпировать, накидывать уздечку, запрягать в кабалу, с двумя ездовыми, где один тянет вправо, другой влево. Пусть человек услышит голос своей совести, души! Пусть человек ищет сам себе духовный путь. И человек его найдёт, несмотря на кучу грязной, бездарной гласности, обрушившей внезапно на несчастные головы Советских людей. Ибо он был более цивилизован, без похоти корыстолюбия и властолюбия, чем сегодняшней верующий, затурканный от государственных религиозных деятелей. Кому верить? Религии от государства или свободной религии?
 
  В Москве Глава Государства, бывший атеист, часто появляется в обществе Патриарха Всея Руси. Вместе с президентом Дудаевым явился и Верховный Муфтий Чечни, со своей службой.
И пошла религия в люди, как ливневой поток после грозы. В уличных киосках "Союзпечати" города Грозный, среди всякого печатного хлама, стали продавать...Коран, перевод Крачковского!? Товар оценили в одну обесцененную бумажку с достоинством в 1000 р., за которую можно было купить там же две бутылки водки. В любое время суток!

 А такого деятеля как Муфтий в истории чеченцев не было и зачем нам этот политкомиссар, нахлебник от религии с его религиозной конторой. Что они сделали? Не допустили дикий грабёж Грозненской промышленности с мировым именем? Да они сами благословляли нас и всегда шли на шаг вперёд банды грабителей. Или вместе с Патриархом Всея Руси  не допустили грядущие войны с Россией, а может вывели всех чеченцев без единой потери на традиционный путь Ислама? Нет и нет! Они собрали со всего мира всякую религиозную шваль и мучили чеченцев десять лет. Да о чём говорит,  для нас тогда любой затурканный араб чуть ли не потомок самого Пророка (с. а. в.)

Отстаньте вы, безгласные! Накопилось, дайте высказаться, я завоевал себе право говорить так, а не иначе, своей жизнью в Чечне, не покидая её ни на один день. Люди, прошедшие вчера Советскую школу через пень колоду, тугодумы и двоечники, не могут сегодня без ошибок читать Коран, не говоря о переводе язык араба на язык чеченца. Так не бывает, а других не было. Они не построили в своей жизни хотя бы одноочковый сортир, потому не в праве оспаривать человека, который является Заслуженным строителем республики.
   
До сих пор, вопреки Советской власти, все религиозные проблемы решал беспристрастный сельский мулла от имени и во имя Аллаха! А он так и оставался в ауле на побегушках у простых мусульман, разрешая их вопросы "во дни торжеств и бед народных", без выходных, без отпусков, с ненормированным рабочим днём и без зарплаты. Не понимая, что на религии можно приобрести карьеру. И ещё какую! У него есть Коран, а там ответы на все вопросы! Сколько над ним измывалась Советская власть, промывала мулле мозги, подвергала пыткам, кидала по тюрьмам, глумились всякого рода атеисты, сочиняли сказки, небылицы. А он, простой сельский мулла перенёс чистоту Ислама до сего дня! Слава Советскому сельскому мулле! Жаль, что мусульмане не ставят памятники!

 Но раз есть муфтий Чечни, то почему он хотя бы не позволил опустит так низко Коран на русском языке? Разве язык русских не создан Аллахом? А верховными визирями Дудаева стали мюриды Кунта-Хаджи.
Но что это? Из их уст слышны возгласы о грядущем джихаде! Где они нашли такую строчку в книгах (жайна) своего Устаза?

 Выслушав к чему призывало новое духовенство Чечни, сопоставив её с идеологией партии, когда она, родимая, в первый день своего руководства, религию отделила от государства и государство от религии, я сделал блестящий вывод. Да партайгеноссе, как бы не было прискорбно, но здесь более честными оказались коммунисты. Моё поколение оставило пол жизни там, оно подытожило у Советского человека нравственные качества были выше, чем ныне. У него хотя был моральный кодекс строителя государства.
 И я воспользовался фразеологией их устаза К. Маркса: "Газават был один раз, а попытки повтора - фарс и трагедия! Запомните мюриды мои! То бишь, дети". По сути идеологи Исламизма - те же самые проповедники  крестовых походов Средневековья, и "страшно далеки" от традиционного Ислама.

С годами вмешиваться в религиозные темы становились все более опасными, но я успел влит в неокрепшие души своих мюридов ровно столько, сколько необходимо думать своей головой, а не современными интернет порталами.  Вообще, стал объективным светским муллой (а хотите попом) для своего семейства, но не умеющий читать Коран. Сохранил ячейку общества, государства в русле традиционного Ислама, но никогда мне не выступать в мечети, на михрабе, с нравственной проповедью. А жаль!

Все лучшее автоматически передались моим детям, а худшему они научаться сами. Даже  тому, так называемому спорту, как бои без правил. Ужасное, Богопротивное зрелище!
За две чеченские войны никто из них не брал в руки оружие, стало быть, не убивали ни одного русского солдата. Но не делал из них беспринципных пацифистов, Родина она Даймохк (Отчизна), её надо защищать, если враг наступает на его веру и честь, а не участвовать в бандитских разборках под видом газават.

А бабушка ещё лет восемь наслаждалась возвращением блудного мюрида в лице собственного сына, и с умилением смотрела на внука, который читал Коран прадеда, привезённый с чётками из Мекки в 1909 году. А я подарил уже своему сыну эти семейные реликвии столетней давности, с запиской: "Победителю мюриду- от побеждённого Устаза!" Ибо, Коран должны читать! Коран не должен пылиться на полке, как у Генсека в шкафу полные собрания сочинений классиков марксизма- ленинизма.
Нерушимая идиллия! В общем, не так уж страшен серый волк -ваххабизм, как его малюют, а один из внуков носит имя Вахаб!

Первый Р. S. Мои посевы дают достойные всходы, я в восхищении, когда дети говорят своим детям: "Слушайте деда, он у нас три эпохи постиг! От царской России, до сего дня и Никогда Не Воевал!" Кстати, никогда не давал в морду никому, хотя...,  зато и сам не получал! А вот и внук с Кораном прапрадеда в руках заходит, а я обязан вставать перед ними!

Второй Р. S. Друзья - ровесники, "рождённые в годы глухие", никто в этом подлунном мире не уполномочен списывать наши грешки не Устаз и ни Поп.
За годы своеобразной, сложной политической жизни в России, немало долгов накопились у нас перед Всевышним, а возвращать никогда не поздно. "Поистине верующие братья..." и Бог един, он у нас у всех Милостив и Милосерден! Возвращайтесь к Богу и Мир Вашему дому!
               


Рецензии
Очень интересно, а главное, познавательно.
В середине 90-х, когда начали усиленно строить новые и реставрировать старые православные храмы, патриарх Алексий сказал: "Это очень хорошо, что восстанавливаются церкви. Но намного важнее восстанавливать и реставрировать человеческие души".
У православных верующих намного больше общего с верующими российскими мусульманами, чем с так называемыми христианами различных тоталитарных сект. Различия в догматах, в традициях. А в главных вопросах - вопросах морали, нравственности - православие и традиционное мусульманство идентичны.
Повезло Вашим близким - им есть на кого равняться! У них есть такой непререкаемый авторитет, да ещё и теоретически подкованный, которым можно и нужно гордиться. Так держать!
А что касается радикальных исламистов и воинствующих националистов, то это очень серьёзная опасность для всех, для мира во всём мире. Это всё те же тёмные силы, и вихри враждебные...
И это, к сожалению, только начало...
И для распространения таких течений, к сожалению, есть все условия не только в России с нашими скинхедами и жадными работодателями с одной стороны, и безграмотными забитыми гастарбайтерами с другой...
А Вам, Великий Прораб, низкий поклон за то, что своими публикациями Вы строите мост между людьми разных национальностей и религиозных конфессий.

Раиса Бобрешова   26.09.2019 09:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.