учился на филфаке. IV курс

"Яблоки созрели!" — и долгий звон в ушах. И после лекций по предмету, ведомому этим преподавателем, звон в ушах у меня не прекращался. Хорошо иметь высокий голос, но хорошо бы иметь ещё и "ручку настройки". Я даже пересел подальше от "всевидящего ока". Этот преподаватель пришёл к нам, вероятно, из казармы: после команды "смирно!" — внимай и пиши, после команды "вольно" можно положить ручку и, буквально, сесть, как учили в первом (!) классе. После шутки преподавателя надо смеяться, ибо смешно. Если преподаватель, из-за вопросов "глупых" студентов, попал в собственные смысловые "клещи" и образовался казус, в результате которого половина аудитории покатилась со смеху, то эта недостойная половина тут же схлопотала "плётки": разве смеяться разрешено?!

С таким "садовником" урожая не видать.

Мы все её так ждали! Она пришла. Педагогическая практика, которую посещало 90% "почти готовых" учителей, прояснила некое несоответствие. Я увидел его в том, что три долгих и невероятно трудных года меня учили не тому. Нас, на специалитете, учили чему угодно, давая массу теоретических знаний и знакомя с научными гипотезами давно умерших адептов тех или иных направлений педагогической науки в целом, однако, когда каждый из нас, будущих учителей, попробовал себя в этой ипостаси, поведение учащихся школы XXI века несколько отличалось от того, что было изображено на гравюрах и триптихах.

На первом же занятии, которое я вёл в среднем классе одной из школ города, дисциплина на уроке упала, и я потерял контроль, так как действовал "по инструкции", как учили в университете. На другой день я учёл ошибки и вспомнил былое: дисциплина вернулась и больше не покидала класс. Мне потребовалось 7 дней (не неделя), чтобы увидеть ростки уважения к себе со стороны всех тех учащихся, у кого я вёл урок. Новости быстро разносятся.

В той школе был хороший "противовес" в плане отношения с уважением к учащимся. К примеру, чего стоит одна только фраза, услышанная мной на перемене среди гвалта начальной школы: "А ну иди сюда, ты, урод!" — так обращалась учитель к учащемуся, который чем-то по двери учительской стукнул. Дверь обита металлом, ей — всё равно. А однажды, прямо на уроке русского языка, был случай, который меня несколько удивил присутствием "высокой" культуры общения. Сразу отмечу, что в те времена каналов "You-Tube" не было, а смартфона не было даже у меня: ну, я, типа, продвинутый.

Обычная школа, обычный 8 класс, обычные дети из "спального" района. Обычный урок с присутствием студентов-филологов на практике, учащихся у действующих учителей: сначала знакомимся с процессом, затем — учим сами. Относительная тишина, прерываемая перелистыванием страниц учебников и падающих, то здесь, то там, ручек. Внезапно дверь открывается с грохотом настежь и в кабинет врывается подобие урагана с жутко-громким воплем: "Какая сволочь сожрала конфету из коробки?! Вы должны выдать мне эту сволочь! Кто сожрал конфету?" Даже у учителя, который вёл урок и который уже давно всё про всех знает, слегка отпала челюсть.

Чуть позже выяснилось, что за 15 дней до этого прекрасного момента, на день учителя, классному руководителю 8 класса подарили две (прописью: д-в-е) коробки конфет. Эти коробки лежали в подсобке, которая, видимо, не запирается. Про первую коробку, которую, видимо, без разрешения, съели всем классом, напоминали минуты три. Вторая коробка, внимание, была закрыта и запаяна в полиэтилен! Когда подсобка была открыта, — вот оно, преступление века, — из второй, закрытой коробки кто-то вытащил одну конфету и тут же сожрал, громко чавкая.

Восьмиклассники пытались защищаться, в мягкой форме намекнув своему классному руководителю, что у Вас, мол, нет доказательств, что это был кто-то из нас и вообще, подсобку надо закрывать, если там лежат конфеты, которые Вам так дороги. На что получили отповедь: "Я больше не ваш классный руководитель, меня не интересуют ваши проблемы до тех пор, пока вы не выдадите мне того, кто съел конфету. Я видела, как двое из вас повернулись в сторону того, вероятно, кто! Но я этого пока не знаю точно".

Гробовое молчание было ей ответом. Было слышно, как мухи жужжат на улице. С громким воплем подобие урагана покинуло пределы кабинета.

No comments.

За четыре года обучения мне довелось увидеть много очень разных людей, одни из которых были очень высоких моральных принципов и присутствия чести в своём "я" каждую секунду; другие же вели себя как-то странно. Я не очень люблю этот исторический эпизод, но во время встречи "с этими другими", мне постоянно вспоминался Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, применивший ботинок по цели высказывания на ассамблее ООН.

Пятый курс, выпускной, не заставил себя долго ждать.


13 июня 2017 года — 24 августа 2017 года.


Рецензии