Роберт Говард - Призрак в дверном проеме

Robert Howard: The Ghost in the Doorway

     Сверхъестественное всегда играло важную роль не только в фольклоре, но и в истинной истории Ирландии. Помимо Дине Ши (1), духов земли, Лепреконов (2), Лейхфроганов, Ганконеров (3), Клуриконов (4) и других духов, таких как феи, общих для всего острова и всей расы, существуют местные духи, и трудно найти хоть одну ирландскую семью, у которой нет собственного духа или призрака.
     Все, что представлено ниже - это перевод с гаэльского мемуаров капитана Турлофа Кирована, который носил это звание во Франции во времена правления Людовика XIV в 1650-х годах. Жизнь капитана Кирована была достаточно бурной. Он родился в городе Голуэй, но его мать была из О`Салливанов графства Керри. Он участвовал в первых рядах в большинстве заговоров и восстаний против английского правительства, и именно в 1650 году во время невероятно жестокого и кровавого правления Кромвеля в Ирландии произошли следующие события. Кирован был хорошо известен Кромвелю, как благодаря своей храбрости, так и своим умениям, и знаменитый лицемер с кровавыми руками, который ревел богохульства против Божественной воли, сея смерть направо и налево, предлагал высокую цену за голову отважного капитана из Голуэя. Можно с уверенностью сказать, что Кромвель искал Кирована, используя третьих лиц. Пуританский психопат был в своей стихии во время убийств женщин и детей, но у него не хватало смелости встретиться с Кированом лицом к лицу.
     После распада ирландского сопротивления в Мюнстере Турлоф Кирован, который пришел с севера для участия в войне, был обнаружен и подвергся преследованию в графстве Клэр. Далее следуют его мемуары, которые не опубликованы до сих пор, даже несмотря на то, что был выполнен вольный перевод, а точность хронологии событий не была подтверждена.
     «…После, когда наступила ночь, я пересек болота и через несколько часов подошел к развалинам замка. Это была не более чем огромная каменная масса, стоящая одиноко посреди этих неприветливых и уединенных топей, вдали от любого человеческого жилья. Я решил укрыться здесь до тех пор, пока не выйдет луна, а затем продолжить свое путешествие. Мне срочно нужно было хоть немного поспать и отдохнуть.
     Я вошел в руины и почувствовал тяжесть в своем сердце, потому что эта коллекция разрушенных стен могла хорошо символизировать тяготы Ирландии. Ибо я знал, что в прошлые годы это был один из опорных пунктов великого клана О`Брайенов, и что в этих теперь ветхих стенах когда-то раздавались громкий смех и песни.
     Но норманны под командованием Фицмориса захватили замок, убив всех его защитников, около трехсот лет назад, и замок, лежащий теперь в руинах, был оставлен, здесь поселились совы и летучие мыши.
     Я закутался в плащ и, все еще тревожимый меланхоличными мыслями, прилег в тенях большого зала и заснул. Кажется, я проспал около двух часов, прежде чем проснулся. Поморщившись, я задался вопросом, не был ли обнаружен за это время. Луна сияла сквозь разрушенную крышу, освещая дверной проем, через который я вошел внутрь. Но когда я взглянул туда, я вдруг заметил, что перед входом стоит мужчина, замерший у порога.
     К моему удивлению, я увидел, что на нем был килт и украшения ирландского вождя пятисотлетней давности. Он был четко виден в лунном свете, и я смог разглядеть, что он был высоким, широкоплечим мужчиной с великолепным и крепким телом и держал сломанный меч в правой руке. Его левая рука была прижата к груди, и я заметил, как сквозь его пальцы просачивается кровь.
     Я встал, когда он, указав куда-то за спину, туда, откуда пришел со сломанным мечом, сказал на гаэльском:
     - Осторожнее! Рыжебородый близко!
     Когда я замер, изумленный, он рухнул на землю, меч выпал из его правой руки, а левая дернулась в сторону, обнажив жуткую рану в груди. Именно тогда я понял, что все это имело некий странный и зловещий оттенок... так как сломанный меч упал на каменные плиты пола, но не издал ни малейшего звона или лязга. Я подбежал к павшему воину, но когда наклонился, чтобы его осмотреть - его там уже не было! Он исчез не постепенно - когда я наклонился к нему, его просто не стало, хотя еще мгновение мне казалось, что я вижу слабые очертания его тела на каменных плитах. 
     Тогда мой разум превратился в вихрь, я начал размышлять над этим таинственным событием и пришел к выводу, что я спал и, следовательно, видел все это во сне. Но я был обеспокоен, вспомнив странные слова призрака, поэтому поднялся и, взяв плащ и запас еды, покинул бастион через другой выход и спрятался снаружи в кустах. Едва я затаился, как заметил вдалеке большую группу людей.
     Они окружали замок с недоверием во взглядах, затем часть из них проникла внутрь - они двигались с особой осторожностью, держа в руках мечи, чтобы предотвратить любой неожиданный звук. Они принадлежали к компании «Круглоголовых» (5), и я узнал их офицера, некоего капитана Бальстона, человека большого размера с внушительной рыжей бородой. Когда я увидел все это и вспомнил слова призрака о рыжебородом, у меня перехватило дыхание.
     Пока мои преследователи были заняты обыском замка, я ускользнул и, продвигаясь хорошим темпом через болота, вскоре оказался перед группой оседланных, но привязанных лошадей, смотреть за которыми был оставлен солдат, который, должно быть, сейчас дрых или был пьян. Отвязав одного гнедого и, вскочив в так удачно не снятое седло, я поспешил прочь и вскоре вернулся в Голуэй, где приобрел билет на корабль, направляющийся во Францию, и вскоре высадился в безопасности в Бордо, где встретился, ликуя, со своей семьей, которая сбежала несколько месяцев назад.
     Я рассказал им, что произошло со мной, и тогда старый друг семьи, леди Нуала О`Брайен, которая сопровождала мою семью в изгнании, воскликнула:
     - Молодой человек, ты встретил своего предка, Кормака О`Салливана, вождя крови твоей матери!
     А затем продолжила:
     - Как вы знаете, тот замок в старые времена сыграл очень важную роль в истории моего клана. Около пятисот лет назад еще до того Бриан Бору победил датчан при Клонтарфе, эти мародеры совершили нападение на Клэр и тайно подобрались к замку, чтобы застать его жителей врасплох, но были обнаружены небольшим отрядом О`Салливанов, находясь лишь в нескольких минутах ходьбы от замка. Датчане убили этих ирландцев, но Кормак О`Салливан будучи могучим воином рубил направо и налево, пока его меч не сломался, а затем, ускользнув, он добрался до замка, опередив датчан. Он остановился у порога большого зала, где все смеялись и разговаривали, не зная о надвигающейся опасности, и, глядя на собравшихся там, произнес эти несколько слов: «Осторожнее! Рыжебородый близко!» Затем он упал на землю и умер от полученных ран.
     О`Брайены успели подняться на стены и закрыть ворота, прежде чем датчане напали на них, и после очень тяжелой осады налетчики были изгнаны, а их лидер Ламх Дерг, также прозванный Барбаросса, пал в последней атаке. Поэтому ты можешь быть уверен в том, что твой предок вернулся, чтобы предупредить тебя, иначе тебя бы поймали».
     И это было правдой, без сомнения.

1. Дине Ши (от ирландского Daoine Sidhe) - «Волшебный Народ» - ирландские благородные эльфы, потомки ирландских богов.
2. Лепреконы (от ирландского Leipreachan) - маленькие бородатые мужички-феи, обычно одетые в пальто и шляпу. Они - одиночные существа, которые тратят свое время на изготовление и исправление обуви и имеют сокрытый горшок с золотом у корней радуги.
3. Ганконеры (от ирландского Geancanach) - фейри (фея мужского пола в ирландской мифологии), очень любят соблазнять человеческих женщин.
4. Клурикон (от ирландского Cloblier-ceann) - озорные феи, известные своей большой любовью к выпивке.
5. «Круглоголовые» (англ. roundheads) - так называли сторонников Парламента во время Английской революции. Отличительной чертой «круглоголовых» были красные мундиры.


Рецензии