Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Часть 4

               
Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Дины Семеновны Федюниной (Плескачевской)
(Рукопись не редактировалась)
 
Часть 4.

   Нам рассказывали о пользе домашних огородов. Раздавали семена для выращивания овощей, были даже картофельные отростки. Я была знакома с огородными работами, так как мы до войны имели свой небольшой огород. У нас около дома был небольшой участок земли. Наши родные с удовольствием копали огород и сажали в грядки семена.  Соседи по дому тоже сажали огород. Жители города начали засаживать все свободные участки земли, возникали огороды даже на пустых детских площадках и в скверах. Весной мама и тети устроились на работу. Тетя, заслуженная учительница, устроилась на хлебозавод уборщицей и была довольна, что взяли на работу, так как получила рабочую карточку, значит 250 грамм хлеба.
     Папа добился, чтобы его взяли на фронт. Сводки с фронтов были неутешительными. Мы с сестрами решили пойти работать на завод. Он был почти рядом с нашим домом, но нас не взяли, сказали: «Подрастите немного!»
     Как-то случайно брату из рогатки удалось подстрелить ворону. Как он был рад! Варили ворону очень долго, вареная ворона была темная, жесткая, одни кости да кожа, но все равно мы ее проглотили. Потом как он не старался, больше не удавалось подстрелить ворону.
     Как-то вечером брат с ребятами играли в прятки во дворе и саду. Кто-то обнаружил в углу сада мешок, в которым были два круглых предмета, они подумали, что это мячи и развязали мешок, и вдруг с криком бросились прочь. Дворник узнала, что это головы мальчиков, наших бывших соседей, которые исчезли под Новый год. Нам стала ясна картина той страшной, жестокой трагедии, случившийся под Новый год.  Вот почему папа и мама боялись за нас с братом.
Бог судья нашим соседям.
     Люди стали перекапывать землю, где стояли Бадаевские продуктовые склады, и эту землю ели. Меня угостили этой землей. Черная, блестящая, мягкая, эластичная и жирная, смотрелась она очень аппетитно, на вкус была очень сладкая, но уж очень скрипела на зубах. Я едва проглотила.
     Огородные работы быстро закончились. Вскопано было все, в ЦПКиО был большой огород.
     Мама достала билеты в БДТ. В театре было много народу, все места были заняты. Все было как раньше до войны. Смотрели спектакль «Давным-давно». Артисты играли захватывающе интересно. Жаль только, что была тревога и спектакль на время прервали.
Все спустились в бомбоубежище. На наше счастье тревога была недолгой. Все поднялись наверх и благополучно досмотрели спектакль. Все были в восторге.
     Мне с сестрой удалось устроиться на работу недалеко от дома. Приняли нас на работу в Баженовский банно-прачечный комбинат. Его построили незадолго до войны. Шикарная баня была закрыта, не было воды и угля, а вот прачечная работала в три смены, так как стирали белье из госпиталей, нас приняли на работу сразу. Работали одни женщины, много старых, так что молодых брали охотно. Мы должны были подготавливать по весу белье для стирки в барабанах. Рабочий день был такой: с 8 часов  до 5 часов вечера работали в помещениях, а с 5 часов до 8 часов на улице пилили, кололи дрова, чтобы не было перерыва в стирке. Работали все добросовестно, так как знали, что это надо для победы.
     В сентябре мы с сестрой вступили в комсомол. На работе была небольшая партийная организация. Нас с сестрой и еще трех комсомолок приняли в свою группу. Руководил партгруппой директор комбината. Это был умный мужчина средних лет (освобожденный от армии), хорошо знающий свое дело. Его жена работала вместе с нами. Они часто даже ночевали на работе.
     Летом в выходные дни мы ездили в ЦПКиО на прополку огорода. Там, где раньше веселились и танцевали, были грядки. Было тяжело и жарко, но норму, которую нам выделяли, мы безропотно выполняли, знали, что это еда для бойцов. Руководила жена директора. Нам приносили пить хвойный напиток.
     Нашему комбинату выделили несколько деревянных домов на дрова. Ломать нужно было самим. На слом домов, заготовку дров ходила вся партийная организация во главе с директором вместе с молодежью. Директора звали Юрий Александрович. Он дал нам в руки «фомку» - это ломик, и показал, как им пользоваться. Он научил и показал, как надо быстро нагружать грузовую машину. Мы научились тому, как правильно катить, вернее, закатывать бревна на машину. Было очень тяжело, но работали дружно и старательно. Работали почти всегда ночью, так как машину нам выделяли по ночам. Мы старались работать добросовестно, старались как можно больше заготовить дров, чтобы прачечная работала бесперебойно. Самое главное, чтобы работали в три смены стирочный цех и каландровый — это гладильные станки. Спали ночью по 3-4 часа. По радио передавали неутешительные известия. Шли жестокие бои на всех фронтах. Наши войска пока отступали на восток.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2017/09/12/1421


Рецензии
Читаешь и накатываются слёзы на глаза. Почему-то раньше наше советское образование не допускало, чтобы в даже старших классах не знали такие подробности, да и сейчас тоже. Зато всякую дрянь... и про убийства по телевизору позволяют смотреть...

Лариса Потапова   02.06.2020 18:32     Заявить о нарушении
В советские времена проводились встречи с ветеранами, и такие рассказы можно было услышать из первых уст. Хотя люди, пережившие это, не любили рассказывать обо всем, да и считалось, что не всё детям можно рассказывать.

Ирина Раевская   02.06.2020 18:46   Заявить о нарушении
Вы ерунду говорите. И книги были, и док/фильмы, и спектакли. Может, это именно вы прогуляли и прослушали.

Ольга Шорина   29.08.2021 13:22   Заявить о нарушении
Неуместная агрессия, очень эмоционально, но совершенно не по делу.

Ирина Раевская   29.08.2021 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.