Деревенский кузнец

История моего прадеда Ивана Матвеевича Кузнецова (по линии отца)
Про Ивана знаю мало в основном отрывочно. Сейчас постараюсь рассказать.
Мой прадед, Иван Матвеевич Кузнецов родился в деревне Старое Сташино, Кашинского  уезда. Это было еще задолго до революции, в семье  деревенского кузнеца. Жили тогда не богато и уже с молодых лет ему пришлось наниматься в батраки.
Была в деревне мельница на речке, где вращение жерновов осуществлялось от силы течения реки. Так вот на эту мельницу зачастую и нанимался в помощники Иван. Может из-за того, что мельник расплачивался мукой, что хорошо в хозяйстве, а может из-за дочери мельника в которую влюбился.
Как бы то ни было, а их любовь стала обоюдной и в скором времени мельник про это узнал. Что там было и как мельник ругался я не знаю, потому что дед Иван был бедным, а мельник был местным богатеем.
Конечно, мельник хотел для своей дочери мужа из другого сословия, а не этого голодранца. Но деваться было некуда да и боялись в те времена не хороших разговоров и позора. А девушка могла не выйти замуж, потому что порченая, как тогда говорилось. 
Поэтому и согласился мельник отдать дочку замуж за Ивана. Пожив короткое время в доме мельника и поработав на мельнице уже в качестве зятя Иван решил поехать с женой  в Санкт-Петербург. Почему туда? Потому, что этот город на Неве был столицей нашего государства. Так вот приехав в Санкт-Петербург Иван устроился на Путиловский завод, к слову сказать на тот момент один из самых больших в городе.
Сначала работал учеником, потом стал слесарем уже с разрядом.
И надо сказать не плохим слесарем если к началу пролетарских волнений он с семьей снимал квартиру в городе и содержал всю семью. К тому моменту жена его не работала и воспитывала семерых детей.
Вот такая была правда того времени: кто хорошо работал при царе тот и нормально  жил, а кто бунтовал да по стачкам бегал, тому и не платили. И это правильно, если ты не работаешь, то какие деньги?
К Ивану подходили несколько раз рабочие, которые устраивали стачки с предложением принять участие. На что Иван с присущей ему прямотой крестьянина спрашивал: "А вы мне деньги платить будете, чтобы содержать семью?"
Больше к нему не подходили с подобными предложениями.
Так что Иван был не революционных взглядов. Я думаю и правильно делал, иначе, как содержать семью? Правильно, только трудиться, а лентяи с красными флагами лишь будоражили народ.
Вскоре прокатилась буржуазная революция и на смену царю пришла государственная дума с предводителем Керенским. В городе стало не комфортно. Помимо продолжавшейся империалистической войны с немцами в городе стали проходить опять волнения, уже большевистские. И главным иудой развала Российского государства выступил немецкий шпион В.И. Ленин, он же Ульянов. И это не голословные слова, а уже факт.
Только по истечении времени, порядка 75 лет с момента  свершения Великой Октябрьской Революции 1917 года, стали просачиваться материалы о ставленнике Германии, он же Ульянов-Ленин. И о том, какие суммы финансировались Ленину на  развал государства Российского. Потому что любая революция требует денег, а кто ее финансировал  в нашей стране? Правильно, Кайзер.
У Ленина денег не было, а содержать ядро  большевиков, которые не работали или числились на работе, а также выпускать большевистские газеты,  как-то нужно.  Вот такая правда всплыла после стольких лет восхвалений и почитания имя вождя мирового пролетариата.
А наше поколение искренне верило в это пугало, что до сих пор по-человечески не похоронено, а лежит в Мавзолее на Красной площади.
Почему спросите вы? Все просто: пока живы еще последователи коммунистической партии, пока еще они сильны, из Мавзолея Ленина не выкинуть.
Продолжаю свое повествование. Предчувствуя еще одну революцию и на этот раз уже более кровавую Иван уволился с завода и уехал с семьей к себе в деревню. И как я уже писал ранее эта деревня была в Кашинском уезде Тверской области, Старое Сташино.
Приехав в деревню он первым делом купил дом с землей. А так как детей семь душ да жена в помощь, то можно было смело прокормиться своим хозяйством. В итоге, на накопленные в Питере деньги была куплена домашняя скотина. Это свиньи, козы, овцы, одна дойная корова  и пара лошадей. К тому времени все это составляло очень большое богатство для простого крестьянина.
Земли было много с учетом посевов, не то что сейчас пятнадцать соток считается много. А в то время смело бери и покупай гектар земли и выращивай, что душе угодно. Цены на землю были адекватные.
Купив все, что нужно для хозяйствования, Иван с семьей начал вести свое личное хозяйство, а излишки продуктов ездил продавать в город. Благо Кашин находился в пятнадцати километрах от деревни. Вскоре появился достаток в семье  и смелые мысли о безбедном существовании.
Но всему, когда-то наступает конец, так и в случае с Иваном. Грянула Пролетарская революция 1917 года. Деревня моментально разделилась на тех, кто за Красную власть и тех, кто зажиточные.
Страна была истощена войной с немцами, а тут еще все заводы встали, фабриканты разбежались со своими деньгами. Деньги стали  пустыми, ничего на них не купишь, да и какие деньги, то керенки еще в ходу, то царские, пока большевики не наладили выпуск своих денег.
В цене только продукты да и то крестьянского происхождения. Вот и придумали большевики простую вещь: просто ездить по деревням и отбирать хлеб, зерно, мясо, у зажиточных крестьян. К тому времени семья Ивана считалась зажиточной, потому как имела много личной скотины. Эти наезды  красных  командиров назывались "продразверстками".
В итоге, в деревнях стало все хуже и хуже в подсобных хозяйствах. А город все больше требовал продовольствия, в том числе и для борьбы с врагами революции.
Сначала проехали команды и отобрали у крестьян ценности, потом продразверстки, затем отобрали весь скот. В итоге, у семьи Ивана ничего больше не осталось, кроме дома и  земли.
Работая на заводе в Санкт-Петербурге, как я уже писал, он снимал квартиру и содержал всю семью, а также сумел скопить золотые червонцы. Часть которых и вложил в покупку земли и скотины для своего хозяйства, а часть оставил на всякие нужды. Сколько было оставлено для дальнейших нужд я не знаю, но по разговорам родственников можно было жить безбедно.
Когда команда красных искала по дворам зажиточных крестьян золото, Иван до последнего не хотел отдавать ценности. За что его большевики вместе  с семьей хотели тут- же расстрелять у дома. И только, когда все деревенские жители прибежали к его дому и стали говорить, что он такой-же крестьянин и что  был в батраках, и что работал рабочим на заводе, только тогда его отпустили, но все золото пришлось отдать.
Прошла революция, страна начала вставать с колен после разрухи и в деревнях стала налаживаться жизнь. Иван построил кузницу и как его отец и дед стал деревенским кузнецом. На это и стала жить  его семья, а также огородом и курами. Мой отец каждое лето до армии приезжал  к деду в деревню и наслаждался природой деревенской жизни и речкой, что течет в этих краях до сих пор.
Почему и было у него постоянное желание жить в своем доме. Невозможно поставить рядом каменные джунгли  с ее квартирами и деревню с ее деревенскими домами, где даже дышится и спится лучше.
Я сейчас говорю про классические деревенские,  деревянные дома из бревен или бруса. Конечно большее распространение в деревнях получили бревенчатые дома за счет толщины бревна, а стало быть меньшего промерзания дома.
Умер дед Иван в нищете, своей смертью уже старым человеком в шестидесятых годах. Дом его вскоре сгорел и ничего от него не осталось.


Рецензии